Современные физкультурно-оздоровительные технологии
статья по физкультуре по теме

Доклад был заслушан на Всероссийской научно-практической конференции "Формирование физической культуры и культуры здоровья учащихся в условиях модернизации образования", проходившей 12-13 ноября 2010 г, инициатором и организатором является Елабужский Государственный педагогический университет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_nachno-prakticheskoy_konferencii.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Г.К. Раимжанова  

Бехтерево, МБОУ  «Бехтеревская средняя  общеобразовательная школа»

Елабужского района    Республики Татарстан

Современные физкультурно-оздоровительные технологии

«Здоровьесберегающие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни .

Физкультура – одна из главных составляющих здорового образа жизни. Об этом известно давно и написано много . Но что нужно для того, чтобы осознали это все и занимались физкультурой с детства и регулярно. Этому  способствует физическое воспитание.

        В Бехтеревской полной общеобразовательной школе работаю учителем физической культуры уже 18 лет. Методическая тема, над которой работаю

 «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей». Работу по здоровьесбережению детей считаю важной и актуальной на сегодняшний день.

Разработанные методы проведения физкультурных занятий на открытом воздухе и в спортивном зале на протяжении ряда лет  помогли улучшить  состояние здоровья  учащихся.   Ведется мониторинг состояния физической подготовленности учащихся, паспорт здоровья. Он  представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке  и прогнозу состояния физического развития детей.

           Проблема сохранения здоровья  детей диктует  выбор новых образовательных программ и педагогических технологий. В своей работе отдаю предпочтение новым инновационным программам, направленным на повышение значимости занятий физической культурой и спортом, совершенствующим систему физического воспитания подрастающего поколения, приобщающим учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Одно из направлений  моей деятельности - это изучение и внедрение  здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

        Все шире используются в физическом воспитании интерактивные средства. На уроках физической культуры использую компьютерные технологии. Презентация применялась на уроке физкультуры в 10 классе (аэробика)  раздел гимнастики тема «Волшебный ящик»; раздел легкой атлетики в 4 классе по теме «Тропинка к здоровью»;  раздел гимнастики в 5 классе тема «Парад зверей». Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука – всех современных средств видеотехники – позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

       При обучении физическим действиям обучающихся,  практически невозможно объективно оценить и сравнить свое выполнение с показом учителя, а так же выполнение упражнений своих товарищей. Сделать анализ допущенных ошибок. Одним из способов совместить субъективные ощущения от самостоятельного выполнения упражнений и объективного показа  является возможность применения современных технологий мультимедиа. Именно цифровая запись и воспроизведение выполнения физкультурных упражнений помогает выявить ошибки детей. Возможности этой технологии практически безграничны. От простого цифрового фотоаппарата до современных видеокамер с функцией фотосъемки, ноутбуков и видеопроекторов. Эта технология применяется на уроках акробатики.  Как показал опыт, применение такого способа контроля привело к повышению интереса к занятиям, желанию более активно работать на уроке, переживанию за конечный результат.

        Учащиеся выходят в Интернет, чтобы получить дополнительную информацию об истории видов спорта, о новостях олимпийской жизни страны, о влиянии физических упражнений на организм человека. По заданию учителя самостоятельно  пишут рефераты, составляют свой режим дня , таблицу с расписанием уроков и спортивных секций, протоколы различных соревнований,  паспорта и дневники здоровья.

          Позновательно-развивающая технология занятий физической культурой занимает ключевую практическую позицию. В своей работе использую физические упражнения, рефлексо-двигательные, игровые, спортивные и музыкально-ритмические методы и разнообразные организационные формы,  соревновательные формы занятий, в которых средства физического воспитания подчинены определенной тематике:

- народные татарские и русские подвижные игры на основе художественного поэтического текста с произнесением игровых речитативов, стихов и диалогов;

-упражнения дыхательной гимнастики по методике Е.Поповой с произнесением звуков и звукосочетаний на выдохе, которые выполняются в покое и в сочетании с движениями  в музыкальном оформлении;

-знакомлю с нетрадиционными системами оздоровления .

           Физическая культура невозможна без раскрытия духовного потенциала человека: внутренней сосредоточенности, умения концентрироваться, настраивать себя. Ощущение гармонии внутреннего и внешнего мира – это один из путей физического совершенствования.  Мне , как учителю, помогает в этом знакомство с лечебно-оздоровительной системой  Востока. Эту систему пропагандирую среди своих учеников. Ежедневно  на утренней гимнастике выполняем точечный массаж,  элементы йоги. Провожу уроки и мероприятия по теме «Тайны древнего Востока».

 Особое внимание  уделяю учащимся с ослабленным здоровьем. Группы учащихся  комплектуются по заболеваниям, где занятия проводятся в виде факультативов ЛФК. Разработана  и внедрена авторская программа «Физическая культура для детей с ослабленным здоровьем в группе лечебной физкультуры». На занятиях по ЛФК  для релаксации используется классическая музыка, звуки природы (шум дождя, листопад, звуки природы). Для выполнения физических упражнений имеется нестандартное оборудование. Просматриваются фильмы о здоровом образе жизни.

     Целью этой программы является коррекция отклонений здоровья и физического развития учащихся. Она дополняет и обновляет школьную, позволяя ввести инновации на занятиях лечебной физкультуры.

        К выражению «здоровьесберегающие технологии» многие уже привыкли, хотя и понимают его каждый  по- своему. Здоровье – это больше, чем отсутствие болезней.

        Педагогический аспект здоровья ухудшается, и как следствие -снижается успешность учащихся. Решить проблему низкой двигательной активности через введение традиционного «стандартного» урока физической культуры невозможно. Нужны новые подходы к учебно-воспитательному процессу – подходы, позволяющие грамотно построить работу учителя и  восполнить потребность растущего организма в двигательной активности.

        За последнее время наблюдается спад финансирования, школам не выделяется спортивный инвентарь и не строятся спортивные площадки, что немаловажно для физического воспитания детей. Сокращаются бесплатные кружки и секции. Не все сельские дети имеют возможность посещать платные кружки или секции.

 В городе Елабуге Республики Татарстан за последние годы построены «Ледовый дворец», «Легкоатлетический манеж», стадион, плавательный бассейн, физкультурно-оздоровительный комплекс. Все это очень хорошо. Показатели Елабужских профессиональных спортсменов растут с каждым днем. Есть даже чемпионы мира. Но мы живем в селе  и в город ехать за здоровьем нашим детям далеко. Да  и стоит это недешево. Приходится уделять много внимания созданию спортивной базы школы. Вместе с ребятами мы построили «Тропу здоровья», «Хоккейный корт», «Волейбольную площадку», на уроках использую нестандартное оборудование и инвентарь.

        Климат Елабужского района позволяет в течение шести месяцев заниматься физическими упражнениями  на свежем воздухе. Но только где?

Поэтому мы вышли с предложением построить целый спортивный городок  под открытым небом с бассейном и спортивными площадками для занятий физической культурой и спортом, где можно будет заниматься целыми семьями, ребятам после школы, а взрослым- после работы. Ландшафт Бехтеревского пруда позволяет это сделать с минимальными затратами. Это в десятки раз дешевле, чем крытые спортивные сооружения. Учениками и преподавателями был выполнен проект спортивного городка. Который позволит  превратить заброшенный пруд в красивое место для  активного отдыха. Обеспечит доступность занятий физической культурой и спортом для всех желающих.  Этот проект занял 3 место в республиканском открытом конкурсе научно-прикладных разработок «Здоровый образ жизни».

       Работа школы сегодня должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся и учителей. Она может считаться полноценной тогда, когда в полной мере и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

Сегодня как раз и нужно создавать школы крепкой души и крепкого здоровья, «Где учащиеся меньше бы учили, а больше бы  учились; в школах было бы меньше шума, одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…»(Я.А.Каменский).

        Учитель физической культуры – скульптор детской души, физического и нравственного здоровья ребенка. Скульптор, который не имеет право на ошибку, так как влияние учителя на ученика несоизмеримо ни с чем. Я от всей души хочу пожелать вам радости встреч, улыбок, общения, пожеланий здоровья, добра, чтобы счастье безоблачным было, чтобы добрыми были дела. Я желаю вам гордиться своими учениками. Пусть они всегда согревают ваши сердца.

           Счастья,  здоровья вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...