Конспект и презентация урока физики 8 класс по теме "Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Калюканова Татьяна Евгеньевна

конспект и презентация урока и применением оборудования "Точка роста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx48.98 КБ

Предварительный просмотр:

Электромагнитные явления

Тема урока:   Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока.

Цели:     1. Формировать у учащихся научные представления о МП, постоянном магните и его свойствах, и установить связь    между электрическим током и МП.

2.Продолжить  развитие  у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса (на основе физического эксперимента), развитие функциональной грамотности;

   3.Формировать мировоззренческие  понятия о познаваемости мира, для воспитания чувства само- и взаимоуважения при работе в группах, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная (фронтальная беседа на всех этапах урока);
  • групповая (проведение опытов);
  • индивидуализированная (выполнение теста).

Приемы реализации методов:

  • интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
  • ответы на поставленные вопросы;
  • демонстрация видеофрагментов с помощью мультимедийного оборудования; фронтального опыта;
  • составление опорных конспектов;
  • задание учащимся на осмысление изученных знаний.

Средства обучения: учебник Физика -8 А.В. Перышкин, Цифровая лаборатория «Архимед», набор для опытов «Электричество и магнетизм».

Демонстрации: магнитное действие тока,  магнитное поле тока.

Оборудование: на столах учащихся два полосовых магнита, баночка с металлическими опилками, картон, чашка с железными гвоздиками стальными скрепками.

План урока:

I.Объяснение нового материала с проведением фронтальных экспериментальных работ. Материал дается в приложении.

II. Тест на развитие функциональной грамотности. Материал дается в приложении.

           III. Выводы по уроку.

IV. Домашнее задание.

Ход урока:    

  1. Объяснение  нового материала.

Для того, чтобы определить тему сегодняшнего урока, давайте разгадаем кроссворд ( Слайд №1)  Приложение 1

  1. Мера нагретости тела.
  2. Прибор для измерения силы тока.
  3. …….. внутреннего сгорания.
  4. Измеряется в Вольтах.
  5. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
  6. Произведение напряжения на концах участка цепи на электрический заряд, прошедший по нему.
  7. Интенсивный переход жидкости в пар при определенной температуре.
  8. ……… Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
  9. Произведение напряжения на силу тока.
  10. МАГНЕТИЗМ

Сегодня тема урока «Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока».                                                                                                                       (Слайд №2) Цель нашего урока:  сформировать научные представления о МП, постоянном магните и его свойствах, и установить связь    между электрическим током и МП. (Слайд №3)

(Слайд №4)  Историческая справка о магнитах:

История магнита насчитывает свыше двух с половиной тысяч лет. В 6 в.до н.э. древнекитайские учёные обнаружили минерал, способный притягивать к себе железные предметы. Китайцы назвали его «чу-ши», что означает «любящий камень», так как он прижимает к себе железо, как мать свое дитя. Слово магнит произошло от слова  «Магнесии», так назывался небольшой город в Турции, где были найдены залежи этого минерала.

 (Слайд №5) Вопросами магнетизма ещё в 1820 году занимался датский учёный Эрстед. Он ставил различные опыты,  и сегодня один из них мы можем повторить.

Что же такое МП? 

(Слайд №6)  МП это особый вид материи, который существует независимо от нас и от наших знаний о нём. Основной особенностью магнитного поля является действие на движущиеся заряженные частицы и магниты. 

ФЭР №1 Свойства магнита.                 

1.Поднесите магнит к телам в чашечке, алюминиевой баночке и другим телам на вашем столе. Все тела притягиваются к магниту?

(Слайд №7)  

2. Положите магниты на таком расстоянии друг от друга, чтобы они не взаимодействовали, затем медленно приближайте один магнит к другому. Что наблюдаете? (начнут притягиваться).

3.Сколько полюсов у магнита? 

(Слайд №8,9)  

4.Как взаимодействуют магнитные полюсы?

(Слайд №10)  

Какой вывод можно сделать по проделанной работе? Вокруг магнита существует МП.

(Слайд №11)  Определяющие свойства МП

Порождается магнитами и токами.

Обнаруживается по действию на магниты и токи.

С удалением от источника магнитного поля действие поля ослабевает.

ФЭР №2.  Получение магнитных спектров.

Положите магниты на расстоянии  2 - 3 см друг от друга одноимёнными полюсами. Накройте их картонкой. Посыпьте на картонку металлические опилки. Слегка постучите по картонке карандашом. Картина, открывшаяся вашему взору, называется магнитным спектром. 

 Положите теперь магниты разноимёнными полюсами друг к другу и повторите опыт.

В МП опилки- маленькие кусочки железа, намагничиваются и становятся маленькими стрелочками. Ось каждой стрелочки в МП устанавливается вдоль направления действия оси сил МП.

(Слайд №12)Сравните результат вашего эксперимента с графическим изображением магнитных линий на экране.

 (Слайд №13)Линии, которые образуют опилки в МП, называются магнитными линиями. Магнитные линии или линии МП  это воображаемые линии, вдоль которых установились бы в магнитном поле оси маленьких магнитных стрелочек.

(Слайд №14) За направление магнитных линий магнитного поля в данной точке принимается направление, указываемое северным полюсом магнитной стрелки, находящейся в исследуем поле.

Магнитные линии образуются не только вокруг магнитов, но и вокруг проводников с током. (Слайд №15)

Ребята, ответьте  на вопросы:

1.Что такое электрический ток? (упорядоченное движение заряженных частиц)

2.Что является носителем тока? (+ и- заряженные частицы)

3.О наличии тока по чему можно судить? (по действиям тока)

4.Какие вы знаете действия тока? (тепловое, химическое, магнитное)

ОПЫТ: магнитное действие тока. Объясните опыт.

ОПЫТ .  Магнитное поле тока. Магнитные линии МП тока представляют собой замкнутые кривые, охватывающие проводник. С помощью магнитных линий удобно изображать МП графически. Чем гуще эти линии, тем сильнее МП.

Давайте посмотрим фрагмент видеозаписи «МП прямого тока». Обратите внимание на зависимость расположения магнитных стрелок от направления тока в проводнике.

Сделайте вывод. Направление магнитных линий МП связано с направлением тока в проводнике.

(Слайд №16) Каково же практическое применение МП? На основе взаимодействия магнитных полей устроены электроизмерительные приборы.

(Слайд №17) III  Задание на формирование функциональной грамотности.

«Магнитобезопасность»

Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, в поезде метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щёлкнуло реле обогревателя – всё это означает, что возникло электромагнитное поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.

Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы: телевизоры, холодильники, электроутюги, стиральные машины и т.п. Все они в работающем состоянии окружены соответствующим магнитным полем (см. диаграмму 1). При работе с бытовыми приборами главное значение имеет не столько величина магнитного поля прибора, сколько расстояние до него (пропорционально квадрату этого расстояния падает интенсивность магнитного поля), а также время работы с ним.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/14/s_59184f03cd4ee/626708_1.png

Средние уровни магнитного поля промышленной частоты бытовых электроприборов на расстоянии 0,3 м.

Человеческий организм всегда реагирует на электромагнитное поле. Однако, чтобы эта реакция переросла в патологию и привела к заболеванию, необходимо совпадение ряда условий, в том числе достаточно высокий уровень поля и продолжительность облучения.

Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей, а там, где индукция составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще. Поэтому сегодня принято считать, что магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если происходит продолжительное облучение (регулярно, не менее 8 ч/сут. в течение нескольких лет) с уровнем выше 0,2 мкТл.

Задания на формирование читательской грамотности:

1)Выберите верные утверждения:

Магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если

А) если происходит непродолжительное облучение  с уровнем  не выше 0,2 мкТл

В) если происходит продолжительное облучение с уровнем выше 0,2 мкТл

1) только А

2)только В

3)А и В

4) ни Ани В

2)  Какие из представленных на диаграмме бытовых приборов могут создавать опасные для человека магнитные поля? Почему в подписи к этой диаграмме указано расстояние 0,3 м?

Естественно-научная грамотность

  1. Почему электробытовые приборы в работающем состоянии окружены магнитными полями?

Выберите верное утверждение.

А) Работающие электрические приборы усиливают магнитное поле земли

Б) Электрический ток, текущий по проводнику , порождает магнитное поле.

В) Магнитное поле существует и вокруг неработающих приборов, ток его только усиливает.

2. Прочитав, о вредном воздействии электромагнитного поля на организм, и увидев по таблице, что самым мощным источником излучения является микроволновка, Петя и Вася, решили проверить наличие электромагнитного поля вокруг работающего прибора. Что из того, что имеется в быту,  поможет им  это сделать ?

А) Секундомер телефона

Б) Рулетка

В) Компас

Г) Барометр-анероид

Д) Ничего из выше перечисленного

IV  Выводы по уроку.

Подведём итог сегодняшнего урока. Что нового вы узнали на уроке?

(Слайд №18) IV Домашнее задание.

§57,58, устно ответить на вопросы.

           

Приложение 1. Кроссворд

  1. Мера нагретости тела.
  2. Прибор для измерения силы тока.
  3. …….. внутреннего сгорания.
  4. Измеряется в Вольтах.
  5. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
  6. Произведение напряжения на концах участка цепи на электрический заряд, прошедший по нему.
  7. Интенсивный переход жидкости в пар при определенной температуре.
  8. ……… Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
  9. Произведение напряжения на силу тока.

Приложение 1. Кроссворд

  1. Мера нагретости тела.
  2. Прибор для измерения силы тока.
  3. …….. внутреннего сгорания.
  4. Измеряется в Вольтах.
  5. Парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
  6. Произведение напряжения на концах участка цепи на электрический заряд, прошедший по нему.
  7. Интенсивный переход жидкости в пар при определенной температуре.
  8. ……… Ома: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.
  9. Произведение напряжения на силу тока.

Приложение 2. Задание на формирование функциональной грамотности.

«Магнитобезопасность»

Электромагнитные поля окружают нас буквально всюду: дома, в поезде метро, в салоне троллейбуса или трамвая. Тронулся за стеной лифт, загудел компрессор холодильника, щёлкнуло реле обогревателя – всё это означает, что возникло электромагнитное поле. А его магнитная составляющая, как стало известно, хорошо проникает через любые преграды, в том числе и внутрь нашего тела.

Практически в каждой квартире имеются сегодня электробытовые приборы: телевизоры, холодильники, электроутюги, стиральные машины и т.п. Все они в работающем состоянии окружены соответствующим магнитным полем (см. диаграмму 1). При работе с бытовыми приборами главное значение имеет не столько величина магнитного поля прибора, сколько расстояние до него (пропорционально квадрату этого расстояния падает интенсивность магнитного поля), а также время работы с ним.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/14/s_59184f03cd4ee/626708_1.png

Средние уровни магнитного поля промышленной частоты бытовых электроприборов на расстоянии 0,3 м.

Человеческий организм всегда реагирует на электромагнитное поле. Однако, чтобы эта реакция переросла в патологию и привела к заболеванию, необходимо совпадение ряда условий, в том числе достаточно высокий уровень поля и продолжительность облучения.

Статистические исследования, проведённые в Швеции, США, Канаде, Франции, Дании и Финляндии, показали, что увеличение индукции магнитного поля от 0,1 мкТл до 4 мкТл в несколько раз повышает риск развития лейкемии у детей, а там, где индукция составляет 0,3 мкТл и выше, онкологические заболевания встречаются в два раза чаще. Поэтому сегодня принято считать, что магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если происходит продолжительное облучение (регулярно, не менее 8 ч/сут. в течение нескольких лет) с уровнем выше 0,2 мкТл.

  1. Выберите верные утверждения:

Магнитное поле промышленной частоты может быть опасным для здоровья человека, если

А) если происходит непродолжительное облучение  с уровнем  не выше 0,2 мкТл

В) если происходит продолжительное облучение с уровнем выше 0,2 мкТл

1) только А

2)только В

3)А и В

4) ни Ани В

      2.  Какие из представленных на диаграмме бытовых приборов могут создавать опасные для человека магнитные поля? Почему в подписи к этой диаграмме указано расстояние 0,3 м?

      3. Почему электробытовые приборы в работающем состоянии окружены магнитными полями?

Выберите верное утверждение.

А) Работающие электрические приборы усиливают магнитное поле земли

Б) Электрический ток, текущий по проводнику , порождает магнитное поле.

В) Магнитное поле существует и вокруг неработающих приборов, ток его только усиливает.

     4. Прочитав, о вредном воздействии электромагнитного поля на организм, и увидев по таблице, что самым мощным источником излучения является микроволновка, Петя и Вася, решили проверить наличие электромагнитного поля вокруг работающего прибора. Что из того, что имеется в быту,  поможет им  это сделать ?

А) Секундомер телефона

Б) Рулетка

В) Компас

Г) Барометр-анероид

Д) Ничего из выше перечисленного


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок физики по теме "Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли"

При изучении электромагнитов мы отмечали их свойство быстро намагничиваться и размагничиваться. Но есть такие тела, которые длительное время сохраняют намагниченность. Их называют постоянными магнитам...

Конспект урока по теме "Магнитное поле прямого тока" 8 класс

представленный урок по физике был подготовлен для учащихся 8-го класса общеобразовательной школы. Урок проводился в кабинете физики при наличии мультимедийного проектора. Понятия, рассматриваемые на д...

урок физики 8 класс «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».

Урок изучения нового материала происходит через поисково-исследовательский эксперимент с постоянными магнитами....

Конспект урока физики в 8 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель"

Конспект урока физики в 8 классе "Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель"...

Презентация по физике 8 класс по теме: "Магнитное поле Земли"

Презентация к уроку физики по теме "Магнитное поле земли" 8 класс...

Магнитное поле прямого тока

Закрепить тему: « Электрические явления», дать представление о магнитном поле тока, познакомить со свойствами магнитов, развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность учащ...