Модифицированная программа по физической культуре
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5 класс) на тему

Сарочка Анжелика Станиславовна

 

     Данная модифицированная  программа основана на комплексной программе физического воспитания для учащихся 1-11 классов (автор – В.И.Лях; Москва «Просвещение», 2006год), которая была частично переработана и адаптирована к индивидуальным  особенностям, состоянию здоровья учеников и специфике работы школы в целом.

     По результату анализа состояния медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы в школе было выявлено увеличение числа учащихся, относящихся по состоянию здоровья к группе «корригирующая» На основании этого в данную модифицированную программу вместо кроссовой (лыжной) подготовки введён раздел «Корригирующая гимнастика», основной задачей которого является исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Программа по  физической культуре  для 5-7 классов разработана и дополнена в 2013 году в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного                                           общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modif_programma.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №18

Модифицированная

программа

по физической культуре

для учащихся 5-7 классов

Смоленск, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЁТОМ СПЕЦИФИКИ ПРЕДМЕТА

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Как следствие, каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение этой главной цели.
   
Цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе данная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
     Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие
задачи:
•     укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
•     формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
•     освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
•     обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
•     воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

Ведущие принципы

Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, настоящая программа в своем предметном содержании направлена на:
•     реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
•     реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
•     соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
• расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
•     усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать со знание и мышление, творческий подход и самостоятельность.                                                                                                                                               В соответствии со структурой двигательной деятельности учебный предмет «физическая культура» структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).                                                                    Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь раскрываются основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.                                                                                                    Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и включает в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений. Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел включает в себя несколько тем: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».                                                                                                                                                    Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.                                                                                                                                                                  Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств  в программе предлагаются физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.                                                                                                                                                            Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.                                                                                                                                              Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.     Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем.                                                                                 Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.        Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учёта индивидуальных особенностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.                                                                       Программа состоит из четырёх взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.                                                                                                                                                         Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры. Вторая, третья и четвёртая части программы предназначены для педагогического коллектива школы.

СТАТУС ПРОГРАММЫ

     Данная модифицированная  программа основана на комплексной программе физического воспитания для учащихся 1-11 классов (автор – В.И.Лях; Москва «Просвещение», 2006год), которая была частично переработана и адаптирована к индивидуальным  особенностям, состоянию здоровья учеников и специфике работы школы в целом.

     По результату анализа состояния медицинского обслуживания и физкультурно-оздоровительной работы в школе было выявлено увеличение числа учащихся, относящихся по состоянию здоровья к группе «корригирующая» На основании этого в данную модифицированную программу вместо кроссовой (лыжной) подготовки введён раздел «Корригирующая гимнастика», основной задачей которого является исправление недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Программа по  физической культуре  для 5-7 классов разработана и дополнена в 2013 году в соответствии:

- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного                                           общего   образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего    образования. - М.: Просвещение, 2011)

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно Базисному учебному плану основного общего образования на обязательное изучение всех учебных тем программы по физической культуры в 5-7 классе отводится 102 ч, из расчёта 3 ч в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.

ЛИЧНОСТНЫЕ. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В этом разделе представлены результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура», которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в 7 классе.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностные результаты, формируемые в ходе изучения физической культуры, отражают:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются прежде всего в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты па основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.

СОДЕРЖАНИЕ   КУРСА

Примерное распределение учебного времени на различные виды программного материала

Вид программного материала

Количество часов

5 класс

6 класс

7 класс

Базовая часть

Основы знаний

Спортивные игры

Гимнастика

Лёгкая атлетика

Корригирующая гимнастика

Вариативная часть

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел «Тематическое планирование» представляет собой логическое совмещение дидактических единиц примерной программы, учебных тем основных разделов образовательной программы, характеристику видов учебной деятельности. Последние ориентируются на достижение конечного результата образовательного процесса, который задаётся требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической культуре.

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Знания о физической культуре (6 ч.)

История физической культуры.

Мифы и легенды о зарождении   Олимпийских игр древности

Олимпийские игры древности.

Миф о зарождении Олимпийских игр.

Исторические сведения о древних Олимпийских играх.

Олимпийские игры как ярчайшее событие в истории Древней Греции.

Краткая характеристика программы и правил проведения древних Олимпийских игр

Характеризовать Олимпийские игры как яркое культурное событие древнего мира.

Излагать версию их появления, основываясь на мифе о подвигах Геракла.

Рассказывать о видах спорта, входящих в программу соревнований Олимпийских игр древности

Физическая    культура (основные понятия).

Физическое    развитие человека.  Характеристика его основных показателей

Физическое развитие человека.

Основные показатели физического развития.

Физическое развитие как процесс изменения   показателей   систем   организма на протяжении всей жизни человека.

Основные показатели физического развития и способы их измерения  (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки).  Сравнение индивидуальных показателей физического развития со средними стандартными показателями для учащихся V классов

Характеризовать понятие «физическое развитие», приводить примеры изменения его показателей, сравнивать показатели физического развития родителей со своими показателями.

Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, окружности грудной клетки простейшими способами.

Определять соответствие индивидуальных показателей физического развития возрастным нормам (по таблицам стандартных возрастных норм физического развития)

Осанка как показатель физического развития человека. Характеристика основных средств формирования правильной осанки и профилактики её нарушений

Как формировать правильную осанку.

Причины   возникновения   нарушения осанки,   способы  их  профилактики  и предупреждения.

Упражнения для формирования правильной осанки. Правила подбора упражнений и планирования их нагрузки для занятий по формированию правильной осанки. Их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями, режиме дня и учебной недели

Определять основные признаки правильной и неправильной осанки, аргументировано объяснять основные причины нарушения осанки в школьном возрасте.

Характеризовать упражнения по функциональной направленности, отбирать их для индивидуальных занятий с учётом показателей собственной осанки.

Проводить самостоятельные занятия по профилактике нарушений осанки, планировать их в режиме учебного дня и учебной недели

Физическая культура человека.

Режим дня, его основное содержание и правила планирования

Физическая культура человека.

Режим дня.

Режим дня, его цель и значение в жизнедеятельности современного человека. Основные компоненты режима дня учащихся V класса и правила их последовательного распределения. Оформление индивидуального режима дня

Объяснять значение режима дня для активной жизнедеятельности современного школьника.

Определять основные пункты собственного режима дня.

Составлять индивидуальный режим дня и учебной недели

Утренняя гимнастика и её влияние на работоспособность человека

Утренняя гимнастика.

Утренняя гимнастика как форма занятий физической культурой, её цель, назначение и основное содержание. Правила подбора и последовательности выполнения упражнений, определение их дозировки

Характеризовать цель и назначение утренней зарядки.

Подбирать упражнения для индивидуальных комплексов утренней зарядки, соблюдать последовательность и оптимальную дозировку при их выполнении

Оздоровительные паузы, их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности

Физкультминутки и физкультпаузы в течение учебных занятий.

Физкультминутки и физкультпаузы как формы занятий физической культурой, их назначение, основное содержание и особенности планирования в режиме учебного дня. Правила подбора упражнений для физкультминуток и определение их дозировки

Характеризовать цель и назначение физкультминуток и физкультпауз в режиме учебного дня.

Составлять комплексы физкультминуток с учётом индивидуального состояния организма и особенностей учебной деятельности.

Выполнять упражнения физкультминуток и физкультпауз

Закаливание   организма. Правила безопасности и гигиенические требования во время закаливающих процедур

Закаливание.

Закаливающие процедуры как формы занятий  физической  культурой.   Виды закаливания, их цели и назначение, особенности проведения. Правила выбора и последовательного планирования температурных режимов для закаливающих процедур

Характеризовать цель и значение закаливающих процедур.

Выделять виды закаливания и определять их специфические воздействия на организм.

Определять дозировку температурных режимов для закаливающих процедур, руководствоваться правилами безопасности их проведения

Способы двигательной (физкультурной) деятельности (6 ч)

Организация самостоятельных занятий физической культурой.

Соблюдение   требований безопасности и гигиенических правил при подготовке   мест   занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий оздоровительной физической культурой, физической и технической подготовкой (в условиях спортивного зала и открытой спортивной площадки)

Организация и проведение самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Как проводить самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Как выбрать и подготовить место для занятий физическими упражнениями.

Требования к организации и проведению разнообразных самостоятельных занятий физической культурой. Организация занятий физической культурой как условие безопасного выполнения физических

упражнений. Особенности подготовки открытых площадок для занятий физическими упражнениями, спортивными и подвижными играми. Особенности подготовки мест занятий физическими упражнениями в домашних условиях.

Как выбирать одежду и обувь для занятий физическими упражнениями.

Требования безопасности и гигиены к спортивной одежде и обуви. Правила выбора одежды и обуви для занятий физическими упражнениями

Выполнять общие требования к организации и проведению разнообразных форм занятий физической культурой в условиях активного отдыха и досуга.

Выполнять требования безопасности и гигиенические правила при выборе и организации мест занятий на открытом, воздухе.

Выявлять нарушения техники безопасности в местах проведения занятий и устранять их.

Готовить места занятий на открытом воздухе и в домашних условиях с учётом задач, содержания и форм организации проводимых занятий.

Выполнять требования безопасности и гигиенические правила выбора и хранения спортивной одежды и обуви, подбирать их для занятий в соответствии с погодными условиями

Выбор упражнений и составление    индивидуальных комплексов

Как составлять комплексы упражнений оздоровительной гимнастики.

Оздоровительная гимнастика, её значение в жизни человека. Комплекс физических упражнений, целевое назначение и особенности составления. Характеристика видов и разновидностей комплексов физических упражнений, используемых в самостоятельных занятиях физической культурой. Классификация физических упражнений, включаемых в комплексы, и правила их подбора

Характеризовать оздоровительную гимнастику как форму организации занятий физической культурой, активно содействующую оздоровлению организма.

Составлять комплексы упражнений с разной оздоровительной направленностью.

Различать упражнения по признаку включённости в работу основных мышечных групп

Физическая нагрузка и способы её дозирования

Физическая  нагрузка  и  особенности её дозирования в зависимости от задач и направленности занятий физической культурой. Способы дозирования.

Составление и оформление конспектов занятий оздоровительной физической культурой (комплексы упражнений утренней   зарядки   и   физкультминуток).

Техника   упражнений,   используемых в утренней зарядке, на занятиях в домашних условиях (упражнения без предметов, упражнения с гимнастической палкой, стулом, гантелями)

Характеризовать физическую нагрузку как мышечную работу, направленно повышающую активность систем организма.

Регулировать физическую нагрузку, используя разные способы её дозирования.

Записывать с помощью графических символов общеразвивающие упражнения   для   самостоятельных занятий.

Составлять и оформлять  конспекты   занятий   оздоровительной физической культурой.

Описывать технику упражнений для утренней зарядки.

Выполнять их в соответствующем темпе и ритме

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение за индивидуальным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, осанка)

Самонаблюдение за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль за изменением частоты сердечных сокращений (пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки.

Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности

Как оценивать эффективность занятий физическими упражнениями.

Самонаблюдение и самоконтроль.

Самонаблюдение, его цели, назначение и основное содержание. Регулярное измерение индивидуальных показателей как элемент самонаблюдения (длина и масса тела, окружность грудной клетки).

Правила оформления результатов самонаблюдения по учебным четвертям (триместрам).

Самоконтроль как элемент самонаблюдения, основная цель и задачи его применения на уроках физической культуры. Частота сердечных сокращений (ЧСС) как ведущее средство самоконтроля на занятиях физическими упражнениями. Связь ЧСС с характером деятельности человека, величиной физической нагрузки, степенью утомления.

Простейшие способы измерения ЧСС.

Определение величины нагрузки для разных форм занятий физической культурой

Характеризовать самонаблюдение как длительный процесс постоянной и регулярной регистрации показателей физического развития и физической подготовленности.

Определять целевое назначение самонаблюдения для самостоятельных занятий физической культурой.

Измерять и оформлять результаты измерения показателей физического развития.

Выявлять приросты и проводить анализ их динамики по учебным четвертям (триместрам).

Регистрировать показатели ЧСС.

Пользоваться таблицами показателей ЧСС для выбора величины физической нагрузки.

Определять состояние организма по внешним признакам в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями

Физическое совершенствование (98 ч)

Физкультурно-оздоровительная     деятельность.

Оздоровительные формы   занятий   в   режиме учебного дня и учебной недели

Виды двигательной деятельности.

Физкультурно-оздоровительная   деятельность (24 ч).

Физкультурно-оздоровительная деятельность как система занятий, направленная на укрепление здоровья.

Самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью

Проводить самостоятельные занятия с оздоровительной направленностью

Комплексы упражнений для развития гибкости и координации    движений, формирования   правильной осанки

Развитие гибкости.

Гибкость  как  физическое  качество. Роль и значение развития гибкости для укрепления здоровья  и  жизнедеятельности  человека.   Техника  выполнения упражнений для развития гибкости с индивидуально подобранной дозировкой

Развитие координации движении.

Координация как физическое качество.  Значение развития координации движений для укрепления здоровья и жизнедеятельности человека. Техника выполнения упражнений для развития   координации   движений   с индивидуально подобранной дозировкой (для развития равновесия, точности движений)

Раскрывать значение развития гибкости   для   укрепления   здоровья, повышения    эластичности мышц и связок, подвижности суставов.

Выполнять упражнения для повышения  подвижности  позвоночного столба, амплитуды движений в суставах верхних и нижних конечностей

Раскрывать   значение   развития координации движений.

Выполнять упражнения с малым (теннисным) мячом.

Выполнять упражнения для развития равновесия в статическом и динамическом режиме

Комплексы   дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика, её значение в укреплении  здоровья,   профилактике утомления.   Техника выполнения дыхательных упражнений

Раскрывать значение дыхательной гимнастики.

Выполнять дыхательные упражнения в положении сидя на стуле и в основной стойке

Комплексы корригирующей гимнастики

Понятие «осанка», профилактика нарушений. Значение осанки для нормальной жизнедеятельности человека.

Профилактика плоскостопия (упражнения на укрепление свода стопы)

Упражнения на расслабление и релаксацию

Упражнения на формирование правильной осанки; упражнения на укрепление мышц туловища; суставная комбинаторная гимнастика; упражнения в равновесии и балансировании.

Владеть техникой выполнения корригирующих упражнений.

Уметь подбирать и составлять комплексы корригирующей гимнастики для самостоятельных занятий.

Гимнастика для профилактики нарушений зрения

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз и её значение для укрепления здоровья, профилактики перенапряжения и ухудшения зрения. Техника выполнения упражнений для глаз

Раскрывать значение выполнения упражнений для глаз.

Выполнять упражнения для глаз

Спортивно-оздоровительная деятельность

Спортивно-оздоровительная деятельность (74 ч).

Спортивно-оздоровительная деятельность как система занятий различными видами спорта с целью укрепления здоровья, повышения уровня развития физических качеств и совершенствования техники соревновательных действий

Участвовать в спортивно-оздоровительной деятельности

Гимнастика с основами акробатики

Гимнастика с основами акробатики.

Гимнастика как вид спорта, краткая историческая справка становления и развития. Акробатика как вид спорта, краткая историческая справка становления и развития'. Положительное влияние занятий гимнастикой и акробатикой на укрепление здоровья и развитие физических качеств

Рассказывать об истории становления и развития гимнастики и акробатики.

Раскрывать значение занятий гимнастикой и акробатикой для укрепления здоровья и развития физических качеств

Акробатические упражнения

Техника выполнения кувырка вперед в группировке. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники выполнения кувырка вперёд ноги скрестно.

Техника выполнения кувырка назад из упора присев в группировке. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники выполнения кувырка назад из упора присев.

Техника выполнения кувырка назад из стойки на лопатках в полушпагат. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники кувырка назад из стойки на лопатках в полушпагат

Описывать технику выполнения кувырка вперёд в группировке.

Выполнять   кувырок   вперёд   в группировке из упора присев.

Совершенствовать технику выполнения   кувырка   вперёд   ноги скрестно.

Описывать технику выполнения кувырка назад из упора присев в группировке.

Выполнять кувырок назад в группировке из упора присев.

Описывать технику выполнения кувырка назад из стойки на лопатках в полушпагат.

Выполнять   кувырок   назад   из стойки на лопатках в полушпагат.

Анализировать   правильность выполнения   упражнений,   выявлять грубые ошибки и исправлять их

Опорные прыжки

Техника опорного прыжка через гимнастического козла ноги врозь (мальчики). Физические упражнения для самостоятельного освоения техники этого опорного прыжка.

Техника опорного прыжка на гимнастического козла в упор стоя на коленях, с последующим спрыгиванием из положения основной стойки (девочки). Физические упражнения для самостоятельного освоения техники этого опорного прыжка

Описывать технику выполнения опорных прыжков через гимнастического козла.

Выполнять опорный прыжок через гимнастического козла ноги врозь.

Выполнять опорный прыжок на гимнастического козла в упор, стоя на коленях.

Анализировать правильность выполнения   упражнений,   выявлять грубые ошибки и исправлять их

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)

Техника передвижения ходьбой вперёд лицом и боком, поворотов, прыжков на низком гимнастическом бревне, запрыгивания на него и спрыгивания с него. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники передвижения разными способами на низком гимнастическом бревне.

Техника передвижения ходьбой, прыжками, лёгким бегом и приставными шагами на наклонной гимнастической скамейке

Описывать технику передвижения на низком гимнастическом бревне и на наклонной гимнастической скамейке.

Выполнять передвижения разными способами на низком гимнастическом бревне.

Выполнять передвижения разными способами на наклонной гимнастической скамейке.

Анализировать правильность выполнения упражнений, выявлять грубые ошибки и исправлять их

Силовые упражнения

Висы и упоры, комбинации из элементов

Лазанье по канату, гимнастической стенке

Передвижение с преодолением препятствий

Поднимание туловища из положения лёжа (пресс)

Поднимание туловища из виса

Сгибание рук в упоре лёжа

Описывать поэтапно технику выполнения комбинированных упражнений на брусьях с использованием висов и упоров.

Выполнять комбинациюиз силовых упражнений.

Владеть навыком выполнения силовых упражнений и уметь использовать их в целях физического совершенствования.

Строевые упражнения

Гимнастические построения и перестроения различными способами.

Отработка строевых команд.

Знать и правильно выполнять строевые команды.

Уметь выполнять гимнастические перестроения.

Лёгкая атлетика

Лёгкая атлетика.

Лёгкая  атлетика  как  вид спорта, краткая историческая справка её становления и развития.  Положительное влияние занятий лёгкой атлетикой на укрепление здоровья и развитие физических качеств

Демонстрировать знания по истории лёгкой атлетики.

Раскрывать роль и значение занятий лёгкой атлетикой для укрепления здоровья, развития физических качеств и активного участия в соревновательной деятельности

Беговые упражнения

Бег на длинные дистанции, характеристика технических особенностей его выполнения. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники бега на длинные дистанции.

Высокий старт и техника его выполнения при беге на длинные дистанции. Физические упражнения для  самостоятельного освоения техники выполнения высокого старта. Бег на короткие дистанции и технические особенности его выполнения. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники бега на короткие дистанции.

Низкий старт и техника его выполнения при беге на короткие дистанции. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники выполнения низкого старта. Легкоатлетические упражнения для развития силы мышц ног и темпа движений

Описывать технику бега на длинные дистанции, выделять её отличительные признаки от техники бега на короткие дистанции.

Демонстрировать технику бега на длинные дистанции во время учебных забегов.

Описывать  технику высокого старта.

Выполнять высокий старт в беге на длинные дистанции.

Описывать технику бега на короткие дистанции, выделять ее отличительные признаки от техники бега на длинные дистанции.

Демонстрировать технику бега на короткие дистанции во время учебных забегов.

Описывать технику низкого старта.

Выполнять низкий старт в беге на короткие дистанции.

Анализировать правильность выполнения упражнений, выявлять грубые ошибки и исправлять их.

Отбирать и выполнять легкоатлетические упражнения, направленно воздействующие на развитие скоростно-силовых качеств, на повышение темпа движений

Упражнения в метании

Техника метания малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники метания малого мяча с места.

Физические упражнения, направленно воздействующие на развитие координации и точности движений.

Физические упражнения, направленно воздействующие на развитие глазомера.

Техника метания малого мяча на дальность с трёх шагов разбега. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники метания малого мяча на дальность.

Физические упражнения с набивным мячом для развития силы мышц рук и туловища,   активно работающих при  метании малого мяча на дальность

Описывать технику метания малого мяча с места в вертикальную неподвижную мишень.

Демонстрировать технику метания малого мяча с места в вертикальную мишень в соответствии с образцом эталонной техники.

Отбирать и выполнять упражнения, улучшающие технику метания малого мяча на точность.

Описывать технику метания малого мяча на дальность с трёх шагов разбега, анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику метания малого мяча на дальность с трёх шагов разбега в соответствии с образцом эталонной техники.

Отбирать и выполнять упражнения на развитие скоростно-силовых свойств мышц рук и туловища

Прыжковые упражнения

Техника прыжка в длину с разбега способом «согнув ноги»

Техника выполнения прыжка в длину с места. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники прыжка в длину с разбега «согнув ноги»

Описывать   технику  прыжка   в длину с места и с  разбега способом «согнув ноги», анализировать правильность её выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику прыжка в длину с места и с разбега способом «согнув ноги» в стандартных условиях и в соответствии с образцом эталонной техники соревновательной деятельности

Корригирующая гимнастика

Осанка. Значение осанки в жизнедеятельности человека. Способы профилактики нарушений осанки Корригирующая гимнастика, как основное средство укрепление и развитие систем и функций организма,  развития физических качеств личности, раскрытие специальных двигательных способностей

Демонстрировать знания о значении осанки.

Знать влияние осанки на организм человека.

Прогнозировать пути достижения правильной осанки посредством выполнения специальных упражнений.

Выполнение специальных упражнений, направленных на развитие силы мышц отдельных частей тела

Упражнения на развитие силы мышц ног, рук, туловища, пресса и плечевого пояса; имитационные и подводящие упражнения; ходьба и бег различными способами; элементы гимнастических построений и перестроений, танцевальные упражнения.

Описывать технику выполнения специальных упражнений с осмыслением и принятием направленности их на развитие и укрепление отдельных групп мышц.

Демонстрировать технику выполнения специальных упражнений для определённых групп мышц.

Дифференцированная двигательная деятельность

Корригирующая гимнастика (упражнения на формирование правильной осанки; упражнения на укрепление мышц туловища; суставная комбинаторная гимнастика; упражнения в равновесии и балансировании)

Формирование навыков рационального дыхания (дыхательная гимнастика)

Профилактика плоскостопия (упражнения на укрепление свода стопы)

Упражнения на расслабление и релаксацию

Демонстрировать выполнение различных видов дифференцированной двигательной деятельности, определяя её оздоровительную направленность.

Отбирать и выполнять определённые упражнения для индивидуальной коррекции.

Уметь выполнять упражнения на расслабление и релаксацию.

Владеть навыками рационального дыхания.

Развитие физических качеств

Координационные способности (ориентировка в пространстве, быстрота и точность реагирования на сигналы, упражнения на согласовывание движений различных частей тела, ритм, равновесие, гибкость, упражнения на подвижность суставов)

Кондиционные способности (скоростно-силовые, гибкость, выносливость)

Описывать технику выполнения упражнений на развитие определённых физических качеств.

Демонстрировать технику выполнения двигательной деятельности, анализируя правильность их выполнения и целесообразность применения в организации самостоятельных занятий.

 Дополнительные упражнения

Элементы ритмической гимнастики (задача: культура движений, формирование правильной осанки, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата)

Элементы йоги (задача: умение согласовывать движения, развитие гибкости, рационального дыхания, умение расслабляться)

Элементы стрейчинга (задача: умение координировать движения в статике)

Владеть навыками согласования, ритма, координированности.

Уметь выполнять комбинации из освоенных упражнений.

Отбирать и выполнять упражнения для индивидуальной коррекции.

Контроль и самоконтроль

Проверка осанки.

Составление комплексов разнонаправленной корригирующей гимнастики для индивидуального и группового использования

Осмысливать значение проверки осанки и описывать её технику.

Владеть навыком проверки осанки.

Уметь составить комплекс корригирующей гимнастики для самостоятельных занятий.

Спортивные игры

Спортивные игры.

Спортивные игры как средство активного отдыха. Положительное влияние занятий спортивными играми на развитие психических процессов и физических качеств, укрепление здоровья

Раскрывать значение занятий спортивными играми для укрепления здоровья, развития физических качеств и активного участия в соревновательной деятельности

Баскетбол

Баскетбол как спортивная игра, краткая историческая справка становления и развития. Характеристика основных приёмов игры в баскетбол

Демонстрировать знания по истории становления и развития баскетбола как вида спорта, характеризовать основные соревновательные действия, разрешённые правилами игры

 Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Характеристика основных позиций игры

Овладение техникой передвижений, стоек, поворотов во взаимодействии

Имитационные упражнения.

Описывать основные элементы игры в соответствии с правилами

Уметь выполнять имитационные упражнения

Ловля и передача мяча различными способами

Техника ловли и передачи мяча различными способами. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники ловли и передачи мяча двумя руками от груди

Описывать технику ловли и передачи мяча  различными способами, анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику ловли и передачи мяча  в условиях  игровой деятельности

Ведение мяча

Техника ведения баскетбольного мяча. Физические упражнения для самостоятельного   освоения   техники   ведения баскетбольного мяча

Описывать технику ведения баскетбольного мяча, анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику ведения мяча в условиях игровой деятельности

 Освоение техники и  тактики игры

Комбинации из изученных элементов

Тактика свободного нападения.

Взаимодействие двух игроков.

Игра по упрощённым правилам мини-баскетбола

Игры и игровые задания

Владеть техникой свободного нападения и навыком прорыва.

Уметь играть по упрощённым правилам с различным позиционированием.

Соблюдать правила игры и игрового взаимодействия.

Уметь осуществлять игровую деятельность самостоятельно

Бросок мяча

Техника броска мяча в кольцо различными способами с места и в движении

Физические упражнения для самостоятельного освоения техники броска мяча

Описывать технику броска мяча различными способами, анализировать  правильность выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику броска мяча различными способами

Пионербол и волейбол

Волейбол как спортивная игра, краткая историческая справка становления и развития. Характеристика основных приёмов игры в пионербол и волейбол

Демонстрировать знания по истории становления и развития волейбола как вида спорта, характеризовать

основные соревновательные действия, разрешённые правилами игры

Техника приёма и передачи мяча

Техника приёма и передачи мяча. Физические упражнения для самостоятельного освоения техники  приёма и передачи мяча.

Описывать технику приёма и передачи мяча, анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику  в условиях игровой деятельности

Подача мяча

Верхняя и нижняя прямая подача.  Физические упражнения для самостоятельного освоения техники подачи мяча.

Описывать   технику подачи мяча, анализировать правильность выполнения и выявлять грубые ошибки.

Демонстрировать технику подачи мяча  в условиях игровой деятельности

На освоении техники и  тактики игры

Игра по упрощённым правилам мини-волейбола.

Игра по правилам пионербола

Игры и игровые задания.

Комбинации из освоенных элементов.

Владеть умением выполнения игровой комбинации

Уметь играть по упрощённым правилам с различным позиционированием.

Соблюдать правила игры и игрового взаимодействия.

Уметь осуществлять игровую деятельность самостоятельно

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек

Характеристика основных позиций игры

Овладение техникой передвижений, стоек, поворотов во взаимодействии

Имитационные упражнения.

Описывать основные элементы игры в соответствии с правилами

Уметь выполнять имитационные упражнения

ЧАСТЬ  1

Уроки физической культуры

 Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).

   Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы.

  Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.

   Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5—6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).

   Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5—7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.

   В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5—7 мин.

   Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).

   Данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.

ЧАСТЬ 2

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продлённого дня

   

  К физкультурно-оздоровительным мероприятиям относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продлённого дня.

     Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.

ЧАСТЬ  3

Внеклассная работа

Группы общей физической подготовки.

Спортивные секции.

   

 Гимнастические и акробатические; легкоатлетические упражнения. Подвижные и спортивные игры. Элементы танцев. Элементы единоборств. Общая физическая подготовка. Упражнения для развития физических способностей. Специальная подготовка и освоение техники по отдельным видам спорта.

Содержание данных групп и секций может быть разнообразным, в зависимости от желания учителя физической культуры и специфики работы школы.

ЧАСТЬ  4

Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия

     В четвёртую часть программы включено содержание общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья и спорта, внутришкольных соревнований, физкультурных праздников. Цель этих мероприятий – пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Требования к уровню физической подготовленности

Двигательные умения, навыки и способности.

В циклических и ациклических локомациях: с максимальной скоростью пробегать дистанции из положения высокого и низкого старта; в равномерном темпе бегать до 15 мин (мальчики) и до 10 мин (девочки); после разбега совершать прыжок в длину.

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч в цель  на дальность; толкать набивной мяч из положения сидя.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию на параллельных брусьях (мальчики) и разновысотных брусьях (девочки); выполнять комбинацию на перекладине (мальчики) и комбинацию на бревне (девочки); опорные прыжки через «коня» и «козла»; выполнять комбинацию, состоящую из акробатических элементов; лазать по канату, выполнять силовые упражнения разнонаправленного действия.

В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым правилам)

В корригирующей гимнастике: демонстрировать комплексы специальных упражнений; общеразвивающих упражнений с корригирующей направленностью; проводить контроль за индивидуальным физическим развитием, физической работоспособностью, осанкой, самостоятельно составлять комплексы корригирующей гимнастики.

 Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учётом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

Уровень физической подготовленности учащихся                

 5-7 классов

Физические способности

Контрольное упражнение

Класс

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

Скоростные

 Бег 30 м, с

5 кл.

5,2

5,4

5,8

5,4

5,6

6,0

6 кл.

5,0

5,2

5,6

5,2

5,4

5,8

7 кл.

5,0

5,2

5,4

5,0

5,2

5,6

Бег 60 м, с

5 кл.

10,2

10,4

10,6

10,4

10,6

11,0

6 кл.

10,0

10,2

10,6

10,2

10,4

10,6

7 кл.

10,0

10,2

10,4

10,2

10,4

10,6

Выносливость

6-мин. бег, м

5 кл.

1200

1000

800

1000

800

600

6 кл.

1300

1100

1000

1100

1000

800

7 кл.

1400

1200

1000

1200

1100

1000

Бег 2000м, мин.

5 кл.

9,20

9,40

10,0

9,40

10,0

10,20

6 кл.

9,10

9,20

9,40

9,20

9,30

10,0

7 кл.

9,0

9,10

9,40

9,10

9,20

9,40

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

5 кл.

170

160

150

160

150

140

6 кл.

175

160

150

160

155

140

7 кл.

180

170

160

170

160

150

Силовые

Подтяги-

вание, раз

5 кл.

5

4

3

10

8

6

6 кл.

8

6

4

12

10

8

7 кл.

10

8

6

15

10

8

Пресс, раз

5 кл.

50

40

30

40

30

20

6 кл.

60

45

30

50

40

30

7 кл.

60

50

40

50

40

30

Координация

Челночный

бег, с

5 кл.

9,0

9,2

9,4

9,2

9,4

9,6

6 кл.

8,5

9,0

9,2

9,0

9,2

9,4

7 кл.

8,5

8,8

9,2

8,8

9,0

9,4

Гибкость

Наклон вперёд, см

5 кл.

8

5

2

8

6

4

6 кл.

10

8

2

15

10

5

7 кл.

10

8

2

18

12

6

     Оценка успеваемости по физической культуре в 5-7 классах производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы развития двигательных способностей ученика, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической культуры и ведению здорового образа жизни.

     Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей.

-СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ-

1. Лях В.И., Зданевич А.А.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2011

2. Петрова Т.В., Копылов Ю.А.

 Программа «Физическая культура» 5-9 класс. – М.:Вентана-Граф,2012

3. Л.А. Обухова; Н.А. Лемяскина

«30 уроков здоровья»   М.: «Сфера», 1999

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=224.  

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

Рабочая программа по физической культуре 3класс, разработанная на основе ФГОС НОО и программы по физической культуре В.И. Ляха

ПРОГРАММА   ПО   ФИЗИЧЕСКОЙ   КУЛЬТУРЕРазработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фундаментального ядра ...

Образовательная модифицированная программа "Общая физическая подготовка"

Цель ОФП - создать прочную основу для воспитания здорового человека, сильной гармонично развитой личности....

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...