Внеурочноая физкультурно-оздоровительная и спортивно- массовая деятельность обучающихся.
статья по физкультуре на тему

Калинина Диана Валерьевна

Формирование компетенций личностного самосовершенствования обучающегося во внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование компетенций личностного самосовершенствования обучающихся во внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой  деятельности

     Говоря о проблеме здоровья населения в современном мире, невозможно не сказать о здоровье детей. Неблагоприятные экологические условия, неправильное питание и множество других факторов привели к тому, что с каждым годом число здоровых детей уменьшается и возрастает число детей физически ослабленных.

         Нормальное развитие и совершенствование функций основных жизнеобеспечивающих органов и систем организма, развитие физических качеств и обогащение двигательного опыта учащихся входят в основные задачи, решаемые занятиями физической культуры. Систематические занятия физическими упражнениями при строгом соблюдении режима дня, включающего подготовку уроков, помощь родителям, отдых, сон, питание, благоприятно влияют на развитие детей, укрепляют их здоровье. Правильное сочетание занятий физической культурой с учебой повышает ее эффективность, так как физические упражнения увеличивают продолжительность продуктивной умственной работы.

        Одной из первостепенных задач, стоящих перед школьной физической культурой, является обеспечение недельного двигательного режима обучающимся с целью поддержания нормального физиологического фактора развития и роста ребенка. В школе разработана комплексно – целевая программа «Здоровье», целью которой является создание условий для самореализации и осознанного личностного самоопределения учеников в соответствии их склонностями и интересами, подготовка на этой основе выпускников, готовых  к жизни в открытом и меняющемся мире.

     Эта цель предполагает:

- формирование потребности в обучении, саморазвитии  и создании условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;

- внедрение инновационных технологий обучения;

- создание условий для предметно нравственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, организованную в зависимости от возрастной специфики развития.

Ориентируясь на цель образовательного учреждения, строю свою профессиональную деятельность, выдвигая собственные цели:

  1. Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам. Совершенствование функциональных возможностей организма;
  2. Формирование практических умений в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой и спортом;
  3. Пропаганда  здорового образа жизни и приобщение обучающихся к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом;
  4. Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияния физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей.

Основные формы внеурочной  деятельности

        В реализации  программы «Здоровье» одним из важнейших направлений является формирование физического здоровья обучающихся. На это направлены как уроки физической культуры, так и внеурочная физкультурно- оздоровительная  деятельность, организация участия в массовых   спортивных соревнованиях.

      С самого начала моей  педагогической деятельности появилась убежденность, что именно занятия физической культурой  и спортом помогает воспитанию характера, воли, личности ребенка. Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие на обучающихся. Для многих внеурочная  физкультурно- оздоровительная и спортивная деятельность - единственная возможность восстановления здоровья, преодоления уже имеющихся отклонений от норм физического развития.

    В результате обобщения многолетнего опыта работы, проводимого мониторинга по определению физической подготовленности обучающихся, я большое внимание уделяю общей и специальной физической подготовке обучающихся, подбираю  комплекс упражнений для развития силы, как средство развития скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости и координации.

             Учитель воспитывает обучающихся в духе преодоления трудностей, ведет их по пути «от простого к сложному», от изученного к неизученному, т.е., все время создает  систему перспективных направлений в стремлении к самосовершенствованию. На мой взгляд, спорт помогает сохранять собственное достоинство, быть сильным, порождает желание стать востребованным в обществе. Некоторые считают: подумаешь, побегали, попрыгали, подышали, очки, секунды – все это не таит в себе никаких широких знаний и умений, но ведь это ошибочное мнение! На уроке и во время спортивной тренировки дается чувственно – конкретное представление и о красоте человеческого тела, и об  удивительных возможностях организма.

 Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию,  самоподдержку, саморазвитие.

        Для укрепления здоровья детей и развития физической культуры   во внеурочное время  я  выполняю эффективную работу с учащимися всех возрастов:  веду спортивные кружки и секции. Это позволяет пропагандировать необходимость занятий физической культурой и спортом. Таким образом, ежегодно возрастает число обучающихся  желающих заниматься в спортивных секциях. Веду спортивные секции от ДЮСШ: «Волейбол», «Баскетбол», «Туризм» со дня открытия школы, а с 2011 года кружок  «Бадминтон», в рамках реализации проекта «Здоровая школа». Все это  позволяет заложить основу здоровьесбережения и  в будущем  вырастить  не только интеллектуально развитых, но и физически здоровых детей.

Направления внеурочной деятельности

    С целью формирования здорового образа жизни,  воспитания у детей организованности и коллективизма, честности и воли к победе во внеурочное время ежегодно провожу месячник оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, День защиты детей,  конкурсы и аттракционы, а также более сложные виды соревнований – это первенства между несколькими командами по различным спортивным видам  игр, таких, к примеру,  как «Мини-футбол», «Баскетбол», «Волейбол» и др.

  Очень популярны у детей ежегодные  традиционные мероприятия: Дни здоровья, Веселые старты, Спартакиада  со 100% охватом детей.

    Отличительная особенность внеклассных мероприятий – их добровольность, поэтому очень важно вызвать у обучающихся интерес к ним, чтобы каждый ребенок, независимо от уровня его подготовленности, смог испытать истинное удовольствие от своего, пусть небольшого, но успеха Внеурочная деятельность обучающихся создает положительный эмоциональный настрой, на фоне которого развивается самостоятельность детей, формируется и сплачивается коллектив.

   Все КТД, соревнования, праздники проходят под девизом: «Родители, дети, учителя – большая школьная семья»

        В подготовке и проведении праздников, соревнований, конкурсов принимают участия все (учителя, дети, родители, администрация школы). Накал страстей и эмоций, царящих обычно на наших мероприятиях, не мешают учителям оставаться на высоте и быть лидерами детского коллектива.

  Традиционные мероприятия:

- осенний и весенний кросс «Движение это жизнь»;

- зимние забавы;

- игровые спортивные станции и подвижные игры;

- первенство школы  (по мини-футболу, гимнастике, баскетболу, волейболу, бадминтону и другим видам спорта);

- рыцарский турнир;

- военные сборы;

- конкурсная программа «Самый, самый»;

- день здоровья «Я выбираю жизнь»;

- президентские состязания;

- малые Олимпийские игры и т.д.

       Дух соперничества, если он направлен учителем в нужное русло, учит уважать своих соперников, а неукротимая детская энергия используется для достижения более высоких ступенек в  физическом и нравственном развитии.

       Наряду с сохранением и укреплением здоровья  детей одной из моих   задач является воспитание нравственных, патриотических  качеств обучающихся. Настоящий патриот должен быть здоров физически и нравственно, так как  народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух», вот почему к задаче воспитания здорового образа жизни теснейшим образом примыкают задачи патриотического воспитания. Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, так как воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных  мероприятий.

      Решая задачи воспитания нравственных, патриотических  качеств обучающихся, я организую  свою внеурочную деятельность по трём основным направлениям:

  1. «Моя семья»

         Значение семьи можно определить по последним строчкам завещания императора Александра третьего своему сыну «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Я считаю, что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким с людям – к матери, к отцу, бабушке, дедушке.

  1. «Моя малая Родина»

    Я считаю, что очень важно показать ребенку, что родной  посёлок   славен своей историей, традициями, памятниками, лучшими людьми. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические  чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимается до осознанной любви к своему Отечеству

  1. «Родная страна»

Я думаю, что воспитание любви к своему отечеству должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к другим народам, соблюдением традиций.

    Поэтому с детьми мы помогаем ветеранам Великой Отечественной войны, провожу спортивно-патриотические праздники с привлечением ветеранов. Ежегодно участвуем в параде Победы и в военно-спортивной игре «Зарница». В рамках этой знаменательной даты провожу такие мероприятия:

  • спортивную эстафету к Дню Победы;
  • спортивно-патриотический праздник «Добры молодцы».

       В летнее время являюсь начальником летнего спортивно-оздоровительного палаточного лагеря «Олимп». Целью работы этого лагеря является:  формирование здорового образа жизни детей, вовлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. Всего  за лето  в лагере «Олимп» отдыхают 120 человек, предпочтение отдается детям из неблагополучных семей.

Использование ИКТ во внеурочной деятельности

  В своей работе  по организации  внеурочной физкультурно- оздоровительной и спортивно- массовой  деятельности я опираюсь на современные, инновационные формы и методы работы,  направленные на достижение поставленных целей.

     Активно осваиваю  и внедряю во внеурочную  деятельность ИКТ с целью овладения теоретическими знаниями по предмету физической культуры. Мною разработаны электронные приложения по темам: «Личная гигиена», «Режим дня школьника», «Олимпийская символика», «Основные двигательные качества», «Баскетбол», «Органы чувств», «Закаляйтесь», «ЗОЖ», «Опорно-двигательный аппарат», «Первая помощь при травмах», «Самоконтроль», «Спортивная гимнастика», «Наш организм», «Физическое развитие».  В своей педагогической деятельности выделяю пять форм использования ИКТ:

  •         глобальная сеть Интернет;
  •         ведение документации;
  •         развивающие компьютерные программы;
  •         мультимедийные презентации;
  •         компьютерное тестирование.

    Таким образом, применение апробированных мною форм, методов, средств  организации внеурочной деятельности  способствует достижению высоких результатов у моих  учеников.

    Во многих случаях личный пример учителя и его знания  дают детям сильную мотивацию и толчок к занятиям физкультурой. Поэтому мне хочется быть всегда в хорошей физической форме, я стараюсь пополнять свой физический и духовный багаж теми наработками, которые, на мой взгляд,  способствуют развитию обучающихся. Я систематически принимаю участие в спортивных мероприятиях, профилактических  акциях, конкурсах, турслете учителей, являюсь членом сборной учителей школы по баскетболу, самостоятельно занимаюсь в тренажерном зале. С  2011 года  наша школа  является  центром развития бадминтона среди общеобразовательных школ Алексеевского района, на базе её проходят зональные и республиканские соревнования, в которых я принимаю участие в качестве тренера и судьи;

  • участвую в экспертизе учителей физической культуры с 2011 года;
  •  принимаю участие    в предметной  олимпиаде  с   1998  года, являюсь   судьей  на  практической  части    олимпиады;
  •   постоянно  участвую  в  организации  районных  спортивных  соревнований  и  принимаю участие в качестве судьи.
  • состою в сообществе учителей на www.proshkolu.ru

    На сайте: www.proshkolu.ru/user/Andreu74/   помещены некоторые разработки  моих внеклассных мероприятий с применением  ИКТ.

     Меняется время, меняется школа. Но дети всегда остаются детьми, а учитель всегда остаётся учителем. Учитель и ученик… они по-прежнему нужны друг другу, нужны, как и раньше, как и много лет назад. Кто-то из мудрецов сказал: «Здоров и счастлив тот, чьи помыслы чисты». Мне кажется, это сказано об учителе, настоящем учителе…а может быть, об ученике, у которого был когда-то хороший учитель, научивший его видеть счастье в любимом деле, которое он продолжает делать с самыми чистыми помыслами.

Часто я повторяю себе такие слова «Не тешься успехом долго,
намечай новую цель, снова добивайся и снова побеждай»,
 поэтому рост своего педагогического мастерства  вижу в создании электронного учебно-методического комплекса  по формированию компетенций личностного самосовершенствования обучающихся во внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План организации физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой работы в специальной (коррекционной)школе-интернате

Оздоровительные мероприятия в режиме дняучащихся.1.Беседы в классах о режиме дня школьника и его значении для укрепления растущего организма, о порядке проведения утреннейгимнастики до занятий, физкул...

Физкультурно-оздоровительная спортивная секция "Атлет". Опыт работы

Занятия в физкультурно-оздоровительной спортивной секции "Атлет" приносят большую помощь обучающимся. При регулярных занятиях ребята укрепляют свои мышцы, наращивают мышечную массу, развивают вынослив...

Достижения школьного спортивного клуба «Лидер» в физкультурно-оздоровительных и спортивно массовых мероприятиях

Достижения школьного спортивного клуба «Лидер» в физкультурно-оздоровительных и спортивно массовых мероприятиях...

Статья "Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием семей обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием семей обучающихся с интеллектуальными нарушениями: из опыта работы....

СТАТЬЯ: "Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий с участием семей обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Семья и образовательное  учреждение – два важных института социализации школьников. Современная образовательная ситуация открывает новые возможности сотрудничества педагогов и родителей на ...