"Туризм, как средство физического воспитания"
методическая разработка по физкультуре на тему

Маркова Ольга Александровна

Методическая разработка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon turizm_kak_sredstvo_fizicheskogo_vospitaniya.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»

Методическая разработка

Тема:

        Выполнила:

Педагог-организатор  Маркова О.А.

г. Суворов

Оглавление

Введение в предмет

Влияние занятий туризмом на здоровье человека

Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков

Место туризма в системе воспитания школьников

Современная ситуация в сфере туризма

Экологическое воспитание в туристических походах и на занятиях спортивным ориентированием

Межпредметные связи при изучении курса туризма и спортивного ориентирования

1.Введение.

Человек с рюкзаком на проселочной дороге  или труднопроходимой таежной тропе – привычный персонаж современной  жизни.  Одни через снега  и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие   карабкаются на, казалось бы, недоступные   горные вершины, третьи спускаются в  загадочные  пещеры, четвертые в одиночку пересекают океаны, пятые пешком проходят континенты…Кто эти люди? Что движет ими? Имя им – странники, путешественники, туристы.

Умению жить в полевых  условиях и преодолевать трудности  походной жизни, путешествовать с пользой для себя и окружающих, превращая природу в своего друга и союзника, - надо учить.

В Положении о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации разработана  четкая система подготовки кадров всех категорий – от организаторов спортивного туризма до инструкторов спортивного туризма международного класса, которые получают свои специальности на курсах, семинарах. Те, кто хочет работать с многочисленной армией туристов- школьников, оканчивают в основном факультеты физической культуры педагогических университетов и институтов.  

Туризм – самая массовая форма активного отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания  детей. Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим  нашей Родины, ее естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно полезную работу, воссоздают страницы истории, связанные с боевыми и трудовыми подвигами нашего народа, проводят наблюдения над природой, охраняют ее.

2.Влияние занятий туризмом на здоровье человека.

В наш технический век появилась гиподинамия – нарушение функций организма из-за недостаточности движения. При наличии транспорта, особенно в городе, многие лишают себя возможности ходить. Не надо носить воду – есть водопровод, не надо заготавливать дрова – газовая или электрическая  плита решит эту проблему. По данным Научно-исследовательского института детей и подростков Академии педагогических наук, школьные уроки физкультуры – дважды в неделю по 45 минут – дают лишь 11% двигательной деятельности, необходимой для  развития растущего детского организма. Внеклассные и внешкольные занятия физической культурой и спортом, призваны восполнить этот пробел. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно-сосудистую систему. Туризм способствует воспитанию любознательности , волевых качеств. Знакомство с новыми районами, природой, встречи с людьми обогащают человека. Походная жизнь развивает наблюдательность, сообразительность, смелость, решительность, самостоятельность. Многие видные деятели науки связывают свой отдых с туризмом.

3.Значение туризма для формирования жизненно важных умений и навыков.

Походная жизнь учит многому. Один преподаватель предлагал оценивать занятия физической культурой исходя из того, как они влияют на состояние здоровья учащихся и насколько способствуют овладению жизненно важными навыками. Что полезного и жизненно необходимого дают занятия? В туристском походе уж точно научишься переносить тяжести:  рюкзак в этом – главный учитель. Научишься оказывать помощь пострадавшему товарищу: делать носилки и волокушу из подручных средств, преодолевать любые препятствия. Туриста не тревожит отсутствие крыши над головой – он сумеет организовать свой ночлег. Кончились продукты? Не страшно! Турист знает съедобные грибы и растения. Его не пугает возможность заблудиться: зная способы ориентирования на местности по местным предметам, звездам, солнцу, компасу, он уверенно найдет правильный путь. Туристу не страшны ни холод, ни жара. У него есть поговорка: «Нет плохой погоды, если есть хорошее снаряжение». Чего только ни умеет делать человек с рюкзаком!  Главное, многое узнав и увидев, крепче любишь свой край, свою землю и учишься ее защищать. Это доказали, например, туристы–горники на Кавказе в годы  Великой Отечественной войны и туристы, пополняющие отряды Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

4.Место туризма в системе воспитания школьников.

Разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста. Экскурсии, походы выходного дня, степенные и категорийные походы – один из методов внеклассной работы.

В программе «Физическое воспитание  с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ» (Москва, 1992) туризму уделяется большое внимание. С 1 по 4 класс из 170 ч отводится на туризм и 68 ч – на ориентирование на местности. Два раза в месяц рекомендуется  проводить День туриста. Для учителя физической культуры и классных руководителей, думающих о здоровье детей, это представляет широкое поле для творческой деятельности.

В программах общеобразовательных школ в общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятиях, ежемесячных днях здоровья и спорта, внутришкольных соревнованиях большое место уделяется туризму. Туристские слеты различного ранга стали традицией.

Многие классные руководители заканчивают учебный год походами выходного дня, привлекают к их проведению родителей, бывших своих учеников. Походы становятся для детей праздниками природы и здоровья.

Существуют система организации работы по туризму с детьми. Возглавляет эту работу в стране Центр детско-юношеского туризма при Министерстве образования Российской Федерации. Он выпускает большое количество учебно-методической литературы по туризму, организует республиканские соревнования не только школьников, но и учителей.

В каждой области есть областной центр детского и юношеского туризма. В сельских и городских районах работают центры творчества учащихся, туристские центры, туристские клубы. Педагоги дополнительного образования   проводят с детьми работу по многим видам туризма.  

5.Современная ситуация в сфере туризма.

До 1990 г  самодеятельный туризм как общественное движение реализовался через систему туристских клубов при советах по туризму и экскурсиям на уровне союзных республик, краев, областей, административных районов, туристских секций крупных предприятий, учреждений и учебных заведений.

Работа с детьми проводилась в системе центров (секций) детско-юношеского туризма, которых насчитывалось тогда 120. Финансирование их осуществлялось органами народного образования.

В настоящее время прежние структуры управления спортивным туризмом в основном прекратили свое существование. Госбюджет, бюджет профсоюзов и спортивных организаций значительно уменьшены, а кое-где и совсем не предусматривают никакой помощи оздоровительному и спортивному туризму.

Число туристских клубов, которых до 1990 г было 700, уменьшилось до 200-250. Причем значительное количество клубов лишилось своих помещений и работает на общественных началах. На базе клубов как общественные организации продолжают действовать территориальные федерации спортивного туризма. 70 областных, краевых республиканских организаций входит в Туристско- спортивный союз России (ТССР). Он информационно и методически связан с системой детско-юношеского туризма (структура Минобразования России). Движение тесно взаимодействует на местах с другими спортивными и юношескими движениями: альпинистскими, скаутским, военно-патриотическим и др.

Несмотря на все экономические трудности в стране, спортивно-оздоровительный туризм прошел критическую точку своего падения, и в его развитии наметилась положительная тенденция. Это стало возможным благодаря организационной, методологической и финансовой поддержке со стороны госкомитетов по физической культуре и туризму всех уровне, а также инициативе лидеров федерации и клубов спортивного туризма. Самая главная причина начавшегося подъема туристской отрасли – желание социально незащищенных слоев населения дешевым и эффективным способом решить проблему своего отдыха и здорового образа жизни. В территориальных госкомитетах идет устойчивый процесс создания штатных поздравлений, занимающихся развитием спортивно-оздоровительного туризма.

К туристскому движению как к источнику кадров и сфере применения новейшего снаряжения для действий в экстремальных ситуациях проявляет большую заинтересованность МЧС. Многие его штатные сотрудники – мастера спорта и инструкторы спортивного туризма. При подготовке Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» началась совместная деятельность Управления координации развития туризма Государственного комитета Федерации туризма России и федеральных служб лесного хозяйства по проработке вопросов развития туризма в национальных парках.

За последние годы Госкомитет совместно с Туристско-спортивным союзом России много работал над становлением движения. Ежегодно формируется полноценный календарь спортивных мероприятий, разработано типовое положение о клубе, введена новая классификация спортивных маршрутов, разработаны новые разрядные требования, подготовлен полный перечень всей нормативной документации спортивного туризма.

6.Экологическое воспитание в турпоходах и на занятиях спортивным ориентированием

Вряд ли найдёшь человека, который бы отказался после рабочей недели побывать на природе, в лесу. С каждым годом лес приобретает всё большее рекреационное значение. Слово «рекреация» в переводе означает отдых или восстановление сил человека. Туристы и ориентировщики напрямую контактируют с природой и лесом, часто не задумываясь над тем, что этот контакт не проходит безболезненно для природы. Из-за отсутствия у некоторых путешественников должных знаний, воспитания, чувства ответственности нередко загрязняются туристские маршруты, разрушаются памятники природы, возникают пожары в лесных массивах.

В туристских походах, в секциях спортивного ориентирования необходимо заниматься экологическим воспитанием.

Надо дать понять юным туристам, что природа очень хрупкая и требует к себе бережного отношения. Рассказывая о лесе, нужно объяснить, что дерево – это живой организм, который рождается, живёт, дышит, питается, размножается, растёт и умирает. Его тело, так же как и тело человека, состоит из клеток и имеет различные органы. Все части тела дерева пронизывают сосуды, по которым циркулирует, как кровь, сок с питательными веществами.

Нужно развивать у детей нравственно-этические взгляды на природу. Следует настойчиво им разъяснить, что надо ограничивать свои потребности при общении с природой, подчёркивая, что блага, приносимые природой, являются общим достоянием.

Необходимо воспитывать у юных туристов эстетическое отношение к природе. Бережно относиться к природе нужно не только потому, что она способствует нашему оздоровлению, даёт лесную тень, дарит грибы, ягоды, обеспечивает сырьём промышленность, является основой сельского, лесного, рыбного хозяйства и вообще источником всей жизни. Но ещё и потому, что в ней слились гармония, сила, изящество, совершенство форм, изысканность цвета. Нужно затронуть душевные струны туриста, пробудить в нём любовь к совершенному, возвышенному, прекрасному.

Педагог должен обратить внимание ребят на многочисленные опасности, подстерегающие всё живое в природе, ведь зачастую лишь один из многих тысяч мальков превращается во взрослого красавца окуня, лишь одно семечко из миллионов вырастает в белоснежную красавицу берёзу. И как легко при бездумном отношении к природе её можно погубить. Детям нужно разъяснить, что болезнь, медленное загнивание и усыхание леса легко происходит от хотя и незначительных, но многократных повреждений стволов туристскими топорами и ножами, открывающих путь в тело растения вредным грибкам и насекомым, вирусным болезням.

От шума туристских приёмников животные уходят в отдалённые районы. Приёмник и магнитофон – враги не только животных, но и растений, по крайней мере, тех, которые опыляются шмелями, пчёлами, жуками, потому что высокочастотные звуки не дают этим насекомым подняться в воздух.

Руководитель личным примером, например, при подготовке к походу, может воспитывать правильное отношение к природе. Следует нести с собой стойки для костра и колышки для палаток, чтобы на их изготовление не рубить молодые деревья. Молодые туристы должны уметь выбрать место для костра, чтобы он не принёс вреда окружающей природе, и место для рытья «холодильника» и мусорной ямы, чтобы не повредить корни растений. Собирая с ребятами лечебные травы (душицу, зверобой, мяту, листья земляники, ягоды шиповника и т.д.), нужно объяснить, почему нельзя рвать всё подряд: части растений оставляют для их восстановления. Грибы не дёргают, а срезают, сохраняя грибницу.

Туристам нужно много знать о пчелиных семьях, жуках-могильщиках, лесных мышах, муравьях, чтобы проникнуться любовью и уважением к природе, стать не только её потребителем, но и помощником.

Большое воспитательное значение имеет работа по приведению в порядок мест туристских привалов, их санитарная очистка, уборка мусора на маршруте (полиэтиленовых пакетов, консервных банок, пластмассовых бутылок), тушение оставленного костра, восстановление ограды муравейника, очистка родников.

Ребят можно привлечь к оказанию помощи животным в тяжёлое зимнее время – приучить их заготовлять веточный корм, оставлять на привалах прикорм для птиц (крошки хлеба, кусочки сала и т.д.).

В 1978 г. впервые вышла в свет Красная книга СССР. В ней было зарегистрировано 598 редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений нашей страны. Занесённые в Красную книгу виды животных и растений подлежат особой охране на всей территории страны. Туристам необходимо рассказать об этой книге.

В последней редакции Правил соревнований по спортивному ориентированию есть раздел «Природоохранные мероприятия». Он гласит:

«1.Организатор и участники соревнований обязаны соблюдать все природоохранные правила в районе соревнований. ФСО (Федерация спортивного ориентирования) России и местные федерации вправе, исходя из природоохранных соображений, вводить в отдельных районах ограничения на количество массовых стартов в одном летнем сезоне, а также на максимальное число участников, посещающих один КП.

2.В случае создания полевых лагерей для размещения участников должны быть соблюдены все требования экологии и безопасности».

7.Межпредметные связи при изучении курса

Туризма и спортивного ориентирования.

Не зная  анатомии, не зная, где прикрепляется определенная мышца, каковы ее функции, нельзя точно определить ее роль в конкретном движении, правильно подобрать упражнение для ее развития. Не изучая анатомию, трудно понять, почему тренер-преподаватель не дает своему ученику после финиша на 100 м сидеть или стоять, а советует пройтись или медленно пробежаться. А ведь все  очень просто: во время ходьбы или медленного бега мышцы ног, сокращаясь, гонят венозную кровь к сердцу. Поднимаясь из нижних конечностей, кровь не может опуститься вниз из-за своеобразного строения вен (наличие «кармашков»), а также действия мышц. Значит, мышцы способствуют более быстрому прохождению крови по большому кругу кровообращения, она быстрее избавляется от углекислоты, насыщается кислородом, быстрее происходит восстановление. Узнав о роли диафрагмального дыхания, спортсмен может задуматься о том, сколько пользы будет, если включить это дыхание на дистанции: при вдохе брюшной пресс расслабляется, при выдохе мышцы пресса, сокращаясь, поднимают диафрагму и происходит более качественный выдох.

 Изучая по биохимии скорость химических реакций, задумываешься над тем, когда именно пить глюкозу перед стартом в спортивном ориентировании. Если за три минуты до старта, то с началом работы глюкоза сразу попадает в кровь, расщепляясь на углекислый газ и воду, и дает спортсмену дополнительную энергию. Если принять глюкозу за пять минут до старта , то она успевает перейти в более сложный сахар гликоген, который, чтобы дать энергию, должен сначала расщепиться на простые углеводы. Это расщепление требует дополнительной энергии.

При изучении техники преодоления препятствий в лесу нельзя обойтись без биомеханики. Хочешь ты или нет, а выполняешь ее законы. Лучше знать этот предмет, чтобы безболезненно и быстро изучить свой – технику передвижения в лесу.

Не зная физиологии, нельзя понять процессы энергообеспечения организма при различном характере работы. Надо иметь представление о том, что такое креатинфосфатные, аэробные и анаэробные процессы, за счет чего берет энергию спринтер и марафонец – это дает возможность правильно тренироваться.

Трудно переоценить роль психологии при занятиях туризмом и ориентированием. Учитывая психологические особенности членов группы, в дальнем походе можно избежать многих трагедий. О роли психологии в спортивном ориентировании мы уже говорили.

Гигиена, теория и методика физического воспитания, лыжного спорта, легкой атлетики, плавания, гимнастики, подвижных и спортивных игр, школа выживания – все это пригодиться в походе и на дистанции.

Даже знания иностранного языка! Ведь через несколько лет ориентирование будет олимпийским видом, и вдруг ты попадаешь в национальную сборную? А что? Мечтать не вредно. Кстати, часто мечта становится явью.

На занятиях туризмом и ориентированием можно дополнить знания ребят, полученные на уроках географии, биологии, психологии, биохимии, геометрии и т.д. и тем самым приобщить к своему делу педагогов других дисциплин. Это доказывает, что физическая культура, туризм и ориентирование не только культура тела, но и культура духа!

 

 

 

Список литературы

1. Богатов С. Ф., Крюков О. Г. Спортивное ориентирование. – М., 1982.

2. Вяткин Л. А., Сидорчук Е. В..Немытов Д. Н. Туризм и спортивное ориентирование. – М., 2001.

3. Истомин П. И. Туристская деятельность школьников: вопросы теории и методики. – М., 1987.                      

4. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов. – М., 1990.

5. Константинов Ю. С.  Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

6. Пронтишева Л. П. Истоки мастерства. – М.. 1990.

7. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. – М.. 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Туризм как средство физического воспитания школьников

Статья об организации туристической работы в школе...

Характеристика туризма как средства физического воспитания

Характеристика туризма как средства физического воспитания...

Воспитание 21 века средствами физического воспитания

Краткое описание работы учителя физической культуры для  создания благоприятных условий в раскрытии и развитии не только физических, но и духовных способностей ребенка и его самоопределения....

Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"

С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к...

Роль туризма в системе физического воспитания обучающихся

Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. С каждым годом активный туризм в России становится все более популярным. Активный туризм является малозатратной и высокоэффективной т...

Физические упражнения как основное средство физического воспитания

Определение-Физические упражнения. Содержание физических упражнений. Форма физического упражнения. Техника физического упражнения .Классификация физических упражнений....

Роль туризма в системе физического воспитания учащихся

Материал представляет анализ литературы и обобщение личного опыта педагога дополнительного образования и учителя ФК. Целью написания статьи является необходимость определить понятие "Самодеятельн...