Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: "Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста"
учебно-методический материал по физкультуре на тему
В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка и использование физических методик начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 489.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г.Арзамаса
Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей
(художественная гимнастика)
Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста
Тренер-преподаватель
МБОУДОДДЮСШ№1
Молчанова Л.А.,
претендующей
на 1 категорию
Арзамас 2012
Содержание
Введение……………………………………………………………………
- Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике……………………………………..
- Этап начального разучивания………………………………...
- Этап углубленного разучивания……………………………...
- Этап закрепления и дальнейшего совершенствования……..
2. Характеристика и методика проводимых тестов ……………….….
3. Результаты тестирования……………………………………………..
Выводы…..………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………..……….
Введение
Актуальность. В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка и использование физических методик начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами.
В рамках разработки своей методической разработки я предполагала обобщить и систематизировать имеющиеся данные технической подготовки со скакалкой и с обручем в совмещенное разучивание структурно сходных двигательных действий с этими предметами занятий на основе положительного переноса навыков.
Цель методической разработки - изучение особенностей техники двигательных действий обучения детей младшего возраста упражнениям с предметами (скакалка, обруч) в художественной гимнастике.
Задачи:
1) выявить особенности методики обучения упражнениям с предметами на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике;
2) определить содержание и место "предметного" занятия в процессе начального обучения упражнениям с предметами.
3) попытаться предложить свою методику обучения двигательным умениям и навыкам у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.
Практическая значимость заключается в предпринятой попытке выявить особенности воспитания двигательных умений и навыков у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.
- Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения.
Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.
Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.
Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.
Двигательное действие возникает в результате первоначального двигательного умения.
Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.
Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (таб. 1). В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный характер управления движением.
При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.
Таким образом, двигательный навык - это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.
Двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. На определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком. Навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. Результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Таблица.1 Формирование двигательного умения и двигательного навыка
Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:
- двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта воспитанников (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
- возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
- координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
- профессионального мастерства преподавателя;
- уровня мотивации, сознательности, активности обучающегося и др.
Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а способности самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим.[1]
Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий.
Процесс образования навыков и использование их в деятельности – сознательный процесс.
Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности.[2]
1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации, действующей по формуле: мотив «жажда успеха» - активность – цель – «достижение успеха».
Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.
2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.
Важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.
3. Создание полноценного представления об изучаемом движении. Эти представления должны включать:
- зрительный образ двигательного действия;
- логический (смысловой) образ;
- двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта
- освоение изучаемого двигательного действия в целом.
К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда сформированы необходимые знания и представления.
Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация.
Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.
Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.
В многолетнем процессе подготовки обучение двигательным действиям, обучение умениям и навыкам проходит по этапно:
1) этап начального разучивания действия;
2) этап углубленного разучивания действия;
3) этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
Эти этапы обучения находятся в определенном соотношении. А именно: этап начального разучивания - это формирование основ, и предпосылок умения; этапу углубленного разучивания действия – это образование собственно умений; этап отработки действия – это непосредственное закрепление навыка, дальнейшего совершенствование.
1.1 Этап начального разучивания
Обучение на начальном этапе направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные задачи здесь состоят в том, чтобы:
1) сформировать основы действия;
2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной, форме новые элементы техники действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной механизм его техники).
Вторая задача предполагает:
- использовать сформировавшиеся ранее двигательные навыки (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового двигательного действия;
- сформировать в облегченных условиях новые элементы и объединить звенья техники движений;
- устранить искажения в технике движений.
Решаются эти задачи поочередно. Представления о технике формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
На этапе начального разучивания наиболее типичны следующие двигательные ошибки:
а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению;
в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученице дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям.
Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:
1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.
Например, на этапе первоначального обучения, когда у занимающихся гимнастикой создаются общие представления о движении, целесообразно использовать такие методические приемы, как: знакомство с терминологическим названием упражнения; изучение наглядных пособий (рисунков, схем, кинофотоматериалов); демонстрация техники выполнения упражнения; объяснение техники выполнения упражнения; применение дополнительных ориентиров; помощь при выполнении упражнения; выполнение пробных попыток.
Особое значение для создания предварительных представлений о движении имеет умелое выполнение упражнения самим преподавателем. Это не только ускоряет формирование предварительных представлений у занимающихся, но и значительно поднимает авторитет тренера- преподавателя. Объяснения тренера- преподавателя по возможности должны быть краткими и четкими. Объясняя технику выполнения того или иного упражнения, тренер- преподаватель должен последовательно переходить от основных, главных деталей к второстепенным.
На этапе первоначального изучения в большей мере используется помощь, которая позволяет легко и быстро исправлять ошибки, уточнять детали техники, фиксировать отдельные позы и обеспечивать безопасность ученика.
Весьма важным моментом этого этапа обучения является первая попытка занимающегося выполнить заданное упражнение. Здесь необходимо стараться, чтобы в первых пробных попытках было как можно меньше ошибок. Выполнение первых пробных попыток обычно должно сопровождаться замечаниями, разъяснениями и советами тренера- преподавателя. Особое внимание должно уделяться анализу причин допущенных ошибок.
1.2 Этап углубленного разучивания
Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия – завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве, как в деталях, так и в целом. Задачи на данном этапе:
1) добиться ясного представления двигательного действия, точного понятия;
2) совершенствовать технику выполнения двигательного действия, особенно в отношении точности выполнения во времени, в пространстве и добиться слаженности и ритмичности выполнения двигательного действия;
3) повысить эффективность самоконтроля.
В этих задачах двигательное действие начинает постепенно переходить в двигательный навык.
Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения.
На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.
1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.
2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.
3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.
В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.
Рассмотрим эту часть углубленного разучивания на примере гимнастики.
Методика применения подводящих упражнений зависит от характера, сложности основных упражнений и от подготовленности контингента занимающихся. В одном случае после показа, объяснения и пробного выполнения несложного основного упражнения занимающимся предлагают соответствующие подводящие.
Давно известны и широко используются в практике работы методические приемы слуховой и зрительной информации, сообщаемой преподавателем во время выполнения занимающимися того или иного упражнения («Быстрее», «Медленнее», «Выше», «Ниже» и т. п.). Точная количественная оценка выполнения движения сразу же вносит существенные поправки в упражнение в целом. Срочная объективная информация о временных, пространственных и силовых параметрах движений, которой широко пользуются как в начале обучения для создания представлений об упражнении, так и в процессе выполнения для уточнения техники движений, облегчает управление процессом обучения в целом.
1.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования
На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый результат, обучения отдельно взятому действию.
Основные задачи этапа:
1. Добиться стабильности выполнения двигательного действия.
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.
3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).
4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.
В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.
Выводы: я рассмотрела основы теории и методики обучения двигательным действиям, и сделала выводы:
- Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов.
- Процесс освоения двигательных действий достигается в условиях рационально построенного обучения - переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку.
- Для успешного обучения очень важно, чтобы у обучающихся была достаточно сильная мотивация к овладению деятельностью в виде желания заниматься.
- Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:
1) формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту;
2) формирования навыка происходит неравномерно: в начале усвоения навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;
3) результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;
4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов;
5) обучать двигательным действиям целесообразно целостным методом с индивидуальным подходом к каждой гимнастке.
- Характеристика и методика проводимых тестов
В процессе работы над методической разработкой мной изучалась литература по заданной теме. Проводился подбор методов наработок российских тренеров преподавателей, ученых, своих собственных наработок за многие годы работы с детьми младшего школьного возраста, а затем и старшего, сложился небольшой педагогический опыт, который я использую в своей работе, а именно в процессе обучения овладением предметами (скакалкой и обручем) детей младшего возраста, я использовала эффект положительного переноса двигательного навыка, над которым я работала в течении 2011-12 уч.г. затем сравнивала средние результаты тестирования учащихся, проводимых в конце 2010-11 уч.г.и конце 2011-12 уч.г.
В процессе обучения учитывался уровень подвижности суставов и связочного аппарата и координационные движения, т.к. это основные физические качества в художественной гимнастике.
Я проводила тестирование на своих группах гимнасток возраста 8 – 9 лет. Тестирование проводила по двум направлениям.
В первом направлении предлагались тесты на определение основных физических качеств в художественной гимнастики:
- гибкость определялась:
- Тест «оценки подвижности позвоночного столба - наклон на скамье». Определялось расстояние между пальцами ног и пальцами рук.
- тест «Оценка подвижности в плечевых суставах – выкруты назад». Испытуемым предлагалось выполнить выкрут назад при помощи гимнастической палки. Измерялось расстояние между руками и ширина плеч. Учитывалось расстояние хвата уже ширины плеч.
- координационные способности:
- Тест на определение уровня способности к ориентации в пространстве с помощью теста "попадание в цель". Испытуемые выполняли броски баскетбольного мяча в обруч удобным для них способом. Обруч расположен горизонтально на полу, расстояние от линии до обруча 5 метров, диаметр обруча один метр. Фиксируется количество попаданий из 10 попыток.
- Тест на согласованность движений разными частями тела «Ножницы и заноски». Испытуемые делали следующие упражнения: И.П. – лежа на спине руки вдоль туловища, ноги выполняют ножницы в горизонтальной плоскости, руки выполняют ножницы в вертикальной плоскости. Через каждые 5с. по хлопку происходит смена задания: ноги выполняют ножницы в вертикальной плоскости, а руки – в горизонтальной. Выполнять 20с., подсчитывается количество ошибок.
Во втором направлении проводилось тестирование по методу «Использования эффекта положительного переноса двигательного навыка в процессе начального обучения». Он строился для родственных двигательных действий со скакалкой и с обручем с учетом переноса навыков, исходя из того, что в основе многих базовых двигательных действий с этими предметами лежат общие механизмы их построения. В процессе обучения технике упражнений основные усилия тренера были направлены на руководство формированием ориентировочной основы действий, что предполагает наличие в сознании обучающихся зрительных, логических и двигательных представлений об изучаемом действии. Поскольку вероятность положительного переноса наиболее высока лишь при значительном сходстве смысловой основы и главных звеньев техники между упражнениями со скакалкой и с обручем, для параллельного разучивания в цикле "предметных" уроков сгруппированы следующие группы упражнений:
1) вращения со скакалкой и вращения с обручем в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;
2) прыжки через скакалку и через обруч, вращая предмет вперед;
3) бросок скакалки и обруча "толчком" в боковой плоскости.
Такое объединение структурно сходных двигательных действий в рамках одного и того же занятия позволяет на основе положительного переноса навыков сформированные элементы техники упражнения с одним предметом (например, прыжки через скакалку) "включать" в качестве готовых двигательных операций в структуру техники упражнения с другим предметом (например, прыжков через обруч, вращая его вперед).
Упражнения прямой перекат обруча по полу, вертушка обруча на полу, манипуляции со скакалкой, разучиваются независимо друг от друга, в разных "предметных" уроках. Так как они не имеют одинаковых опорных точек в действии. В системе цикла "предметных" уроков последовательность обучения упражнениям со скакалкой и с обручем, близким друг к другу по своей структуре, определяется степенью их сложности. Сначала разучивают вращения со скакалкой и с обручем, а затем уже прыжки и броски с этими предметами.
- Результаты тестирования
Уровень физической подготовленности гимнасток 8-9 летнего возраста, был почти одинаковым. В ходе исследования получены следующие результаты:
Гибкость – неотъемлемое и важное физическое качество в художественной гимнастике. Результаты теста «наклон на скамье» показывают, что уровень гибкости позвоночного столба у гимнасток не имеет большого отличия. (рис 1).
Подвижность плечевого сустава так же может говорить о гибкости юных гимнасток. Результаты выкрута назад показывают ровные результаты у всех испытуемых (рис 2). Все участники теста выполнили хват уже плечевого сустава.
Немаловажное значение для художественной гимнастики имеют координационные способности - эта способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с разной скоростью и напряжением. Были выбраны тесты, отличающиеся простотой проведения. Способность к ориентации в пространстве я определяла с помощью метания мяча в цель. Из 10 предложенных попыток участники попали в среднем 5 раз. Рис.3.
рис. 3 Точность попадания в цель
Результаты теста на согласование движений разными частями тела «Ножницы и заноски» показал различия в один балл, это означает что гимнастки в 2010 – 2011 учебном году с заданием справились хуже чем в 2011 – 2012 учебном году. Рис.4
Рис. 4 Тест на согласованность движений разными частями тела «Ножницы и заноски»
Для проверки исследовательского метода «использование эффекта положительного переноса двигательного навыка в процессе обучения юных гимнасток» было так же проведено тестирование после занятий обучающей направленности согласно экспериментальной методике и до эксперимента. Занимающимся для выполнения было предложено десять контрольных упражнений со скакалкой и обручем: (таб.2)
Таблица 2 Результаты гимнасток в основных упражнениях (ср. балл).
Упражнение | 2010-2011 уч.год | 2011-2012 уч.год |
баллы | баллы | |
Вращения скакалки в боковой плоскости | 5,1 | 6,5 |
Вращения обруча в боковой плоскости | 5,5 | 6,7 |
Бросок скакалки "толчком" в боковой плоскости | 5,5 | 7,3 |
Бросок обруча "толчком" в боковой плоскости | 5,42 | 7,5 |
Прыжки через скакалку, вращая ее вперед | 4,5 | 6.5 |
Прыжки через обруч, вращая ее вперед | 4,07 | 6,8 |
Манипуляция "Удочка" | 3,89 | 6,4 |
Манипуляция "Восьмерка» | 4,39 | 7,32 |
Прямой перекат обруча по полу | 4,42 | 6,14 |
Вертушка обруча по полу | 4,57 | 5,4 |
В результате тестирования во всех видах упражнений обнаружен прирост показателей.
Так в упражнении «Вращение скакалкой в боковой плоскости» прирост результатов оказался выше и составил в среднем. 1,4 балла.
В упражнении « Вращение обруча в боковой плоскости « прирост результатов составил 1,2 балла.
Бросок скакалки «толчком» в боковой плоскости был усовершенствован, гимнастки продемонстрировали этот элемент лучше, чем до эксперимента на 1,8 баллов.
В результате броска обруча «толчком» в боковой плоскости прирост составил 2,1 балла в среднем.
В упражнениях «прыжки через скакалку, вращая ее вперед» и «прыжки через обруч, вращая его вперед» приросты в среднем одинаковые – 2,0 балла.
В упражнении «Манипуляция «Удочка» прирост составил 2,5 балла.
При выполнении упражнения «Манипуляция «Восьмерка» результат улучшился на 3 балла.
Показатели в упражнении «Прямой перекат обруча по полу» улучшились на 1,72 балла.
Средние результаты в упражнении «Вертушка обруча» составили на 0,83 балла больше.
Результаты работы говорят о неодинаковом протекании процесса изучения элементов. С целью корректировки методики обучения основным упражнениям провела анализ схожих по структуре упражнений, который показал, что прирост в одном упражнении незначительно влияет на прирост в другом. Так казалось бы разные упражнения «Бросок обруча толчком» и
« Бросок скакалки толчком» в боковой плоскости говорит о взаимосвязи этих упражнений.
В упражнениях «Прыжки через скакалку, вращая ее вперед» и «Прыжки через обруч, вращая его вперед» обнаружена высокая взаимосвязь этих упражнений по сравнению с другими упражнениями.
Выводы
1. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:
- двигательный навык формируется постепенно и имеет тенденцию к росту;
- рост результатов в процессе формирования навыка неравномерен: в начале усвоения спортивного навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;
- результаты формирования двигательного навыка проходят не равномерно;
- на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов, хотя на отдельных этапах его формирования возникает задержка в росте результатов.
Это объясняется тем, что применяемые приемы совершенствования уже не обеспечивают дальнейшего развития техники. В этих случаях необходимо вносить рациональные изменения в методику тренировки.
2. В настоящее время ведущие специалисты в области художественной гимнастики наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами считают "предметные" занятия.
Применение целенаправленных средств и методов развития двигательных умений и качеств в воспитании гимнастов помогает добиться стабильности и автоматизма двигательного действия. Для достижения наилучшего эффекта развития двигательных умений навыков целесообразно в течение учебного года планировать занятия с преимущественной направленностью на развитие двигательных умений и навыков. Это положительно влияет как на общую физическую подготовку гимнастов, так и на усвоение техники.
3. Результаты собственных наблюдений за методикой работы с ведущими гимнастками страны, их тренерами, обработка литературных источников, видеоматериалов по тренировочным процессам, позволили сделать заключение о том, что используемая «предметная» методика, это положительный эффект обучения детей младшего возраста работы с предметами по освоению двигательным навыкам.
Применение на практике системы "предметных" занятий, выстроенных с учетом возможностей переноса навыков между разучиваемыми двигательными актами, безусловно, позволит улучшить процесс обучения упражнениям с предметами в целом. В этом случае не только тренер по художественной гимнастике уменьшит свои временные затраты, но и его воспитанницы выиграют в качестве владения базовыми двигательными действиями с предметами.
Эффективная начальная техническая подготовка исключит в последующем возможность "задалбливания" навыков и откроет широкую дорогу гимнасткам для быстрого освоения разнообразных упражнений с предметами.
Практические рекомендации
1. Принимая во внимание уровень гибкости, координационной подготовленности девочек на этапе начальной технической подготовки, рекомендуется разучивать базовые элементы со скакалкой, с обручем с использованием комплекса подводящих и специально-подготовительных упражнений.
2. На результат восприятия детьми младшего школьного возраста правильных двигательных навыков влияет использование игрового метода и образного объяснения.
3. Целесообразно использовать на занятиях ряд методических приемов:
- зрительный, слуховой с целью координации усилий ребенка в нужном направлении;
- оценочный и образный и физической помощи тренера с целью коррекции движения.
Список использованной литературы
- Лях В. И., Мейксон Г.Б. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных качеств: базовая часть содержания программного материала в I-XI классах // Физкультура в школе. – 1994. № 4.
- Методика тренировки гимнасток. –М.: Физкультура и спорт, 1976.
- Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Ашмарина. – М., 1979.
- Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Шаулин В.Н. Обучение двигательным действиям с позиций гуманизации: Методика обучения // Физкультура в школе. – 1994. № 3.
- Шаулин В. Н. Развивающее обучение на материале физической культуры // Физкультура и спорт. – 1994. № 6.