Учебный проект по физике "Электромагнитные волны в нашей жизни", 11 класс
проект по физике (11 класс)

Карасева Ирина Викторовна

Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей развивать ключевые компетентности обучающихся. Предлагаются методические рекомендации к учебному проекту по физике в 11 классе по теме "Электромагнитные волны в нашей жизни". больше материалов можно найти по ссылке  https://nsportal.ru/user/18311  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скажи мне – и я забуду, покажи мне и, может быть,

 я запомню, вовлеки меня – и тогда я постигну.

Конфуций.

Человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целесообразно. Обилие разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и физики, в полном объеме. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника. Одной из наиболее интересных инновационных форм обучения является проектная деятельность. Метод проектов является базовой педагогической технологией, позволяющей формировать ключевые компетентности учащихся.

Педагогическая  цель метода проектов состоит в овладении новым  способом деятельности. Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход  дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.

В проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

рефлексивные: умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний, умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи.

Поисковые (исследовательские): умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей, умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле, запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста),  устанавливать причинно-следственные связи.

Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования, умение взаимодействовать с любым партнером, навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач, навыки делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

Менеджерские умения и навыки: умение проектировать процесс,  планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решения и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.

Коммуникативные умения: инициировать учебное взаимодействие со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы и т. д., умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

Презентационные умения и навыки: развитие монологической речи,  умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.

УРОК – ЗАЩИТА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА ПО ФИЗИКЕ «Электромагнитные волны в нашей жизни».

Класс 11 МБОУ СОШ № 7 г.Сальска, руководитель проекта Карасева И.В.

Учебный предмет:  физика.

Тема «Электромагнитные колебания и волны»

Тип проекта: информационный.

Цель проекта: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности:        навыков самостоятельной работы с большими объемами  информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, навыков работы в группе.

На уроке используются современные образовательные технологии:  технология сотрудничества и проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическая цель урока: углубление знаний учащихся по теме «Электромагнитные волны».

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мобильные телефоны учащихся с выходом в интернет, раздаточный (печатный) материал.

Цель исследования -  изучить и исследовать электромагнитную среду как техногенную опасность для человека и создать рекомендации во избежание их пагубного влияния.

Задачи исследования: проанализировать среду обитания человека в СМИ и научно – популярной литературе; исследовать опасности электромагнитной среды с помощью беседы, интервью, анкет.

Основополагающий вопрос:

Как выжить в «океане электромагнитных волн»?

Проблемные вопросы:

1. Каковы новейшие достижения в области применения электромагнитных волн в различных сферах нашей жизни?

2. Мобильный телефон: друг или враг?

Продукты проекта: семь презентаций, выполненных в программе Power Point ,  два видеофильма, рекомендации по использованию мобильного телефона, буклет.

Планируемые результаты обучения: 

повторить материал об электромагнитных полях, дать представление о воздействии этих полей на здоровье человека, повысить ответственное отношение учащихся к своему здоровью, еще раз подчеркнуть, что физика – основополагающая наука для всех естественных наук.

личностные:

- максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования учащихся и на этой основе продолжить формирование профессионально и социально компетентную личность, умеющую делать социальный выбор и нести за него ответственность, воспитывать гражданскую ответственность, любовь к родине и гордость за достижения отечественных ученых.

метапредметные:

- формирование представлений о физике как части общечеловеческой культуры, о значимости физики в развитии цивилизации и современного общества; формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для физики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.

Предметные:

знать и понимать:

- смысл понятий: Что такое волна? Длина волны, частота, скорость.

-  Применение электромагнитных волн в быту, технике и обороне страны  и их опасность для человека.

-  Практическое применение информационных технологий в учебной деятельности.

уметь:

- описывать и объяснять физические явления: распространение и действие электромагнитных волн, способы защиты от электромагнитных волн.

Структура урока и методика его проведения.

     За 2 недели до начала урока класс разбивается на  группы (по 3-4 человека), состав которых определяется по желанию учащихся. Участники всех групп получают задание – изучить новейшие достижения в применении электромагнитных волн в различных сферах нашей жизни. Результаты исследований должны быть представлены на уроке в виде презентаций.

Уроку предшествовала большая подготовительная работа, которая предусматривала поэтапную деятельность, используемую в данном методе.

Этап работы над проектом

Деятельность в группе

1 этап. Погружение в проект.

1). Неявно сформулированная цель

Ключевой вопрос проекта  - как выжить в «океане электромагнитных волн»?

 

2). Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» участниками проблемы

У нас есть проблема: мобильный телефон: друг или враг?

3). Целеполагание и ожидаемый результат (достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта)

Наша цель — изучить и исследовать электромагнитную среду как техногенную опасность для человека и создать рекомендации во избежание их пагубного влияния.

Это позволит решить имеющуюся проблему.

2 этап. Организация деятельности.

Планирование

а) постановка задач, исходящих из цели.

Что делать: какие шаги необходимо осуществить на пути к конечной цели.

б) определение последовательности предстоящих шагов.

Когда делать: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги.

в) выбор способов работы (технологии).

Как делать: какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой.

3 этап. Осуществление деятельности.

 Реализация плана

Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел.

Рефлексия

Оценивание, удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели; сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом; анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы); самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения).

4 этап. Презентация результатов.

Презентация

Демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена. Самопрезентация приобретенного участниками нового опыта.

     Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

      Если после моего урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или со мной, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, даже если урок и был хорош с моей точки зрения, то у ребенка он не оставил следа. 

      «Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».

М.А. Светлов

«Задача образования — превратить пустой ум в открытый».

Малколм Форбс

https://nsportal.ru/karaseva-irina-viktorovna 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект-презентация студента "Спорт в нашей жизни"

проект-презентация студента "Спорт в нашей жизни"...

Проект на тему "Логарифмы в нашей жизни"

История происхождения логарифмов. Логарифмы в нашей жизни, нужны ли они? Логарифмическая спираль в жизни.Роль логарифмов в природе, музыке, психологии....

Достижения учащихся Исследовательский проект по теме "Англицизмы в нашей жизни...Дань моде , потребность или неизбежность?

В нашей речси все чаще и чаще используются слова иностранного происхождения. Обогащают ли они русский язык или ,наоборот, засоряют порой непонятными словами ? Ответить на этот вопрос могут помочь мате...

Методическая разработка - проект "Откуда книга пришла в нашу жизнь"

исследование  и изучение доступных сведений об истории возникновения и создания  книги, приобщение воспитанников к книжной культуре и повышение интереса к чтению и стремления получать знания...

тесты к проекту "Электромагнитные волны в нашей жизни"

В работе приводятся тесты и вопросы к учебному проекту "Электромагнитные волны в нашей жизни"...

Проект на тему: «Проценты в нашей жизни»

  Проценты сопровождают нас повсюду:  не только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики, химии и т.д.), но и в повседневной жизни: при определении статисти...