Главные вкладки

    "Введение в образовательную программу "Историко-бытовой танец"
    презентация к уроку физкультуры (9 класс) по теме

    Васюткина Надежда Васильевна

    В 2011 году разработала программу "Историко-бытовой танец" для учащихся 9-11 классов. Курс обучения 3 года. Программа является частью предмета "Физическая культура" в разделе вариативная часть (3 час).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Текст  презентации на тему:

    «Введение в образовательную программу «Историко-бытовой танец»»

    Слайд №  1. «Историко-бытовой танец»

    «…Жизнь в танце, что может быть прекрасней…»

    Танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования личности школьника, для его гармоничного духовного и физического развития.

    Предметом изучения историко - бытового танца является бытовые танцы 15-19 веков, а также сценические образцы бытовых танцев прошлого.

    Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах.

    Целью изучения предмета «Историко-бытовой танец» является ознакомление учащихся с танцевальной культурой, элементами быта и этикой разных эпох; формирование умения применять полученные знания в школьной и повседневной жизни (школьные балы, вечера); развитие художественного вкуса.

    Бальный танец возник в 14 веке в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил «Бальный танец».  Затем бальный танец распространился во Франции.

    В 15 -16 веках итальянские и французские танцмейстеры, создавая технику танца, обращали особое внимание на стиль исполнения и манеры танцующих. От исполнителя требовалась важная осанка, медленная размеренная поступь, чопорные и детально разработанные взаимные приветствия - поклоны и реверансы. Соблюдение всех этих правил не только в танце, но и в быту, считалось признаком благородного происхождения и высокого общественного положения. Живые и непосредственные движения народных танцев считались дурным тоном.

    В эпоху Средневековья (15-16 века) модны басседансы, бранль, шествия с поклонами и салютами.

    Слайд № 2. «Танцы эпохи Средневековья»

    Слайд № 3. «Французский бальный танец «Бранль»

      В эпоху Возрождения (17 век) бальный танец распространился по всей Европе. В каждой из стран он приобретал различные оттенки, национальную стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся. Популярными бальными танцами становятся вольта, павана, куранта, аллеманда, менуэт. 

    Слайд № 4. «Танцы эпохи Возрождения»

    Слайд № 5. «Менуэт»

    Господствующее положение занимал менуэт. 

     «Менуэт - это танец королей и король танцев», - так назвали его историки танцевального искусства. Считалось: «кто хорошо танцует менуэт, тот все делает хорошо».

    Основной чертой исполнения менуэта является церемониальность, галантность и торжественность.

    В 1661 году в Париже была основана Академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определенного порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Бальному танцу обучаются у специальных учителей или в школах танца.

     

    Слайд № 6. «Танцы 18 века»

    В 18 веке наступает расцвет придворного бального танца и получили распространение новые, более свободные танцы: скорый менуэт, гавот, полонез, контрданс. Успех контрдансов объясняется тем, что его могли исполнять одновременно все желающие (лишь бы было четное число пар), в то время, как старые танцы (павана, менуэт) исполнялись ограниченным количеством пар. Контрдансы по своему типу и танцевальному содержанию были интереснее и живее, чем многие церемониальные танцы.

    Слайд № 7. «Полонез»

    Слайд № 8. «Светский раут»

    В 1715 году в Париже состоялся первый общественный платный бал. Такие балы приобретают большую популярность (например, в 1797 в Париже состоялось 684 публичных бала).

    В 1768 году в Париже было открыто первое специальное помещение для бальных танцев.

    К концу 17 – началу 18 веков окончательно складывается такая форма времяпрепровождения, как балы. Бал становится одной из важнейших частей общественной жизни. Это место встречи и общения. Танцевальное пространство предназначалось не только для танцев, но и для демонстрации мод. Бальные платья не использовались более одного - двух раз и должны были выглядеть «по последней моде».

    Для развития бального танца в России большое значение имели учрежденные по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые можно считать первыми русскими балами. Основным развлечением на ассамблеях были танцы, в которых принимали участие и пожилые люди. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам, отказываться было не принято.

    Неумение танцевать становится позорным, и потому бояре выписывают себе учителей танцев и «светских обхождений», обязанности которых были очень обширными. Танцмейстер должен был обучить танцам (менуэт, полонез, контрданс, павана, куранта, англез) и одновременно преподать хороший тон.

    Под влиянием петровских указов Бальный танец получил в России широкое распространение и к середине 18 века входил как обязательный предмет в программу многих учебных заведений.

    В конце 18 - начале 19 в. на смену чопорным танцам прошлых веков приходят стилизованные народные танцы Англии, Германии, Австрии и других славянских стран. Массовые танцы французская кадриль,  вальс, полька, мазурка, галоп становятся общеевропейскими бальными танцами. Они более живые, непринужденные и легкие, более быстрого темпа. Развитию свободных, прыгающих и вращательных движений способствовало изменение моды и облегченность костюмов.

    Слайд № 9. «Танцы 19 века»

    Слайд № 10. «Мазурка» 

    Слайд № 11. «Вальс»

    С середины 19 века самым популярным бальным танцем становится вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов И. Штрауса-отца, И. Ланнера, И. Штрауса-сына.

    Вальс стал способом раскрепощения от условностей, которые еще по-прежнему были основой общественной жизни. В это же время появился еще один танец, успех которого затмил популярность многих других, - полька.

    Слайд № 12. «Балы в произведениях русской литературы»

    Балы и танцевальные вечера 19 века отражены во многих классических произведениях русской литературы, особенно в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Войне и мире» Л. Н. Толстого.

    Расцвет русского балета повлиял на бытовой танец в России, особенно в конце 19 - начале 20 веков бытовой танец всегда обогащал балетный театр. В свою очередь многие бальные танцы, создаваемые в эти годы артистами русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности классического и народно-сценического танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), па д’эспань (А. Царман) и др.

    Слайд № 13. «Танцы 19-20 веков»

    Слайд № 14. «Падеграс»

    В конце 19 века с переменами в общественной жизни бальная культура постепенно угасает, придворные балы проводятся все реже. Последние балы и танцевальные собрания прошли в 1914 г.

    В первые годы советской власти бальные танцы были провозглашены мещанскими и не соответствующими новой культурной политике.

    Однако в европейских странах в высшем свете сохранялась традиция проведения балов.

    Слайд № 15. «Современные балы»

    Сегодня культура светских балов вновь возрождается; танцевальные вечера, салоны и балы становятся все более популярными. Как и раньше, на них встречаются, знакомятся и общаются (на них можно придти даже одному). Танцы, блиставшие в прошлых веках и исторически исполняемые на балах, вновь интересны и модны, во многом благодаря своей доступности, «нетребовательности», элегантности и красоте.

    Слайд № 16. «Бал выпускников в школе № 1»

    Обучение по программе «Историко-бытовой танец» можно условно разделить на два периода.

    На 1-м году обучения учащиеся овладевают технической основой исполнения основных элементов бытовых танцев прошлых веков: шагов, поклонов, простейших танцевальных движений. В этом периоде вырабатываются также навыки общения в паре, развивается пластичность, координация движений, музыкальность. Обучение происходит в основном на материале танцев ХIХ века, как более простых и доступных по манере исполнения.

    При освоении учебных основ историко-бытового танца, исполняя кажущиеся простыми элементы, необходимо добиваться скрупулезной отделки не только движений ног, но и рук, головы, корпуса, выработки тех мелких нюансов, которые в историко-бытовом танце имеют очень большое значение. 

    Во втором периоде обучения изучаются в определенном хронологическом порядке танцы 15-19 веков.

    Режим занятий - 72 часа в год (по 1 часу  1 раз в неделю).

    В программе использованы приоритетные формы занятий: репетиционные, интегрированные, бал.

    Формы подведения итогов реализации программы: опрос, контрольное занятие, открытое занятие, концерт, презентация творческих работ, взаимозачет.

    Бал как форма отчетного занятия по прохождению отдельных тем, разделов программы (Рождественский бал, бал цветов, бал выпускников). Итоговое занятие.

    К концу 1-го года обучения  учащиеся должны знать и уметь:

    - истоки развития историко-бытового танца;

    - основные элементы историко-бытового танца;

    - правила исполнения элементов, фигур и грамотно их исполнять;

    - танцевальный этикет;

    - распознавать характер танца и музыкального сопровождения;

    - ориентироваться в композиции танца, точно запоминать рисунок и последовательность фигур;

    - уметь технически правильно и непринужденно исполнять танцы 19 века: польку, полонез, падеграс.

    Слайд № 17.

    «Я не стараюсь танцевать лучше остальных.

                                 Я стараюсь танцевать лучше себя самого»

    (Михаил Барышников, балетмейстер).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Историко - бытовой танец "...Жизнь в танце, что может быть прекрасней..."

    Слайд 2

    Танцы эпохи Средневековья (XV век) Бассдансы Бранль Шествия с поклонами и салютами

    Слайд 3

    Танцы эпохи Возрождения (XVI - XVII века) Вольта Гальярда Аллеманда Менуэт Павана

    Слайд 4

    Скорый менуэт Танцы XVIII века Гавот Полонез Контрданс Полонез Контрданс

    Слайд 5

    Танцы XIX века Кадриль Котильон Вальс Полька Мазурка Галоп Французская кадриль Вальс

    Слайд 6

    Полька Танцы XIX века

    Слайд 8

    Первый бал Наташи Ростовой

    Слайд 9

    Танцы XX века Падеграс Падетруа (постановка Е. Иванова) (постановка А. Бычкова) Падэспань (постановка А. Цармана)

    Слайд 10

    Современные балы

    Слайд 11

    Бал выпускников в школе № 1 города Жирновска

    Слайд 12

    "Я не стараюсь танцевать лучше остальных. Михаил Барышников Я стараюсь танцевать лучше себя самого"


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

    Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

    разработка занятия "Введение в образовательную программу"

    Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития  прикладного творчества,  с разными природными  материалами....

    Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"

    ВВЕДЕНИЕ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И"                            ...

    Образовательная програам "Народный танец"

    Программа расчитаана на 3 года обучения для обучающихся1-6 классов....

    "Введение в образовательную программу "Ритмика и танцы""

    Открытое занятие по теме "Введение в образовательную программу" проводила на VIII областном конкурсе профессионального мастерства "Лучший педагог дополнитепльного образщования-2011", г. Волжский. Заня...

    Раздел образовательной программы Народный танец

     Народный танец - один из основных предметов образовательной программы  «Дорога к прекрасному», являющийся составной частью художественно-эстетического образования и воспитания....