Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Молчанова Лариса Анатольевна

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка и использование физических методик начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc489.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Арзамаса

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей

(художественная гимнастика)

Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста

        

                                                                                                                    Тренер-преподаватель

МБОУДОДДЮСШ№1

                                                                                              Молчанова Л.А.,

                                                                                           претендующей

                                                                                            на 1 категорию

Арзамас 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………

  1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике……………………………………..
  1. Этап начального разучивания………………………………...
  2. Этап углубленного разучивания……………………………...
  3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования……..

2. Характеристика и методика проводимых тестов ……………….….

3. Результаты тестирования……………………………………………..

Выводы…..………………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………..……….


Введение

Актуальность. В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка и использование физических методик начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами.

В рамках разработки своей методической разработки я  предполагала обобщить и систематизировать имеющиеся данные технической подготовки со скакалкой и с обручем в совмещенное разучивание структурно сходных двигательных действий с этими предметами занятий на основе положительного переноса навыков.

Цель методической разработки -  изучение особенностей техники двигательных действий обучения детей младшего возраста  упражнениям с предметами (скакалка, обруч) в художественной гимнастике.

Задачи:

1) выявить особенности методики обучения упражнениям с предметами на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике;

2) определить содержание и место "предметного" занятия в процессе начального обучения упражнениям с предметами.

3) попытаться предложить свою методику обучения двигательным умениям и навыкам у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.

Практическая значимость заключается в предпринятой попытке выявить особенности воспитания двигательных умений и навыков у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.


  1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Двигательное действие возникает в результате первоначального двигательного умения.

Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (таб. 1). В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный  характер управления движением.

При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.

 Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. На определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком. Навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. Результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Таблица.1 Формирование двигательного умения и двигательного навыка

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:

  1. двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта воспитанников (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
  2. возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
  3. координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
  4. профессионального мастерства преподавателя;
  5. уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.

Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а способности самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим.[1]

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий.

Процесс образования навыков и использование их в деятельности – сознательный  процесс.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.[2]

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации, действующей по формуле: мотив «жажда успеха» - активность – цель – «достижение  успеха».

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.

Важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении. Эти представления должны включать:

  • зрительный образ двигательного действия;
  •  логический (смысловой) образ;
  • двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта
  • освоение изучаемого двигательного действия в целом.

К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация.

 Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

В многолетнем процессе подготовки обучение двигательным действиям, обучение умениям и навыкам проходит по этапно:

 1) этап начального разучивания действия;

 2) этап углубленного разучивания действия;

3) этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

Эти этапы обучения находятся в определенном соотношении.  А именно: этап начального разучивания - это формирование основ, и предпосылок умения; этапу углубленного разучивания действия – это образование  собственно умений; этап отработки действия – это непосредственное закрепление навыка, дальнейшего совершенствование.

1.1 Этап начального разучивания

Обучение на начальном этапе направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные  задачи здесь состоят в том, чтобы:

1)  сформировать основы действия;

2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной, форме новые элементы техники действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной механизм его техники).

Вторая задача предполагает:

- использовать сформировавшиеся ранее двигательные навыки (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового двигательного действия;

- сформировать в облегченных условиях новые элементы и объединить звенья техники движений;

-  устранить  искажения в технике движений.

Решаются  эти задачи  поочередно. Представления о технике формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

На этапе начального разучивания наиболее типичны  следующие двигательные ошибки:

 а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению;

 в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученице дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:

1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

 Например, на этапе первоначального обучения, когда у занимающихся  гимнастикой создаются общие представления о движении, целесообразно использовать такие методические приемы, как: знакомство с терминологическим названием упражнения; изучение наглядных пособий (рисунков, схем, кинофотоматериалов); демонстрация техники выполнения упражнения; объяснение техники выполнения упражнения; применение дополнительных ориентиров; помощь при выполнении упражнения; выполнение пробных попыток.

Особое значение для создания предварительных представлений о движении имеет умелое выполнение упражнения самим преподавателем. Это не только ускоряет формирование предварительных представлений у занимающихся, но и значительно поднимает авторитет тренера- преподавателя. Объяснения тренера- преподавателя по возможности должны быть краткими и четкими. Объясняя технику выполнения того или иного упражнения, тренер- преподаватель должен последовательно переходить от основных, главных деталей к второстепенным.

 На этапе первоначального изучения в большей мере используется помощь, которая позволяет легко и быстро исправлять ошибки, уточнять детали техники, фиксировать отдельные позы и обеспечивать безопасность ученика.

Весьма важным моментом этого этапа обучения является первая попытка занимающегося выполнить заданное упражнение. Здесь необходимо стараться, чтобы в первых пробных попытках было как можно меньше ошибок. Выполнение первых пробных попыток обычно должно сопровождаться замечаниями, разъяснениями и советами тренера- преподавателя. Особое внимание должно уделяться анализу причин допущенных ошибок.

1.2 Этап углубленного разучивания

Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия – завершить  его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве, как в деталях, так и в целом.  Задачи на данном этапе:

1) добиться ясного  представления двигательного действия, точного понятия;

2) совершенствовать технику выполнения двигательного действия, особенно в отношении точности выполнения  во времени, в пространстве и добиться слаженности и ритмичности  выполнения двигательного действия;

3) повысить эффективность самоконтроля.

В этих задачах двигательное действие начинает постепенно переходить в двигательный навык.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Рассмотрим эту часть  углубленного разучивания на примере гимнастики.

Методика применения подводящих упражнений зависит от характера, сложности основных упражнений и от подготовленности контингента занимающихся. В одном случае после показа, объяснения и пробного выполнения несложного основного упражнения занимающимся предлагают соответствующие подводящие.

Давно известны и широко используются в практике работы методические приемы слуховой и зрительной информации, сообщаемой преподавателем во время выполнения занимающимися того или иного упражнения («Быстрее», «Медленнее», «Выше», «Ниже» и т. п.). Точная количественная оценка выполнения движения сразу же вносит существенные поправки в упражнение в целом. Срочная объективная информация о временных, пространственных и силовых параметрах движений, которой широко пользуются как в начале обучения для создания представлений об упражнении, так и в процессе выполнения для уточнения техники движений, облегчает управление процессом обучения в целом.

1.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

          На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый результат, обучения отдельно взятому действию.

Основные задачи этапа:

1. Добиться стабильности  выполнения двигательного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Выводы:  я рассмотрела  основы теории и методики обучения двигательным действиям, и сделала выводы:

  1. Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов.
  2. Процесс освоения двигательных действий достигается в условиях рационально построенного обучения - переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от  умения к навыку.
  3. Для успешного обучения очень важно, чтобы у обучающихся была достаточно сильная мотивация к овладению деятельностью в виде желания заниматься.
  4. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

1)  формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту;

2) формирования навыка происходит неравномерно: в начале усвоения  навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;

3) результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;

4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов;

5) обучать двигательным действиям целесообразно целостным методом с индивидуальным подходом к каждой гимнастке.

  1. Характеристика и методика проводимых тестов

В процессе работы над методической разработкой мной изучалась литература по заданной теме. Проводился подбор методов наработок российских тренеров преподавателей, ученых, своих собственных наработок за многие годы работы с детьми младшего школьного возраста, а затем и старшего, сложился небольшой педагогический опыт, который я использую в своей работе, а именно в процессе обучения овладением предметами (скакалкой и обручем) детей младшего возраста, я использовала эффект положительного переноса двигательного навыка, над которым я работала в течении 2011-12 уч.г. затем сравнивала средние результаты тестирования учащихся, проводимых в конце 2010-11 уч.г.и конце 2011-12 уч.г.

В процессе обучения учитывался уровень подвижности суставов и связочного аппарата и координационные движения, т.к. это основные физические качества в художественной гимнастике.

Я проводила тестирование на своих группах гимнасток возраста 8 – 9 лет.  Тестирование проводила по двум направлениям.

В первом направлении предлагались тесты на определение основных физических качеств в художественной гимнастики:

- гибкость определялась:

  1. Тест «оценки подвижности позвоночного столба - наклон на скамье». Определялось расстояние между пальцами ног и пальцами рук.
  2. тест «Оценка подвижности в плечевых суставах – выкруты назад». Испытуемым предлагалось выполнить выкрут назад при помощи гимнастической палки. Измерялось расстояние между руками и ширина плеч. Учитывалось расстояние хвата уже ширины плеч.

- координационные способности:

  1. Тест на определение уровня способности к ориентации в пространстве с помощью теста "попадание в цель". Испытуемые выполняли броски баскетбольного мяча в обруч удобным для них способом. Обруч расположен горизонтально на полу, расстояние от линии до обруча 5 метров, диаметр обруча один метр. Фиксируется количество попаданий из 10 попыток.
  2. Тест на согласованность движений разными частями тела «Ножницы и заноски». Испытуемые делали следующие упражнения: И.П. – лежа на спине руки вдоль туловища, ноги выполняют ножницы в горизонтальной плоскости, руки выполняют ножницы в вертикальной плоскости. Через каждые 5с. по хлопку происходит смена задания: ноги выполняют ножницы в вертикальной плоскости, а руки – в горизонтальной. Выполнять 20с., подсчитывается количество ошибок.

Во втором направлении проводилось тестирование по методу  «Использования эффекта положительного переноса двигательного навыка в процессе начального обучения». Он строился для  родственных двигательных действий со скакалкой и с обручем с учетом  переноса навыков, исходя из того, что в основе многих базовых двигательных действий с этими предметами лежат общие механизмы их построения. В процессе обучения технике упражнений основные усилия тренера  были направлены на руководство формированием ориентировочной основы действий, что предполагает наличие в сознании обучающихся зрительных, логических и двигательных представлений об изучаемом действии. Поскольку вероятность положительного переноса наиболее высока лишь при значительном сходстве смысловой основы и главных звеньев техники между упражнениями со скакалкой и с обручем, для параллельного разучивания в цикле "предметных" уроков сгруппированы следующие группы упражнений:

1) вращения со скакалкой и вращения с обручем в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;          

2) прыжки через скакалку и через обруч, вращая предмет вперед;

3) бросок скакалки и обруча "толчком" в боковой плоскости.

Такое объединение структурно сходных двигательных действий в рамках одного и того же занятия позволяет на основе положительного переноса навыков сформированные элементы техники упражнения с одним предметом (например, прыжки через скакалку) "включать" в качестве готовых двигательных операций в структуру техники упражнения с другим предметом (например, прыжков через обруч, вращая его вперед).

Упражнения прямой перекат обруча по полу, вертушка обруча на полу, манипуляции со скакалкой, разучиваются независимо друг от друга, в разных "предметных" уроках. Так как они не имеют одинаковых опорных точек в действии. В системе цикла "предметных" уроков последовательность обучения упражнениям со скакалкой и с обручем, близким друг к другу по своей структуре, определяется степенью их сложности. Сначала разучивают вращения со скакалкой и с обручем, а затем уже прыжки и броски с этими предметами.


  1.  Результаты тестирования

Уровень физической подготовленности гимнасток 8-9 летнего возраста, был почти одинаковым. В ходе исследования получены следующие результаты:

Гибкость – неотъемлемое и важное физическое качество в художественной гимнастике. Результаты теста «наклон на скамье» показывают, что уровень гибкости позвоночного столба у гимнасток не имеет большого отличия. (рис 1).

Подвижность плечевого сустава так же может говорить о гибкости юных гимнасток. Результаты выкрута назад показывают ровные результаты у всех испытуемых (рис 2). Все участники теста выполнили хват уже плечевого сустава.

Немаловажное значение для художественной гимнастики имеют координационные способности - эта способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с разной скоростью и напряжением. Были выбраны тесты, отличающиеся простотой проведения.        Способность к ориентации в пространстве я определяла с помощью метания мяча в цель. Из 10 предложенных попыток участники попали в среднем 5 раз. Рис.3.

рис. 3 Точность попадания в цель

Результаты теста на согласование движений разными частями тела «Ножницы и заноски» показал различия в один балл, это означает что гимнастки в 2010 – 2011 учебном году с заданием справились хуже чем в 2011 – 2012 учебном году. Рис.4

Рис. 4 Тест на согласованность движений разными частями тела «Ножницы и заноски»

Для проверки исследовательского метода «использование эффекта положительного переноса двигательного навыка в процессе обучения юных гимнасток» было так же проведено тестирование после занятий обучающей направленности согласно экспериментальной методике и до эксперимента. Занимающимся для выполнения было предложено десять  контрольных упражнений со скакалкой и обручем: (таб.2)

Таблица 2 Результаты гимнасток в основных упражнениях  (ср. балл).

Упражнение

2010-2011

уч.год

2011-2012

уч.год

баллы

баллы

Вращения скакалки в боковой плоскости

5,1

6,5

Вращения обруча в боковой плоскости

5,5

6,7

Бросок скакалки "толчком" в боковой плоскости

5,5

7,3

Бросок обруча "толчком" в боковой плоскости

5,42

7,5

Прыжки через скакалку, вращая ее вперед

4,5

6.5

Прыжки через обруч, вращая ее вперед

4,07

6,8

Манипуляция "Удочка"

3,89

6,4

Манипуляция "Восьмерка»

4,39

7,32

Прямой перекат обруча по полу

4,42

6,14

Вертушка обруча по полу

4,57

5,4

В результате тестирования во всех видах упражнений обнаружен прирост показателей.

Так в упражнении «Вращение скакалкой в боковой плоскости» прирост результатов оказался выше и составил в среднем. 1,4 балла.

В упражнении « Вращение обруча в боковой плоскости « прирост результатов составил 1,2 балла.

Бросок скакалки «толчком» в боковой плоскости был усовершенствован, гимнастки продемонстрировали этот элемент лучше, чем до эксперимента на 1,8 баллов.

В результате броска обруча «толчком» в боковой плоскости прирост составил 2,1 балла в среднем.

В упражнениях «прыжки через скакалку, вращая ее вперед» и «прыжки через обруч, вращая его вперед» приросты в среднем одинаковые – 2,0 балла.

В упражнении «Манипуляция «Удочка» прирост составил 2,5 балла.

При выполнении упражнения «Манипуляция «Восьмерка» результат улучшился на 3 балла.

Показатели в упражнении «Прямой перекат обруча по полу» улучшились на 1,72 балла.

Средние результаты в упражнении «Вертушка обруча» составили на 0,83 балла больше.

Результаты  работы говорят о неодинаковом протекании процесса изучения элементов. С целью корректировки методики обучения  основным упражнениям  провела  анализ схожих по структуре упражнений, который показал, что прирост в одном упражнении незначительно  влияет на прирост в другом. Так  казалось бы разные упражнения «Бросок обруча толчком» и

 « Бросок скакалки толчком» в боковой плоскости говорит о взаимосвязи этих упражнений.

В упражнениях «Прыжки через скакалку, вращая ее вперед» и «Прыжки через обруч, вращая его вперед» обнаружена высокая взаимосвязь этих упражнений по сравнению с другими упражнениями.

Выводы

1. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

  •  двигательный навык формируется постепенно и  имеет тенденцию к росту;
  •   рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;
  •   результаты формирования двигательного навыка проходят не равномерно;
  •   на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов.

      Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.

2. В настоящее время ведущие специалисты в области художественной гимнастики наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами считают "предметные" занятия.

Применение целенаправленных средств и методов развития  двигательных умений и качеств в воспитании гимнастов  помогает добиться стабильности и автоматизма двигательного действия. Для достижения наилучшего эффекта  развития двигательных умений навыков целесообразно в течение учебного года планировать занятия с преимущественной направленностью на развитие двигательных умений и навыков. Это положительно влияет как на общую физическую подготовку гимнастов, так и на усвоение техники.

        3. Результаты собственных наблюдений за методикой работы с ведущими гимнастками страны, их тренерами,  обработка литературных источников, видеоматериалов по тренировочным процессам,  позволили сделать  заключение о том,  что используемая «предметная»  методика, это положительный эффект обучения детей младшего возраста работы с предметами по освоению двигательным навыкам.

Применение на практике системы "предметных" занятий, выстроенных с учетом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными актами, безусловно, позволит улучшить  процесс обучения упражнениям с предметами в целом. В этом случае не только тренер по художественной гимнастике уменьшит свои временные затраты, но и его воспитанницы выиграют в качестве владения базовыми двигательными действиями с предметами.

Эффективная начальная техническая подготовка исключит в последующем возможность "задалбливания" навыков и откроет широкую дорогу гимнасткам для быстрого освоения  разнообразных упражнений с предметами.        


Практические рекомендации

1. Принимая во внимание уровень гибкости, координационной подготовленности девочек на этапе начальной технической подготовки, рекомендуется разучивать базовые элементы со скакалкой, с обручем с использованием комплекса подводящих и специально-подготовительных упражнений.

2. На результат восприятия детьми младшего школьного возраста правильных двигательных навыков влияет использование  игрового метода и образного объяснения.

3. Целесообразно использовать на занятиях ряд методических приемов:

- зрительный, слуховой с целью координации усилий ребенка в нужном направлении;

- оценочный  и образный и  физической помощи тренера с целью коррекции движения.


Список использованной литературы

  1. Лях В. И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. – 1994. № 4.
  2. Методика тренировки гимнасток. –М.: Физкультура и спорт, 1976.
  3. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / Под ред.  Б.А. Ашмарина. – М., 1979.
  4.   Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  5. Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. – 1994. № 3.
  6. Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. – 1994. № 6.