Статья "Баскетбол на уроках физической культуры"
статья по физкультуре на тему

Применение игры "Баскетбол" на уроках физической культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_basketbolu.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

 «Баскетбол на уроках физической культуры».

Волобуева Инга Ивановна.

г.Лиски  МКОУ СОШ №15.

 В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населения. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются,  прежде всего,  спортивные игры. [1].

 Баскетбо́л (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде, овладеть мячом и забросить его в свою корзину. Kорзина находится на высоте 3,05 метра от пола (10 футов). От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. За мяч, заброшенный с ближней и средней дистанции, засчитывается 2 очка, с дальней (из-за трёхочковой линии) — 3 очка. Штрафной бросок оценивается в одно очко. Стандартный размер баскетбольной площадки 28 метров в длину и 15 метров в ширину. Баскетбол — один из самых популярных видов спорта в мире . Баскетбол входит в программу Олимпийских игр с 1936 года. Изобретатель игры Джеймс Нейсмит был  в качестве гостя. Регулярные чемпионаты мира по баскетболу среди мужчин проводятся с 1950 года, среди женщин — с 1953 года, а чемпионаты Европы — с 1935 года. [2].

   В школе баскетбол популярен и поэтому эффективно используется на уроках. Естественность и разнообразие движений, составляет основу баскетбола – бег, передачи, ловля и броски мяча, а также острая спортивная борьба делают эту игру важным средством физического и нравственного воспитания.  Она строится на неожиданных рывках, мгновенных рывках, мгновенных остановках, требует бега со скоростью. За 40 мин игрового времени баскетболист пробегает 5-7 км, выполняет большое количество прыжков и метаний разными по форме и характеру движениями. Своеобразность бега и прыжков, а также метаний определяется незначительными размерами площадки и необходимостью внезапно переходить от одних к другим, действовать в условиях постоянного лимита времени, навязанного степенью противодействия противника.

   В начальной школе используются подвижные игры с элементами баскетбола. Уже с пятого класса необходимо стремиться учить учащихся согласовывать индивидуальные и простые командные технико–тактические взаимодействия (с мячом и без мяча) в нападении и в защите начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр (типа «Борьба за мяч», «Мяч капитану») и специальных, постоянно усложняющихся игровых упражнений (форм). Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом,  реализации в практике индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, имеющим в этой связи существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно задействуя их в ходе осуществления разнообразных видов игровой деятельности.

    Технику игры можно условно разделить на два раздела — техника нападения и техника защиты. Техника нападения определяется следующими четырьмя приемами: ловля, передача, ведение и бросок. Техника защиты включает: стойку, вырывание, выбивание и перехват мяча. Такие приемы как повороты, остановки, финты, передвижения, овладение мячом при отскоке от щита используются как при нападении, так и при защите. Многочисленные технические приёмы в баскетболе группируют по их целевому назначению. Приёмов, которыми ведется игра, много, но для участия в игре достаточно овладеть основными и постоянно в них совершенствоваться. Для перемещений баскетболист использует обычную ходьбу, бег, приставные шаги, прыжки, остановки и повороты. Защищаясь, игроку надо уметь противодействовать успешному выполнению приёмов противником и стараться при этом овладеть мячом. Для этого применяют специальные приемы: выбивание, вырывание, накрывание, перехват, овладение мячом, отскочившим от щита или корзины (борьба за отскок).

 Под тактикой в баскетболе следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и беспрерывно изменяющейся обстановки команда должна применять наиболее целесообразную тактику. Чем разнообразнее тактика команды, тем больше у нее шансов на успешные выступления. Для ведения борьбы игроки применяют тактические комбинации и индивидуальные тактические действия.
В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывное чередование между игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из игроков команды вся пятерка переходит в нападение и стремления игроков направлены к тому, чтобы прорвать оборону противника и добиться результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне, и каждый игрок стремится  скорее овладеть мячом, не дав забросить его в свою корзину. Таким образом,  успех команды зависит от качества игры и в нападении и в защите. Поскольку вся игра складывается из действий каждого из пяти участников команды, описание тактики начинается с индивидуальных действий игрока в защите и в нападении. Под индивидуальными тактическими действиями игрока понимаются его преднамеренные действия, выражающиеся в выборе места на площадке, в непосредственной борьбе с противниками (в пределах правил игры) и в обманных действиях. [3].

 Для того чтобы научиться хорошо  играть в баскетбол, только организованных учебных занятий недостаточно. Необходимо работать самостоятельно. Искусство владения мячом требует специфической ловкости и способностей, связанных с тонкостью ощущений упругих свойств мяча в сочетании с движениями различных частей тела. Соответствующая подготовка может быть получена с помощью общеразвивающих упражнений с мячом, упражнений типа жонглирования, включая их в утреннюю гимнастику и самостоятельные занятия в часы досуга. Большое внимание надо уделять специальным упражнениям, способствующим совершенствованию меткости, необходимой для точных бросков.

В период обучения в школе учащиеся  овладевают основными приёмами игры в баскетбол, знают её правила и приобретают элементарные судейские, инструкторские навыки. В силу этого под воздействием занятий баскетболом улучшаются функции внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и др.). Движения становятся более точными, координированными, уверенными. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, формируется правильная осанка. Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самостоятельно принимать решения. Для этого необходимо уметь распределять внимание, хорошо видеть складывающуюся ситуацию и запомнить её, ориентироваться и уметь анализировать. В системе занятий эти способности совершенствуются и в жизни учащихся и его трудовой деятельности оказываются весьма ценными и необходимыми. Активная борьба в баскетболе предъявляет особые требования к волевым усилиям и поэтому по мере занятий на уроке у занимающихся совершенствуются способности к проявлению воли, смелости, решительности, инициативы, самостоятельности в принятии решений и умению сдерживать отрицательные эмоции. Сознательная деятельность требует быстроты принятия решений, что способствует развитию интеллектуальных способностей. Коллективность действий в достижении цели связана сочетанием личных интересов с интересами команды, благодаря чему коллектив содействует воспитанию самодисциплины, активности, инициативы и товарищеской взаимопомощи. Проведение игровых упражнений на воздухе способствует закаливанию организма и укреплению здоровья школьников. [4].  

Список литературы:

1. Теория и методика физической культуры. Матвеев Л.П. 1991г.

2.  Баскетбол.

3. Физическое воспитание 5-7 классы. Лях В.И., Мейксон Г.Б. 2001г.

4. Физическая культура. Загорский Б.Ф. 1998г.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...