Урок "Путешествие за здоровьем"
методическая разработка по физкультуре на тему

  План – конспект урока по физической культуре     

  «Путешествие вокруг Земли за здоровьем и радостью» для  1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского Союза Героя Советского Союза Н.В. Огаркова

 

  План – конспект урока по физической культуре      

  «Путешествие вокруг Земли за здоровьем и радостью» для  1 класса.  Учитель физической культуры высшей категории

Егоренков Александр Викторович

п. Молоково 2014г.

План – конспект сюжетно-игрового  урока по физической культуре «Путешествие вокруг Земли за здоровьем и радостью» для 1 класса

по теме: «Обобщающий урок по подвижным играм».

Учитель – Егоренков Александр Викторович

МОУ Молоковская средняя общеобразовательная школа имени Маршала Советского союза Героя Советского Союза Огарков Н.В., посёлок Молоково, Молоковский район, Тверская область

Урок №58

Дата проведения урока 12 февраля 2014 г.

Изучаемый раздел программы – «Подвижные игры»

Базовый УМК: используемая учебная программа – «Комплексная программа по физической культуре 1 – 11 классов под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича.

Тип урока:

Образовательно – познавательный.

Место проведения урока:

Первый большой спортивный зал (в школе два спортзала и теннисный на 7 столов зал).

Цели урока:

Содействовать укреплению здоровья учащихся и повысить положительную мотивацию к занятиям физической культуры. 
 Развитие двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые физкультурные элементы урока.

Задачи урока:

1. Закрепление навыков и  умений по овладению техникой в беге, прыжках, упражнениях. 
2. Развитие координации, ловкости, кондиционных качеств. 
Укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата. Включение здоровьесберегающих технологий в урочную систему. 
3. Воспитание морально-волевых качеств: коллективизма, чувства сопереживания за свою команду, прекрасного, смелости, патриотизма, любви к занятиям физической культурой и потребность вести здоровый образ жизни.
4.
Расширение физкультурно-оздоровительной среды.
5.
Создание устойчивой мотивации у детей в сохранении своего здоровья

6. Систематизировать знания и представления о здоровом образе   жизни путём зрительного, слухового и эмоционального восприятия


                                                Методы обучения:

Игровой,  соревновательный, поточный, фронтальный, групповой, наглядный, упражнения;

метод решения узких двигательных задач, который предполагает вычленение («расслаивание») отдельных характеристик движений (пространственных, временных, динамических, ритмических и др.) и действий внутри фаз целевого упражнения;

целостного упражнения,  который основывается на том,  что с самого начала движения осваиваются учащимися в составе той целостной структуры, которая типична для данного действия;

собственно целостный метод, который подразумевает прямое применение в качестве обучающего упражнения целевое движение, т.е. то действие, которое является объектом изучения;

метод целостного упражнения с постановкой частных задач.

Межпредметные связи:

 природоведение, основы здоровья, математика, валеология.

Необходимое оборудование и средства обучения:

   Мячи: футбольные,  волейбольные,  теннисные.   Коврики,  мелкие снежинки,  ковёр – самолёт,  гимнастические маты.  Олимпийская символика,  воздушные шары,  кегли,  4 батута,  аудиокассета с музыкальными записями.

Оформление спортивного зала:

 Плакат «О спорт! Ты – здоровье», плакаты с пословицами о спорте: «Лучшего средства от хвори нет: делай зарядку до старости лет», «Двигайся больше, проживёшь дольше», «Ура – игра, для здоровья ты важна», фотографии и рисунки с изображением спортсменов (разные виды спорта из разных стран и материков); записи песен о спорте, олимпийская символика.

Использование на уроке технологий, направленных

на сохранение здоровья учащихся

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьеразвивающие

технологии

Здоровьесозидающие технологии

  • соблюдение

температурного режима в зале;

  • создание условий для психологического комфорта;
  • соблюдение правил по технике безопасности для учащихся.
  • развитие двигательных  навыков;
  • развитие дыхательной системы;
  • формирование навыков правильной осанки;
  • развитие  пространственной ориентировки и точности движений;
  • обеспечение эмоциональной комфортности;
  • развитие темпов ритма;
  • обучение навыкам игр;
  • формирование  навыков партнёрства и  сотрудничества;
  • развитие внимания, формирование творческих способностей.
  • формирование знаний о здоровом образе жизни;
  • актуализация значения зарядки в режиме дня;
  • обеспечение личностного  комфорта;
  • использование разнообразных видов деятельности;
  • соблюдение гигиенических требований.

Ход урока:

вводная часть – 5 минут.

Частные задачи:

 Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к работе. Создать целевую установку на достижение конкретных результатов предстоящей деятельности. Содействовать общему разогреванию и постепенному втягиванию организма в работу.

Дети входят в зал и становятся в шеренгу. Учитель: «Ребята сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – путешествие вокруг света, вокруг всего земного шара, и будем останавливаться на всех материках, вы знаете, что такое материки? Хотите путешествовать? А не побоитесь? Ведь путешествовать могут только здоровые, выносливые люди. Тогда нам надо серьезно подготовиться, давайте разомнем наши мышцы, разогреемся, строимся в колонну».

Вводная ходьба в колонне, бег обычный и змейкой, ходьба на носках с заданиями для рук, на пятках, с пятки на носок, подскоки.

Частные задачи:

комплексное развитие физических качеств. Развивать положение правильной осанки   после выполнения упражнений в движении.

Комплекс «Красивая осанка»

1. «Выпрямить спину»   и.п. сидя на пятках,   руки в стороны. 1 – сгибая руки в локтях за спиной, правую руку сверху,  левую снизу, переплести пальцы;   2-3 –держать позу; 4 – принять и.п.  5-8 то же,  поменяв положение,  сидя по-турецки, руки за головой; 1-4 пружинящиеся отведения локтей назад; 5 – отводя локти назад, глубокий наклон вперед;  6-7 – держать позу; 8 - принять и.п. Повторить 4 раза.

2. «Напрягаем руки» И.п. сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплести. 1 – глубокий наклон вперед, руки назад-вверх; 2-3 – держать позу; 4- принять и.п. Повторить 4 раза.

3. «Расправим плечи» И.п. сидя по-турецки, руки за головой. 1-4 пружинящие отведения локтей назад; 5 – отводя локти назад, глубокий наклон вперед; 6-7 держать позу; 8- принять и.п. Повторить 4 раза.

4. «Красивые наклоны» И.п. сидя, руки в упоре сзади. 1 – глубокий наклон вперед, обхватить стопы руками; 2-3 держать позу; 4- принять и.п.; 5- лежа на спине, руки в упоре сзади, прогнуться; 6-7 держать позу; 8- принять и.п. Повторить 6 раз.

Частные задачи:

очень важно, чтобы младший школьник прочно усвоил корригирующие упражнения. Впоследствии он сможет самостоятельно выполнять их не бездумно, а осмысленно. Это в несколько раз повысит пользу от занятий, поскольку школьник в этом случае уже выполняет, помимо техники движений, умственную работу, прислушивается к своим ощущениям.

Содействовать восстановлению  дыхания после выполнения упражнений.

Организовать занимающихся к выполнению заданий на станциях.

Основная часть – 28 минут

Частные задачи:

 в начале основной части урока осваиваются сложные двигательные действия, затем закрепляются и совершенствуются ранее пройденный материал и в конце основной части, действия связанные с силой и выносливостью.

Учитель:

   «Я предлагаю нам с вами полететь на олимпийском  ковре - самолёте. (Пять олимпийских колец разного цвета).

В разных культурах кольцо означает примерно одно и то же: непрерывность, могущество, достоинство, высшую власть, силу и защиту. Пять переплетённых колец на олимпийском знамени символизируют единение спортсменов всех континентов в их стремлении жить в мире и вести сражения лишь на спортивных аренах.  Пять колец представляют собой пять частей света и соответствуют: голубое — Европе, жёлтое — Азии, зелёное — Австралии, красное — Америке, чёрное – Африке.

Перед полётом нужно обязательно произнести волшебные слова:

«Быть здоровым – это модно, дружно, весело, задорно!»

Дети располагаются вокруг колец, на слова «Быть здоровым - это модно, дружно, весело, задорно» – поднимают руки в стороны,  – двигаются по кругу к первой станции.

Учитель: « Ребята вижу какой-то материк. Делаем остановку у указателя с кольцом чёрного цвета:

Что за чудо материк.
На горизонте вдруг возник?
Тут кокосы и бананы.
Львы, слоны и обезьяны.

Это Африка друзья,
Это Аф-ри-ка!!!

Ребята, а знаете ли вы, что в Африке очень быстро темнеет и вечера, да и утра у них нет…только день и ночь»
Игра «день-ночь» под музыку.

 «День», играет музыка – бег вокруг своего  коврика в разном направлении

 «Ночь», музыка останавливается – встать на коврик в положение правильной осанки и закрыть глаза «День» тоже, «Ночь – встать на коврик на одной ноге закрыть глаза руки вперёд в стороны -  только мальчикам.  (За каждое правильно выполненное упражнение – поощрение).

Учитель: «Ну что ж наш ковёр - самолёт отправляется дальше».

Произносят слова: «Быть здоровым – это модно, дружно, весело, задорно»

А чтобы быстро нам лететь разрешаю под гитару песню спеть: две строчки первые пою я, последнюю вместе с вами друзья – танцуют все! На месте. Чему учат в зале…(слова и музыка Егоренкова А.В.)

Как на уроках не скучать

И здоровья  не терять

Учат в зале, учат в зале, всё в спортзале…

На головушке стоять

Равновесия держать

Учат в зале…

Подтянуться на ура

Дотянуться до бедра

Учат в зале….

Штангу вредную поднять

Улыбнуться и понять

Учат в зале…

Другу вовремя сказать

Как всё выполнить на пять

Учат в зале…    

На скакалке поскакать

Обруч лихо удержать

Учат в зале…  

В игры весело сыграть

И конечно танцевать

Учат в зале….

И зарядку провести

Гнев от друга отвести

Учат в зале….

Гирю разную поднять

И учителя понять

Учат в зале….

Что воздух, солнце и вода

Наши лучшие друзья

Учат в зале,  учат в зале всё в спортзале!

Приземляемся.

Учитель:

«Мы в Австралии сейчас
Кенгуру встречают нас.
Если с ними прыгать будем. 
О простуде позабудем!

Удивлю сейчас вас я

Куда не встань, а там – змея

Ползёт, шипит

И очень редко она спит

Как будто с нами говорит»

Дыхательные упражнения: вдох - носом, выдох- с произношением звука шипящей змеи – ртом.

Эстафета для появления скоростных, скоростно – силовых качеств, тонкой координации и ловкости) - 5 команд по 4 человека в каждой – названия команды выбирают дети  в виде кольца разного цвета.

  1. задание – прыжки через обруч с продвижением вперёд до указателя и назад.
  2. задание метание в цель мяча до падения стоящей кегли.
  3. задание пробежать по скамейке, обратно по полу – скамейка между ног.
  4. задание прыжком на батут – один раз вверх и на коврик.

Учитель: «А еще в Австралии живут черепахи»

Самомассаж «Черепаха»  - каждый выполняет на своём коврике

Учитель: «А нам друзья пора дальше.

 «Быть здоровым – это модно, дружно, весело, задорно». Вижу вдалеке еще один материк.

Нас Америка встречает. 
И какао угощает.
Нам Колумб ее открыл.
Много он потратил сил»

    Сбор какао-бобов, сахарного тростника, орехов (сбор   теннисных мячей, мягких тряпочных мячей, кеглей разложенных на полу вблизи произвольно уложенных толстых канатов:   мальчикам передвигаться можно только по ветвям -  канатам на полу, девочкам - произвольно, но только разными прыжками). Убрали и сосчитали урожай, определили победителя.

Учитель: «Двигаемся дальше: «Быть здоровым – это модно, дружно, весело, задорно» а чтоб в пути нам не скучать предлагаю вам мои загадки  отгадать и в движенья поиграть:

Здесь, среди полярных льдин,
Важно топчется пингвин. (Показать, как топчется пингвин) 
Этот материк безлюден, 
И пингвин здесь в роли гида. 
Он готов поведать людям. 
Раскалена от жара 
Пустынная Сахара. 
Зато среди саванны – 
Слоны и обезьяны, 
Львы, зебры и жирафики

Гуляют в жаркой ... 
(Показать, как гуляют звери в Африке)
Это чудо-материк, 
Он красив и невелик. 
И на нём всего одна 
Живописная страна. 
В других местах таких зверей 
Смогу найти едва ли я, 
Ведь кенгуру среди степей 
гуляет лишь в ...(Ученики прыгают, изображая кенгуру)

Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье…

 Пламя полыхает,
Пять колец сияют.
Праздник для народа
Раз в четыре года  

Праздник тот спортивный,                                 

Древний, яркий, дивный».                        

Ученики поднимают и опускают олимпийские кольца.                                                                                                                                  

Учитель: «Приземляемся на холодный материк. На станции нет кольца никакого, возможно здесь нет материка земного?

Долго самолёт воздушный плыл.
В Антарктиду он прибыл.
Здесь на белых скользких льдинах,
Ходят славные пингвины»

Игровое упражнение: «Пингвины»  Прыжки:  мяч зажат ногами.  Мальчики  -  с футбольными, а девочки - с волейбольными мячами.  После пробной попытке – тестовое выполнение одновременно всеми, ошибся, садись на скамейку в той последовательности, в которой потерял мяч.

Учитель: « Отправляемся дальше  «Быть здоровым – это модно, дружно, весело, задорно!”

Долго мы друзья летали.
Много стран все повидали.
И вернулись мы с тоской.
На материк Евразия – домой!

На станции два кольца – голубое, жёлтое

Учитель: «На материке Евразия дети есть много  стран, где живут слоны, верблюды, лошади. Давайте на них покатаемся».

Игровое упражнение «Катание на слонах» (прыжки на мячах большого размера для мальчиков).

«Катание на лошадях» -  для девочек (мячи средних размеров).

«Катание на верблюдах» для учеников, кто допустил ошибки в прыжках (мячи малых размеров).

Частные задачи: определить уровень координации учащихся и выполнить подбор специальных упражнений для ряда учащихся.

Учитель: «А мы с вами, где живем?

В хоровод утята встали.
На игру нас всех позвали.
Собрались они гурьбой.
Наигрались меж собой»

Ура – игра, для здоровья ты важна! (изучение игры и закрепление основных упражнений урока)

Русская народная игра  «Охотники и утки». 

Правила игры: играют две команды, «охотники» - мальчики по свистку начинают выбивать «уток» - девочек.  По свистку, меняются местами  (на полу в зале много разных предметов .  Нельзя наступать ни на один из них мальчикам, девочкам допустимо в течении  3 – 5 секунд отдохнуть в домике, домик может «спрятать только одну уточку).

Учитель:

«Наш ковёр - самолёт готов детвора
Нам домой возвращаться пора
»

Заключительная часть урока – 2 минуты.

Релаксация «Возвращение домой» (сидя каждый на своём коврике смотрят презентацию «Чему учат в спортивном зале» - 2 слайда)

Учитель:

«Мы компанией большой.
Обогнули шар земной.
И вернулись мы домой.
Не скучали вы со мной?

Подведём итоги мы

Попрошу я тишины.

Чтоб вопрос всем вам задать.

После хором отвечать.

Мы узнаем материк

 и возможен даже крик.

(показ учителем кольца разных цветов)

Но их же шесть на Земле нашей

где тот шестой,

где детей не кормят кашей.

Давайте спортом заниматься.

И в Антарктиду собираться.

Если урок вам понравился, и было интересно после подведения результатов урока, повторения нашего девиза «Быть здоровым – это модно, дружно, весело, задорно» аплодисментами наградите себя и своих друзей громко, громко и машите мне рукой, если на уроке вы устали, уходя из зала - домой не машите мне рукой!»

Методические указания:

требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.

Обеспечить предельную конкретность задач урока, доступность понимания их формулировок.

Обратить внимание на сохранение правильной осанки.

Музыкальное сопровождение, выполнение заданий за учителем, смотреть вперед, следить за правильной осанкой.

Смена заданий по команде учителя.

Следить за соблюдением дистанции во время бега.

Страховка учителя при выполнении сложных  заданий эстафет.

Следить за соблюдением дисциплины.

Помощь учителя в выполнении построения.

Требовать максимальной точности движений в подготовительной и основной частях урока,  внимания и осторожности в игровых моментах урока.

Обратить внимание на внешние признаки усталости детей.

Литература

  1. Голицина Н.С. “Нетрадиционные уроки физической культуры в школев ”. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2007
  2. С.А. Исаева. Динамические паузы в начальной школе. М.2004 г
  3. Картушина М.Ю. “Зеленый огонек здоровья”. – М.: “Детство-Пресс”, 2011.
  4. В.С.Каюров «Книга учителя физической культуры» - М.: «Физкультура и спорт» 2009.
  5. http://zdorovayashkola.ru/
  6. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. Ритмические упражнения, хореография и игры. Дрофа. М. 2003 г.
  7. Ю.А. Копылов, В. Н. Верхлин. Третий урок физической культуры в начальной школе. Спорт  в школе. №4 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период

Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."

Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...

Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Выступление на педсовете,   пропоганда здорового образа жизни учащихся!...

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"

Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...