Рабочая программа по физической культуре 5-9 классы
рабочая программа по физкультуре на тему

Рабочая программа разработана на основе программы В.И. Ляха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fgos_5-9.doc308 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

к рабочей программе по физической культуре на уровень основного общего образования (реализация ФГОС).

     Рабочая программа разработана на основе Рабочей программы «В.И. Лях. Физическая культура. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2012).

  Учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе, на его преподавание отводится:  102 часа в 5-9 классах в год. 

Для прохождения программы в основной школе в учебном процессе используется учебники: Физическая культура. Виленский М.Я. 5-7кл, Лях В. И.  8-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.

В Рабочей программе освоение учебного материала из практических разделов функционально сочетается с освоением знаний и способов двигательной деятельности. Среди теоретических знаний, предлагаемых в программе, можно выделить вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене, основам организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программа соотносит учебное содержание с содержанием базовых видов спорта, которые представляются соответствующими тематическими разделами: «Гимнастика с элементами акробатики», «Легкая атлетика», « Спортивные игры», «Лыжные гонки». При этом каждый тематический раздел программы дополнительно включает в себя подвижные игры, которые по своему содержанию и направленности согласуются с соответствующим видом спорта.

Материал по способам двигательной деятельности предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельно контролировать физическое развитие и физическую подготовленность, оказывать доврачебную помощь при легких травмах. Овладение этими умениями соотносится в программе с освоением школьниками соответствующего содержания практических и теоретических разделов.

 . Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»

Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися двигательной активности человека с общеразвивающей направленностью. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного общего образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— излагать факты истории развития физической культуры,

характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5-9 классы)

№п.п

Вид программного материала

Количество часов

(уроков)

класс

5

6

7

8

9

1

Базовая часть

1.1

Основы знаний о физической культуре

В процессе урока

1.2

Спортивные игры

36

36

36

36

36

1.3

Гимнастика с элементами акробатики

21

21

21

21

21

1.4

Легкая атлетика

36

36

36

36

36

1.5

Лыжная подготовка

9

9

9

9

9

Итого

102

102

102

102

102

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел «Знания о физической культуре»

  • ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  •  раскрывать на примерах (из истории или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня в зависимости от индивидуальных особенностей учебной и внешкольной деятельности, показателей здоровья, физического развития и физической подготовленности.

Раздел «Способы физкультурной деятельности»

  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
  • организовывать и проводить подвижные игры и простейшие соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
  • целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.

Раздел «Физическое совершенствование»

  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
  • выполнять тестовые упражнения для оценки динамики индивидуального развития основных физических качеств;
  • выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и метание малого мяча
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации развитие гибкости,силы,выносливости;
  • играть в баскетбол, футбол и волейбол по  правилам;
  • выполнять передвижения на лыжах

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях:   с максимальной скоростью пробегать до 60м из положения низкого старта; бегать в равномерном темпе до 20мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 11-13 шагов совершать прыжок в длину;  прыгать в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивание».

В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч массой до 150г на дальность с места и с  разбега (10-12 м) с использование четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г  с места и с трех шагов разбега горизонтальную и вертикальную цели с 10-15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10-12 м.

В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из  элементов на перекладине (мальчики) и разновысоких брусьях (девочки); опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящую из шести элементов, или комбинацию состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

В спортивных играх: играть в  спортивные игры .

В единоборствах: осуществлять подводящие упражнения по овладению приемами техники и борьбы в партере и в стойке (юноши).

Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей, с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся . (табл.1)

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности: участвовать  в соревнованиях по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину и высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения, правила техники безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Оценка знаний обучающихся: 

   Оценка «5» выставляется за ответ, в котором ученик демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает, используя примеры из практики, своего опыта

  Оценка «4» ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.

  Оценка «3» ставится за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

  Оценка техники владения двигательными навыками:

  Оценка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

  Оценка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, имеется скованность движений.

  Оценка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

  Оценка умения осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:

  Оценка «5» - ученик демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс  утренней гимнастики. При этом ученик может  организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

  Оценка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

  Оценка «3» - ученик допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие  физической способности;  испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

Уровень физической подготовленности учащихся 5 класса

п/п

Физические способности

Тест

Возраст,

лет, мес.

Уровень физической подготовленности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

100% и выше

85-99%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

                         МАЛЬЧИКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

11,0-11,5

5.0 и ниже

5.1-5.3

5.4-5.6

5.7-6.1

6.2 и выше

11,6-11.11

5.0 и ниже

5.2-5.3

5.4-5.6

5.7-6.1

6.1 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин и сек.

11,0-11,5

4.50 и ниже

5.25-5.57

5.58-6.30

5.57-6.40

6.41 и выше

11,6-11,11

4.40 и ниже

5.18-5.50

5.51-6.23

5.47-6.30

6.31и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11,0-11,5

177 и выше

150-163

139-149

135-150

134 и ниже

11,6-11,11

184 и выше

153-165

140-152

142-153

141 и ниже

4.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз

11,0-11.5

8 и выше

17-18

5-6

2-4

1 и ниже

11,6-11,11

8 и выше

18

5-6

2-4

1 и ниже

                        ДЕВОЧКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

11,0-11,5

5.1 и ниже

5.2-5.4

5.5-5.8

5.9-6.3

6.4 и выше

11,6-11,11

5.1 и ниже

5.2-5.4

5.5-5.7

5.8-6.2

6.3 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин. и сек.

11,0-11,5

5.24 и ниже

5.25-5.57

5.58-6.30

6.13-7.14

7.15 и выше

11,6-11,11

5.17 и ниже

5.18-5.50

5.51-6.23

6.24-7.07

7.08 и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

11,0-11,5

164 и выше

150-163

136-149

119-135

118 и ниже

11,6-11,11

166 и выше

153-165

140-152

123-139

122 и ниже

4.

Силовые

Подъем туловища  за 30 с., раз

11,0-11,5

19 и выше

17-18

15-16

11-14

10 и ниже

11,6-11,11

19 и выше

18

15-16

11-14

10 и ниже

Уровень физической подготовленности учащихся 6 класса

п/п

Физические способности

Тест

Возраст,

лет, мес.

Уровень физической подготовленности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

100% и выше

85-99%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

                         МАЛЬЧИКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

11,0-11,5

5.0 и ниже

5.1-5.3

5.4-5.6

5.7-6.1

6.2 и выше

11,6-11.11

5.0 и ниже

5.2-5.3

5.4-5.6

5.7-6.1

6.1 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин и сек.

11,0-11,5

4.50 и ниже

5.25-5.57

5.58-6.30

5.57-6.40

6.41 и выше

11,6-11,11

4.40 и ниже

5.18-5.50

5.51-6.23

5.47-6.30

6.31и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

11,0-11,5

177 и выше

150-163

139-149

135-150

134 и ниже

11,6-11,11

184 и выше

153-165

140-152

142-153

141 и ниже

4.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз

11,0-11.5

8 и выше

17-18

5-6

2-4

1 и ниже

11,6-11,11

8 и выше

18

5-6

2-4

1 и ниже

                        ДЕВОЧКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

11,0-11,5

5.1 и ниже

5.2-5.4

5.5-5.8

5.9-6.3

6.4 и выше

11,6-11,11

5.1 и ниже

5.2-5.4

5.5-5.7

5.8-6.2

6.3 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин. и сек.

11,0-11,5

5.24 и ниже

5.25-5.57

5.58-6.30

6.13-7.14

7.15 и выше

11,6-11,11

5.17 и ниже

5.18-5.50

5.51-6.23

6.24-7.07

7.08 и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

11,0-11,5

164 и выше

150-163

136-149

119-135

118 и ниже

11,6-11,11

166 и выше

153-165

140-152

123-139

122 и ниже

4.

Силовые

Подъем туловища  за 30 с., раз

11,0-11,5

19 и выше

17-18

15-16

11-14

10 и ниже

11,6-11,11

19 и выше

18

15-16

11-14

10 и ниже

       

 Уровень физической подготовленности учащихся 7 класса 

п/п

Физические способности

Тест

Возраст,

лет, мес.

Уровень физической подготовленности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

100% и выше

85-99%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

                         МАЛЬЧИКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

14,0-14,5

4.8 и ниже

4.9-5.1

5.2-5.4

5.5-6.0

6.1 и выше

14,6-14.11

4.7 и ниже

4.8-5.0

5.1-5.4

5.5-5.9

6.0 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин и сек.

14,0-14,5

3,55 и ниже

3.56-4.28

4.29-5.01

5.02-5.45

5.46 и выше

14,6-14,11

3.50 и ниже

3.51-4.23

4.24-4.56

4.57-5.40

5.46и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

14,0-14,5

217 и выше

204-216

192-203

175-190

174 и ниже

14,6-14,11

225 и выше

212-224

200-211

183-198

182 и ниже

4.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз

14,0-14.5

12 и выше

10-11

8-9

5-7

4 и ниже

14,6-14,11

12 и выше

10-11

8-9

5-7

4 и ниже

                        ДЕВОЧКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

14,0-14,5

4.9 и ниже

5.0-5.2

5.3-5.5

5.5-6.0

6.1 и выше

14,6-14,11

4.9 и ниже

5.0-5.2

5.3-5.5

5.5-6.0

6.1 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин. и сек.

14,0-14,5

4.43 и ниже

4.44-5.15

5.16-5.48

5.49-6.32

6.33 и выше

14,6-14,11

4.37 и ниже

4.38-5.09

5.10-5.42

5.43-6.26

6.27 и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

14,0-14,5

194 и выше

180-193

166-179

150-165

149 и ниже

14,6-14,11

196 и выше

182-195

168-181

152-167

151 и ниже

4.

Силовые

Подъем туловища  за 30 с., раз

14,0-14,5

24 и выше

21-22

19-20

14-18

13 и ниже

14,6-14,11

24 и выше

22-23

20-21

15-19

14 и ниже

               

               

 Уровень физической подготовленности учащихся 8 класса 

п/п

Физические способности

Тест

Возраст,

лет, мес.

Уровень физической подготовленности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

100% и выше

85-99%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

                         МАЛЬЧИКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

14,0-14,5

4.8 и ниже

4.9-5.1

5.2-5.4

5.5-6.0

6.1 и выше

14,6-14.11

4.7 и ниже

4.8-5.0

5.1-5.4

5.5-5.9

6.0 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин и сек.

14,0-14,5

3,55 и ниже

3.56-4.28

4.29-5.01

5.02-5.45

5.46 и выше

14,6-14,11

3.50 и ниже

3.51-4.23

4.24-4.56

4.57-5.40

5.46и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

14,0-14,5

217 и выше

204-216

192-203

175-190

174 и ниже

14,6-14,11

225 и выше

212-224

200-211

183-198

182 и ниже

4.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз

14,0-14.5

12 и выше

10-11

8-9

5-7

4 и ниже

14,6-14,11

12 и выше

10-11

8-9

5-7

4 и ниже

                        ДЕВОЧКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

14,0-14,5

4.9 и ниже

5.0-5.2

5.3-5.5

5.5-6.0

6.1 и выше

14,6-14,11

4.9 и ниже

5.0-5.2

5.3-5.5

5.5-6.0

6.1 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин. и сек.

14,0-14,5

4.43 и ниже

4.44-5.15

5.16-5.48

5.49-6.32

6.33 и выше

14,6-14,11

4.37 и ниже

4.38-5.09

5.10-5.42

5.43-6.26

6.27 и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

14,0-14,5

194 и выше

180-193

166-179

150-165

149 и ниже

14,6-14,11

196 и выше

182-195

168-181

152-167

151 и ниже

4.

Силовые

Подъем туловища  за 30 с., раз

14,0-14,5

24 и выше

21-22

19-20

14-18

13 и ниже

14,6-14,11

24 и выше

22-23

20-21

15-19

14 и ниже

                                       

Уровень физической подготовленности учащихся 9 класса

 

п/п

Физические способности

Тест

Возраст,

лет, мес.

Уровень физической подготовленности

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

100% и выше

85-99%

70-84%

51-69%

50% и ниже

5 баллов

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

                         МАЛЬЧИКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

15,0-15,5

4.8 и ниже

4.9-5.1

5.2-5.4

5.5-6.0

6.1 и выше

15,6-15.11

4.7 и ниже

4.8-5.0

5.1-5.4

5.5-5.9

6.0 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин и сек.

15,0-15,5

3,55 и ниже

3.56-4.28

4.29-5.01

5.02-5.45

5.46 и выше

15,6-15,11

3.50 и ниже

3.51-4.23

4.24-4.56

4.57-5.40

5.46и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места, см

15,0-15,5

217 и выше

204-216

192-203

175-190

174 и ниже

15,6-15,11

225 и выше

212-224

200-211

183-198

182 и ниже

4.

Силовые

Подтягивание на высокой перекладине, кол-во раз

15,0-15.5

12 и выше

10-11

8-9

5-7

4 и ниже

15,6-15,11

12 и выше

10-11

8-9

5-7

4 и ниже

                        ДЕВОЧКИ

1.

Скоростные

Бег 30м,с

15,0-15,5

4.9 и ниже

5.0-5.2

5.3-5.5

5.5-6.0

6.1 и выше

15,6-15,11

4.9 и ниже

5.0-5.2

5.3-5.5

5.5-6.0

6.1 и выше

2.

К выносливости

Бег 1000м, мин. и сек.

15,0-15,5

4.43 и ниже

4.44-5.15

5.16-5.48

5.49-6.32

6.33 и выше

15,6-15,11

4.37 и ниже

4.38-5.09

5.10-5.42

5.43-6.26

6.27 и выше

3.

Скоростно-силовые

Прыжок в длину с места

15,0-15,5

194 и выше

180-193

166-179

150-165

149 и ниже

15,6-15,11

196 и выше

182-195

168-181

152-167

151 и ниже

4.

Силовые

Подъем туловища  за 30 с., раз

15,0-15,5

24 и выше

21-22

19-20

14-18

13 и ниже

15,6-15,11

24 и выше

22-23

20-21

15-19

14 и ниже

                                             

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

5 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена. Олимпийские игры. Комплекс ГТО.

Способы физкультурной деятельности

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!», «На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

  • Гимнастические упражнения : выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места, с разбега; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы,  в вертикальную цель, в стену, на дальность.

Лыжные гонки

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!», «На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом.

Повороты переступанием на месте.

Спуски в основной стойке.

Подъемы ступающим и скользящим шагом.

Торможение падением.

Спортивные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

6 класс

Знания о физической культуре

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

Способы физкультурной деятельности

Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

  • Гимнастические упражнения: выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

Легкая атлетика

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов.

Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы,  в вертикальную цель, в стену, на дальность.

Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход.

Спуски в основной стойке.

Подъем «лесенкой».

Торможение «плугом».

Спортивные игры

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

7 класс

Знания о физической культуре

Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).

Способы физкультурной деятельности

Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

  • Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три прием выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

а; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.

Легкая атлетика

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы,  в вертикальную цель, в стену, на дальность.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.

Поворот переступанием.

Спортивные игры

На материале спортивных игр:

Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».

Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».

Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

8 класс

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по  правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

  • Гимнастические упражнения : выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

Легкая атлетика

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».

Низкий старт.

Стартовое ускорение.

Финиширование.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы,  в вертикальную цель, в стену, на дальность.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

Спортивные игры

На материале спортивных игр:

Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по  правилам .

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по  правилам .

Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в волейбол.

9 класс

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол, волейбол по  правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Физическое совершенствование

Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

  • Гимнастические упражнения : опорный прыжок через гимнастического козла — с разбега толчком о гимнастический мостик прыжок согнув ноги ,прыжок боком с поворотом «девочки»,  из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги» Гимнастические упражнения : выполнять организующие строевые команды и приемы;
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);

.

Легкая атлетика

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание».

Низкий старт.

Стартовое ускорение.

Финиширование.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы,  в вертикальную цель, в стену, на дальность.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

Спортивные игры

На материале спортивных игр:

Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по  правилам .

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по  правилам .

Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, нападающий удар, игра в волейбол.

                                                                                   

Годовой план – график.

5-9 класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Легкая атлетика

 21 час

    15 часов                    

Гимнастика

                       21час

Лыжная подготовка

9часов

Спортивные игры

б/б-6часов

   б/б-12 часов                     в/б-9часов

 ф/б-9 часов

27 часов

21 час

30 часов

24 часа

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

 

1.1.

Стандарт  основного общего образования по физической культуре

Д

1.2.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2008.

Д

1.3.

Лях В.И.  Учебник для учащихся 5-7, 8-9 классов основной школы. Москва «Просвещение» 2014г.

Ф

1.4.

Рабочая программа по физической культуре

Д

2.

Дополнительная литература для учителя

 

2.1.

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

Ф

2.2.

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  1998.

Д

2.3.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории  и методики физического воспитания 2001г.

Д

2.4.

Школьникова  Н.В.,  Тарасова  М.В.  Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы.  Издательство «Первое сентября» 2002 г.

Д

2.5.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.

Д

2.6.

Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре  5-7, 8-9  класс, Москва «Вако» 2006

Д

3.

Дополнительная литература для обучающихся

 

3.1.

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

Д

4.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

4.1.

Музыкальный центр

Д

4.2.

Аудиозаписи

Д

5.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

5.1.

Бревно гимнастическое напольное

П

5.2.

Козел гимнастический

П

5.3.

Канат для лазанья

П

5.4.

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

5.5.

Стенка гимнастическая

П

5.6.

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

П

5.7.

Комплект навесного оборудования (перекладина,  тренировочные баскетбольные щиты)

П

5.8.

Мячи:  баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

5.9.

Палка гимнастическая

К

5.10.

Скакалка детская

К

5.11.

Мат гимнастический

П

5.12.

Гимнастический подкидной мостик

Д

5.13.

Кегли

К

5.14.

Обруч пластиковый детский

Д

5.15.

Планка для прыжков в высоту

Д

5.16.

Стойка для прыжков в высоту

Д

5.17.

Флажки: разметочные с опорой, стартовые

Д

5.18.

Лента финишная

 

5.19.

Рулетка измерительная

К

5.20.

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

 

5.21.

Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

5.22.

Щит баскетбольный тренировочный

Д

5.23.

Сетка для переноски и хранения мячей

П

5.24.

Сетка волейбольная

Д

5.25.

Аптечка

Д

6.

СПОРТИВНЫЕ ЗАЛЫ

6.1

Спортивный зал игровой

Кабинет учителя

Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования

 

Для проведения уроков физической культуры на свежем воздухе используется база стадиона «Химик» (в соответствии с договором).

 Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);

К – полный комплект (для каждого ученика);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);

П – комплект

Цифровые образовательные ресурсы

Электронный адрес

Название сайта

http://lib.sportedu.ru:

Электронный каталог центральной отраслевой библиотеки по физической культуре

http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/:

Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры»

http://minstm.gov.ru/

Министерство спорта, туризам и молодёжной политики Российской Федерации

http://www.mifkis.ru/:

Московский институт физической культуры и спорта

http://www.vniifk.ru/:

Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта

http://www.shkola-press.ru

Журнал «Физическая культура в школе»

http://www.rfs.ru/

Российский футбольный союз

http://www.basket.ru/

Российская федерация баскетбола

http://www.lapta.ru/

Федерация лапты России

http://www.sportgymrus.ru/

Федерация спортивной гимнастики России

http://www.rusgymnastics.ru/

Всероссийская федерация художественной гимнастики России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для 2 класса на основе Авторской программы Матвеева А.П.

Данная программа составлена  в соответствии с современными требованиями к структуре рабочей программы. Данный образец поможет составить программы учителям физической культуры, работающим по...

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 8 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под...

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 6 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г....

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса на основе авторской программы Матвеева А.П. (3 часа в неделю)

Рабочая программа по физической культуре для 9 класса разработана на основе программы общеобразовательных учреждений Физическая культура. Основная школа, 5 -11 классы. М. Просвещение 2008г., под ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы»

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

Рабочая программа по физической культуре для 3 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Программа коррекционной работы - это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье в освоении основной образовательной программы начального общего образования...