Развитие здоровья учащихся на основе физической культуры, новых воспитательных и учебных здоровьесберегающих технологий
статья по физкультуре на тему

Сотников Николай Михайлович

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение • здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Также в результате изучения состояния здоровья учащихся было выявлено, что к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_1.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Северное управление

ГБОУ СОШ с.Девлезеркино

«Развитие здоровья учащихся на основе физической культуры, новых воспитательных и учебных здоровьесберегающих технологий»

автор: Сотников Николай михайлович

с.Девлезеркино

        Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение • здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Также в результате изучения состояния здоровья учащихся было выявлено, что к концу занятий ухудшается самочувствие учащихся, многие на подготовку домашних заданий тратят более 2,5- 3 часов, более 60% ребят не могут сразу заснуть, что свидетельствует о нервном переутомлении. Все эти данные говорят о том, что учащиеся подвержены серьезным учебным перегрузкам. Анализ динамики нервно-психического здоровья детей в школьный период жизни показывает, что если абсолютно здоровыми и оптимально адаптированными можно считать около 1/3 первоклассников, в уже к 6 классу количество таких учащихся снижается до 22 %.Связано это не только со школой, но и с тем, в каких семьях живут дети. Поэтому в настоящее время, здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей знаний, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.

Педагоги все острее понимают свою ответственность за социальное, психологическое, экологическое благополучие новых поколений. Наша цель: обучить детей и их родителей основам здорового образа жизни. Здоровье - одна из сущностных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью, определяющая степень жизнеспособности, устойчивости организма в соответствие среде обитания, возможности реализовать свои биологические и социальные требования. На современном этапе развития образования происходит широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс, следовательно, проблема охрана здоровья учащихся становится более актуальной. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни.

Цель проекта:

  1. разработка механизма и включения в учебно- воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  2. анализ, обобщение и распространение опыта использования здоровьесберегающих технологий в преподавании курсов учебных предметов в классах всех звеньев общеобразовательной школы;
  3. создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;
  4. создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально- психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

Задачи:

  1. Формирование осознанной потребности учащихся в здоровом образе жизни.
  2. Повышение физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся.
  3. Предупреждение (профилактика) как внутренних, так и внешних причин неуспеваемости учащихся, развитие мотивации к обучению.

Прогнозируемые результаты.

  1. Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечение безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
  2. Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетической совершенствование личности каждого ребенка.
  3. Повышение социального самосознания статуса личности, развитие гражданской и творческой инициативы и самостоятельности, навыков социализации.
  4. Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Развитие навыков НОТ учебного труда школьника.
  5. Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
  1. Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса, конечной целью которого является выполнение важнейшего социального заказа - формирования личности, способной с наибольшей пользой для себя и общества жить и работать в условиях современного столичного мегаполиса.

1 этап (1 полугодие 2011/ 12 учебный год). Основные задачи:

  1. Выработка общей концепции, корректировка программы и плана.
  2. Разработка и внедрение в практику) здоровьесберегающих технологий в школе
  1. здоровьесберегающих технологий административной работы в школе (ЗТА);
  2. здоровьесберегающих технологий семейного воспитания (ЗТСВ);
  3. здоровьеформирующих образовательные технологии» (ЗФОТ), т.е. все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Методы:

  1. Изучение и анализ документальной базы и специальной литературы.
  2. Обучение учителей с теорией и практикой внедрения здобовьесберегающих технологий.
  3. Изучение состояний здоровья учащихся школы, моральнопсихологических проблем отдельных категорий учащихся, семейного микроклимата, воспитательных возможностей района.
  4. Проведение стартового мониторинга.
  5. Корректировка плана учебно-воспитательной работы.

2 этап (2 полугодие 2011/12 учебный год) Основные задачи.

  1. Построение обобщающей модели внедрения здоровьесберегающих технологий в процессы обучения и воспитания учащихся:
  2. Промежуточная диагностика эффективности эксперимента по физиолого-гигиеническим и психофизиологическим критериям.
  3. Усиление роли предметов, способствующих более успешной социализации личности.
  4. Привлечение родительской общественности, общественных организаций района к сотрудничеству в рамках эксперимента.

Методы:

  1. Сбор статистики о динамики развития мотивации к обучению.
  1. Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объема домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся.
  2. Широкое привлечение учащихся и их родителей к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
  3. Развитие школьной здоровьесберегающей инфраструктуры.

3 этап

(2012/13 учебный год)

  1. Сравнительный анализ состояния здоровья, уровня воспитанности, успеваемости, мотивации к обучения, гражданского и личностного развития учащихся.
  2. Обобщение накопленного экспериментального опыта, корректировка концепции школы.
  3. Внедрение в практику работы школы здоровьесберегающих технологий.
  4. Пропаганда опыта работы школы по созданию комфортной учебно-воспитательной среды на основе здоровьесберегающих технологий в СМИ, профессиональной печати.

Методы:

  1. Научно-практические конференции и семинары.
  2. Статистические отчеты.
  3. Обобщение накопленного опыта.

Деятельность учителя физической культуры в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, предполагающих комплекс мероприятий, проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников.

Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, на наш взгляд, должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно- воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.

В первую очередь это:

1 .Создание условий для заинтересованного отношения к учебе.

2. Включение в процесс занятий элементов активного отдыха (Использование элементов физической культуры, помимо самого урока физкультуры, на других уроках и переменах: физкультминуты, физкультпаузы, динамические (подвижные) перемены).

Такой активный отдых призван решать целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания;

• устранение застойных явлений в кровообращении и дыхательной системе упражнениями в глубоком дыхании и в ритмичных чередованиях сокращений и расслаблений мышц, обеспечивающих аккомодацию глаза;

• устранение неблагоприятных последствий длительного растяжения и расслабления мышц спины, отвечающих за осанку и другое.

Программа сохранения и укрепления здоровья в начальной школе

Содержание деятельности

Время проведения

Ответствен ный

Обследование детей, поступающих в школу, выделение учащихся группы «риска» и больных ребят.

Сентябрь - октябрь

Администрация

школы,

медработник.

Создание групп ЛФК, организация занятий с ослабленными детьми

Октябрь

Медработник, уч. Физ-ры

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1 - 4 классов

Конец каждой четверти

Кл. руководители, зам. дир. по УВР.

Организация и проведение контроля выполнения санитарных норм и правил

Еженедельно

Медработник, зам. дир. по АХЧ

Запись в спортивные кружки и секции в школе.

Сентябрь - октябрь

Кл. руководители

Ведение в образовательном процессе малых форм здоровьесбережения: физкультурные паузы, подвижные перемены

Сентябрь, в течение всего периода обучения

Классные

руководители,

учителя

предметники

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-4 классов

Конец каждой четверти

Кл. руководители, зам. дир. по УВР.

Проведение тематических часов часов здоровья.

1 раз в неделю

Кл. руководители

Проведение традиционного праздника «Осенний марафон»

Октябрь

Учитель

физкультуры

Проведение дней здоровья.

Ноябрь, февраль, май

Учитель физ-ры

Проведение конкурса на самый спортивный класс.

Февраль

Учитель

физкультуры

Педагогический совет по вопросам здоровьесбережения учащихся.

Март

Мониторинг состояния здоровья учащихся 1-4 классов

Конец каждой четверти

Кл. руководители, зам. дир. по УВР.

Проведение праздника

«Папа, мама, я - спортивная семья».

Апрель

Учитель

физкультуры

Родительские собрания по вопросам здоровья учащихся начальной школы

Октябрь, январь, апрель, май

Кл.руководители

Анализ результатов и организации процесса сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы

Май

Кл.руководители

Разработка планов работы по здоровьесбережению на следующий учебный год

Май

Зам. директора по ВР, учитель физ-ры

Организация

летнего

Июнь, июль, август

Зам. дир. по ВР

оздоровительного лагеря при школе

Программа сохранения и укрепления здоровья в 5-11 классах

Содержание деятельности

Время проведения

Ответственный

Обследование детей, поступающих в школу, выделение учащихся группы «риска» и больных ребят.

Сентябрь - октябрь

Администрация

школы,

медработник.

Легкоатлетический кросс

Сентябрь

Учитель

физкультуры

Создание групп ЛФК, организация занятий с ослабленными детьми

Октябрь

Медработник,

учитель

физкультуры

Мониторинг состояния здоровья учащихся 5-9 классов

Конец каждой четверти

Кл. руководители, зам. дир. по УВР.

Организация и проведение контроля выполнения санитарных норм и правил

Еженедельно

Медработник, зам. дир. по АХЧ

Запись в спортивные кружки и секции в школе.

Сентябрь - октябрь

Кл. руководители

Ведение в образовательном процессе малых форм здоровьесбережения: физкультурные паузы

Сентябрь, в течение всего периода обучения

Классные

руководители,

учителя

предметники

Мониторинг состояния здоровья учащихся 5-9 классов

Конец каждой четверти

Кл. руководители, зам. дир. по УВР.

Проведение тематических часов здоровья.

1 раз в месяц

Кл. руководители

Участие в акциях:

«Осенью желтеют только листья», «Скажи наркотикам «НЕТ!»,

Октябрь

январь

Заместитель директора по ВР, Кл.руководители.

Конкурс газет к акциям

Октябрь, январь

Кл. руководители

Проведение традиционного праздника «Осенний марафон»

Октябрь

Учитель

физкультуры

Проведение дней здоровья.

Ноябрь, февраль, май

Учитель

физкультуры

Проведение спортивных соревнований по баскетболу, волейболу, футболу

Ноябрь

Февраль

май

Учитель

физвоспитания

Строительство зимнего городка

декабрь

Зам. по ВР, учитель физвоспитания

Соревнования по лыжным гонкам.

декабрь

Уч. физ-ры

Проведение конкурса на самый спортивный класс.

Февраль

Учитель

физкультуры

Педагогический совет по вопросам здоровьесбережения учащихся.

Март

Директор школы

Соревнования по волейболу и мини-футболу

март

Уч. физ-ры

Мониторинг состояния здоровья учащихся 5-9 классов

Конец каждой четверти

Кл. руководители, зам. дир. по УВР.

Проведение праздника

«Папа, мама, я - спортивная семья».

Апрель 5-6 кл.

Учитель

физкультуры

Родительские собрания по вопросам здоровья учащихся 5-9 классов

Октябрь, январь, апрель, май

Кл. руководители

Спортивный праздник, посвященный Дню Победы. Старты надежд.

май

Учитель

физкультуры

Анализ результатов и организации процесса сохранения и укрепления здоровья учащихся основной школы

Май

Кл. руководители

Разработка планов работы по здоровьесбережению на следующий учебный год

Май

Зам. директора по ВР, учитель физкультуры

Организация летнего оздоровительного лагеря при школе

Июнь, июль, август

Зам. дир. по ВР

Заключение:

Необходимость и важность организации системы здоровьесберегающей деятельности прежде всего в том, что она ориентирована на решение проблем, устранение которых в сумме может дать максимально возможный полезный эффект не только в оздоровлении обучающихся и педагогов, но и реализации основной цели - повышении качества образования.

Работа по сохранению и укреплению здоровья должна органично войти в общую систему работы школы, стать важной составляющей всех разделов плана учебно-воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие общей выносливости как важного компонента физического здоровья учащихся на уроках физической культуры и внеурочных занятиях»

Из опыта работы..Развитие общей выносливости на уроках физической культуры и внеурочных занятиях. Использование технологии дифференцированного физкультурного образования......

Актуальные вопросы развития личности учащихся на уроках физической культуры

Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления.Начало ХХI века – это качественный скачок в р...

Тема по самообразованию «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себ...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

уважаемые коллеги предлагаю вам ознакомиться с моей системой работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

система работы по выявлению и развитию способностей учащихся в области физической культуры и спорта...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

      В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию с...