Методическая система учителя физической культуры и тренера-преподавателя
методическая разработка по физкультуре по теме

Описание методической системы на основе мониторинга развития координационных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая система

     Легкоатлетическое многоборье требует от спортсмена высокого уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации и выносливости).  Стал всё чаще замечать, что у многих детей плохо развиты координационные способности (КС), поэтому за основу своей продуктивной методической системы взял развитие координационных способностей. Тема моей методической работы: «Управление качеством физического образования через развитие координационных способностей».

      Цель: создать механизм управления  качеством физического образования через развитие координационных способностей.

       Управление качеством образования Т.И. Шамова и П.И. Третьяков определяют как целенаправленный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по достижению качества запрограммированного результата (норм и стандартов) [1].

      В.И. Лях считает, что координационные способности - это «умения точно, быстро и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени» [2].

     Механизм управления качеством физического образования реализую через диагностику и мониторинг уровня развития координационных способностей.

Существует несколько методов диагностики (оценки) координационных способностей (КС).  Я использую   метод  наблюдения  и метод тестов.

       Метод наблюдения.  Систематически проводя занятия, наблю даю, насколько успешно (легко и быстро) овла девают ученики различными двигательными действиями, как точно и быстро координируют они свои движения, участвуя в эстафетах; насколько своевременно и наход чиво перестраивают двигательные действия в си туациях внезапного изменения обстановки, т. е. в условиях, предъявляющих высокие требования к КС.

      Метод тестов (Приложение 1).

      Перед проведением тестов следует позаботиться об обеспе чении необходимого уровня мотивации и кон центрации внимания испытуемых на предстоя щей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащиеся должны быть четко проинформированы о целях прове дения контрольных испытаний. До начала самого процесса тестирования следует подробно объяснить, продемонстрировать, а затем научить их правильно выполнять упражне ния-тесты.

      На результаты контрольных испытаний, опре деляющих КС, сильное влияние оказывают внешние условия и помехи. В связи с этим для повышения надежности оценок необходимо давать несколько зачетных попыток — от двух до пяти, а для метаний на точность — от восьми до десяти. После каждой попытки должна следовать точная информация о достигнутом результате, которая способствует поддержанию мотивации учащегося и коррекции его двига тельных действий.

     Контрольное испытание для определения исходного уровня КС провожу  в первой четверти учебного года (первая декада сентября) и второй раз в конце учебного года (вторая декада мая) для выявления их изменения в течение года.

   В качестве средств развития КС могут исполь зоваться самые разнообразные упражнения, если их выполнение связано с преодолением коор динационных трудностей (новые упражнения или знакомые, но осуществляемые в изменен ных условиях) либо требует от исполнителя точности, быстроты, рациональности, находчи вости в осуществлении сложных в координа ционном отношении двигательных действий.

   Упражнения, удовлетворяющие хотя бы одно из этих требований, и называют коорди национными, направленными на развитие оп ределенных КС. Их можно объединить в три группы: общеподготовительные, специально-подготовительные и группа, сочетающая в себе обще- и специально-подготовительные упраж нения.

    Условно группу общеподготовительных коор динационных упражнений можно разделить на несколько подгрупп.

Первая подгруппа. Упражнения, обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений. Сюда входят новые упражнения или новые их варианты.

Вторая подгруппа. Упражнения по расшире нию двигательного опыта (общеразвивающие уп ражнения без предметов и с предметами; относительно простые и достаточно сложные упражнения, выполняемые в измененных усло виях, при изменении положения тела или его частей и т. д.). Данные упражнения, содержа щие повышенные координационные требования, направлены главным образом на правильное (качественная сторона) и точное (количественная сторона) выполнение движений по амплитуде, направлению, темпу, ритму.

Третья подгруппа. Общеразвивающие коорди национные упражнения, подобранные по типу: «на силу», «на быстроту», «на выносливость»…

Четвертая подгруппа. Упражнения с преиму щественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечиваю щие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (выработка чувства про странства, времени, степени развиваемых мы шечных усилий).

     Группа специально-подготовительных коорди национных упражнений, её также можно разделить на подгруппы.

Первая подгруппа. Подводящие упражнения, способствующие освоению и закреплению тех нических навыков и технико-тактических дей ствий.

Вторая подгруппа. Развивающие упражнения, направленные главным образом на воспитание КС,  имеющих место в лёгкой атлетике.

Третья подгруппа. Упражнения по развитию специфических КС: способностей к ориентиро ванию в пространстве, к кинестезическому  дифференцированию, к ритму, к сохранению равновесия, к вестибулярной устойчивости.

Четвертая подгруппа. Упражнения по выработ ке так называемых специализированных пси хофизиологических функций: восприятий или чувств, имеющих место в лёгкой атлетикен (чувство планки, метательного снаряда, мяча и т. Д.); мнемических (оперативная двигательная память) и интеллектуальных компонентов (быстрота и качество оперативного мышления, способностей к предвидению изменения ситуации в ограни ченном интервале); рече-мыслительных про цессов (проговаривание действия вслух и про себя с одновременным осмысливанием конкрет ных кинестезических ощущений); идеомоторных реакций (представление движений при выполне ра данного упражнения в целом или по частям, параметров этих движений).

       Для сопряженного воздействия на координа ционные и физические способности применя ют в различных сочетаниях обще- и специально-подготовительные координационные упражнения.  Примерами такого соединения КС в их гармо ническом развитии с силовыми, скоростно-силовыми способностями могут служить упражне ния: в метании малого мяча (правой, левой рукой   на    расстояние,   равное    1/6,    1/3,    1/2    от  максимальной  дальности  метания;   в   чередова ра   метаний   в   цель   при   использовании   сна рядов   разного   веса;   в   чередовании   бросков мяча   в   стену   на   максимальную   дальность   от скока с бросками на дальность отскока, равную 1/6, 1/3, 1/2  от максимальной;   прыжки   в   длину и высоту с места в полную силу, в полсилы, в 1/3 силы, с вращениями в одну и в дру гую стороны на заданный угол — 90°, 180° и на максимальное число градусов.

       В качестве примеров соединения скоростных способностей и КС могут быть названы упраж нения в чередовании: бега с максимальной скоростью на короткие отрезки с бегом со скоростью 30—90 % от максимальной (с обяза тельным определением времени пробегания отрезка самим учащимся и коррекцией ско рости бега педагогом); пробегание разных отрезков по прямой с преодоле нием их при изменении направления движения, скорости бега, того и другого вместе.

      В качестве примеров упражнений, соединяю щих развитие выносливости и КС, приведу  упражнения: в продолжительном беге по сильно пересеченной (желательно незнакомой) местно сти; в длительном беге по песку, снегу.

     Для развития КС применяю различные методы:  методы стандартно-повторного упражнения, методы вариативного (перемен ного) упражнения.

      Методы стандартно-повторного упражнения используются для развития КС  при разучива ра новых, достаточно сложных в координацион ном отношении двигательных действий, т.к. овладеть новым двигательным действием можно лишь после ряда повторе ний его в относительно стандартных условиях.

       Методы вариативного (переменного) упражне ния являются главными методами разви тия КС.

      Первая группа методических приемов под разумевает строго регламентированное изменение отдельных характеристик или всей фор мы привычного двигательного действия. Для развития КС первой группой методических приемов используются упражнения с изменени ем: направления движений, силовых компонен тов, скорости или темпа движений, ритма дви равле, исходных и конечных положений при выполнении общеразвивающих и специально-подготовительных упражнений, пространствен ных границ, в которых выполняются упражне ния, способы выполнения действия.

      Вторая группа методических приемов спо собствует развитию КС при выполнении первич ных двигательных действий в непривычных со четаниях. Применяются упражнения: с услож нением привычного действия добавочными дви равлены, включающими комбинированные дви гательные действия в непривычных сочетаниях; с «зеркальным» выполнением движений.

       Третья группа методических приемов требует введения внешних условий, строго регламенти рующих направление и пределы изменения. Здесь используются упражнения: с введением различных сигнальных раздражителей, требую щих срочной перемены действий; с усложне нием координационных движений действиями типа жонглирования; с выполнением освоенных двигательных действий после раздражения ве стибулярного аппарата; на совершенствование в технике двигательных действий после соответ ствующей (дозированной) физической нагрузки или на фоне утомления; в условиях, ограни чивающих или исключающих зрительный конт роль; с введением заранее и точно обусловлен ного противодействия партнера в единоборствах и спортивных играх.

      Методы не строго регламентированного варь ирования также содержат несколько методиче ских приемов использования упражнений для развития КС. Применяются упражнения: свя занные с изменением использования обыч ных условий естественной среды, непривыч ных снарядов, инвентаря, оборудования; на равленые на осуществление индивидуальных, групповых и командных атакующих и защит ных тактических действий в условиях, не строго регламентирующих взаимодействия соперников или партнеров; «игрового варьирования» с ис пользованием игрового и соревновательного методов.

      При применении методов пе ременного упражнения необходимо соблюдать следующие основные правила:

1. Использовать небольшое количество повто рений (8—12 раз) разнообразных физических упражнений, предъявляющих сходные требова ния к способу управления движением.

2. Многократно повторять эти упражнения при как можно более частой и целенаправ ленной вариативности выполнения отдельных элементов и двигательного действия в целом, а также изменении условий их осуществления.

Список используемой литературы

1. Управление качеством образования. М.: - 200.- С33.

2. Физическая культура: учеб. Для учащихся 10- 11кл. общеобразоват. Учреждений/ [ В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др.]; под ред. В.И. Ляха и др.- 6 изд.- М.: Просвещение, 2008.- С 67.

Приложение 1.

Тест и нормативы уровней развития КС в возрасте от 7 до 17 лет.

Челночный бег 3*10м.

По команде «На старт!» испытуемый становится в положение высокого старта. По команде «Марш!» испытуемый бежит 30м с предельно высокой скоростью. Результат фиксируется (Т1). После отдыха испытуемый с максимальной скоростью пробегает 3*10м. ( Пробегает отрезок 10 м, обегает мяч, поворачивает назад и пробегает ещё 10м, вновь обегает мяч и пробегает 10м) Результат фиксируется (Т2).

Таблица. Нормативы оценки абсолютных показателей КС (Т2).

Мальчики

Возраст

Уровень развития КС

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

7

11,2 и больше

11,1-10,9

10,8-10,3

10,2-10

9,9 и меньше

8

10,8 и больше

10,8-10,0

10-9,5

9,4-9,2

9,1 и меньше

9

10,4 больше

10,3-10

9,9-9,3

9,2-8,9

8,8 и меньше

10

9,9 и больше

9,8-9,6

9,5-9

8,9-8,7

8,6 и меньше

11

9,7 и больше

9,6-9,4

9,3-8,8

8,7-8,5

8,4 и меньше

12

9,2 и больше

9,1-9

8,9-8,5

8,4-8,3

8,2 и меньше

13

9,3 и больше

9,2-9,1

9-8,5

8,4-8,3

8,2 и меньше

14

9 и больше

8,9-8,7

8,6-8,1

8-7,8

7,7 и меньше

15

8,5 и больше

8,4-8,3

8,2-7,9

7,8-7,7

7,6 и меньше

16

8,1 и больше

8-7,9

7,8-7,5

7,4-7,3

7,2 и меньше

17

8,5 и больше

8,4-8,2

8,1-7,9

7,5-7,3

7,2 и меньше

Относительный показатель КС определяется по разности Т1-Т2. Чем меньше эта разность, тем выше показатель КС.

Таблица. Нормативы оценки относительных показателей КС (Т1-Т2).

Мальчики

Возраст

Уровень развития КС

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

7

4,6 и больше

4,5-4,3

4,2-3,7

3,6-3,4

9,9 и меньше

8

4,3 и больше

4,2-4

3,9-3,3

3,2-3

9,1 и меньше

9

4,2 и больше

4,1-3,9

3,8-3,2

3,1-2,9

8,8 и меньше

10

4,1 и больше

4-3,8

3,7-3,2

3,1-2,9

8,6 и меньше

11

3,7  и больше

3,6-3,5

3,4-3

2,9-2,8

8,4 и меньше

12

3,7 и больше

3,6-3,5

3,4-3

2,9-2,8

8,2 и меньше

13

3,7 и больше

3,6-3,5

3,4-3

2,9-2,8

8,2 и меньше

14

3,7 и больше

3,6-3,5

3,4-3

2,9-2,8

7,7 и меньше

15

3,5 и больше

3,4-3,3

3,2-2

2,9-2,8

7,6 и меньше

16

3,5 и больше

3,4-3,3

3,2-2,9

2,8-2,7

7,2 и меньше

17

3,6 и больше

3,5-3,4

3,3-3

2,9-2,8

7,2 и меньше


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система учителя физической культуры Колесникова Алексея Витальевича

В работе описано использование урочных и внеурочных форм физического воспитания в практической работе школы....

Доклад на районное методическое объединение учителей физической культуры "Патриотическое и нравственное воспитание на уроках физической культуры"

Патриотическое воспитание в нашей школе, являясь одним из направлений воспитательной работы, представляет собой организованный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику у...

Методическая система учителя физической культуры

Основные направления работы: учебная деятельность, внеклассная работа, воспитательная работа, научно-методическая работа, самосовершенствование.Целями изучения образовательной области «Физическая...

План работы методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ МБОУ «СОШ № 13» на 2014-2015 учебный год. Руководитель М.О.: С.А. Бастина - учитель физической культуры

План работы методического объединения учителей физической культуры МБОУ "СОШ № 13" на 2014 -2015 учебный год.Содержание:-цели и задачи;- заседание ( пример ведения протокола);- развитие уительского па...

Выступление на городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности Электронное портфолио учителя физической культуры как средство педагогической диагностики...

Выступление на  городском методическом объединении учителей физической культуры, организаторов основ безопасности жизнедеятельности на тему: Электронное портфолио учителя физической кул...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с целью высокой результативности по сдаче норм ГТО.

Педагогическая система учителя физической культуры МБОУ «Баскаковская средняя школа» Шибаевой В.Д. по теме: «Развитие физических качеств обучающихся на уроках и во внеурочное время с...