Спорт и физическая культура как залог здорового образа жизни.
материал по физкультуре на тему

Казанцева Анна Анатольевна

Физическое воспитание, как система образования в целом, в настоящее время в процессе модернизации претерпевает изменения, определяемые социально- экономическими условиями, ориентирами и потребностями личности, тенденциями в мировой спортивной системе. На смену одним видам спорта и интересам человека приходят другие, соответствующие изменениям в производственной, учебной, досуговой деятельности. Для современных школьников характерны врожденное ослабление здоровья и защитных сил организма, гиподинамия, учебная перегрузка, интенсивная интеллектуальная деятельность. Изменение циклограммы жизнедеятельности современного школьника приводит к необходимости интенсивного целенаправленного введения в его внеучебную и досуговую деятельность элементов физической культуры и спорта. Среди учащихся школы обострилась проблема сохранения здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_fizkultury_i_sporta.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Программа развития физкультуры и спорта, олимпийского образования:

Спорт и физическая культура,

как залог здорового образа жизни

МБОУ СОШ № 7, ЗАТО Углегорск

Авторы-разработчики.

Администрация школы, учитель физической культуры Казанцева А. А.

Структура программы - в структуру программы включены:

  1. Аналитическое обоснование программы;
  2. Цели и задачи программы;
  3. Нормативно-правовая база;
  4. Основные направления программы развития физкультуры и спорта;
  5. Механизм реализации программы;
  6. Ресурсное обеспечение программы развития;
  7. Сроки и этапы реализации программы;
  8. Ожидаемые результаты.
  1. Аналитическое обоснование программы.

Физическое воспитание, как система образования в целом, в настоящее время в процессе модернизации претерпевает изменения, определяемые социально- экономическими условиями, ориентирами и потребностями личности, тенденциями в мировой спортивной системе. На смену одним видам спорта и интересам человека приходят другие, соответствующие изменениям в производственной, учебной, досуговой деятельности. Для современных школьников характерны врожденное ослабление здоровья и защитных сил организма, гиподинамия, учебная перегрузка, интенсивная интеллектуальная деятельность. Изменение циклограммы жизнедеятельности современного школьника приводит к необходимости интенсивного целенаправленного введения в его внеучебную и досуговую деятельность элементов физической культуры и спорта. Среди учащихся школы обострилась проблема сохранения здоровья. Это влечет за собой последующее снижение уровня физического и интеллектуального развития” что в дальнейшем неминуемо отрицательно скажется на качестве трудовых ресурсов, подготовке к службе в армии. Распространенность гиподинамии среди школьников достигло 80 %, из года в год увеличивается число учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой ситуации особую актуальность приобретают задачи формирования здорового образа жизни детей и обеспечение приоритетных условий для развития системы физического воспитания и образования. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в коррекции средствами физической культуры.

В настоящее время в школе обучаются 606 учащихся. В течение последних лет в системе физической работы с учащимися, сложились определённые традиции: Дни здоровья, спортивные праздники, спартакиады, викторины, физкультминутки и др., направленные на развитие и укрепление здоровья учащихся. С введением в программу развития олимпиады по параллелям, мы обеспечиваем наибольший процент вовлечения учащихся в спортивно - оздоровительную работу. Помимо традиционных уроков физической культурой у учащихся есть возможность активно заниматься различными видами спорта: спортивный туризм, баскетбол, подвижные игры (для младших школьников), «Безопасное колесо». Учащиеся регулярно участвуют в соревнованиях различного масштаба и добиваются хороших и отличных результатов. За первое полугодие 2011 - 2012 г. имеют следующие показатели:

В школе имеется материально - техническая база, позволяющая проводить занятия с учащимися на оптимальном уровне.

  1. Цели и задачи программы:

Цели программы:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.
  2. Пропаганда среди школьников культуры физического воспитания и приобщение их к здоровому образу жизни.

Задачи программы:

  1. Создание школьных спортивных команд.
  2. Привлечение школьников к общественной деятельности в сфере спортивно-массовой культуры.
  3. Укрепление дружбы и взаимопонимания между членами команд, через участие в спортивных мероприятиях.
  4. Воспитание потребности в- систематических занятиях физической культурой и спортом.
  5. Воспитание умения школьников самостоятельно использовать различные спортивные игры в организации своего отдыха.
  1. Нормативно - правовая база программы
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Федеральный закон РФ от 4 декабря 2007 года № 329 «О физической культуре и спорте в РФ»
  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1
  • Концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования
  • Устав школы.
  1. Основные направления программы развития:

Основные принципы работы по программе развития физкультуры и спорта:

Принцип гуманизации — соблюдение прав педагога и ребенка, закрепленных законом РФ «Об образовании» и правах ребенка и др. нормативными документами.

  • Принцип сотрудничества — построение взаимоотношений в школе на основе компетентностей, авторитетности педагога, повышающих уровень самооценки обучающихся.
  • Принцип развивающего обучения - отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мысли обучающихся.
  • Принцип индивидуализации обучения - повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.
  • Принцип целостности - создание сбалансированного образовательного пространства, учитывающего содержание образования.

Концептуальными основами деятельности программы являются:

  1. Формирование устойчивой системы спортивно-массовой работы в школе с целью воспитания талантливой молодежи.
  2. Противодействие через спортивную и спортивно-оздоровительную работу распространению асоциальных явлений в детской и молодежной среде.
  3. Обеспечение непрерывного физического воспитания учащихся на различных стадиях образования.

В период, предусмотренный на работу школы по программе развития физического воспитания и спорта, учебно-воспитательный процесс обеспечивается следующим:

  1. Обеспечение преемственности федеральных и региональных программ базового и дополнительного образования в области физической культуры и спорта.
  2. Разработка программного обеспечения всех этапов работы школы с учетом государственных образовательных стандартов.
  3. Обеспечение преемственности содержания основного и дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности, средств, форм и методов обучения и воспитания на всех уровнях и этапах учебного процесса.
  4. Разработка и внедрение программ учебной деятельности с учащимися различных возрастных групп и различными психофизиодинамическими данными.
  5. Внедрение научно-практических методов диагностики качества учебного процесса в школе.
  6. Внедрение современных технологий мониторинга физической подготовленности обучающихся школы.
  7. Обеспечение условий для совершенствования индивидуальных способностей каждого учащегося школы.
  8. Разработка системы мер для стимулирования всех участников образовательного процесса спортивной направленности.

Система образования является одной из составляющих структур социальной сферы, обеспечивающей многогранную подготовку личности учащегося к дальнейшей адаптации в общественной и производственной деятельности. И если в ведении общеобразовательной подготовки учащихся школа обособлена, самостоятельна и самодостаточна, то в физическом воспитании и спортивной подготовке взаимодействует с другими учреждениями: спортивной школой и центром детского творчества.

Объединение усилий и возможностей необходимо на уровне административно-управленческом, ресурсном, кадровом, программном и финансовом.

В прогнозируемый период школа должна качественно улучшать взаимодействие по следующим направлениям:

  1. Участие в определении и формировании потребностей детей и учащихся, родителей, педагогов в развитии физкультуры и спорта.
  2. Формирование систематической согласованной программы проведения оздоровительных мероприятий различной направленности, молодежных и социальных проектов воспитательной направленности, подготовки единого календаря спортивной работы.
  3. Объединение ресурсных возможностей в обеспечении физического воспитания детей и учащихся.
  4. Качественное улучшение взаимосвязи школы со спортивной школой, МЦДТ, с дошкольными учреждениями в проведении физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы.
  5. Организация и участие, совместно с другими учреждениями дополнительного образования, в проведении акций и мероприятий социально-воспитательной направленности.
  6. Участие в обеспечении формирования и воспитания здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса.'
  7. Организация медицинского обеспечения учебного процесса.
  8. Улучшение работы с родительской общественностью школы, общественными фондами, предпринимателями, направленной на повышение качества и ресурсное обеспечение учебного процесса.
  1. Механизм реализации программы предусматривает:

Ежегодный план выполнения работ, вытекающих из перечня мероприятий по основным направлениям программы развития с определением источников и объемов финансирования.

  1. Школа:
  • самостоятельно разрабатывает план и программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, особенностей социально- экономического развития и спортивных традиций.
  • работает под руководством отдела образования.
  • формирует календарный план совместно с отделом образования и организует проведение спортивно-массовых мероприятий с обучающимися, детьми и подростками.

Методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ организует методическую работу, направленную на разработку и внедрение новых спортивно-оздоровительных программ, форм и методов физкультурноспортивной работы, повышение профессионального уровня учителей физического воспитания.

  1. Администрация школы, методическое объединение учителей физической культуры являются основными исполнителями программы, обеспечивают целенаправленную и эффективную работу по реализации программы, ежегодно анализируют и корректируют действия по каждому направлению программы.

6. Ресурсное обеспечение программы.

п/п

Наименование

расходов

2012 г.

2013 г.

2014 г.

финансирование

1.

Подготовка кадров ориентированных на реализацию программы развития.

+

+

+

Отдел

образования,

администрация

школы

2

Укрепление материально- технической базы:

  1. ремонт

спортивных залов.

  1. закупка спортивного оборудования.

+

+

+

Администрация

школы

3.

Направление на соревнования различного уровня.

+

+

+

Отдел

образования,

администрация

школы.

  1. Сроки и этапы реализации.

Программа рассчитана на 2012 - 2014 учебные годы.

Этапы реализации:

1 этап: 2012-2013г. — диагностико – прогностический.

Цели этапа:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся в условиях интенсификации учебного процесса;
  • создание условий для здорового развития личности;
  • изучение, анализ, обобщение современных теоретических, методологических подходов к организации профильного обучения;
  • изучение уровня профессиональных компетенций педагогов школы;
  • проведение первичной диагностики психологического состояния обучающихся, которая позволит выявить реальные потребности в индивидуальном подходе, уровень личной мотивации, причин и особенностей личного мотивационного поля, зону ближайшего развития, проблемы самоидентификации, уровень тревожности, адекватность самооценки, личностные ориентации, перспективные шаги по социализации и т.д., т.е. начать определение индивидуального образовательного маршрута.
  1. этап: 2013-2014 гг.Отработка модели школы, адаптирующей каждого обучающегося к здоровому образу жизни.

Целью этапа является:

  • создание эффективной модели школы, основанной на индивидуализации и дифференциации.
  1. этап: 2014 год. Реализация модели школы, адаптированной на здоровый образ жизни

Целью личностно-ориентированного обучения в школе является формирование здоровой физически, психически, нравственно, высокопрофессионально востребованной, социально зрелой личности.

  1. Краткое содержание программы:
  1. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся и учителей. Цель:
  • Выявление негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья учащихся;
  • Определение влияния факторов внешней среды на здоровье;
  • Определение уровня здоровья учеников и педагогов.

Содержание работы:

  1. Диагностика физического и психического развития учащихся.
  2. Создание паспорта здоровья участников образовательного процесса.
  3. Анализ состояния здоровья учеников и педагогов.
  4. Ведение мониторинга здоровья учащихся и учителей.
  5. Тестирование:
  • уровня мотивации к ЗОЖ у всех участников образовательного процесса;
  • уровня владения методами оздоровления педагогов и родителей;
  • уровня работоспособности у учащихся в разное время пребывания их в школе.
  1. Статистические срезы показателей здоровья и численности соответствующих групп здоровья для общей картины здоровья учащихся школы.
  2. Опросы по выявлению дискомфортных состояний учащихся.
  1. Обеспечение в школе оптимальных гигиенических условий учебного процесса.

Цель:

• Отслеживать санитарно-гигиенические условия проведения урока и менять их в лучшую сторону.

Содержание работы:

  1. Отслеживание условий освещенности и изменение интенсивности, цвета освещения.
  2. Проверка микроклиматических условий помещений: воздушно–тепловой режим, проветривание классных помещений.
  3. Регулярное и правильное проведение уборок всех помещений, дезинфекции и т.д. для соблюдения чистоты.
  4. Создание внутри и вокруг школы условий, благоприятных для пребывания в ней.
  5. Сведение к минимуму неблагоприятных факторов, связанных с работой на компьютере; создание Multimedia в обычных, некомпьютерных классах.
  6. Постоянное проведение витаминной профилактики учащихся.
  7. Отслеживание соблюдения режима питания. Обеспечение полноценного горячего питания.
  8. Инвентаризация школьной мебели и приведение ее состояния к соответствующим требованиям Сан ПиН.
  1. Учебная деятельность:

Цель:

  1. Обеспечить возможность осуществления основного вида деятельности учащегося.

Содержание работы:

  • Уроки физической культуры;
  • Интегрированные уроки ОБЖ и физкультуры;
  • Уроки ОБЖ;
  • Тематические уроки.
  1. Внеурочная спортивно - оздоровительная деятельность
  • Работа спортивных секций: футбол, волейбол; баскетбол; спортивный туризм; подвижные игры; «Безопасное колесо»
  • Спартакиады, соревнования, тур слёты (школьные, городские областные)
  1. Традиционные спортивные праздники и мероприятия
  • «Папа, мама, я - спортивная семья», «Весёлые старты», «А-ну-ка парни», «Ану-ка девушки».,
  • Дни здоровья
  1. Летняя оздоровительная работа
  1. Сетка мероприятий по этапам реализации программы:

п/п

мероприятие

2012

г.

2013

г.

2014

г.

ответственный

Для учителей

1.

Диагностика мотивации готовности педагогических кадров к реализации программы

+

+

+

2.

Обеспечение режима, соблюдение норм и правил техники безопасности во время проводимых мероприятий.

+

+

+

3.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

+

+

+

Для учащихся

1.

Диагностика состояния здоровья уч-ся.

+

+

+

Врачи, мед.сестра

2.

Мониторинг развития

+

+

+

Учителя физической культуры

3.

Анализ физической подготовленности учащихся (участие в спортивных соревнованиях)

+

+

+

Руководитель МО Учителей физической культуры

4.

Работа секций: Баскетбол, Спортивный туризм, Подвижные игры, Безопасное колесо

+

+

+

_

Руководители

секций

5.

Дни здоровья

+

+

+

Классные

руководители

6.

Организация фотовыставки: «Спорт в моей жизни».

+

+

+

Руководитель МО учителей ФК

7.

Олимпийские игры и олимпийские уроки.

+

+

+

Учителя физической культуры

8.

Спортивные игры и соревнования: «Весёлые старты» «А-ну-ка парни» «А-ну-ка девушки» «Папа, мама, я - спортивная семья»

+

+

+

Учителя физической культуры

  1. Ожидаемые результаты.

Реализация данной программы должна способствовать достижению следующих ожидаемых результатов;

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое здоровье и как его сохранить.
  2. Значение здорового образа жизни для личного здоровья.
  3. Значение физических упражнений и двигательной активности для развития здорового организма.
  4. Историю олимпийских игр.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять несложные физические упражнения.
  2. Владеть отдельными навыками тренировки своего организма.
  3. Организовывать игру, соблюдать правила в играх.
  4. Владеть элементами какого-либо вида спорта (для старших классов).

В результате должна произойти интенсификация учебного процесса через:

  1. Индивидуальный подход к детям;
  2. Улучшение санитарно-гигиенического режима в организации образовательного процесса;
  3. Правильное питание учащихся;
  4. Достаточную двигательную активность учащихся;
  5. Повышение уровня культуры здоровья учащихся;
  6. Компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровье сберегающих технологий;
  7. Создание эффективной социально-психологической адаптации школьников к самостоятельной жизни;
  8. Поддержание психологического здоровья, ^успеха» и «радости» в жизни учащихся;
  9. Развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровье сберегающих технологий: толерантность, доброжелательность, чувство юмора и др.
  10. Повышение уровня взаимодействия семьи и школы,
  11. Снижение уровня заболеваемости учащихся школы и педагогов.

Заключение

Сегодня очень актуальны проблемы сохранения здоровья детей и привитие им навыков здорового образа жизни. Поэтому одним из приоритетных направлений воспитательной работы школы является физкультурно- оздоровительное направление. В рамках работы школы значительную роль в оздоровлении детей играют внеклассные мероприятия спортивной направленности. В школе имеется хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья школьников. Универсальным механизмом формирования навыков здорового

образа жизни остаётся оздоровительно-педагогическое воздействие на стиль жизни школьников, поскольку уровень и качество жизни каждого ребёнка обусловлены материальными возможностями его семьи. Именно поэтому любое образовательное учреждение должно стать «школой здорового стиля жизни» учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно педагогическую направленность и способствовать воспитанию у детей привычек, а затем потребностей к здоровому образу жизни, формирование навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья. Занятия оздоровительно-педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребёнка положительные эмоции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация2Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни"

"Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни ". Внеурочная деятельность в школе....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры по формированию здорового образа жизни

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Но в соответствии с Законом “Об образовании” именно здоровье школьников относится к...

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни

Что такое физическая культура?Сущность и система физического воспитания школьниковСистема внеурочной деятельности по физическому воспитаниюЦель спортивных объединенийЗадачиРезультаты...

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»

Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...

Роль физической культуры и формирование здорового образа жизни - презентация

—Физическая культура - деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей. Является частью общей культуры человека, а также частью культуры общества. Основные...