Доклад "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Фирсова Анна Тимофеевна

Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта включает в себя создание условий для развития физической культурой и спорта является одной из важнейших задач, которые стоят перед учителями физической культуры. Помимо этого, выделены приоритетные направления педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни. Особое внимание в докладе уделяется вопросам совершенствования образовательной и научно-методической системы для формирования здорового образа жизни.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_zdorovom_obraze_zhizni.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад учителя физической культуры Фирсовой А.Т.

"О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни школьников"

  1. Необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.

Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности школьников, организация общественно-полезной деятельности и досуга, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация, зрелище, коммуникация и т.д.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение школьников в учебе, в быту, в общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач.

Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей школьников, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора.

Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные средства форсированного морального и физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический настрой личности, коллектива и общества.

В физкультурно-спортивной сфере через многообразие ее организационных форм максимально сбалансированы и приближены личные и общественные интересы, она способствует долголетию человека, сплочению семьи, формированию здорового, морально-психологического климата в различных социально-демографических группах и в стране в целом, снижению травматизма, заболеваемости.

Спорт высших достижений, олимпийский спорт являются мощным импульсом международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной арене. Победы российских спортсменов способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения и гордости за страну, область, город, коллектив.

Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья школьников, половина которых имеет хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. По причине низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.

Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%. Более половины населения, особенно городских жителей, проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. На протяжении последних лет наблюдается высокий уровень производственного травматизма, в том числе со смертельным исходом. Значительная часть населения находилась в годы реформ в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, что привело к росту депрессией, реактивных неврозов и суицида, алкоголизма, табакокурения, наркомании, антисоциальных вспышек, преступности.

В стране все более обостряется проблема курения. За последние годы количество курящих мужчин в возрасте до 40 лет возросло с 45 до 70%. Стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Достаточно сказать, что сегодня каждый десятый школьник зависим от табака и имеет те или иные признаки болезней, связанных с курением.

Распространенность в России только бытового пьянства составляет 20%. Общая заболеваемость лиц, злоупотребляющих алкоголем, в 2 раза выше, чем лиц, не употребляющих спиртные напитки. Злоупотребление алкоголем является причиной более 70% несчастных случаев.

Угрожающие размеры приобретает немедицинское употребление наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ. Количество больных наркоманией и токсикоманией за последние 10 лет увеличилось в 8 раз и превышает 425 тыс. человек. Число официально зарегистрированных больных наркоманией составляет более 269 тыс. человек, а по результатам экспертных исследований - их более 1,5 млн. человек. Особенно тревожна тенденция «омоложения» наркомании. За этот период времени больных наркоманией подростков стало в 17 раз больше, и сегодня их доля среди злоупотребляющих наркотиками составляет 31,2%. В ближайшие 3-5 лет следует ожидать резкого увеличения смертности среди больных наркоманией и роста преступности, связанной с наркотиками.

Все это свидетельствует о том, что в Российской Федерации с состоянием человеческого ресурса назрела критическая ситуация, развитию которой способствуют высокий уровень бедности россиян, социальная неустроенность, проблемы занятости, общее неудовлетворительное положение дел с охраной здоровья, расширение масштабов детской безнадзорности, беспризорности и социального сиротства. По физическому состоянию человеческого потенциала Россия существенно отстает от передовых стран. Необходимо, чтобы массовая национальная система физического, духовного и нравственного оздоровления населения, пропаганды здорового образа жизни с выходом на индивидуальное самосознание и оперативный контроль за состоянием здоровья находилась в фокусе государственной политической доминанты.

В сложившейся ситуации необходимо остановить ухудшение здоровья нации и тенденцию депопуляции населения, принять радикальные меры по качественному улучшению человеческого ресурса, формированию здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма и неприятие вредных привычек.

Если не реализовать эти меры сегодня, то завтра возникнет реальная угроза национальной безопасности России.


2. Основные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников посредством физической культуры и спорта.

2.1. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди школьников.

Для создания общенациональной модели физкультурно-спортивного движения, решения проблем укрепления физического здоровья школьников необходима единая стратегия действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов. Эта стратегия должна быть направлена на создание максимально благоприятных условий для оздоровления школьников в образовательных учреждениях, по месту жительства, в местах отдыха.

В стране должна быть создана эффективная система мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. Результаты мониторинга дадут возможность оперативно проанализировать ситуацию и разрабатывать программы, направленные на формирование здорового образа жизни граждан.

Проблему формирования здорового образа жизни надо рассматривать комплексно, решать программными методами на федеральном уровне, силами многих министерств и ведомств, согласовывая с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации, направлениями структурной научно-технической политики, прогнозами развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, а также результатами анализа экономического, социального и экологического состояния страны.

Также целесообразен перенос центра тяжести усилий на программы первичной профилактики и поведенчески ориентированные программы, подкрепляющие и развивающие положительные тенденции и стремления людей к здоровому образу жизни.

Необходимо сохранить и восстановить лучшие традиции отечественного физкультурно-спортивного движения, продолжить поиск новых высокоэффективных физкультурно-оздоровительных и спортивных технологий, направленных на максимальное вовлечение всех слоев населения в активные занятия физической культурой и спортом. В качестве общенационального движения можно рассмотреть предлоденную бщероссийскую кампанию «За молодую и здоровую Россию. Стартуем вместе с Президентом», а также проведение:

  • всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля «Президентские состязания»;
  • всероссийского фестиваля-соревнования для допризывной молодежи;
  • всероссийских спортивных спартакиад;
  • всероссийской акции «Займись здоровьем – сделай первый шаг» и т.д.

Необходимо стимулировать поиск и внедрение новых эффективных форм спортивного досуга – спортивных кружков и секций, а также школьных спортивных клубов по иным оздоровительным направлениям.


2.2. Приоритетные направления деятельности по формированию здорового образа жизни школьников.

Приоритет во всей работе, связанной с развитием физкультурно-спортивного движения, должен быть отдан физическому воспитанию и формированию здорового образа жизни школьников.

По моему мнению, недостатки физического воспитания и развития спорта среди школьников объясняются комплексом нерешенных вопросов, среди которых слаборазвитая материально-техническая база; ограниченный объем учебного времени, отведенного на обязательные занятия по физическому воспитанию; издержки в профессиональной подготовке педагогических кадров, в содержании и формах физкультурно-оздоровительной работы; ориентация педагогической деятельности на количественные показатели; отсутствие традиций семейного физического воспитания; несогласованность действий органов народного образования, здравоохранения, физической культуры и спорта и др.

Вместе с тем фундамент здоровья и положительного отношения к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно. Основные усилия должны быть направлены на:

  • повышение ответственности родителей за здоровье детей;
  • поиск и рациональное использование целевых и спонсорских финансовых возможностей в интересах развития детского и молодежного спорта;
  • совершенствование программно-методического и организационного обеспечения физического воспитания в учебных заведениях;
  • внедрение новых эффективных форм организации занятий;
  • создание индустрии недорогих, но практичных и гигиеничных товаров и тренажеров для самостоятельных занятий физической культурой;
  • массовое издание популярной литературы, видеокассет и компьютерных программ;
  • создание при образовательных учреждениях  физкультурно-спортивных площадок и комплексных центров.

Физическое воспитание должно реализовываться через урочные формы занятий; дополнительные (факультативные) занятия, в том числе с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; через физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; внеклассные, внеакадемические формы занятий (спортивные секции, занятия в спортивных школах, самостоятельные занятия); спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия. Все это должно обеспечить каждому школьнику двигательную активность не менее 8-10 часов в неделю.

В решении проблем вовлечения в активные занятия физической культурой школьников особое внимание необходимо обратить на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция семейного активного отдыха должна быть признана приоритетной.

Практика показывает, что физическая культура и спорт являются эффективным средством профилактики асоциального поведения в молодежной среде. Необходим мощный импульс развитию разветвленной сети физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов, центров для работы со школьниками по месту жительства, что позволит ежегодно вовлекать в движение миллионы детей и положительно скажется на уменьшении детской преступности и потреблении наркотических средств.

Занятия школьников физической культурой и спортом не только улучшат их здоровье и физическую подготовку, но и обеспечат им более интересный и содержательный досуг.

  1. Совершенствование образовательной и научно-методической системы

для формирования здорового образа жизни.

Для реализации новых подходов в формировании здорового образа жизни школьников,  в области физической культуры и спорта необходимы:

апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы;

разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;

долгосрочное планирование объемов подготовки кадров со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования;

укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего образования;

организация в образовательных учреждениях спортивно-массовой работы со школьниками, к которой привлекать спортивных врачей, специалистов физкультурно-оздоровительной работы со школьниками, с обучащимися, отнесенными к специальным медицинским группам;

обеспечение подготовки и стимулирования деятельности школьников в школьных спортивных клубах под руководством учителей физической культуры;

обобщение и распространение практического опыта работы (секретов мастерства) выдающихся спортсменов, тренеров, новаторов-исследователей, работающих с детьми.

Учителям физической культуры необходимо уделять внимание организации исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области физической культуры и спорта, которые должны предусматривать разработку наиболее актуальных проблем физической культуры и спорта и внедрение результатов научных исследований в практику физкультурно-спортивного движения.

Отдельно хотелось бы упомянуть, что включенность школьника в активные занятия физической культурой и спортом на протяжении всей жизни во многом определяется его отношением к ним, а также осознанной необходимостью формирования здорового образа жизни и предполагает в качестве приоритетного направления  целенаправленную пропаганду физической культуры по формирование здорового образа жизни.

Высокий потенциал человека, его здоровый образ жизни - не самоцель, а естественная необходимость, на базе которой растет могущество и безопасность страны, формируется духовно и интеллектуально развитая личность, способная на высшие проявления человеческих качеств. Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации и их возможности необходимо использовать в полной мере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

из обобщения опыта учителя физической культуры МБОУ «СОШ№20 с УИОП» Фоминой Оксаны Ивановны...

«Развитие потребности у учащихся 5-го класса в занятиях физической культурой – как один факторов формирования здорового образа жизни».

Актуальность представленной методики обусловленаследующими причинами:особенностями возраста;риск снижения  двигательной активности в 6 и 7 классах.Цель: создание условий для  формирования...

О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян.

Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, в общении, способствует реше...

Оптимизация физического воспитания как ведущий фактор формирования здорового образа жизни и повышения мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом.

Материал прпедставлен во Всероссийском конкурсе "Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-спортивной работы "...

Реферат на тему: О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся

повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни учащихся...

ВКР по специальности 050.720.65 «Физическая культура» "Плавание как фактор формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста"

Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни женщин зрелого возраста....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизни

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры I ступени по формированию здорового образа жизниЗдоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющи...