Главные вкладки

    «Влияние подвижных игр на взаимоотношения со сверстниками в младшем школьном возрасте».
    проект по физкультуре на тему

    Алешина Полина Николаевна

    «Игра- непременный спутник детства»

    «Игра возникла для удовольствия…

    Только играя можно стать человеком.»

    Шиллер

    Актуальность.

    Игра — основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях,  она их школа жизни и практика развития. В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Как сделать успешные взаимоотношения в коллективе потребностью, а активное общение со сверстниками, необходимой частью жизни? 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mkou_ltsosh_aleshina_p._n._proekt.docx99.71 КБ

    Предварительный просмотр:

      КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН «ДЗЕРЖИНСКИЙ РАЙОН»

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

    «Лев-Толстовская средняя  общеобразовательная школа»

    249842, Калужская обл.Дзержинский р-н с.Льва Толстого, ул.Полевая, д.10

    тел. (8-48434) 7-14-61,  факс (8-48434) 7-14-61

    Педагогический проект

    «Влияние подвижных игр на  взаимоотношения со сверстниками в младшем школьном возрасте».

    Автор проекта: Алешина Полина Николаевна,

    учитель физической культуры

    2013 г.

    Содержание:

    1. Актуальность ………………………………………………

    3

    1. Цель и задачи……………………………………………….

    6

    1. Ожидаемый результат……………………………………..

    6

    1. Основные этапы реализации проекта…………………….

    7

    1. Теоретические основы…………………………………….

    9

    1. Реализация проекта………………………………………...

    26

    1. Организация и методы исследования…………………….

    28

    1. Результаты исследования и их обсуждения………………

    31

    1. Заключение………………………………………………..

    38

    1. Литература………………………………………………….

    41

    «Игра- непременный спутник детства»

                                                          «Игра возникла для удовольствия…

    Только играя можно стать человеком.»

    Шиллер

    Актуальность.

    Игра — основной вид деятельности ребёнка. Игра хранит и развивает детское в детях,  она их школа жизни и практика развития. В игре не только развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребёнка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Как сделать успешные взаимоотношения в коллективе потребностью, а активное общение со сверстниками, необходимой частью жизни?

    В программе так много часов отводится на овладение техникой упражнений, а детям особенно младшего школьного возраста хочется больше играть. Игра помогает научить детей работать в группах, взаимодействовать друг с другом, вместе стремиться к победе. Эта ключевая компетенция, если она сформирована, сопровождает человека всю жизнь. Ему легко войти в общество, устроиться на работу, двигаться по карьерной лестнице, благотворно сотрудничая с окружающими.

             К сожалению, наши дети почти перестали играть, это связанно с их плотной занятостью. Дополнительные занятия, изучение языков, общественные поручения и как правило много времени уделяют компьютерным играм. Это все приводит к напряжению глаз и утомлению всех групп мышц. Сегодня нашей задачей является научить детей больше двигаться, за счет подвижных игр, так как в них можно играть где угодно, они не требуют инвентаря и  специально оборудованной площадки. Тем самым, удовлетворяя свою естественную потребность в движениях.

    Начиная с рождения человек, живет среди других людей. Сначала, в младенческом возрасте, круг его общения довольно узок - это близкие взрослые, которых он хорошо знает. Затем в его жизни появляются менее знакомые люди и сверстники. В группе сверстников, все дети разные, так как разный  социальный статус, разный опыт общения и конечно разные семьи. Некоторые дети очень быстро вливаются в коллектив, а некоторые не находят себе места в группе очень долгое время и очень страдают из – за  этого. Но, хотят они этого или нет им на всем протяжении жизни, приходится выполнять социальные роли.

    Ребенок – это личность, которая также вступает в систему межличностных взаимоотношений. С поступлением ребенка в школу начинается активное приобретение навыков общения. И от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка или от его статуса в группе зависит становление его личности в системе личных взаимоотношений. Этот этап становления коммуникативных навыков общения попадает на период младшего школьного возраста.

    Каждый ребенок – уникальная личность, и поэтому в общении каждый пользуется своим подходом. Однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия.

    Над проблемой взаимных влияний и воздействий детей друг на друга работали многие известные психологи и педагоги, такие как Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков.

    Каждый из них изучал межличностные отношения как основной фактор, способствующий формированию и становлению личности. И то, что Общение влияет на социальное и личностное развитие детей.

    В младшем школьном возрасте все большее значение для развития ребенка приобретает его общения со сверстниками. В общении ребенка со сверстниками не только более охотно осуществляется познавательная предметная деятельность, но и формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Стремление к сверстникам, жажда общения с ним делает группу сверстников для школьника чрезвычайно ценной и привлекательной. Участием в группе они очень дорожат (А.А. Реан). От того, как ребенок общается со сверстниками, будет зависеть направление его развития. Значит, межличностные отношения в группе являются одним из факторов развивающим личность. Поэтому проблемами межличностных отношений занимаются многие ученые и эти проблемы являются актуальными на сегодняшний день.

    То, что система личных взаимоотношений долгое время, по существу, ускользала из поля зрения исследователей, и только сравнительно недавно стало предметом исследования, обусловлено, прежде всего, тесно связанными между собой причинами. Во-первых, вне научного рассмотрения оказался сам предмет исследования – та социально-психологическая реальность, которую представляют собой личные взаимоотношения между людьми. Во-вторых, не были известны методы изучения этих отношений.

    Положение существенно изменилось, когда у нас начали широко вести социально-психологические исследования, в том числе изучать взаимоотношения в малых группах. Проблемы малых групп занимают видное место в мировой социальной психологии. На всех международных психологических конгрессах этим проблемам посвящаются симпозиумы (Я.Л. Коломинский).

    Проблема состоит в том, как научить взаимодействовать детей в коллективе. По средствам чего, наиболее безболезненно построить взаимоотношения в коллективе сверстников.

    В настоящее время назрела необходимость создания особой среды учения, в которой все учащиеся достигли бы наивысшего уровня в развитии своих способностей на основе «привлечения ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения».

    Таким образом, актуальность моего проекта определяется рядом факторов среди которых:

     - расширение границ двигательной активности младших школьников за счет использования подвижных игр;

    - социальный заказ современного общества на личность школьника, обладающего коммуникативными способностями, как базисным основанием личности;

    - активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников;

    Цель и задачи проекта:

    Цель:изучить влияние подвижных игр на развитие взаимоотношений со сверстниками в младшем школьном возрасте.

    Задачи:

    1.Рассмотреть возрастные особенности и взаимоотношения в коллективе младшего школьника.

    2.Изучить положение младшего школьника в системе личных взаимоотношений.

    3.Проанализировать педагогическое значение подвижных игр.

    4.Диагностировать влияние подвижных игр на взаимоотношение со сверстниками.  

    Научная новизна и значимость проекта  состоит в том, что в нем:

    - рассмотрены возрастные особенности и взаимоотношения в коллективе младшего школьника;

    - изучено положение младшего школьника в системе личных взаимоотношений;

    -проанализировано педагогическое значение подвижных игр;

    - предложен диагностический инструментарий, позволяющий выявить влияние подвижных игр на взаимоотношение со сверстниками.  

    Ожидаемый результат.

    Я предполагаю, что проведение  уроков подвижных игр будет способствовать улучшению взаимоотношений со сверстниками, а в дальнейшем и появлению потребности в общении и взаимодействии,проявляющуюся в самостоятельных играх в системе урочной и внеурочной деятельности.

    В современных условиях, когда актуальны проблемы духовно- нравственного воспитания, важным результатом формирования физической культуры школьников в процессе практической деятельности станет национальный воспитательный идеал:

    -Высоконравственный;

    -Ответственный;

    -Укорененный в национальных духовных традициях, воспринимающий судьбу Отечества как свою личную;

    -Творческий;

    -Компетентный.

    Основные этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный  (2011-2012 у.г.) Подбор и анализ литературы по теме; Выбор подвижных игр для проекта; разработка программы по физическому воспитанию для 1-4 классов по ФГОС и реализации ее в образовательном учреждении.

    II этап – основной (2012-2013 у. г.)Реализация проекта по влиянию подвижных игр на взаимоотношения со сверстниками в младшей школьной группе; использование исследовательской и проектной работы, уроков- игр, праздников здоровья, сюжетно- ролевых уроков и т. д. в учебной деятельности на уроках физической культуры; мониторинг эффективности реализации проекта.

    III этап – заключительный (2013-2014 у. г.) Обработка результатов работы, по проекту «Влияние подвижных игр на взаимоотношения со сверстниками в младшей школьной группе», осуществление обработки результатов и оформление материалов, полученных в результате работы над проектом.

    Календарный план реализации проекта.

    Сроки

    Выполняемая работа

    Ожидаемый результат

    I этап – подготовительный  (2011-2012 уч.г.)

    сентябрь- октябрь 2011г.

    Изучение и анализ литературы по проблеме проекта.

    Программы по физическому воспитанию для 1-4 классов по ФГОС

    октябрь – ноябрь 2011г.

    Подбор и разработка диагностического инструментария, создание диагностической базы.

    • Анализ литературы
    • Педагогическое наблюдение.
    • Социометрия
    • Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)
    • Метод ранжирования «Выбор предпочтительных видов деятельности на уроках физкультуры»
    • Характеристика класса

    (из плана воспитательной работы класса на год)

    декабрь- февраль 2012г.

    декабрь – май 2012г.

     Наблюдение за группой испытуемых;

     Организация и проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня взаимоотношений со сверстниками,  подбор подвижных игр.

    Анализ промежуточных результатов по диагностикам(реальная картина взаимоотношений со сверстниками в экспериментальной группе);

    II этап – практический (2012-2013 уч. г.)

    сентябрь- май 2013г.

    Реализация проекта по влиянию подвижных игр на взаимоотношения со сверстниками.

    Третий час физической культуры в неделю, отведен на уроки подвижных игр.

    сентябрь- июнь 2013г.

    Мероприятия по повышению результатов обучающихся по теме проекта.

    Проведение:

    - дни здоровья;

     -сюжетно- ролевых уроков;

    - открытых уроков;

    - мероприятия на летней оздоровительной площадке;

    сентябрь 2013г.- май2014 г.

    Проведение педагогического эксперимента, который предусматривает экспериментальное исследование и проверку эффективности предложенных мероприятий.

    Эксперимент выявил  эффективность  средств, форм  и методов двигательной  активности, целесообразность  внедрения  подвижных игр в образовательный процесс;  влияние подвижных игр на развитие взаимоотношений со сверстниками.

    III этап – обобщающий (2013-2014 уч. г.)

    апрель-май 2014 г.

    Распространение опыта и результатов деятельности по теме проекта.

    -Публикации;

    - Выступление на МО учителей физкультуры;

    - Методическое пособие для учителей физкультуры «Программа физического воспитания с третьим часом подвижных игр для учащихся 1-4 классов»

    Теоретические основы.

    Возрастные особенности младшего школьника.

    Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими – учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе, пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно, относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности. Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но и уважения. Особую роль играет поощрение, награда.

    Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые качества.

              Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что сказывается на общей направленности его личности, переживаниях, представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего школьного возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей. Это стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в хорошо организованных школой и учителями коллективах именно это звание в первую очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.

              В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной(-ным), не нервничать. Правда, такие ответы более свойственны девочкам, поскольку им в этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем мальчикам, социальная ситуация развития которых с детства обязывала их не проявлять определенные эмоции(“не плачь, ты же мальчик!” и т.д.)

              В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те, которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает школьника, как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах.

               В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д. определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие из разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быт осмеянным и т.п.

              Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть толстым, иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в данный период развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его личности.

               Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.

              Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое условие его бытия.

     В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять обязанности (а их у младших школьников много, и школьных, и домашних),нужно приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные процессы этой цели.

              В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать учебный материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует большое количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то, что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества. Придя в школу, ребенок ведет себя соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой должна быть девочка.

    Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

    Коллектив, взаимоотношения в коллективе.

              Термин «коллектив» произошел от латинского collectives – собирательный. Он означает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.  

              В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Коллективы могут быть  одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов.

              Коллектив – это развивающаяся социальная система. В зависимости от уровня развития различают складывающийся коллектив, т.е. находящийся в процессе своего становления (например, детский коллектив), и сложившийся, «зрелый» коллектив, т. е. коллектив с выработанной системой общественно значимых целей, четкой структурой деловых отношений и форм совместной деятельности, органами самоуправления (например, бригада, цеховой коллектив и т. п.).

              А. С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть социального общества, оценивая его как главный инструмент воспитания граждан. Основная система отношений личности, по мнению А. С. Макаренко, формируется в условиях коллектива. Под коллективом А. С. Макаренко подразумевал «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности взаимоотношений.

              В. А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального.

              Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В. А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условия совершенствования внутри коллективных отношений.  

              Современный воспитательный процесс в образовательных учреждениях разного типа и уровня ориентирован на ценности гуманизма, сотрудничества, творческого взаимодействия, свободы и ответственности в воспитании ребенка.

              Средством осуществления этих ценностных ориентаций  становится детский коллектив как социальная общность, объединяющая детей совместными целями, общей деятельностью и переживаниями.

              Важно, чтобы детский коллектив способствовал освоению социальных норм, традиций, способов сотрудничества и ценностных ориентаций, составляющих культурное достояние общества. Под руководством педагога детский коллектив становится развивающей социокультурной средой жизнедеятельности учащихся, обеспечивающей вхождение в мир культуры отношений, сотрудничества, сотворчества.        

              Общение детей в коллективе активизируют их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, приносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя  то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира  каждого ребенка

    посредством приобщение к тому, что составляет  проявление внутреннего мира других членов коллектива.    

              Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя надругого, человек меняется сам. Воспитательно - развивающий эффект общения  и сотрудничества детей  в коллективе в общей мере определяется уровнем их культурно - нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положительного развития на других.

              Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.

              В совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнером.

              В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы его поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий.

              Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельностном и  эмоциональном уровне. Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе  обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и  планирования будущего. На деятельностном уровне взаимодействия в коллективе разворачиваются как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение общих целей. Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональное состояние детей, их совместные переживания, отношения симпатий или антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

              Чем разнообразней и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.

              В детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируется чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь.

              Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и к общим достижениям.

              Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу – способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности.    

              Что же такое коллективистские отношения? Они определяются через понятия нравственности, ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности. Под нравственностью имеется в виду внутриколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом.

              Под открытостью понимается способность устанавливать и поддерживать хорошие, строящиеся на коллективистской основе взаимоотношения с другими людьми.

                Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает коллектив.

                Контактность – хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность.

              Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости.

              Одним из условий успешной работы коллектива и установления доверительных взаимоотношений является хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел в коллективе. Это знание называется информированностью.

     Эффективность понимается как успешность решения коллективом всех имеющихся у него задач.

    Младший школьник и его положение в системе                                 личных взаимоотношений.

    Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специально организованных системах отношений это сравнительно просто, то там, где отношения складываются стихийно, определить социальную роль человека, его положение довольно трудно.

    Как уже не однократно отмечалось, в школьном классе существует две системы отношений: деловые и личные. Школьник играет в классе и школе множество ролей: он отличник или троечник, футболист и т. д. Все эти роли открыты для непосредственного наблюдения, и положение ученика в этой сфере отношений может быть измерено в объективных критериях: успеваемость – оценками, спортивные успехи – определенными разрядами.

    Совершенно иначе оценивается положение человека в системе личных отношений. И хотя оно всегда неявно присутствует при оценке нами другого человека как личности, часто мыслится очень неопределенно и угадывается интуитивно.

    Социометрический статус определяется числом выборов учениками друг друга. Отдавая свой выбор тому или иному однокласснику, ученик демонстрирует его потребность в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем большее число одноклассников испытывает потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение. Иногда существуют противоречия между положением, которое занимает ученик системе ответственной зависимости, и его местом в системе личных взаимоотношений.

    Эмоциональное благополучие, или самочувствие ученика в системе личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, зависит не только от того, сколько одноклассников симпатизирует ему, но и от того, на сколько эти симпатии и стремление к общению взаимны. Иными словами, для ученика важно не только количество выборов, но и то, какие именно одноклассники его выбрали. Эти данные важны и для выявления структуры взаимоотношений в коллективе, и для изучения удовлетворенности ученика в общении с одноклассниками. В отношениях младших школьников эмоциональное отношение превалирует над всеми остальными.

    Выделяют два типа выборов: неустойчивые – выборы, отражающие более летучие, кратковременные неустойчивые отношения; устойчивые – выборы, отражающие длительные, характерные для данного ученика устойчивые отношения.

    Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение).

    Таким образом, положение ученика зависит от взаимных выборов, основанных на симпатиях, качеств личности и общественного мнения.

    В классе во взаимоотношениях со сверстниками ребенок может занимать разные позиции:

    - быть в центре внимания;

    - общаться с большим количеством сверстников;

    - стремиться быть лидером;

    - общаться с избранным кругом сверстников;

    - держаться в стороне;

    - придерживаться линии сотрудничества;

    - выражать доброжелательность ко всем;

    - занять позицию соперничества;

    - выискивать у других ошибки и недостатки;

    - стремиться оказывать помощь другим.

    Выбор вариантов поведения ребенка связан с различными установками семьи, школы, сверстников; с их ожиданиями, позицией, условиями, в которые попадает ребенок. Доказано, что осмысленный опыт общения благоприятствует развитию личности ребенка.

    Исследования показывают, что школьники, чье положение в коллективе сверстников благополучно, с большим желанием посещают школу, активны в учебной и общественной работе, положительно относятся к коллективу и его общественным интересам.

    Дети, получившие малое количество выборов и не пользующиеся взаимностью, не удовлетворены своим положением, они настойчиво ищут общения со сверстниками вне класса, в классе же недоброжелательны, конфликтуют, и это тормозит их нравственное развитие.

    Длительное пребывание ребенка в благоприятном положении внутри класса может направить его нравственное развитие по двум путям. 78% учащихся обследованной группы, имея развитые интеллектуальные качества, обладали и высокими нравственными чертами (доброта, общительность, справедливость). 22% детей благополучной группы, также интеллектуально развитые, имели некоторые предпосылки отрицательных нравственных качеств, например, эгоизм.

    У детей с неблагоприятным положением в группе обнаружились также два направления в их нравственном развитии: 43% детей, несмотря на равнодушие к ним, продолжают тянуться к сверстникам, активно стараются установить отношения. Если им это не удается, то они ложным геройством, подкупом, то есть всеми средствами стремятся привлечь внимание товарищей. «Таких детей, - пишет А.В. Киричук – учителя часто называют трудными, хотя в действительности не так труден сам ребенок, как трудно его положение в системе личных взаимоотношений классного коллектива».

    Другие 57% учащихся с неблагоприятным положением в группе сверстников ни с кем не дружат, в ряде случаев конфликтуют с детьми, одиноки и замкнуты или ищут общение вне класса.

    Таким образом, очевидно, что коллектив может влиять на индивидуальное развитие личности только тогда, когда положение ребенка в системе межличностных отношений благополучно.

    Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

    Дети, получившие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.

    Педагогическое значение подвижных игр.

    Игры в жизни детей младшего школьного возраста занимают значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: «Играем». Потребность в игре как подготовки к труду, как выражение творчества, как тренировки сил и способностей, как, наконец, простом развлечении у школьников очень велика.

             Весьма распространены в этом возрасте подвижные игры. Растущий организм ребенка требует движений. Дети предпочитают игры, в которых воспитывались быстрота действий, координация движений, сила и ловкость. У девочек популярностью пользуются игры вырабатывающие ловкость, с элементами соревнования. У мальчиков распространены подвижные игры, в которых в той или в другой форме возможна проба сил и опять – таки некоторое соревнование.

              В старших классах начальной школы становятся популярными спортивные игры. Интерес к футболу и успехам, какой – либо команды, обычно не столь устойчивый и сознательный, как у подростков, начинается примерно с 3 класса. В этом же возрасте и у девочек большое место занимают игры в мяч.

              Заметно начинает выступать в детских играх мотив соревнования, отсюда и деление на команды, выдвижение некоторых (правда, часто сменяемых) вожаков. В играх дети учатся сдерживать себя, подчинять свою волю воле коллектива, развивают чувство ответственности.

             Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремлению к победе через преодоление трудностей тесно связано с выбором игр. Нужно подбирать игры, воспитывающие необходимые качества и правильное понимание жизни. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы. Унижение человеческого достоинства, грубость, эгоизм в играх недопустимы.

              Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видам спорта (спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и др.).  Такие игры направлены на закрепление и совершенствование разученных предварительно технических и тактических приёмов и навыков того или другого вида спорта. Образовательная сторона игры будет стоять на должной высоте, если педагог, воспитатель будут обращать на это должное внимание.

    Разнообразные движения и действия, обычно выполняемые на свежем воздухе, т.е. в благоприятных гигиенических условиях, оказывают на играющих оздоровительное воздействие.

              При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-мышечного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

              В связи с этим большое значение приобретают подвижные игры,  вовлекающие в разнообразную динамическую работу различные крупные и мелкие мышцы тела; игры, увеличивающие подвижность в суставах. Под воздействием физических упражнений, применяемых в играх, активизируются все виды обмена веществ. Мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.

              Подвижные игры должны положительно влиять на нервную систему занимающихся. Для этого руководитель обязан оптимально дозировать нагрузку на память и внимание играющих, строить игру так, чтобы она вызывала положительные эмоции. Плохая организация игры ведет к появлению отрицательных эмоций, нарушает нормальное течение нервных процессов, у учащихся могут возникнуть стрессы.

              Подвижные игры должны иметь строгие и четкие правила, что способствует упорядочиванию взаимодействия участников и устраняют излишнее возбуждении.

              Особенно ценно в оздоровительном отношении круглогодичное проведение подвижных игр на свежем воздухе: занимающиеся становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм.

              Подвижные игры хороший активный отдых после длительной умственной деятельности, поэтому они уместны на школьных переменах,  по окончанию уроков, в группе продленного дня и после прихода из школы.

              Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развиваются умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

    Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представление о существующих в обществе отношениях между людьми.

              Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.

              Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаваньем и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

              Многократное повторение двигательных действий во время игры помогает формировать у занимающихся умение экономно и целесообразно выполнять их в законченном виде. Надо приучать играющих использовать приобретенные навыки в нестандартных условиях.

             Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

              Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и др., повышают кожнотактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев, что имеет особое значение для младших школьников.

              При проведении подвижных игр  на уроках физкультуры руководитель в зависимости от ситуации должен сочетать фронтальный и групповой методы, показывать ученикам игры с небольшим составом участников, которые они могут организовать в часы досуга, во дворах и на школьных площадках.

             В подвижных играх участникам приходится исполнять различные роли  (водящего, судьи, организатора игры и т. д.), что развивает у них организаторские навыки.

              Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

              Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели- характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения результата, для удовлетворения игрой.

              Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

              Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявления решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако, необходимо учитывать. Что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществе общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижения общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует участников.

              Руководитель должен уметь правильно распределять игровые роли в коллективе, чтобы приучать играющих к взаимоуважению во время совместного выполнения игровых действий, к ответственности за свои поступки.

              Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

              Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды- другой. Когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного разрешения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.

              Кроме того, занятия играми вырабатывают координационные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умение быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые условия и настойчивость, что важно в жизни.

    Реализация проекта.

    Основное средство- подвижные игры.

    Были подобраны подвижные игры для учащихся 4 класса и включение их в планирование, игры проводились на каждом третем уроке в неделю   в соответствии с поставленными задачами. Были выбраны групповые игры в которых присутствовал сюжет и вызывал у детей эмоции и чувства такие как, сопереживание, поддержка, взаимопомощь, сочувствие и т.д. которые нацелены на улучшение взаимоотношений со сверстниками.

    По этим критериям были подобраны следующие игры:

    1. Воробьи и вороны

    Группа делится на 2 команды, Одна – вороны другая- воробьи. Если учитель говорит: «Воробьи»,- вороны должны быстро убежать в свой «домик» за лицевую линию и наоборот. Одна команда убегает другая их догоняет, подсчитывается количество пойманных и подводится итог.

    1. Салки- ноги от земли

    Игроки выстраиваются в круг. В центре круга двое или трое водящих- они салки. По сигналу учителя все разбегаются, а салки их пытаются догнать, прежде чем они встанут на возвышенность или сядут на пол и поднимут ноги.

    1. Гонка мячей по кругу

    Играющие образуют круг и рассчитываются на первый и второй номер. Выбираются капитаны команд в руках у них по мячу. По сигналу мячи передаются в разные стороны, через одного игрока. Выигрывает та команда, которая быстрее и без нарушений передаст мяч своему капитану.

    1. Салки с проползанием между ног

    Группа делится на мальчиков и девочек каждая команда играет на своей половине площадки. Игра длится 1- 1.5 мин. И происходит смена водящего. Водящий старается осалить как можно больше игроков. Осаленный игрок встает в и.п. ноги врозь, руки в сторону, но он может быть выручен, если не осаленный игрок проползет между ног. Вырученный продолжает играть.

    1. Дружные пары

    Играющие делятся на 2 команды. Каждая команда сидит верхом на скамейке, на 10м от скамейки стоят стойки. На старте первая пара от каждой команды- они стоят в обруче. По команде, пары бегут до стойки, оббегают ее с правой стороны возвращаясь, передают обруч следующей паре и т. д. Игра требует взаимодействия в парах.

    1. Пустое место

    Играющие стоят по кругу, выбирается водящий. По сигналу водящий бежит по кругу (с внешней стороны), после остановки за любым игроком касается его плеча. Разбегаясь в разные стороны по  внешней стороне круга, стараются быстрее занять пустое место.

    1. Охотники и утки

    Играющие делятся на 2 равные команды. Утки становятся в середину большого круга. Охотники перебрасывая друг другу мяч стараются попасть им в уток. Утки в которых попали, выбывают из игры, когда остается треть уток, команды меняются.

    1. Вызов номеров

    Учащиеся делятся на 2 команды, строятся в колонны за лицевую линию. Рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится на противоположную лицевую линию и громко называет номер, этот номер из одной и другой команды по своей стороне бежит к водящему. Кто быстрее коснется руки водящего, та команда зарабатывает 1 бал. В конце подсчитывается количество очков. Команда, набравшая большее количество очков - выигрывает и т. д.

    Вспомогательные средства.

    Дни здоровья (проведение соревнований по подвижным играм );

    Сюжетно- ролевые уроки (с использованием подвижных игр, круговых тренировок, эстафет)

    Мероприятия на летней оздоровительной площадке «мероприятия командного характера», (игры по станциям; веселые старты; командные развивающие игры)

    Организация и методы исследования.

    • Педагогическое наблюдение.
    • Социометрия
    • Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)
    • Метод ранжирования «Выбор предпочтительных видов деятельности на уроках физкультуры»
    • Характеристика класса (из плана воспитательной работы класса на год)

    Для решения поставленных задач нами была проанализирована научная  и методическая литературы: учебные пособия, справочники для руководителей и учителей физической культуры, различные программы и методические рекомендации. Анализ педагогического опыта позволил оценить положительные и отрицательные результаты работы, выделить основные тенденции развития данного направления, наметить пути и способы их реализации.

    Результаты проведенного анализа позволили определить состояние изучаемой проблемы, обосновать рабочую гипотезу, цели и задачи исследования и педагогического эксперимента.

    Метод педагогического  наблюдения позволил получить фактический материал об изучаемом процессе.

    Социометрия – метод, который уже традиционно используется в отечественной психологии при изучении межличностных отношений в малой группе. Данный метод был впервые предложен американским психологом и психиатром Дж. Морено для определения характерных особенностей и оптимизации межличностных отношений в группе, включая в себя не только определение положения личности в системе отношений, но и психодраму.

    Основными принципами социометрии является доверительность испытуемых к исследователю и конфиденциальность результатов, которые получаются в результате этого метода. Если испытуемые доверяют исследователю и уверены в том, что результаты, полученные с помощью этого метода, не будут использоваться в практике межличностного взаимодействия, то достоверность этого метода значимо увеличивается.

    Этапы проведения социометрического метода:

    1. Проведение подготовительной беседы (необходимо настроить испытуемых на сотрудничество, доверительность).
    2. Испытуемым предлагаются вопросы.
    3. Испытуемым предлагается указать Фамилию или инициалы.
    4. Составление социометрической матрицы.
    5. Подведение итогов социометрического исследования (определение социометрического статуса каждого члена группы, коэффициент благополучия отношений в группе, коэффициент взаимных выборов).

    Проективная методика «Что мне нравится в школе» (Н.Г. Лусканова)

    назначение методики «Что мне нравится в школе» состоит в выявлении межличностных отношений в группе детей, то есть выявляется тенденция, как часто под заданным вопросом дети понимают именно общение с друзьями, с другими детьми, как часто дети рисуют совместные игры. Испытуемым предлагается нарисовать то, что им нравится в школе. При этом необходимо упомянуть, что за рисунки не ставятся отметки.

    Подведение итогов осуществляется по следующим критериям:

    1. Несоответствие указанной теме;
    2. Преобладание других мотивов, например, учеба.
    3. Проявление детского негативизма. Ребенок отказывается рисовать на данную тему, а рисует то, что ему нравится.
    4. Дети рисуют игры, игровую комнату, игрушки.
    5. Дети рисуют друзей.

    Метод ранжирования «Выбор предпочтительных видов деятельности на уроках физкультуры». Предлагает расставить по рангам виды деятельности которыми учащиеся занимаются на уроках физкультуры. Если преимущество отдается групповым видам, значит дети умеют взаимодействовать со сверстниками.

    Последние критерии непосредственно касаются нашей проблемы исследования, показывают на значимость межличностных отношений для группы сверстников и для каждого ее члена отдельно.

    Таким образом, представленные методы выявляют:

     - внутригрупповые связи,

     -систему взаимоотношений,

     -систему общения,

     -следовательно, и структуру межличностных отношений в группах сверстников, в том числе в группах сверстников младшего школьного возраста.

    Характеристика класса(из плана воспитательной работы класса на год)позволяет отследить  динамику взаимоотношений на основе субъективного мнения. (Приложение 1,2)

    Педагогический эксперимент выявил  эффективность  средств, форм  и методов двигательной  активности, целесообразность  внедрения  подвижных игр в образовательный процесс;  влияние подвижных игр на развитие взаимоотношений со сверстниками. Педагогический эксперимент проводился в два этапа.

    На первом этапе проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня взаимоотношений со сверстниками,  подобраны подвижные игры, проведено  исследование. На втором этапе эксперимента решалась задача проверки эффективности нашей программы. Для проверки эффективности программы была создана  одна – контрольная группа учащиеся.

              Особенности нашей программы состояли в следующем: в учебный процесс группы, были предложены урокиподвижных игр.

     По следующим критериям:

    1. Коллективная деятельность.

    2. Взаимопомощь.

    1. Взаимовыручка.
    2. Переживание за свою команду.

     На протяжении эксперимента мы прослеживали динамику изменения всех показателей.

    Результаты исследования и их обсуждения.

    В группу испытуемых вошло 15 человек из четвертого класса МКОУ «Лев – Толстовская средняя общеобразовательная школа», 8 девочек и 7мальчиков. Все учащиеся основной группы здоровья, на уроке работа проводится по программе В. И. Лях и А. А. Зданевич. При наблюдении видно что, дружат дети микро группами, это связано с интересами или местом проживания.  При занятии различными видами деятельности на уроке учащиеся не испытывают затруднений в выполнении упражнений под руководством учителя индивидуально и в парах. Недостаточно сформированы у большинства умения взаимодействовать в большой группе, оказывать взаимопомощь, поддержку. Преобладает низкий уровень рефлексии, реактивный тип поведения. В оценке успехов и неудач в игровой групповой деятельности учащиеся часто необъективны, преобладают эмоции, а не содержательная сторона. Негативное отношение к неуспеху партнера по команде часто проецируется на его личность, что создает проблемы в формировании взаимодействия в группе. Эти особенности являются характерными для данного школьного возраста.

              На формирование коммуникативных компетенций школьников младшего возраста значительное влияние оказывают совместные игровые виды деятельности, в том числе и подвижные игры на уроках физкультуры, что и является целью нашего исследования.

    Проведение социометрического исследования среди детей четвертого класса, в количестве 15 человек, МКОУ «Лев - Толстовская средняя общеобразовательная школа», показало следующие данные, представленные в социометрической матрице (табл.1).

    Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 4 - го класса:

    Таблица 1.

    Социометрическая матрица результатов выборов

    Имена учеников

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    И. А.

    1

     

     

     

     

    1

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

    3

    Т. П.

    2

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

    2

    1

     

     

     

    З. Т.

    3

     

     

     

    3

    2

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

    П. П.

    4

    2

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

    Л. И.

    5

    1

     

     

    2

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

    Е. К.

    6

     

     

     

    3

     

     

    1

     

     

     

    2

     

     

     

     

    К. В.

    7

     

    3

     

    2

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ч. Е.

    8

    2

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3

    К. Е.

    9

    1

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

    3

    К. А

    10

    2

     

     

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

    3

    К. Л.

    11

     

     

     

     

     

    3

    1

     

     

     

     

     

    2

     

     

    Р. Д.

    12

     

     

     

     

     

    3

    1

     

     

     

    2

     

     

     

     

    Р. И.

    13

     

     

     

     

     

    3

    2

     

     

     

    1

     

     

     

     

    Т.Д.

    14

     

     

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

    К. Е.

    15

    1

     

     

    2

    3

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Число получен-ных выборов

     

    6

    1

    0

    5

    5

    4

    6

    4

    1

    0

    4

    1

    1

    0

    5

    Число взаимных выборов

     

    3

    1

    0

    2

    3

    2

    2

    2

    0

    0

    2

    0

    1

    0

    2

    1. Коэффициент благополучия отношений.

    КБО = (С1 + С2)/n,

    где С1 – количество «звезд»,

    С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.

    КБО = 5 + 3 /15*100% = 50%

    Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.

    1. Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

    КВ = SВВ/SВ.

    В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 46%

    Коэффициент взаимности выборов учеников 4 класса характеризуется как высокий.

    Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, и ученики, не получившие ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом 4 классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,3% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 40% от общего количества учащихся; третья группа 26,7%; четвертая группа 20%.

    Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.

    В благоприятном положении находится около 53% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 46% учеников.

    В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе». По результатам исследования было выявлено, что 60% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 20% детей нарисовали спортивный зал; 13% детей - себя и друзей; 7% - себя и школу. Из этого следует, что только 13% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий был отмечен 20% детей.

    В качестве еще одного дополнительного метода был взят метод ранжирования «Выбор предпочтительных видов деятельности на уроках физкультуры». Учащимся было предложено разложить картинки с разными видами деятельности по их рангу (табл.2).

    Таблица 2.

    Таблица выбора картинок

    Имена

    учеников

    Подвижные игры

    Эстафеты

    Самостоятельные

    занятия

    Теоретические

    уроки

    Упражнения

    на

    снарядах

    И. А.

    1

    3

    4

    5

    2

    Т. П.

    3

    2

    1

    4

    5

    З. Т.

    2

    4

    3

    1

    5

    П. П.

    1

    3

    2

    5

    4

    Л. И.

    2

    4

    3

    5

    1

    Е. К.

    2

    3

    1

    5

    4

    К. В.

    5

    3

    2

    4

    1

    Ч. Е.

    1

    2

    3

    4

    5

    К. Е.

    3

    1

    4

    2

    5

    К. А

    5

    1

    3

    4

    2

    К. Л.

    2

    4

    1

    5

    3

    Р. Д.

    2

    4

    5

    1

    3

    Р. И.

    1

    4

    2

    5

    3

    Т.Д.

    2

    1

    3

    5

    4

    К. Е.

    1

    3

    5

    2

    4

    Итоги

    5

    3

    1

    2

    2

    По результатам ранжирования  5человек выбрали подвижные игры и 3 человека – эстафеты. Из этого следует, что дети выбирали виды деятельности по эмоциональной привлекательности и успешности выполнения  этих видов. Игровой вид деятельности оказался наиболее привлекательным, но не для всех участников т. к. не все ученики умеют проявлять такие качества, как: эмоциональная поддержка, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

    В связи с этим были подобраны подвижные игры. Которые проводились на каждом уроке в течение 6 месяцев.

    Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников 4 - го класса:

    Таблица 3.

    Социометрическая матрица результатов выборов

    Имена учеников

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    И. А.

    1

     

     

     

     

    1

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

    3

    Т. П.

    2

     

     

     

     

     

     

    3

     

     

     

    2

    1

     

     

     

    З. Т.

    3

     

     

     

    3

    2

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

    П. П.

    4

    2

     

     

     

    1

     

     

     

     

     2

     

     

     

     

    3

    Л. И.

    5

    1

     

     

    2

     

     

     

    3

     

     

     

     

     

     

     

    Е. К.

    6

     

     

     

    3

     

     

    1

     

     

     

    2

     

     

     

     

    К. В.

    7

     

    3

     

    2

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ч. Е.

    8

    2

     

     

     

    1

     

     

     

     

     1

     

     

     

     

    3

    К. Е.

    9

    1

     

     

     

     

     

     

    2

     

     

     

     

     

     

    3

    К. А

    10

    2

     

     

     

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

    3

    К. Л.

    11

     

     

     

     

     

    3

    1

     

     

     

     

     

    2

     1

     

    Р. Д.

    12

     

     

     1

     

     

    3

    1

     

     

     

    2

     

     

     

     

    Р. И.

    13

     

     

     

     

     

    3

    2

     

     

     

    1

     

     

     2

     

    Т.Д.

    14

     

     

     2

     

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

    К. Е.

    15

    1

     

     

    2

    3

     

     

     

     

     1

     

     

     

     

     

    Число получен-ных выборов

     

    6

    1

    2

    5

    5

    4

    6

    4

    1

    3

    4

    1

    1

    2

    5

    Число взаимных выборов

     

    3

    1

    1

    2

    3

    2

    2

    2

    0

    2

    2

    0

    1

    1

    2

    1.Коэффициент благополучия отношений.

    КБО = (С1 + С2)/n,

    где С1 – количество «звезд»,

    С2 – количество «предпочитаемых», а n – число учеников в классе.

    КБО = 5 + 3 /15*100% = 50% остался тот же.

    Коэффициент благополучия взаимоотношений (КБО = 0,5) исследуемого класса определяется как высокий.

    2.Коэффициент взаимности выборов вычисляется отношением суммы взаимных выборов в группе к сумме всех произведенных испытуемыми выборов.

    КВ = SВВ/SВ.

    В нашем исследовании КВ = 20/43*100% = 48% вырос на 2%.

    Коэффициент взаимности выборов учеников 4 класса характеризуется как высокий.

    Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что выборы между учениками в классе распределяются неравномерно. В классе есть дети всех групп, то есть те, кто получил большее число выборов, - I группа, и те, кто имеет среднее количество выборов – II группа, и получившие 1 – 2 выбора – III группа, но  не стало учеников получивших ни одного выбора, - IV группа. По данным социометрии в исследуемом 4 классе в первую группу входит 2 человека, что составляет 13,4% от общего количества учеников в классе; вторая группа составляет 46,6% от общего количества учащихся; третья группа 40,0%; четвертая группа 0%.

    Меньше всего школьников находятся в крайней I  группе. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы.

    В качестве дополнительного метода исследования была использована методика «Что мне нравится в школе». По результатам исследования было выявлено, что 54% испытуемых на заданный вопрос нарисовали саму школу; 27% детей нарисовали спортивный зал; 15% детей - себя и друзей; 4% - себя и школу. Из этого следует, что уже 15% детей со школой ассоциируют не только учебу, но и общение. Одним из критериев анализа исследования является игровая комната. В данном случае игровой комнатой является спортивный зал. Этот критерий предполагает какую-то игровую деятельность, в которой имеют место и межличностные отношения. Этот критерий вырос на 7% и составил 27% детей.

    В качестве еще одного дополнительного метода был взят метод ранжирования «Выбор предпочтительных видов деятельности на уроках физкультуры». Учащимся было предложено разложить картинки с разными видами деятельности по их рангу (табл.4).

    Таблица 4.

    Таблица выбора картинок

    Имена

    учеников

    Подвижные игры

    Эстафеты

    Самостоятельные

    занятия

    Теоретические

    уроки

    Упражнения

    на

    снарядах

    И. А.

    1

    3

    4

    5

    2

    Т. П.

    1

    2

    3

    4

    5

    З. Т.

    2

    1

    3

    4

    5

    П. П.

    1

    3

    2

    5

    4

    Л. И.

    2

    1

    3

    5

    4

    Е. К.

    1

    3

    2

    5

    4

    К. В.

    5

    1

    2

    4

    3

    Ч. Е.

    3

    2

    1

    4

    5

    К. Е.

    3

    1

    4

    2

    5

    К. А

    5

    2

    3

    4

    1

    К. Л.

    1

    4

    2

    5

    3

    Р. Д.

    1

    4

    5

    2

    3

    Р. И.

    1

    4

    2

    5

    3

    Т.Д.

    2

    1

    3

    5

    4

    К. Е.

    2

    3

    5

    1

    4

    Итоги

    7

    5

    1

    1

    1

     Количество выборов подвижных игр и эстафет выросло на 2пункта. Игровой вид деятельности стал еще привлекательнее, значит, больше учеников стали  проявлять такие качества, как: эмоциональная поддержка, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание.

    Заключение.

    Рассмотрев возрастные особенности и взаимоотношения в коллективе младших школьников можно сделать следующие выводы. Что переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

    Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно – вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его возрасте.

              Диалектика человеческих взаимоотношений такова, что, воздействуя надругого, человек меняется сам. Воспитательно - развивающий эффект общения  и сотрудничества детей  в коллективе в общей мере определяется уровнем их культурно - нравственного развития. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положительного развития на других.

             - Изучив положение младших школьников  можно сказать, что положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит, во-первых, от качеств самого человека и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение (общественное мнение).

              Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один- единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.

              - Проанализировав педагогическое значение подвижных игр можно разделить их на 3 группы:

    1. Подвижные игры несут оздоровительное воздействие, при правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное внимание на рост, развитие и укрепление костно-мышечного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

    2. Образовательное значение игры в том, что они оказывают большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развиваются умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

    3. В воспитательном значении подвижные игры в большой степени способствуют развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

              Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

              - Продиагностировав влияние подвижных игр на взаимоотношения со сверстниками можно сделать следующие выводы, что использование игровых групповых видов деятельности на уроке способствуют развитию коммуникативных способностей и формированию детского коллектива. Сама диагностика несет большую ценность для учителя в том, что она позволяет учитывать индивидуальные особенности, особенности данного коллектива. Успешно планировать и корректировать программу обучения в соответствии с проблемами и возможностями данного класса. Что позволяет успешно реализовывать на уроках триединую задачу образования: обучение, развитие, воспитание.

    Литература.

    1. Аникеева Н. П.  Психологический климат в коллективе.- М., 2007

    2. Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия / А.А. Амельков. – Мозырь: Содействие, 2006. – 108 с.

    3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. – Санкт-Петербург, 2004 с. 3,  5, 113, 132-135.

    4. Ашмарин Б. А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании / Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2005.  

    5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2008. – 296 с.

    6. В. Лепешкин. Играя, учимся играть… // Спорт в школе. – 2008. №18

    7. Волков, Б.С., Волкова Возрастная психология. В 2-х частях. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, под ред. Б.С.Волкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. – 343 с.

    8. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина [и др.], под общей ред.М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 2007. – 256 с.

    9. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология: учеб.пособие для учащихся пед. училищ по специальностям «Дошк. Воспитание» и «Воспитание в дошк. учреждениях» / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 2008 – 336 с.

    10. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения.- М., 2005

    11. Грейс Крайг. Психология развития / Грейс Крайг. – Серия «Мастера психологии», 2002. – 992 с.

    12. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 2009. – 464 с.

    13. Железняк Ю. Д. и др. Подвижные игры. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

    14. Железняк Ю. Д., Петров П. Н. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие. – М.: Изд. Центр «Академия», 2003.

    15. Захаров Е.Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки. Под общ. Редакцией А. В. Карасева.- М.: Лептос, 2006.

    16.  И. Латыпов. Играя, обучаем. // Спорт в школе. – 2009. №6

    17.  И. Смирнова. Народные подвижные игры. // Спорт в школе. – 2008. № 21

    18.  Кузнецова З. И. Возрастные особенности физических качеств. – М., 2006

    19.  Киричук, А.В. Проблемы общения и воспитания / А.В. Киричук. – ч. 2 – Тарту, 2004. – 375 с.

    20. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2006. – 336 с.

    21. Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003 – 312 с.

    22. Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива.- М., 2005

    23. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. 3е изд.. – СПб.: Издательство «Лань», 2003

    24. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2007

    25.  Матвеев Л. П. Теория и методика спорта. М.: ФиС - 2007

    26. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания.- М., 2006

    27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов: 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 456 с.

    28.  Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - 5 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2006 с. 249, 250-252,  259, 342

    29.  Новиков А. Д. Возрастные особенности развития физических качеств.- М., 2006

    30. Научные аспекты физического воспитания и спорта различных возрастных групп: Сб. науч. тр. / Под. Ред. Шлык Н. И. – Ижевск 2007

    31.  Немов, Р.С. Психология: учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений : В 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов.– М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010 – Кн.1. Общие основы психологии – 688 с.

    32.  Психология воспитания / Под ред. В. А. Петровского.- М., 2005

    33. Подвижные игры. Учебник для студентов физического воспитания. / Под ред. Н. П. Воробьева. – М.: Просвещение, 2006

    34. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб.заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

    35. Рябцев В. Н., Токер Д.С. Комплексная оценка физической подготовлен                                 ности. // Теория и практика физической культуры. – 2008. - № 3, с.11-13

    36. Раттер М. Помощь трудным детям. / Раттер Р. –М.: Просвещение, 2007.- 325 с.

    37. Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социально-педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – Серия «Мастера психологии» – Питер, С – Птб, 2010. – 212 с.

    38. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./Р 76 Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.

    39. Рыбакова М. М. 1991 Конфликт и взаимопонимание в педагогическом процессе – М.: Просвещение, 2007.

    40. Селиванова Л. Н. Школьный класс.- М., 2007

     41. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб.пособие для студентов              высш. пед. заведений. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2007 – 736 с.

    42. Совместная деятельность / Под ред. А. Л. Журавлева.- М., 2006

    43. Сапагова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапагова. – М.: Аспект пресс, 2005. – 460 с.

    44. Физическая культура. 3 класс: Пособие для учителя.- 2е изд.- М.: Айрис- пресс, 2005.- 144с-(Поурочные планы).

    45. Физическая культура: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Коваленко.- М.: Изд. АВС, 2005

     46. Физическая культура: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Коваленко.- Изд- во АСВ, 2005. Филин В. П. // Теория и практика физической культуры. – 2005. № 2.

    47. Хрипкова А. Г. Возрастные особенности  младшего школьника. – М.: Гардарики, 2003г

     48. Чеховских, М.И. Психология: учеб.пособие / М.И. Чеховских. – М.: Новое знание, 2003. – 380 с.

    Приложение 1

    Краткая характеристика 2 «А» класса.

            В классе 15 человек 6 мальчиков и 9 девочек. В классе частично сложился коллектив, который нельзя пока назвать дружным, но есть группа детей, составляющая костяк класса, а так же есть микрогруппы, сложенные по интересам или месту проживания.

            Девочки в классе стараются быть дружными, но не всегда получается найти компромисс, дружба между девочками неустойчива. Мальчики более дружные, очень подвижные, эмоциональные. Требуется работа по сплочению коллектива.

    У детей в основном  сформирована познавательная и учебная мотивация. Образовательный уровень хороший, дети могут высказывать собственное мнение.

    В классе есть дети, требующие внимания педагогов в плане дисциплины и ответственного отношения к учебной деятельности.

    Приложение 2

            Краткая характеристика 4 «А» класса.

            В классе 15 человек. В классе 6 мальчиков и 9 девочек. В этом году пришли новые ученики. Дети приняли их в коллектив доброжелательно, сразу установились хорошие отношения. Есть сложившийся коллектив, выбран лидер который несет позитивное влияние, как к вопросам учебы, так и классного досуга. Оказывает помощь тем, кто в ней нуждается, связанную с любыми вопросами.

    На  уроках  дети  активны,  любознательны,  проявляют  устойчивый  интерес  к  любой  учебной  деятельности.  Дети  владеют  навыком  самостоятельной  работы,  работают  в  парах  и  в  группах.  

            Не  снижается  познавательная  активность  класса  и  во  внеурочной  деятельности.  Дети  посещают  по  два  кружка,  а  некоторые  и  более.  Большинство  активно  участвуют  в  художественной  самодеятельности  и  занятиях  спортом,  добровольно  принимают  участие  в  трудовых  делах.

            Все  дети  дружны,  не  наблюдается  проявление  какой-либо  нетерпимости,  неприязни,  агрессии.  

            Все  учащиеся  класса  принимают  активное  участие  во  всех  школьных  мероприятиях,  делах,  акциях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

    Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

    Сборник подвижных игр для учеников младшего школьного возраста (1-4 класс)

    Сборник предназаначен для детей младшего школьного возраста. В нем различные виды подвижных игр, как со спортивным инвентарем, так и без. Все мы знаем, что дети любят играть и поэтому учебная деятельн...

    Подвижные игры для детей младшего школьного возраста

    Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного и младшего школьного возрастов - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно...

    Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.

    За  последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...

    Использование подвижных игр в баскетболе с обучающимися младшего школьного возраста

    Подвижные игры сегодня не только широко применяются во время уроков физического воспитания в школах, они получили признание тренеров, ведущих занятия даже с высококвалифицированными командами и спортс...

    Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста

    Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...