Укрепление здоровья и развитие физических сил учащихся средствами туристских походов.
методическая разработка по физкультуре по теме

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.
Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природе». Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukrelenie_zdorovya_i_razvitie_fiz.sil_.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

ДОД Центр детского творчества

Большечерниговского  района

Самарской области            

 

                                         «У человека всегда есть всё,

                                                          чтобы осуществить свою мечту!»

                                                                                        Паоло Коэльо

Укрепление здоровья и развитие физических сил учащихся средствами туристских походов.

       Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.
Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со школой. Его зарождение как социального явления относится к концу XVII — началу XVIII века, когда учащиеся школ некоторых европейских стран стали совершать пешеходные «прогулки на природе». Но потребовалось еще около двух столетий, чтобы из прогулок и непродолжительных горных путешествий туристическая деятельность превратилась в хорошо организованное движение.
    В 70-х годах ХIХ столетия в школьном обучении стали использоваться пешеходные прогулки и у нас в России. Одной из первых в своей педагогической практике их применила Александровская учительская школа Тифлиса. С 1885 года начала проводить путешествия по Днепру и по другим местам России Киево-Печерская гимназия. С 90-х годов начинают регулярно участвовать в различных путешествиях и другие учебные заведения. Отдельные педагоги достаточно системно использовали туристско-краеведческую деятельность с учащимися. Однако само ее построение напоминало обычную прогулку, экскурсию, главной целью которых было созерцательное восприятие окружающего мира. Более глубокое отношениях этой деятельности мы видим у великих педагогов прошлого, начинал с                  Я. Коменского, Ж-Ж. Руссо, Кд. Ушинского, которые считали экскурсии, наглядность окружающего мира одним из важнейших принципов педагогики.
План туристско-краеведческой работы — составная часть плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.                              Туристско-краеведческая направленность – это совместная работа педагогического и ученического коллективов школы, родителей по организации соревнований, походов, экскурсий, путешествий.

Цели  туристско-краеведческой деятельности:

  - развитие у школьников интереса к изучению родного края;

 -закрепление полученных на уроках знаний, умений, навыков за счет использования краеведческого подхода в преподавании различных учебных дисциплин;                                                                                                                              - создание условий для самореализации школьников и развитие их творческих способностей;                                                                                               -формирование детского коллектива;                                                                      -оздоровление в активной деятельности на природе;                                               - развитие экологической культуры;                                                                        - гражданско-патриотическое воспитание;                                                               - получение практических навыков выживания в экстремальных условиях.

 Основными задачами являются:

-популяризации туризма,

- привлечение учащихся к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

- профилактика правонарушений среди школьников,

- пропаганда ЗОЖ,

- повышение спортивного мастерства.

Детско-юношеский туризм – одна из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом.

В Центре детского творчества за последние годы произошли большие изменение. Это один из положительных моментов, так как появилось у детей больше возможностей выбрать то занятие, что им по душе и интерес детей к туризму, тем самым сохранность детей сохраняется в течение года.

 Кроме этого, за последние три года совершенствовалась работа туристско-краеведческой направленности. Ежегодно увеличивается количество желающих участвовать в туристическом слете.

С целью повышения тактического и технического мастерства юных туристов  объединений организовываются  практические семинары для юных туристов.

      Мы, педагоги, должны создать для учащихся условия и предоставить возможности проявить себя в различной деятельности, а также проследить, как под влиянием социально – культурной среды происходит развитие личности ребенка. Я работаю над созданием атмосферы, среды потребляющей творческие продукты детей, то есть креативной среды.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика.                                                                                                                      Передо мной встала практическая задача – выявление и развитие всех сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознания его собственной неповторимости, побуждение его к самостоятельности, к тому, чтобы стать творцом самого себя. Для этого я использую различного рода тесты, анкеты, творческие игры, конкурсы и другие пути сбора информации для выявления творческих способностей детей. Туризм сегодня выступает как познавательный активный отдых, в оздоровлении организма. Достижение науки, изменяя  характер труда и учебы, действуют и на самого человека: на первое место выдвигаются его мыслительные, эмоционально-психические функции, на второй план отходят двигательные, физические. Происходит снижение двигательной активности при повышении уровня эмоционального напряжения. Гиподинамия, вызванная недостаточной двигательной активностью, вызывает быструю утомляемость, которую снять сложнее, чем усталость, вызванную физическими усилиями.

          Вместе работаем! Вместе отдыхаем!
Я думаю, что если в работе придерживаться нескольких истин, можно сделать мир детей красочным и ярким.
• Отдых – значит отстранение от забот, состояние покоя? Но ведь школа не дом отдыха, а дом радости. Отдых может быть и активным, в любимых занятиях.
• Самостоятельность – не надо делать и думать за ребят, не надо водить их строем всегда и везде. Пусть думают сами. Пусть сами организовывают свою жизнь. Самостоятельность – это доверие. Но самостоятельности не повредит подсказка, неожиданная идея. Детали придумывают сами.
• Коллективизм – любое дело для всех и для каждого. Тогда – общие интересы, друг без друга скучно.
• Творчество – ищи в новом старое, в старом-старое, в новом-новое.
• Польза – выбирай дела на пользу всем и каждому. Сделай так, чтобы каждый был нужен всем.
• Тайна – без тайны скучно: нужны секреты и сюрпризы, большие и малые тайны. Какие? Придумай! Дети подскажут.
Сейчас наблюдая за тем, что происходит с воспитанниками, можно с уверенностью сказать, что мир детства у них получился насыщенным, интересным, плодотворным и немножечко «взрослым». Главное, что каждый ребенок принимает участие во всех проводимых делах, нет отстраненных детей и всё им не в тягость, а очень интересно.
Только сотрудничая, мы смогли создать все те условия, в которых ребенок чувствует себя нужным и значимым, раскрывает все свои творческие способности.
      Важнейший принцип системы дополнительного образования - это принцип  добровольности. Если дети к тебе идут, значит, им нужно то, что ты им даешь. Я уверен, что мои туристические знаний, умения  и навыки нужны тем детям, которых я учу. Это не только мой взгляд, это и взгляд детей. Дети, занимающиеся в туризме, действительно получили реальную возможность жить полной, яркой, эмоционально насыщенной жизнью, обрели сами в себе внутреннюю уверенность. Заметно меняется статус воспитанников в семье и обществе, а значит, достигли они желаемого результата.
Я убежден, что в этом конкурсе самая главная победа - не победа в заявленной номинации. Главное, что дает всем нам этот конкурс, дает всем его участникам, - возможность качественного переосмысления своих целей, методических средств и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"

Доклад "Укрепление здоровья через развитие физических качеств"...

Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах. Для наилучшего воспириятия изложенного в статье, предл...

Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах....

«Баскетбол как средство развитие физических качеств учащихся на уроках физической культуры и внеурочной деятельности».

Условия возникновения, становления опыта.Еще в начале 20 века ученые обратили внимание, что в процессе роста и развития животного организма наблюдаются особые периоды, когда повышается чувствител...