Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культуры
методическая разработка по физкультуре по теме

 

        В работе подробно изложены основные приемы работы учителя по развитию физкультурной познавательной деятельности школьников: инструктивная направленность урока, индивидуальный подход, применение игровых технологий, проверка уровня физической подготовленности учащихся, проведение внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

 

        В работе предложена система упражнений по развитию навыков самостоятельности учащихся. В приложении даны конспекты и фрагменты уроков физической культуры, упражнения для самостоятельных занятий учащихся, таблица уровня физической подготовленности ребят, фотоматериал.

        Работа может быть интересна учителям физической культуры, ищущим свои пути поддержания и укрепления здоровья учащихся, осваивающих современные образовательные технологии, приобщающих учеников к занятиям физической культурой на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo.docx34.72 КБ
Файл prodolzhenie_1.docx39.96 КБ
Файл prodolzhenie_2.docx995.96 КБ
Файл prodolzhenie_3.docx235.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельного и сознательного отношения

 к занятиям физической культуры

                                                           Творческая работа

                                                           учителя физической культуры

                                                           Плетинского Владимира Максимовича

                                                           «Средней общеобразовательной школы №16»

                                                           города Балаково Саратовской области

                                                                                 

 

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

        I.        Введение. Привитие интереса к занятиям физической культурой………....3

        II.       Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культурой……………………………………………………………………………..5

        2.1.  Инструктивная направленность урока и формирование навыков самостоятельности…………………………………………………………………………………5

        2.2.  Индивидуальный подход………………………………………………………..6

        2.3.  Привитие навыков самостоятельности…………………………………………8

        2.4.  Активизация и интенсификация деятельности учащихся

 на основе игровых технологий………………………………………………..………………….8

        2.5.  Побуждение учащихся работать над собой……………………………………9

        2.6.  Внеклассные физкультурно-оздоровительные

и спортивные мероприятия........................................................................................................... .11

        III.   Заключение. С физкультурой на всю жизнь…………………………………..13

        IV.   Литература………………………………………………………………………14

        Приложение № 1.План-конспект урока физической культуры

 «Я, ты, он, она»............................................................................................................................... 15

        Приложение № 2.Использование межпредметных связей

 на уроках физической культуры…………………………………………………………………20

        Приложение № 3.Указания к самостоятельным занятиям………………………....21

        Приложение № 4.Ксерокопия листа рабочей тетради учителя……………………22

        Приложение № 5.Таблица уровня физической подготовленности учащихся……23

        Приложение № 6.Комплекс домашних заданий……………………………………24

        Приложение № 7.Программа проведения соревнований «День здоровья»………25

        Приложение № 8.Фрагмент спортивного праздника «Зарница»………………….28

        Приложение № 9.Фотоматериал внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий…………………………………………………………………………30

Введение. Привитие интереса к занятиям физической культурой.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –
сделайте его крепким и здоровым.

Жан Жак Руссо    

          В настоящее время наиболее актуальной является проблема здоровья. Все чаще вспоминаем слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто». В рекламных блоках СМИ предложения универсальных оздоравливающих средств занимают основное место. Зайти в аптеку становится таким же привычным делом, как в булочную. Закономерно возросло внимание к здоровью школьников.  О  неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро.

Продолжают возрастать учебные нагрузки учащихся, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится, но раньше это не носило массового характера.

      Организация учебного процесса, основанная на его интенсификации и преобладании статических нагрузок, способствует искусственному сокращению объема двигательной активности учащихся. В итоге снижается естественная сопротивляемость детского организма, нарушаются процессы развития.

      Появившееся в последние годы понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.  В настоящее время для учителей физкультуры созданы все условия для творческой деятельности, внесения своих форм работы, которые должны способствовать оздоровлению ребят и в дальнейшем укрепить их здоровье. Для воспитания сознательного отношения к укреплению здоровья, к личному уровню физической готовности, начиная с первого класса, мы постоянно внедряем в сознание детей такое понятие-программу: «Сегодня я лучше, чем вчера, а завтра должен быть лучше, чем сегодня». Это очень важно, ибо уровень двигательных способностей, как правило, отражает уровень здоровья школьника. Такая направленность позволяет любому ученику заниматься на уроках физической культуры без пропусков, помогает «неподдающимся» перейти со временем в категорию «активно занимающихся». Поэтому моя работа направлена на изучение и применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры за счет индивидуального подхода к учащимся, развития самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культурой. Наиболее часто в своей работе использую игровые технологии, технологию личностно-ориентированного и развивающего обучения. В этом случае педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности.

         Важнейшее условие изменения (пересмотра) педагогического процесса по физической культуре в общеобразовательных учреждениях – совместная деятельность на занятиях учителя и учащихся, перевод процесса обучения и воспитания на принципы гуманизации и демократизации. Средний школьный возраст является переходным, и, соответственно, мотивы занятий физическими упражнениями могут носить избирательный и неустойчивый характер. В данный период очень важно сохранить интерес к урокам на достаточно высоком уровне, чтобы участие в них было вызвано внутренними побуждениями. Можно выделить основные средства и методы воспитания у школьников интереса к занятиям физической культурой:

  1. Беседы с учащимися на различные темы, связанные с физической культурой и спортом.
  2. Просмотр спортивных программ.
  3. Передача по радио и телевидению о физкультурно-оздоровительной и спортивной работе, проводимой в школе.
  4. Создание спортивных традиций коллектива учащихся в школе.
  5. Фотомонтажи, выставки, показывающие успехи спортсменов школы, города, области и страны.
  6. Система индивидуального учета и контроля знаний, умений, навыков.

Учителям физической культуры предложены несколько учебных программ по физической культуре. Мы имеем право выбрать любую из этих программ, которая больше всего подходит к условиям работы нашего общеобразовательного учреждения, больше отвечает интересам учителя и учащихся. Решая задачу укрепления здоровья средствами физической культуры, необходимо помнить, что здоровье является комплексным понятием, охватывающим физические, психические и социальные стороны жизни человека. В статье №1 Закона РФ «Об образовании» записано, что охрана здоровья учащихся заключается в создании в образовательных учреждениях таких условий для их жизнедеятельности, которые не вредили бы их здоровью. И уповать здесь только на занятия физическими упражнениями неправомерно. Нужны целые научно разработанные комплексы мероприятий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

      Системы физического воспитания учащихся образовательных учреждений включает в себя ряд положений:

  1. Учебную работу на уроках физической культуры;
  2. Внеклассные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.

II Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям

физической культурой

      Учебная работа по физической культуре – важнейшая часть физического воспитания. В то же время уроки физической культуры занимают довольно незначительное место в недельном двигательном режиме учащихся. В связи с этим неэффективно использовать уроки лишь в целях повышения двигательной подготовленности. Я стараюсь, чтобы уроки физической культуры прежде всего отвечали образовательным задачам, имели инструктивную направленность и способствовали вооружению учащихся способами саморазвития. Важнейшая черта современного урока физической культуры – вовлечение учащихся в совместную с учителем творческую учебную деятельность. На таком уроке учащиеся вместе с учителем находят ответы на поставленные им вопросы. Физкультурная познавательная деятельность стимулируется постановкой разнообразных задач, которые учащиеся решают в совместной работе. Причем при выполнении двигательных действий они могут видоизменить упражнения в зависимости от индивидуальной подготовленности, особенностей развития, склонностей к тому или иному виду деятельности. Исключительно важно, чтобы учащиеся понимали смысл и значение выполняемых упражнений (призывая себе на помощь уже полученные ранее знания, в том числе и из других предметов) и на основании этого постигали способы овладения различными движениями. Необходимо не только обучить школьников тем или иным умениям, но и обязательно научить их учиться.

  1. Инструктивная направленность урока

и формирование навыков самостоятельности

        Важной предпосылкой эффективного обучения учащихся является последовательная работа над усилением инструктивной направленности уроков физической культуры. Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика – объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Применяя педагогику сотрудничества, в системе использую задания по комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, по основам знаний, правилам страховки и самостраховки, взаимообучения и взаимоконтроля. Таким образом, на каждом уроке после сообщения и уяснения учебных заданий и соответствующей организационно-подготовительной работы учащиеся получают возможность, во-первых, после необходимого инструктажа помогать друг другу при выполнении упражнений в парах, тройках, посменно в шеренгах. Во-вторых, выполнять роль помощников учителя. В-третьих, помогать одноклассникам, когда сами юные инструкторы поняли и уже освоили разучиваемые упражнения. С первых уроков использую практические задания, способствующие формированию у учащихся умений самостоятельно решать отдельные задачи урока. На примере предлагаемых ниже задач и соответствующих им заданий для учащихся разного возраста и с разным уровнем сформированности навыков самостоятельности можно проследить процесс обучения умениям проводить разминку с группой одноклассников.

2-4 Классы. Задача: способствовать освоению занимающимися роли ведущего в упражнении.

Задания.

  1. Выполняя упражнение, вести подсчет вместе с проводящим.
  2. Классифицировать ошибки, допущенные проводящим при проведении упражнения (указать, где они допущены: в объяснении показа, подаче команд, в подсчете).
  3. Самостоятельно подобрать упражнение и выполнить его с группой. При оценке выполнения учитывать сформированность умений: а) выделять (объяснять, показывать) исходное положение; б) правильно подавать команду к началу и окончанию упражнения; в) ритмично вести подсчет.

    5-7  Классы. Задача: учить правилам подбора упражнений для общей части разминки.

Задания.

  1. По указанию учителя выполнить упражнения, из числа ранее изученных, на подготовку определенной группы мышц.
  2. Учитель указывает часть тела, которую нужно подготовить к предстоящей работе. Задание учащимся: подобрать и выполнить упражнения для подготовки соответствующих групп мышц.
  3. По предварительно полученному заданию подготовить и провести с группой учащихся комплекс общеразвивающих упражнений. Оценивать выполнение по соответствию упражнений целям разминки и правилам их расположения в комплексе.

 8-9  Классы. Задача: способствовать освоению учащимися приемов и средств проведения отдельных частей общей и специальной разминки.

Задания.

  1. В соответствии с задачами разминки, определенной учителем, самостоятельно подготовить и провести с группой учащихся комплекс упражнений.
  2. По заданию учителя поиск возможных изменений в проведении разминки (в ее содержании, формах организации, в собственных действиях или действиях партнеров) направленных на более эффективное решение поставленных учебных задач.

  10-11    Классы. Задача: освоение общих действий проводящего при подготовке и проведении занятия.

Задания.

Старшеклассникам разъясняется задача следующего урока, указывается часть занятия (вводная, основная, заключительная), в которой ряд учеников будут выполнять роль ведущего в своих группах. Им ставится задание: составить и провести комплекс упражнений, способствующий решению поставленной задачи в указанной части урока. Например, цель урока – совершенствование в технике прыжка в высоту с разбега способом «перешагивания», вводная часть занятия – разминка (можно уточнить: общая или специальная). Дома подобрать комплекс упражнений и в ходе вводной части урока самостоятельно провести его с группой занимающихся. Как правило, выполнение заданий с конкретно поставленной задачей способствует накоплению знаний, формированию умений и навыков, необходимых учащимся для самостоятельных занятий физическими упражнениями.

2.2. Индивидуальный подход

         Одна из проблем в нашей работе – как строить рабочие и чисто человеческие отношения с детьми, которые чрезмерно стройны или, наоборот, имеют избыточный вес. Тем более, что и те и другие в наших школах не редкость. Как таких детей вовлечь в полноценные занятия физической культурой, на что обращать особое внимание в первую очередь. Отнести детей к той или иной группе по весу и росту не столь уж сложная задача. Внешний вид их телосложения сам по себе говорит об этом. А вот отношение к таким детям со стороны одноклассников, родителей неоднозначна. Однако нельзя забывать и о том, что школьники не вечно пребывают в мире детства. Из них вырастают взрослые люди. И комплекс некой неполноценности может сопровождать их порой на протяжении всей жизни. Нацеливая себя на работу с такими детьми, я прежде всего стараюсь осознать первопричины возникающих у них проблем. Однако в таком деликатном и сложном деле важно не только не обидеть ребенка, не убить в нем веру в свое «Я», но самому педагогу найти достойное место в процессе детского самосознания и самосовершенствования.

     Во-первых, предлагаю учащимся самостоятельно подбирать физические упражнения, которые им по душе. По истечении 3-4 недель занятий прошу выполнить упражнения, которые раньше вызывали у ребят отрицательные эмоции. Сдвиг в сторону прироста двигательных умений, как правило, бывает всегда. Хотя он может быть и очень незначительным. Но в любом случае это вызывает уже положительные эмоции, у детей появляется удовлетворительность собой. Во-вторых, всегда пытаюсь напомнить, что каждый ребенок хорош по-своему. Тому, кто имеет большой вес, в радость поднимать и переносить тяжести, стоять на страховке. К тому же заметно, что суставная гибкость у полных детей бывает достаточно велика и сохраняется на долгие годы. Худые дети малого роста хорошо реагируют на то, что большинство гимнастов не такие уж и рослые. Как говорится, были бы кости, а мышцы нарастут. Худые и высокорослые увлекаются играми с мячом. Учет этих и других особенностей помогает сделать занятия физической культурой нужными для всех независимо от веса и роста. А это обязательно способствует восстановлению душевного равновесия детей, и, как следствие, приводит к положительным сдвигам в физической подготовленности. Самое же главное – помочь детям уверовать в свои способности и возможности, научить их управлять процессом духовного и физического самопознания и самосовершенствования.

     Вот несколько конкретных примеров работы при прохождении различных разделов учебной программы. Во время беговой подготовки всегда слежу за тем, чтобы и полные и худые, как и все ослабленные дети, не бегали через силу. При беге на выносливость, особенно на  начальном этапе обучения, они всегда следуют установке: «Устал – можешь перейти на шаг, но никогда резко не прекращай бег, не останавливайся». В спринте стараюсь так комплектовать забеги, чтобы не было слишком большой разницы в скоростной подготовке ребят. В младших классах полных детей и мальчиков и девочек, ставлю в один забег. Практикую и бег тройками, типа военизированных патрулей, когда результат команды определяется по последнему участнику, пришедшему на финиш. Этот прием сплачивает ребят, приучает помогать друг другу. Правда, всегда стремлюсь в тройки собирать детей, находящихся в дружеских отношениях между собой. Прыжки и метания организую по группам, формируемым согласно двигательной подготовленности учащихся. В прыжках в высоту нередко применяю наклонную веревочку. Тем, кому трудно, а это могут быть и полные и чрезмерно худые, преодолевают веревочку с того конца, где она натянута ближе к земле. Чтобы ребята с высокой физической подготовкой не очень давили на остальных сверстников своим превосходством, предлагаю им в прыжках в длину совершать толчок, не доходя до доски отталкивания, а в прыжках в высоту прыгать с тяжелым поясом, укрепленным на талии. При метании всегда подчеркиваю физическую мощь полных ребят и неплохую координацию худеньких.

  1. Привитие навыков самостоятельности

   В гимнастике те, кому тяжело, выполняют меньше подходов к снарядам. На брусьях они работают обычно ниже жердей. При подтягивании разрешаю вис на подбородке.

     В младших классах, начиная обучать технике акробатических упражнений (кувырок вперед, назад, стойка на лопатках), я выявляю ученика, который первым начинает правильно выполнять это упражнение. Совместно с ним разбираем ошибки, которые допускают его одноклассники, уточняем способы их устранения. Учащиеся как бы стажируются в оказании помощи товарищам, страховки и рациональной организации места занятий. После такой подготовки он уже может самостоятельно работать с группой одноклассников. Если еще кто-то из учеников хорошо осваивает технику выполнения упражнения, я направляю его в группу у первому ученику, который проверяет его умение видеть и исправлять ошибки, обучает приемам оказания помощи и страховки и дает ему своеобразный допуск к обучению товарищей, за которых он несет ответственность. Это длится до тех пор, пока в данном классе образуется 5-6 мест занятий, на которых идет учебный процесс. Себе же я оставляю наиболее слабо физически и технически подготовленных учащихся. В процессе самостоятельной работы происходит передача учащимся (физоргам, командирам отделений, инструкторам) некоторых функций контроля за учебным процессом. При этом в младших классах поручается преимущественно количественная оценка выполнения движений, старшеклассники постепенно осваивают и качественную оценку выполняемых упражнений. Управляя самостоятельной учебной деятельностью учащихся, важно своевременно указать на допущенные ошибки, рекомендуя выбор способов исправления этих ошибок.

  1. Активизация и интенсификация деятельности учащихся

на основе игровых технологий

     Информация, полученная нами в результате анализа большого количества уроков во всех возрастных группах, позволила сделать однозначный вывод: ключом, открывающим дверь в эмоциональный мир ребенка, тем что движет его непосредственным интересом к уроку физической культуры, являются игровые моменты или сама игра. Именно игровые моменты для абсолютного большинства ребят оказываются тем положительным раздражителем, который запускает в работу эмоциональную сферу ребенка и вовлекает его в многовариантную двигательную деятельность, обеспечивает повышение самостоятельности и ответственности учащихся. На занятиях с ребятами среднего и старшего возрастов игра, почему-то отходит на второй план. Да, надо разучивать технику и тактику спортивных игр, правила соревнований. Но дефицит учебного времени не позволяет одолеть проблему овладения спортивными играми в желаемой мере. Мы стараемся в решение этой проблемы отнести работу  кружков и школьных секций. В уроке использую самые доступные игры:  русскую лапту, пионербол, перестрелку, знамя, сюжетные, народные подвижные игры. Минимум времени на разучивание техники и максимум самой игре. Такой подход в чем-то, не исключено, неточен, зато он дает реальную возможность выйти из тяжелейшей ситуации обездвиженности наших детей. Схема такого урока выглядит так:

  1. Вводная часть – 8-10 мин. Проводится методами фронтальным или круговой тренировки.
  2. Основная часть – 15-20 мин. В ней решаются поставленные на урок образовательные задачи.
  3. Игра 12-15 мин. Младшие дети – игры с сюжетом, игры-эстафеты, подвижные и народные игры. Средний школьный возраст – подвижные и спортивные (лапта, пионербол, знамя, футбол, баскетбол), игры-эстафеты. Старший школьный возраст – в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол, стритбол, футбол).
  4. Заключительная часть-1-2 мин. Подведение итогов.    Приложение №1

В результате проведения уроков по такой схеме на фоне эмоциональной деятельности улучшились показатели физической подготовленности учеников. Но дело не только в этом. Заметно возросла сплоченность ребят, улучшились их взаимоотношения, окрепли дружеские связи, повысился интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Но самостоятельность – это не только высокий навык, умение, но и мотив, воля. На самостоятельную работу учащихся обращаю особое внимание. Здесь нам очень помогает наличие в школе небольшого количества различного нестандартного гимнастического оборудования, постоянно используемого на уроке. 

     К сожалению,  в последнее время мы нередко наблюдаем падение интереса к занятиям физической культурой. Это можно объяснить излишней стереотипичностью и несовершенством методики проведения уроков. Стимулировать активность учащихся, раскрыть творческие силы, скрытые возможности каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока, которые успешно решают образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В числе ведущих тенденций современного урока физической культуры можно отметить усиление его образовательной направленности. Я стараюсь на уроках широко применять межпредметные связи, позволяющие учащимся более полно и глубоко осмысливать изучаемый программный материал. Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Приложение №2

2.5.Побуждение учащихся работать над собой.

     Предлагаемые учебной программой проверки уровня физической подготовленности два раза в год (сентябрь и май) мало что дают для корректировки организации и содержания занятий. Целесообразно такие проверки проводить каждую четверть. Тогда можно анализировать ход работы, при необходимости вносить в ее программу поправки. После уточнения программы требований к ученикам даю в доступной форме им рекомендации, как проводить самостоятельные занятия, направленные на повышение уровня физической подготовленности. Приложение № 3

      Рекомендуемые для самостоятельных занятий физические упражнения проделываем на уроке в обстановке, приближенной к той, в которой ученики будут выполнять их сами. Учитывая ухудшение здоровья детей в последние годы, обращаю внимание на индивидуальный подход к учащимся при выставлении оценок. Сначала я решил отказаться от существующей оценочной (бальной) системы и перейти к тестам. А длительная работа по тестам привела к их разнообразию.    С начала учебного года принимаю на уроках у учащихся младших классов нормативы, которые встречаются у них в период обучения в начальном звене школы, и частично и в среднем. Принимаю результаты только сам и очень тщательно. Результаты заношу в свою рабочую тетрадь. Приложение № 4

      Результаты учета преподношу как стартовые (для каждого индивидуальные), от которых пойдет отсчет изменений в последующих тестированиях. В дальнейшем будут фиксироваться не абсолютные результаты, а изменения в них по отношению к стартовым. В этом случае не исключено, что слабый обойдет сильного. То есть, соперниками ребят сделаются они сами, а не нормативы, главным станет стремление к победе над собой к самостоятельным занятиям. Чтобы ученики показывали максимальный результат по каждому виду испытаний, стимулирую их оценкой и перестроением два раза в год. В сентябре – по результатам прошлого года и в январе – по результатам текущего учебного года. Таким образом, первыми в строю стоят дети, показывающие в сумме лучшие результаты, не зависимые от их роста и телосложения. У девочек и мальчиков результаты подводятся отдельно.

     Для проверки уровня физической подготовленности учащихся итоги подвожу по  основным тестам: скоростные – 30 м, координационные – челночный бег 3 х 10 м, скоростно-силовые – прыжок с места, гибкость – наклон вперед из положения сидя, выносливость – 6 мин. бег или 500 м (1-4 кл.), или 1000 м (5-8 кл.), или 1500 м (9-11 кл.), силовые – подтягивание (мальчики на высокой перекладине, девочки – на низкой) и др. Приложение № 5

     Как видно из таблицы, Федоров Юрий набрал наименьшее количество баллов (10),    значит, он будет стоять в строю первым. Если бы не было такого мониторинга, то ученики не старались бы улучшить свои физические возможности, занимаясь самостоятельно, работая индивидуально. Ученики теперь не только знают, какие из двигательных качеств им надо развивать, но и для чего это необходимо, для освоения каких двигательных умений и навыков нужно. Я нахожу время вести индивидуальную работу с каждым и каждому стараюсь вовремя подсказать, какое физическое качество в данный момент следует считать отстающим и рекомендую комплексы домашних заданий. Приложение №.6

       В последующих классах принимаю не только эти основные нормативы, но и другие (два раза в год). Если ученик улучшает свой результат хотя бы на 1 см или на 0,1 сек, ставлю ему «пятерку». Если улучшения прежнего результата нет, то ученик получает «четверку». Если же ученик показывает худший результат, оценку получает «три». У всех учеников, получивших «3» или «4», есть право исправить свою оценку во внеурочное время. Если ученик устанавливает рекорд класса в каком-то виде испытания, то он получает поощрительную оценку «5», как чемпион класса. Если этот результат окажется рекордным для школы среди параллели, то ставлю ему еще одну «5», а результат заношу на доску рекордов школы. Таким образом, ученик может получить две пятерки за один результат. В случае трехкратного подряд повторения прежнего результата ставлю оценку не «4» , а «3». Если чемпион класса – параллели не улучшает, а повторяет свой результат, в этом виде состязания, то получает оценку «4». За участие в школьных или городских соревнованиях всегда ставлю своим ученикам «пятерки», стимулируя их за участие в соревнованиях, развивая их интерес к физической культуре. На уроках постоянно акцентирую внимание учеников на том, что каждый из них соревнуется (спорит) сам с собой и если он где-то недоработает, поленится, то это сразу же отразится на его результатах, соответственно и на оценку. Считаю, что такая система оценок, а не абстрактная таблица нормативов, побуждает учащихся работать над собой самостоятельно, и она более справедлива.

  1. . Внеклассные физкультурно-оздоровительные                                                           и спортивные мероприятия.

Спортивные соревнования – неотъемлемая часть педагогического процесса и отличная школа всестороннего воспитания учащихся, независимо от того, являются они непосредственными участниками, судьями или зрителями – болельщиками. Игры по станциям могут использоваться в любое время года на улице или в помещении. Чтобы игра не стала утомительной, не потеряла привлекательности, станций не должно быть много. На каждой станции ребятам предлагается выполнить то или иное задание, которое является проверкой их знаний, умений, навыков. Для создания эмоционального настроя обязательный яркий старт игры и столь же яркое подведение итогов.

В нашей школе сложилась традиция проводить праздник «День здоровья», посвященный Дню защиты детей.

           Он проводится на территории школы. В соревнованиях участвует весь класс, в том числе и дети, которые освобождены на данный момент от физических нагрузок. Эти дети не остаются в стороне, так как могут проявить себя при выполнении заданий по знанию правил дорожного движения, оказанию медицинской помощи, правил пожарной безопасности и т.д. Командам выдается маршрутный лист-карточка с перечисленными станциями-заданиями, указанием места соревнования. В то же время нет строгих требований по составу команды, на разных станциях, при выполнении разных заданий состав команды класса может меняться.

Программа проведения соревнований

Цели и задачи:

  • Формирование здорового образа жизни
  • Воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой.
  • Воспитание характера, умения управлять эмоциями, чувство товарищества и взаимопомощи.

Место проведения: территория школы

Состав команды: весь класс. В спортивных конкурсах участвуют 5 мальчиков и 5 девочек.

         Для уменьшения времени отводимого на проведения соревнований, они проводятся сразу на всех этапах. Для этого каждой команде выдается индивидуальный маршрутный лист, в который заносится время прохождения этапа, очки, штрафные баллы. На каждом этапе данные заверяются подписью судьи на этапе.

Приложение № 7

         В нашей школе проводится много спортивных мероприятий. Все ребята с удовольствием принимают в них участие. Одно из любимых – «Зарница» (для начальных классов – «Зарничка»). Этот спортивный праздник проводится в феврале месяце, во время месячника по военно-патриотическому воспитанию. Два года назад на базе нашей школы открылся кадетский класс. Именно эти ребята принимают активное участие в проведении этого спортивного праздника. Схема проведения данного мероприятия та же. Командам выдается маршрутный лист-карточка с перечисленными станциями-заданиями, указанием места  соревнования. У каждой команды класса есть свой «посредник» из числа кадетов.

Приложение № 8,9



Предварительный просмотр:

III Заключение. С физкультурой на всю жизнь…

     Ни на каком предмете во всей программе общеобразовательной школы ученик не получает столько знаний, навыков и умений нужных для жизни, как на уроке физической культуры. Здесь ученик не только учится правильно двигаться, выполнять набор упражнений, но и понимать, как законы физики, математики, химии, биологии  преломляются в его собственном теле, определяют его здоровье и работоспособность, и как средствами физической культуры можно в течение всей жизни поддерживать организм в наилучшей форме. Именно учитель физической культуры должен ввести валеологические принципы в школьную жизнь, руководить всей системой поддержания и укрепления здоровья учащихся. Одной из важнейших задач школьной валеологической службы должно быть построение адекватных двигательных режимов, способствующих укреплению здоровья учащихся, устранению отклонений в их физическом, эмоциональном и социальном развитии, сознательному отношению к своему телу и здоровью, к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

     Многолетний опыт показывает, что нужны соревнования, но не с нормативными таблицами, а с самим собой. Улучшил собственный результат – отлично. И именно такая работа с учащимися привела к следующим результатам:

  1. Посещаемость на уроках стала намного лучше, так как детям не надо бояться нормативных данных, особенно тех, которые у них не получаются. Исчез комплекс неполноценности.
  2. Появилось стремление улучшить свой результат.
  3. Оценка успеваемости служит стимулом к усердию и дополнительным самостоятельным занятиям физической культурой.
  4. Качество знаний учащихся по физической культуре в течение последних трех лет держится на оптимальном уровне:

 2005-2006 уч. год – 81%,

 2006-2007 уч. год – 83%,

 2007-2008 уч. год – 85%.

     Интерес к урокам физической культуры стабилен. Учащиеся 9-11 классов успешно сдают экзамены по предмету.

     Заканчивая школу, человек должен быть убежден в том, что сегодняшняя и вся его будущая взрослая жизнь, вся его профессиональная, общественная, семейная деятельность будут зависеть от того, здоровы или нет его сердце, легкие и т.д. Это должно быть основной задачей школьной физической культуры. Напряженный ритм жизни, нарастающая интенсификация учебного процесса, уменьшение двигательной активности ведут к тому, что многие школьники пребывают в состоянии нервного напряжения. А без высокой степени психической устойчивости немыслимо полноценное здоровье ребенка. Первопричиной многих психических срывов, угнетенного состояния, неврозов является физическая неготовность к современным учебным программам. В этом случае не следует забывать о формуле, которая служила человечеству в течение многих тысячелетий: «В здоровом теле – здоровый дух!».

Литература

1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья». – М., «Вако», 2004.

2.  Кузнецова И.В. «Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях». – М., 2003.

3. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

4. Лолийко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Минск, 1980.

5. Лях В.И., Кофман Л.Б., Мейксон Г.Б. Передовой педагогический опыт в физическом воспитании школьников: проблемы, анализ, находки. М., 1992.

6. Мейксон Г.Б., Любомирский Л.Е. Методика физического воспитания школьников. М., 1989.

7. Мерзляков Ю.А. Путь к долголетию. Минск, 1994.

8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М., «Аркти», 2003.

9. Сонькин  В.Д. Растем сильными и выносливыми. М., 1987.

10. Трещалин В.Ф. Формируя навыки самостоятельности. \\ Физическая культура в школе, №3, 1993.

Приложение №1.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (8 класс).

С помощью простых, но эффективных упражнений, представленных в этом конспекте, можно осуществлять высокую двигательную активность, воспитывать чувство товарищества и повышать эмоциональное состояние детей. Ученики уходят с таких уроков в хорошем настроении, с улыбками на лицах, а это важная составляющая интереса к физическим занятиям.

Задачи урока: 

  • отрабатывать упражнения во взаимодействии с партнёрами, формировать понимание взаимной зависимости;
  • развивать двигательную активность и основные двигательные качества;
  • воспитывать доброжелательное отношение к товарищам;
  • прививать интерес и потребность к физическим занятиям.

Игровое название урока: “Я, ты, он, она”.

Цель учащихся: 

  • помогать и поддерживать друг друга;
  • наблюдать и оценивать товарища.

Место проведения: спортивный зал школы.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Дозировка

Методические указания

I Вводная часть:

  1. Построение, приветствие, сообщение задач урока.
  2. Ходьба в колонне по одному:
  • руки вверх, на носках
  • руки на пояс, на пятках
  • руки на пояс, в полуприседе, медленно опускаться в положение полного приседа
  • руки на пояс, в приседе
  • руки на пояс, медленно подниматься из положения полуприседа, переходить на ходьбу
  • ходьба, переход на спортивную ходьбу (под хлопки), постепенно ускоряя сигнал, переход на бег.

3. Бег по залу, в колонне по одному:                            (первые 3 человека выбегают на середину зала и выполняют задание, сделав его, бегом возвращаются  в конец строя, далее в порядке очерёдности)

  • сгибание и разгибание рук в упоре лёжа (отжимание)
  • выпрыгивание вверх из низкого приседа.

(бег не прерывать)

4. Упражнение на восстановление дыхания.

II Основная часть:

О.Р.У. на месте в шеренгах:

- перестроение в шеренгу по четыре (все одновременно выполняют упражнения, а по внезапному сигналу делают ускорение, при котором стоящие сзади догоняют впередистоящих, после каждой перебежки смена мест)

И.п. - руки на плечи друг другу, ноги на ширине плеч:                                                        

1-3 – пружинящие наклоны вперёд

4 – и.п.

И.п. – ноги на ширине плеч:

1 –наклон туловища вправо, потянуться за руками

2 – и.п.

3 –наклон туловища влево, потянуться за руками

4 – и.п.

И.п. –выпад вперед правой:

1-3 - пружинящие приседания

4 – прыжком смена положения ног.

И.п. – о.с., руки на плечи друг другу:

1 – присесть

2 – встать

3,4 – то же.

И.п. – то же:

1 – мах правой вперёд-влево

2 – и.п.

3 – мах левой вперёд-вправо

4 – и.п.

И.п. – в полном приседе:

1-4 – прыжки вправо

1-4 – прыжки влево.

И.п. – в полном приседе:

  • прыжки в приседе на месте, выполняются в течении10-15сек.

И.п. – взявшись за руки внизу, упражнение на восстановление дыхания:

1-2 – руки вверх, вдох

3-4 – руки вниз, выдох.

Перестроение из шеренг в колонны (поворотом на право), с построением на лицевой линии.

О.Р.У. в колоннах:

(прыжки с продвижением вперёд до противоположной линии)

И.п. – правая рука на плечо впереди стоящего, левой рукой взять левую ногу за голеностоп – прыжки на правой ноге.

И.п. – левая рука на плечо впереди стоящего, правой взять правую ногу за голеностоп – прыжки на левой ноге.

И.п. – две руки положить на плечи впередистоящего – прыжки на двух ногах.

3. Упражнения на развитие координации (в шеренгах):

  • руки в стороны, глаза закрыты, вращения, по сигналу (открыв глаза) ускорение;
  • наклон вперёд, правая рука вниз, обозначает точку на полу, левая за спину – вращение, следя за правой рукой, по сигналу ускорение.

4. Игровые эстафеты:

  • ускорение до гимнастической стенки, подъём и спуск по ней: мальчики - подтягиваясь на одних руках, ногами не помогать, так же спуск; девочки - подъём произвольно, так же спуск;
  • ускорение до гимнастической стенки с баскетбольными мячами в руках, подъём произвольно, так же спуск, ускорение до ориентира, передача мяча от груди;
  • бег с ведением мяча до лицевой линии правой рукой, назад – левой рукой, передача мяча от ориентира из-за головы.

5. Спортивные и подвижные игры:

  • мальчики – учебная игра в баскетбол (в верхней части зала) с судейством:
  • девочки – подвижная игра “батлбол”, воздушный шарик, отбивая и передавая друг другу, загнать в обруч противника (отбивать пустыми бутылками из-под воды ).

III. Заключительная часть:

1. Построение в общий строй.

  1. Упражнение на восстановление дыхания: взявшись за руки внизу,

1-2 – руки вверх – вдох,

3-4 – руки вниз – выдох.

Подведение итогов, ответы на вопросы:

  • над какими двигательными качествами проводилась работа на уроке?
  • смысл названия урока – “Я, ты, он, она”?
  • выставление оценок (осв. - наблюдали и оценивали своих товарищей – по два ученика).

4. Домашнее задание – индивидуально.

10 мин.

2мин.

3 мин.

По 10 шагов

 

 

5 мин

 

15 раз

15 раз

 

25 мин.

7мин.

 

 

 

 

 

6-8раз

 

6-8раз

 

 

 

 

 

по 4 раза

8-9раз

 

 

по 5раз

 

 

 

4-5раз

 

15-20 прыжков

 

                   4-5 раз

 

 

 

4мин.

 

 

 

 

 

 

                                2 мин.

 

 

 

                                5 мин.

 

 

 

 

 

                                 7 мин.

 

 

 

 

5мин.

Следить за правильной осанкой

Смотреть на руки, ноги прямые

Вперёд не наклоняться

Спина прямая, вперёд не наклоняться

Спина прямая, идти на носках

Спина прямая, вперёд не наклоняться                                   Шаги выполнять чётко в темпе хлопков, руки согнуты в локтях

Следить за дыханием

 

 

В пояснице не прогибаться

Прыжок выше, прыгать на носках

 

 

Все упражнения – и.п. руки на плечи друг другу (руки не расцеплять)             Спина прямая, ноги не сгибать, давить на плечи партнёра

Левая нога прямая, на носок

                                                Вперед не наклоняться                                                                                                                      

Правая нога прямая, на носок

 Вперёд не наклоняться

Спина прямая, прыжок выполнять одновременно

 

 

 Спина прямая, приседать на носках

 

 

                                                         Ноги в коленях не сгибать, удерживать равновесие

 

Прыжки выполнять одновременно, на носках

Вперёд не наклоняться

 

 

                                                             

Следить за дыханием

 

 

 

 

                                                                           

                                                    Прыжки выполнять одновременно, руки не расцеплять

Прыгать на носках

 

Прыжки выполнять высокие, на носках

               

                                                        Вращения быстрые, глаза не открывать

Вращение выполнять не отрывая взгляда от руки

 

Спускаться, не спрыгивая на пол

 

Мяч из рук не выпускать, при передачах следить за правильной работой рук

При ведении мяча обращать внимание на работу рук, передавать точно

 

Судейство проводят освобождённые от урока

Следить за дисциплиной

 

                                                             Узнать о самочувствии и настроении                                  

Вдох носом, выдох через рот

 

                                                     Выносливость, сила, скорость, ловкость, координация Взаимодействовать сообща.

Подготовить и провести комплекс ОРУ с группой.

Приложение № 2.

Использование межпредметных связей

на уроках физической культуры.

     Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов. Проиллюстрируем это из моей педагогической практики.

      При проведении эстафет, я предлагаю ребятам задания, в которых налицо связь физической культуры с математикой. Вот некоторые из этих заданий для двух участвующих в эстафете команд,  построенных в колонну по одному напротив специальной доски.

1. По сигналу учителя участники (первые номера в колоннах) добегают  до стены, берут одну из карточек, на которой записана цифра и воспроизводят ее на доске мелом, после этого возвращаются в свою команду, где передают эстафету следующему.

2. Второй участник, добежав и взяв следующую карточку, должен записать указанную в ней цифру на доске и суммировать ее с первой. Только после выполнения действия участник может передать эстафету следующему.

3. Эстафета заканчивается, когда последний участник команды называет общую сумму.

4.   Вышеуказанные задания можно усложнять (в зависимости от возраста, от уровня развития детей). Например, каждому участнику необходимо их выполнить, держа в руках два волейбольные мяча. При выполнении действий мячи на пол класть нельзя (один мяч держат в руке, второй зажимают между ног, или одной рукой мячи прижимают к стене и т.д.). Можно использовать не только сложение, но и другие математические действия, которые называет ассистент (как правило, освобожденный от урока физической культуры учащийся)

Приложение №3.

Указания к самостоятельным занятиям

  1. Начинать каждое занятие с разминки («зарядки»), в которую обязательно включать бег в медленном темпе, упражнения для подготовки к силовой тренировке мышц, связок, суставов.
  2. Выполнять упражнения в последовательности, в какой записаны упражнения.
  3. Каждое упражнение выполнять до легкой усталости (2\3 от максимально возможного количества повторений).
  4. Комплекс из пяти упражнений проделывать 4-5 раз (4-5 подходов).
  5. Количество повторений каждого упражнения увеличивать через неделю на 2-3 в каждом подходе. При выборе более сложного упражнения нагрузку в подходе опять брать от 2\3 возможного.
  6. Помнить, что тренировки приведут к результату лишь в том случае, если перерывы между ними не будут превышать один день.
  7. Обязательно вести учет своих силовых возможностей, проверяя себя на одном, контрольном, упражнении. Учет проводить один раз в месяц.
  8. Знать: тому, кто будет лениться вести учет, успех не гарантируется.

Упражнения для развития силы основных групп мышц.

Комплекс №1

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре стоя под углом 30-45
  2. Сгибание и разгибание рук вверх: с гантелями, с набивным мячом, с пластиковой бутылкой, наполненной водой.
  3. В висе поднимание ног, согнутых в коленях.
  4. Прогибание из положения лежа лицом вниз, руки за голову или вверх.
  5. Приседание на одной ноге, с дополнительной опорой рукой на любой предмет.

Комплекс №2

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре от пола или ноги на повышенной опоре.
  2. Подтягивание в висе.
  3. В висе поднимание ног, прямых.
  4. Прогибание  в висе.
  5. Приседание на одной ноге, без опоры (пистолет).

        


Приложение № 5

Таблица уровня физической подготовленности учащихся (юноши)

9А класс  конец 1 четверти

№ п/п

Ф. И.

Подтягивание

место

Пр. с места

место

Чел. бег 3Х10

место

Бег 30 м

место

Бег 1000м

место

Сумма баллов

Место в строю

1.

Афанасьев Илья

7

6

220

3

7,7

4

4,8

4

4.0              

7

24

7

8.

Бубнов Николай

6

7

225

2

7,4

1

4,5

1

3.43

1

12

2

2

Егин Павел

9

4

227

1

7,5

2

4,9

5

3.52

3

15

3

3.

Китаев Дмитрий

8

5

205

6

8,2

6

5,0

6

4.14

9

32

9

4.

Коробков Виктор

12

1

215

4

7,7

4

4,7

3

3.58

6

18

5

5.

Кочетов Дмитрий

10

3

220

3

7,7

4

4,8

4

3.57

5

19

6

6.

Свинарев Антон

10

3

210

5

7,6

3

4,6

2

3.54

4

17

4

7.

Татохин Павел

6

7

205

6

8,1

5

4,9

5

4.09

8

31

8

9.

Федоров Юрий

11

2

220

3

7,4

1

4,6

2

3.50

2

10

1

Приложение № 6.

Комплекс домашних упражнений

с преодолением веса своего тела

для старшеклассников.

      Он рассчитан на тех людей, которые ранее не занимались силовой подготовкой. Многие упражнения могут выполняться дома, так как не требуют не тренера, ни специального оборудования.

Число повторений в упражнениях комплекса должно быть не менее 15. При таком режиме у начинающих атлетов лучше формируются устойчивые нервно-мышечные связи, которые в последствии облегчат усвоение боле сложных упражнений. Если вы сразу не сумели достигнуть рекомендованного числа повторений – не огорчайтесь. Опыт показывает, что эти упражнения успешно осваиваются уже к концу первого месяца регулярных занятий.

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кисти на полу. Для усиления воздействия на грудные мышцы и переднюю долю дельтовидных мышц постепенно расширяйте постановку кистей, а также поднимайте выше ноги (табурет, диван). Для всех упражнений подобного рода: вдох при сгибании, выдох при разгибании.
  2. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (или на спинках стульев), хват от широкого до среднего, колени подтянуты к животу, подбородок опущен.
  3. Приседание на одной ноге, другая вытянута вперед (пистолет)
  4. Подъем на носок одной ноги, другая приподнята и фиксирована. Руки удерживают равновесие.
  5. Подъем табурета или стула перед собой обеими, а позднее – одной рукой. Вдох при подъёме, выдох при опускании.
  6. Подтягивание на перекладине, хват к себе.
  7. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади, ноги на стуле или другом возвышении.
  8. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа узким (сомкнутым) упором.
  9. Подъём туловища из положения лежа, ноги согнуты, ступни закреплены (под диваном). Выдох при подъёме, вдох при опускании.
  10. Подъём ног в положении лежа. Выдох при подъёме ног, вдох при опускании.

            Тренироваться нужно не реже 3 раз в неделю так, чтобы после дня занятий следовал день отдыха. После 3 занятий – 2 дня отдыха, один из которых можно посвятить легкому бегу. Весь комплекс рассчитан на 2 – 3 месяца систематических занятий. По истечению этого срока уже будут заметны первые результаты: улучшатся осанка и самочувствие, появится приятное «мышечное чувство», станет крепким сон и устойчивый аппетит.

Приложение № 7.

Программа проведения соревнований «День здоровья»

Цели и задачи:

  • Формирование здорового образа жизни
  • Воспитание потребности к систематическим занятиям физической культурой.
  • Воспитание характера, умения управлять эмоциями, чувство товарищества и взаимопомощи.

Место проведения: территория школы

Состав команды: весь класс. В спортивных конкурсах участвуют 5 мальчиков и 5 девочек. Этот праздник проводится по параллелям.

Задания для учащихся 8 классов. Выбрать правильный ответ.

 История.

1. Кому принадлежит фраза: «Кто к нам с мечом придет от меча и погибнет»?

а) Донской      б)Кутузов     в)Невский

2.Сколько Героев дала балаковская земля?

а) 17     б) 13     в)15

3. Бородинское сражение 8 сентября 1812 года проходило под командованием…

а) Донского     б) Кутузова     в) Раевского

4. Когда началась Великая Отечественная война?

а) 20 июня 1941 г.     б) 22 июня 1945 г.     в) 22 июня 1941 г.

5. Турецкая крепость Измаил взята русскими войсками (1790г.) под командованием…

а) Суворова     б) Кутузова     в) Румянцева

Медицина.

1.Чтобы остановить артериальное кровотечение надо:

а) наложить жгут выше раны

б) наложить жгут ниже раны

в) заклеить рану пластырем

2. При ушибе на поврежденное место надо положить:

а) холод     б) теплый компресс     в) протереть спиртом

3. Активированный уголь из аптечки используется при:

а) отравлениях     б) головной боли     в) зубной боли     г) высокой температуре

4. При растяжении связок надо:

а) наложить холод     б) забинтовать    в) наложить холод и тугую повязку

5.Первая помощь при ожоге щелочью:

а) обработать спиртом, затем водой, наложить примочку из содового раствора

б) промыть холодной водой в течение 10-15 минут, наложить примочку с борной кислотой

в) немедленно протереть спиртом, смазать маслом, наложить стерильную повязку.

ОБЖ

1.На уроках химии нельзя:

а) проводить химические реакции

б) пользоваться кислотами и щелочами

в) нюхать и пробовать на вкус химические препараты

2. Если к Вашему микрорайону движется ядовитое облако хлора, то надо:

а) спрятаться в подвале

б) подняться как можно выше

в) бежать в направлении ветра.

3. Если Вы оказались заложником террористов, как нужно вести себя:

а) агрессивно  б) бежать   в) стараться быть спокойным и не провоцировать преступников.

4. За ложный звонок в милицию о заложенной бомбе человек будет привлечен к ответственности:

а) административной     б) уголовной     в) никакой

5. Вы обнаружили в подъезде дома подозрительный сверток. Каковы должны быть Ваши действия?

а) сообщить в милицию, в МЧС, ФСБ

б) открыть и посмотреть, что там

в) выбросить в мусоропровод.

Топография

1. Разведчики ночью шли по лесу. Полярная звезда находилась у них с правой стороны. В каком направлении они шли?

а) на восток   б) на север   в) на запад   г) на юго-запад

2. Вы движетесь в северном направлении. По какому азимуту надо идти, чтобы вернуться назад?

а) 180     б) 90     в) 360

Работа с картой

3. В каком направлении течет река Беличка:

а) на юго-запад     б) на восток     в) на северо-восток     г) на запад

4. Что означает цифра 10 в знаке, обозначенном цифрой 5:

а) ширина моста   б) длина моста   в) грузоподъемность   г) высота моста

Физическая культура

1. Какой континент символизирует кольцо зеленого цвета в олимпийской эмблеме:

а) Азия;  

б) Австралия;

в) Африка;  

г) Америка;  

д) Европа?

2. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране:

а) 1952 г.;

б) 1976 г.;

в) 1980 г.;

г) еще не проводились.

3. Последние зимние игры Олимпиады праздновались в…

а) Лиллехаммере (Норвегия);

б) Солт-Лейк-Сити (США);  

в) Нагано (Япония);

г) Турине (Италия).

4. Какое физическое качество развивается при длительном беге в медленном темпе:

а) сила;

б) выносливость;

в) ловкость;

г) быстрота.

5. Закаливание солнцем в средней полосе и на юге России рекомендуется проводить…

а) от 7 до 11 часов и через 1,5 часа после приема пищи;

б) от 11 до 14 часов и через 1 час после приема пищи;

в) от 12 до 16 часов и через 40 мин. После приема пищи;

г) с 13 до 17 часов и через 2 часа после приема пищи.

«Кенгуру»  Прыжок в длину с места. Следующий участник начинает прыжок с места приземления предыдущего. Участвуют 5 мальчиков и 5 девочек от класса.

Правила пожарной безопасности

1. Наиболее часто встречающаяся причина пожаров это:

а) молния   б) транспорт   в) взрывы   г) неосторожное обращение с огнем.

2. У Вас загорелся телевизор. Что нужно делать?

а) залить его водой

б) отключить от сети

в) отключить от сети и накрыть мокрой тканью.

3. В квартире сильный запах газа. Каков порядок действий?

а) включить свет и найти причину запаха

б) открыть окна и двери, найти причину и устранить ее, позвонить 04

в) позвонить 04 и выбежать на улицу

4. Огонь отрезал выходы из квартиры. Ваши действия:

а) выбежать на балкон и звать на помощь

б) пробиваться через огонь

в) выпрыгнуть с балкона

5. Вы увидели человека, на котором горит одежда. Ваши действия:

а) позвать на помощь

б) вызвать пожарных

в) повалить его на землю и накрыть плотной тканью или плащом.

Правила дорожного движения

1. Каким правилам подчиняется человек, ведущий велосипед?

а) правилам для водителей

б) правилам для пешеходов

2.С какого возраста разрешается обучать вождению на мотоцикле?

а) с 12 лет   б) с 14 лет   в) с 16 лет   г) с 18 лет

3. Какой стороны должен придерживаться пешеход при движении по тротуару?

а) безразлично     б) левой     в) правой

4. В каком возрасте разрешается выезжать на велосипеде на дороги общего пользования?

а) не моложе 10 лет   б) не моложе 14 лет   в) не моложе 16 лет

5. Можно ли переходить дорогу вне пешеходного перехода, если она просматривается только в одном направлении?

а) можно     б) нельзя

В спортивных соревнованиях  участвуют 5 мальчиков и 5 девочек от класса. Результаты всех участников команды складываются.

«Снайпер»  Метание мяча в цель.

Юноши выполняют подтягивание на высокой перекладине, девушки выполняют упражнение на пресс за 30 секунд.

Скетч. Прыжки через большую скакалку. Одновременно прыгает вся команда

Встречная эстафета.  Подведение итогов и награждение.

        Приложение № 8.

Планшет для команды класса

ЗАРНИЦА 2007г.

Капитан__________________ Класс_____________________

№ станции

Станции

Очки, результат

Замечания

Подпись

судьи

1.

Построение

2.

Топография

3.

Связист

4.

Тарзанка

5.

Метание гранат

6.

Минное поле

7.

Переправа

8.

Метко в цель

9.

Маятник

10.

Санитары

11.

Лабиринт

12.

Паутинка

13.

Мышеловка

14.

Газы

15.

Атака (на время)

16.

Викторина

Сумма________________________  Место________________

 

Главный судья_______________________________________

Ход игры:

1.Построение. Приветствие участников, знакомство с маршрутом.

2.Топография. Из отдельных фрагментов собрать топографическую карту.

3.Связист. Посчитать количество соединений (узелков) на проводе.

4.Тарзанка. Переправиться  в висе на канате через преграду.

5.Метание гранат. Подсчитывается количество попаданий в окоп.

6.Минное поле. Пять участников должны «разминировать» проход, указав с помощью         флажков места нахождения мин.

План школьной территории

9        7

10        6

        8        5

11

        16

12        1                Школа № 16.

        4        

3

13        2

        15

14

7.Переправа. Взявшись за руки, участники должны пройти от флажка до флажка, не расцепив рук, при этом, преодолевая препятствия.

8.Метко в цель. На ветках дерева висят пластмассовые бутылки  на разной высоте. Каждый участник выполняет метание, подсчитывается общее количество попаданий.

9.Маятник. Переправиться в висе на канате через ров. Канат передать следующему участнику.

10.Санитары. Перевозка «раненых» на санях (чтобы «раненый» не упал).

11.Лабиринт. Бег змейкой след в след.

12.Паутинка.  Пройти дистанцию через связанные между собой обручи.

13.Мышеловка. Проползти под натянутыми веревками, на которых закреплены колокольчики, не задев их.

14.»Газы». Дается команда «газы», все участники одевают ватно-марлевые повязки и преодолевают зараженный участок.

15. Атака. С криками «Ура» учащиеся пробегают 60 метров. Результат записываем по последнему участнику.

16.Викторина. Ребятам предлагается 5 вопросов по военно-спортивной тематике.

 

Все маршрутные листы сдают по окончании соревнований в штаб, где подсчитываются результаты. Победителям вручаются грамоты и призы.



Предварительный просмотр:

Приложение № 9.

Фотоматериал внеклассных

физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий

P5081948

«День здоровья»

        

P5081968

P5081964



Предварительный просмотр:

Фотоматериал внеклассных

физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий

на воздухе

        «Зарничка»2007г.

Аннотация

        Мною представлена работа на тему «Развитие самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культурой», в которой рассматриваются вопросы развития навыков самостоятельности и саморазвития школьников. Тему работы считаю актуальной, так как центральной идеей современного общества является сохранение здоровья подрастающего поколения, привитие у детей привычки к самостоятельным занятиям физической культурой. В работе подробно изложены основные приемы работы учителя по развитию физкультурной познавательной деятельности школьников: инструктивная направленность урока, индивидуальный подход, применение игровых технологий, проверка уровня физической подготовленности учащихся, проведение внеклассных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

        В работе предложена система упражнений по развитию навыков самостоятельности учащихся. В приложении даны конспекты и фрагменты уроков физической культуры, упражнения для самостоятельных занятий учащихся, таблица уровня физической подготовленности ребят, фотоматериал.

        Работа может быть интересна учителям физической культуры, ищущим свои пути поддержания и укрепления здоровья учащихся, осваивающих современные образовательные технологии, приобщающих учеников к занятиям физической культурой на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для школьников "Отношение к занятиям физической культурой и спортом"

Нам важно знать твое мнение, чтобы улучшить программу школьных уроков .физкультуры, сделать эти уроки более интересными и полезными....

Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой

В данном докладе я попытаюсь выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к сознательному и самостоятельному укреплению свое...

Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой

В данном докладе я попытался на фоне обобщения своего педагогического опыта выразить главную идею своей методической системы – идею развития у ребёнка школьного возраста внутренней мотивации к с...

Воспитание самостоятельного и сознательного отношения к занятиям физической культуры

        В настоящее время наиболее актуальной является проблема здоровья. Все чаще вспоминаем слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья в...

«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»

laquo;Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»...

«Развитие мотивации к сознательным занятиям физической культурой»

Самое важное для большинства людей – это здоровье, здоровье его собственное и его близких. Человек, живя в обществе, является его неотъемлемой частью и должен понимать, что здоровый образ жизни ...