Главные вкладки

    Программа самообразования учителя физической культуры Домрачева Владимира Вячеславовича «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на уроках физической культуры в условиях малокомплектной школы».
    учебно-методический материал по физкультуре на тему

    Домрачев Владимир Вячеславович

    Работа учителя – это творческий по природе труд. Она требует от него определённого заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются его контактом с учащимися, ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям.

    Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_samoobrazovaniya.docx30.04 КБ

    Предварительный просмотр:

                     Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                     Поздеевская основная общеобразовательная школа.

           Программа самообразования

                   учителя физической культуры

            Домрачева Владимира Вячеславовича

    «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся  на уроках физической культуры в условиях малокомплектной школы».

    Сроки реализации: 1 этап: 2012-2013 учебный год

                                       2 этап: 2013-2014 учебный год

                                       3 этап: 2014-2015 учебный год

                                 

                                Введение.

    Работа учителя – это творческий по природе труд. Она требует от него определённого заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются его контактом с учащимися, ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям.

    Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

    Самообразование — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

     Уровни самообразовательной деятельности:

    •Адаптивный

    •Проблемно-поисковый

    •Инновационный

     Цели самообразования:

    •Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.

    •Углубление знаний по разным методикам.

    •Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

    Технология   самообразования:

    1.Общение с высококлассными  педагогами.

    2.Решение конкретной задачи, имеющей практический  характер.

    3.Критический обзор периодической печати.

    4.Индивидуальный план самообразования.

    5. Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

    6. Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

    7. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

    8. Развитие в центре инновационных процессов.

     

                     

                    Актуальность выбранной темы.

    Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры.

    Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.

    В условиях обучения учащихся разного возраста и не одинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки.  Организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки сразу к нескольким занятиям, умение осуществлять дифференцированный подход к учащимся и умение применять различные методы организации и их сочетания.

       Профессионально-педагогическая подготовка учителя требует ориентированности на присущие малокомплектным школам специфические условия их деятельности.

      Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает школа.

          Оценивание на уроках физической культуры сводится к тому, чтобы научить учащихся выполнять упражнения в оптимальной форме, независимо от результатов, но с акцентированным вниманием на технику выполнения.

    Анализ литературы по проблеме учебной мотивации, а также собственные наблюдения указывают на то, что успеха в учебе добиваются те ученики, мотивация которых вызвана самой учебной деятельностью, приобретаемыми знаниями, умениями, процессом обучения и ожидаемыми результатами, а не внешними мотивами (отметками, признанием). Именно у этих учащихся формируются потребности в самообразовании и самосовершенствовании

    Малокомплектная школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание обучения, но и на выбор средств, форм и методов. Урок физической культуры в малокомплектной сельской школе является основной формой обучения двигательным навыкам и умениям, воспитанию физических качеств учащихся. В классе сельской малочисленной школы, где обучается примерно от 2 до 6 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. Возникает необходимость объединять классы и проводить уроки с учениками разных возрастов.

    Основные направления содержания самообразования.

    1. Профессиональное.
    2. Психолого - педагогическое.
    3. Методическое.
    4. Эстетическое.
    5. Охрана здоровья.
    6. Применение ИКТ.

                           Предполагаемый  результат.

    1. Повышение  качества  преподаваемого предмета.

    2. «Индивидуальные программы  тренировки  учащихся».

    3. Проведение  открытых  уроков  с применением принципов организации разновозрастных занятий.

    4. Разработка  дидактических  материалов.

    5.Разработка  и  проведение  уроков  по  инновационным  технологиям.

    6. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

    7. Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся.

    Сроки реализации:

     1 этап: 2012-2013 учебный год (теоретический)

    2 этап: 2013-2014 учебный год (практический)

    3 этап: 2014-2015 учебный год (обобщающий)

    Способ  демонстрации  результата  проделанной      работы:

    Презентация  результатов  работы  перед  членами методического объединения учителей физической культуры

     

                Форма  отчета  по  проделанной  работе:

    1.Обобщение опыта  работы  на  уровне  школы.

    2.Выступление  по  обмену  опытом  на методическом объединении с презентацией результатов работы.

    3.Представление  администрации  школы  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями .

           Календарно-тематическое планирование.

    Сроки проведения работы

    Содержание самообразования

    Сентябрь2012

    Изучение методической литературы по предмету самообразования.

    Октябрь 2012

     Ознакомление с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания и электронные образовательные ресурсы.

    Ноябрь 2012

    Изучение прогрессивного опыта коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

    Декабрь 2012

    Изучение научно - методической и учебной литературы по предмету.

    Январь 2012

    1.Совершенствование  знаний  в  области  классической  и  современной  психологии  и  педагогики.

    2.Изучение современных  психологических  методик.

    Февраль 2012

    Исследование особенностей преподавания физической культуры в малокомплектной школе.

    Март 2012

    Изучение принципов организации разновозрастных занятий.

    Апрель 2012

    Исследование технологии проведения разновозрастных занятий.

    Май 2012

    Исследование видов интеграции и дифференциации обучения на разновозрастных занятиях.

    Сентябрь2013

    Разработка новых  форм интегрированных разновозрастных уроков, внеклассных  мероприятий, учебных материалов.

    Октябрь 2013

    Внедрение новых форм урока в учебный процесс. Апробация разновозрастных занятий.

    Ноябрь 2013

    Проведение открытого урока для районного методического объединения учителей физической культуры с применением организации разновозрастных занятий.

    Декабрь 2013

    Самоанализ. Анализ проведенных разновозрастных занятий.

    Январь 2014

    Внедрение   в  учебный  процесс  новых форм оценивания  физического  состояния  учащихся.

    Февраль 2014

    Создание «методической копилки» сценариев уроков с применением новых технологий по теме самообразования.

    Март 2014

    Создание «методической копилки» сценариев уроков с применением новых технологий по теме самообразования.

    Апрель 2014

    Создание «методической копилки» сценариев уроков с применением новых технологий по теме самообразования.

    Май 2014

    Создание «методической копилки» сценариев уроков с применением новых технологий по теме самообразования.

    Сентябрь2014

    Создание  комплекта  дидактических материалов  по  предмету (индивидуальные  планы  тренировок, оптимально-минимальный  уровень (стандарт)  физической  подготовленности  учащихся, контрольные  тесты-упражнения).

    Октябрь 2014

    Применение накопленного опыта на уроках физической культуры.

    Ноябрь 2014

    Применение накопленного опыта на уроках физической культуры.

    Декабрь 2014

    Применение накопленного опыта на уроках физической культуры.

    Январь 2015

    Применение накопленного опыта на уроках физической культуры.

    Февраль 2015

    Применение накопленного опыта на уроках физической культуры.

    Март 2015

    Обобщение опыта работы по теме самообразования.

    Апрель 2015

    Представление  администрации  школы  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями.

    Май 2015

    Распространение передового педагогического опыта по теме самообразования ( на РМО учителей физкультуры и публикации наработок по теме в сети Интернет).


    Принципы организации разновозрастных занятий.

    В условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, рассчитать обучение на каждого школьника, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. В процессе такой деятельности и тесного общения учащихся с товарищами, у них развиваются такие качества, таких как дружелюбие, взаимопомощь,  отзывчивость. Малочисленность класса создаёт условия для привития на уроках физической культуры каждому учащемуся любви к конкретному виду спорта.  Зачастую в малокомплектных школах многие ученики становятся «спортсменами-универсалами», защищая честь школы на соревнованиях муниципального, регионального и даже всероссийского уровней. Малая наполняемость предоставляет учителю такую возможность, и, естественно, он должен использовать её полностью.

    Организация учебных занятий в разновозрастных группах проходит с учетом следующих общедидактических принципов:

    1.Принцип интеграции и дифференциации задач, содержания, средств обучения учащихся разного возраста.

    В зависимости от дифференциации содержания, связанной с возрастом детей, могут быть проведены уроки для учащихся разных классов, либо организована совместная работа под руководством старших. Последнее имеет смысл в том случае, если старшие повторяют, закрепляют, актуализируют материал, необходимый им для усвоения новых знаний и способов деятельности.

    2. Принцип педагогизации учебной деятельности детей

    Данный принцип означает поручение старшим ученикам ряда педагогических функций (контроль, объяснение нового материала, помощь младшим в преодолении учебных трудностей и др.), а также приобретение учащимися допрофессионального опыта педагогической деятельности.

    3. Принцип взаимообучения

    Принцип взаимообучения означает овладение знаниями, умениями, навыками, способами деятельности и отношений в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. В зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя, обучая своего товарища. При этом ученик не только передает информацию, но в процессе общения применяет имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.

    4. Принцип регулирования взаимодействия учащихся разного возраста.

    Как показал анализ опыта проведения разновозрастных занятий, организация совместной  деятельности и общения детей разного возраста — это один из самых сложных для решения вопросов. Часто такое занятие представляет собой объединение двух или нескольких классов, где каждый ученик выполняет свою часть работы; при этом взаимодействие, общение старших и младших по существу отсутствует, что снижает воспитательную эффективность занятия. В то же время организация совместной деятельности детей не является самоцелью, а реализует воспитательный и образовательный потенциал занятия.

    5. Принцип оптимального подбора учащихся по возрасту на учебном занятии.

    Педагогу важно решить, учащихся какого возраста лучше всего объединить на занятии. Психологи считают, что оптимальный возрастной диапазон для эффективного взаимодействия учащихся не должен превышать 3—4 года (Е.И. Дымов и др.). При таком диапазоне ученики могут сотрудничать, достаточно высока взаимопомощь детей в группе. Больший диапазон может привести к излишней опеке, а иногда и подавлению инициативе младших старшими, создать дополнительные проблемы в организации совместной работы учащихся разного возраста.

    В то же время возможны занятия, когда возрастной диапазон учащихся увеличивается. Это целесообразно в том случае, когда старшие заменяют учителя или помогают при проведении занятия в младшем классе. Возрастной диапазон зависит от того, какие задачи являются приоритетными на конкретном занятии, как соотносится содержание материала в различных классах и сочетаются способности и  подготовленность детей разных классов по конкретному предмету и по данной теме, какими педагогическими средствами и методиками пользуется учитель.

    Все вышеизложенные принципы взаимосвязаны и должны быть реализованы в комплексе. От этого зависит эффективность разновозрастного занятия.

     Результаты сравнительного анализа позволяют сделать вывод: реализация идеи спортивно ориентированного физического воспитания в условиях сельской малокомплектной школы может иметь свои способы решения. Одним из способов может быть вариант организации спортивно ориентированного физического воспитания.

    Важное место в укреплении здоровья детей отводится урокам физической культуры. Как сделать эти занятия, с одной стороны, интересными и увлекательными для школьников, а с другой — эффективными с точки зрения физического совершенствования учащихся, повышения воспитательного потенциала урока? Решение этих вопросов связано с организацией учебных занятий.

    В условиях обучения учащихся разного возраста и не одинакового уровня физической подготовленности в пределах одного класса организация и проведение уроков физической культуры требуют от учителя тщательной подготовки. По существу, учителю необходимо подготовиться одновременно к нескольким урокам.

     

                               

    Технология проведения разновозрастных занятий.

    Уроки физической культуры в малокомплектной школе проводятся по общепринятой структуре – с вводной, основной и заключительной частями.

       Подготовительная часть урока (8-10 минут) направлена на организацию учащихся, сосредоточенность их внимания, подготовку к предстоящей двигательной нагрузке в основной части.

          В беговых упражнениях впереди находятся старшие ребята, а позади младшие с небольшим интервалом от них. Физическая нагрузка регулируется в соответствии с программными нормативами и по внешним признакам утомления всех учащихся.

       В основной части урока (25 минут) решаются наиболее сложные задания обучения – прохождение нового программного материала по развитию движений, повторение пройденного с целью совершенствования двигательных навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся каждого класса.

          При обучении упражнениям общеразвивающего характера наряду с общепринятыми требованиями к методике и организации их проведения желательно находить способы и приёмы, позволяющие шире учитывать специфику работы с детьми разного возраста.

       Как правило, используют единый комплекс гимнастических упражнений, который одновременно выполняют все дети, однако дозировка (количество повторений) упражнений, требования к технике (качеству) должны быть различны.  Ведущее место на уроке физической культуры занимает обучение жизненно важным видам движений – ходьбе, бегу, прыжкам, метанию.

       При обучении основным видам движений в малокомплектной школе могут применяться различные методы организации и их сочетания.

          В работе с учащимися малокомплектной школы наиболее удачным можно считать именно поточный метод. В зависимости от количества классов упражнения

    выполняются первым потоком с участием детей 3-4 классов, а затем выполняют задание младшие дети. При выполнении упражнений двумя-тремя потоками появляется большая возможность к дифференцированному подходу в обучении учащихся разного возраста.

       Подвижная игра является обязательным компонентом практически каждого урока, но проводить подвижные игры на уроках физической культуры в малокомплектной школе сложно.  Предложенные варианты игры (разработанные учителем) должны быть посильны и доступны для младших ребят, занимательны для старших и младших одинаково, а также нести смысловую и двигательную нагрузку без искажения правил игры.

       Распределение детей в играх и эстафетах на команды желательно не только по классам, но и по группам с примерно равными двигательными возможностями, чтобы играть было весело и интересно.

    В содержание заключительной части урока, задачей которой является приведение организма детей в спокойное состояние, входят упражнения в ходьбе, несложные игровые задания, игры малой интенсивности, хороводы и т.д.

       Во всех частях урока при решении поставленных задач учителю важно осуществлять процесс обучения в соответствии с требованиями программы и возможностями учащихся каждого класса, то есть дифференцированно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры

    Тема  самообразования:«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры»Актуальность  темы:Совершенствование качества обу...

    План самообразования по теме: «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на уроках физической культуры».

    Цель:  Повышение  профессиональной  подготовленности и  как  следствие, повышение эффективности  обучения физической  культур...

    Доклад на тему: "Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры"

    Доклад на тему: "Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала учащихся на занятиях физкультуры"...