Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни.
статья по физкультуре на тему

Минимуллина Узяль Рафгатовна

   Использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.

Практическое применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, совершенствование инновационной деятельности в занятиях плаванием постоянно повышает качество образования на основе улучшения физического, социального и духовного здоровья обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_minimullinoy_u.r.docx82.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя школа №43»

 Здоровьесберегающие технологии на уроках плавания как средство формирования культуры здорового образа жизни

МинимуллинаУзяльРафгатовна;

учитель физической культуры

Нижневартовск, 2016

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….3

2.Основная часть………………………………………………………….…..6

3.Заключение………………………………………………………………….11

4.Список использованных источников……………………………………..12

5.Приложения…………………………………………………………………13

Введение

«Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».Здоровье человека- тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в ХХI веке она становится первостепенной на уровне государства.По поручению Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта определена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящей Стратегии определяются цель, задачи и основные направления реализации государственной политики в области развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, издан Указ Президента РФ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» от 24 марта 2014 года.

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные, совпадающие с получением ребенка общего среднего образования.Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живет. Для детей от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Перед каждым учителем физической культуры возникают вопросы: как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его физической подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры (в данном случае к урокам плавания), потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников? Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

 Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать образовательную деятельность без ущерба здоровью школьников? Однако анализ методической литературы, образовательной деятельности указывает на недостаточность использования плавания и оздоровительных процедур в развитии ребенка. Ю.Ф Змановский, замечательный педагог, разработчик развивающей педагогики оздоровления считал, что плавание содействует увеличению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению и становлению здорового образа жизни.Ответить на него можно при условии подхода к организации обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья, что и послужило выбором темы представленного опыта«Обучение плаванию посредством здоровьесберегающих технологий».

«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К.Смирнова,- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни». Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:

-создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям по плаванию и осознанному отношению к здоровью;

- предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

Новизна опытазаключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках плавания:

-использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

-использование информационно-коммуникативных технологий для более наглядной демонстрации;

-использование современного оборудования;

-применение элементов здоровьесберегающих технологий;

-использование оздоровительных технологий в игровом варианте.

В основу моего педагогического опыта положены научные разработки:«Концептуальные основы разработки здоровьесберегающих образовательных технологий» разработана и реализуется сотворческим коллективом Красноярского филиала Института рефлексивной психологии творчества и гуманизации образования Международной академии гуманизации образования (МАГО, Сочи-Магдебург) под руководством профессора Российской Академии Естествознания (РАЕ), действительного члена Европейской Академии Естествознания Дюкова Валерия Михайловича и старшего преподавателя кафедры валеологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярского торгово-экономического института» (ФГБОУ ВПО "КГТЭИ"), советника Российской Академии Естествознания (РАЕ) Скурихиной Натальи Владимировны.

Здоровьесберегающие технологии в образовании — это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования — задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в образовательном учреждении: детей, педагогов и родителей.

Здоровьесбережение должно выступать как одна из важнейших задач образовательного процесса. По моему мнению, приоритеты в решении данной проблемы должны быть за средствами физической культуры и спорта.

Цельздоровьесберегающих образовательных технологийобучения  – обеспечитьшкольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые  знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательныетехнологии – регулярная экспресс – диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.

Применение в работе образовательного учрежденияздоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность учебно-воспитательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Очень важно, чтобы каждая оздоровительная направленность, используемая в комплексе здоровьесберегающей деятельности, в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Основная часть

Среди массовых видов спорта, на мой взгляд, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды.        

Основныминаправлениямиздоровьесберегающих технологий в образовательной деятельности по обучению учащихся плаванию являются:

- общефизическая подготовка на суше;

- обучение и совершенствование техники плавания;

- медико-педагогический контроль;

- оздоровительно-профилактический комплекс:

восстановительный массаж;

дыхательная гимнастика;

- занятия фридайвингом;

- работа с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья;

- соревнования по плаванию;

- сотрудничество с семьей;

- мониторинг результатов деятельности обучающихся.

В МБОУ «СШ №43» - лучший бассейн среди образовательных  учреждений города Нижневартовска (25метров). По учебному плану на плавание отводится  1 час в неделюобучающимся с 1 по 7 классы и         4 часа секции плавания для учащихся 5-8 классов.

Занятия по плаванию в образовательном учреждении решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи направленные на:

- охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни;                        

-  формирование   двигательных умений и навыков, формирование знаний о видах и способах плавания.

- воспитание нравственно-волевых качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства.

Для решения перечисленных задач в образовательном учреждении созданы определенные  условия. В бассейне выделено достаточно места для активного движения детей с учетом использования оборудования и пособий.

Имеются специализированные функциональные помещения: медицинский кабинет,  физкультурный зал с тренажерами и шведской стенкой.

Созданы санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности детей: комфортный температурный и световой режим.

Соблюдается режим проветривания, кварца и уборки помещений, правила личной гигиены детей. Созданы условия для реализации различных форм закаливания.        

Разработана система занятий по обучению детей плаванию.

Главная цель обучения плаванию в начальной школе - приобщение детей к воде, приобретение плавательных навыков, закаливание, укрепление организма, психологическая разгрузка, формирование здорового образа жизни.

Плавание оказывает разностороннее развивающее действие, способствует совершенствованию органов кровообращения и дыхания, увеличивает работоспособность и силу мышц, укрепляет нервную систему, улучшает аппетит, повышает общий тонус организма, увеличивает выносливость. В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на ещё не окрепший и податливый детский позвоночник, который в процессе занятий плаванием правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. Активное движение ног в воде в безопорном положении укрепляет стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Основной целью занятий в 5-7 классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания  в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать. Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма.

Предлагаю детям опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать  «свой», соответствующий индивидуальным особенностям. Для этого при проведении занятий использую различные методы и приемы:

- выполнение движений в соревновательной или игровой форме,

- выполнение упражнений в парах с поддержкой друг друга,

- облегчение (усложнение) условий выполнения упражнений,

- контрастные упражнения,

- вариативность при изучении движений,

- медленное плавание,

- последовательное выполнение движений, держась за неподвижную опору,

-  демонстрация способов плавания и различных упражнений,

- показ фотографий, рисунков, плакатов и т.д.

С целью повышения мотивации обучающихся к плаванию:

- занятия строятся разнообразно и интересно с учетом биологического развития детей и подростков;

- разработан комплекс бесед для детей о закаливании, спасательных средствах, о мерах безопасности на воде, утоплении, спасании тонущих, оказании первой помощи при утоплении и т.д.;

- для лучшего усвоения темы используется наглядность;

- Проводится анкетирование по темам, связанным со здоровьем, например: «Как ты относишься к своему здоровью?» и т.д.

- Для  проверки  успешности  освоения  и  совершенствования  навыков  плавания  среди  учащихся 1-7 классов по  всем  видам  проводится  мониторинг.

Таким образом, использование бассейна в оздоровительной работе является мощным  фактором, при котором появляется возможность сочетать подачу учебного материала с использованием здоровьесберегающих технологий.

Практическое применение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, совершенствование инновационной деятельности в занятиях плаванием постоянно повышает качество образования на основе улучшения физического, социального и духовного здоровья обучающихся.

Данный опыт может быть использован на уроках и во внеурочной деятельности. Для использования здоровьесберегающих технологий нет ограничений в использовании учебно-методического комплекса, уровнях обучения и обученности учащихся. Опыт может быть использован педагогами с разным опытом работы.

Целью мониторинга является оценка здоровьесберегающих компонентов образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Эта цель вовсе не обязательно подразумевает сплошное обследование всего контингента учащихся, насчитывающей несколько сотен учащихся. Такая работа была бы необоснованно тяжела и трудоемка, а информативность полученных результатов будет практически не больше, чем при выборочном обследовании 2-3 параллелей. Проводятся исследования всех детей, посещающих бассейн, каждый год в течение учебного года во всех параллелях с 1 по 7класс, так как мне будет виден результат достижений учащихся в течение 7лет посещения уроков плавания. Для каждой параллели составляются таблицы, чтобы вносить данные каждого ученика, с учетом задач по конкретной параллели. Для образца предлагается таблица, в которой указаны данные одного 5класса.(Приложение№1)Такие таблицы хранятся несколько лет. По результатам исследований можно сравнивать  результаты одного класса за несколько лет. Можно сделать вывод, что с каждым годом улучшаются физические показатели детей.Плавание  играет важную роль в оздоровлении и укреплении здоровья обучающихся.

Регулярно проводятся мониторинги по отслеживанию сдачи нормативов по плаванию, которые указаны в Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы и нормативов ГТО.Приведенный график  мониторинговых исследований одного класса за три года подтверждает улучшение результатов учащихся. (Приложение№2)

Результаты данных мониторинга о состоянии здоровья учащихся,  в процессе реализации образовательной технологии,   корректируются в соответствии с имеющимися данными.

За время занятий плаванием выросла активность детей  в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Увеличилось количество детей, посещающих спортивные секции.  Обучающиеся активно участвуют во  внутришкольных и городских соревнованиях по плаванию, проводимых на базе образовательного учреждения.        Для одаренных  и  способных  обучающихся дополнительно рекомендую посещать городские спортивныекомплексы «Нефтяник», «Олимпия».  Многие ребята имеют разряды по плаванию, приносят победы образовательному учреждению на городском, региональном и всероссийском уровнях.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Большой интерес представляют  данные о динамике острой заболеваемости детей, полученные в конце каждого учебного года. По графику (Приложение№4) годовой динамики респираторно-вирусных («простудных») заболеваний учащихся с 1 по 7 классы установлено, что в начальных классах наблюдается постепенное увеличение частоты ОРВИ. Это можно объяснить, во-первых, снижением иммунитета у первоклассников в период адаптации к систематическому обучению. Во-вторых, также во 2-3-х классах к концу учебной четверти обычно накапливается утомление детей, которое приводит к ослаблению резистентности их организма. Во второй и третьей четвертях после каникул заболеваемость ОРВИ несколько снижается, но к концу четвертой вновь наблюдается подъем острой заболеваемости.

Как известно, в зимне-весенний период года отмечаются явления витаминной недостаточности в организме детей, дефицит солнечного ультрафиолетового облучения. Эти факторы заметно подавляют общий иммунитет организма. Что касается среднего звена, то здесь наблюдается снижение частоты заболеваний ОРВИ. Что говорит о положительной динамике.Но в 7 классах, в результате возрастных особенностей, динамика заболеваемости увеличивается. Обучающиеся меньше занимаются плаванием.

В процессе обучения школьников плаванию решается важная проблема - закаливание организма, как эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика роль закаливания  в профилактике  простудных заболеваний: закаленные дети, как правило, не простужаются.

В занятия по плаванию включаются следующие виды закаливания:

-  ножные ванны,

- плавание в бассейне,

- контрастный душ,

- обтирание тела влажным полотенцем,

- оздоровительный массаж,

- упражнения для формирования правильной осанки,

- занятия на массажных дорожках.

Системная работа по закаливанию обучающихся, основанная на  соблюдении принципов постепенности,систематичности,комплексности и учета индивидуальных особенностей позволяет добиваться сокращенияпростудных заболеваний среди учащихся 1-7 классов.

        По графику (Приложение№5)  можно отслеживать уровень заболевших детей одного класса за 3 года. Мы видим, что в 5Г классе при переходе из начального в среднее звено количество заболевших детей увеличилось. Возможно, это связано с увеличением нагрузок, напряжения, с возрастными особенностями детей, становятся более самостоятельными, с адаптационным периодом учащихся. В среднем звене в 6Г и 7Г по графику наблюдается стабильная динамика здоровья детей по простудным заболеваниям, что свидетельствует о положительной динамике.

Совместно с медицинской сестрой бассейна проводятся исследования здоровья детей на уроках плавания: пробы с задержкой дыхания, отражающие функциональное состояние как дыхательной, так и сердечно-сосудистой системы (проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе,проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе).

Оценить функциональное состояние системы дыхания можно по результатам пробы Штанге и пробы Генчи

 В качестве примера приводятся результаты одного класса за 3 года.          

График демонстрирует динамику улучшения функциональных проб у детей за 3 года в одном классе. (Приложение№3)

Результатом работы по обучению плаванию среди обучающихся МБОУ «СШ №43» являетсяснижение заболеваемости, повышение показателей физической подготовленности, позитивная динамика по отношению к своему здоровью.

Ни одна из технологий в условиях образовательного учреждения не является универсальной. Только в комплексе и при учете индивидуального состояния здоровья ребенка, они способствуют  стабильному снижению показателей заболевания детей и воспитанию потребностей в здоровом образе жизни.

Заключение

Изучив теоретические основы использования здоровьеберегающих технологий в обучении плаванию детей, я сделала вывод о том, что  плавание является средством здоровьесбережения. Непосредственно образовательная деятельность и условия ее проведения позволяют использовать широкий круг здоровьесберегающих технологий, что будет способствовать  формированию здорового образа жизни,  расширению кругозора со школьных лет, поддержанию  интерес  к различным видам оздоровления.

Рекомендую применять следующие здоровьесберегающие технологии на занятиях плаванием: массаж  (самомассаж, взаимомассаж, точечный массаж),  тропинка здоровья – массаж биологически активных точек стопы,  упражнения релаксации и восстановления,  упражнения для профилактики плоскостопия и нарушения осанки, упражнения на дыхание, комплексы аквааэробики, фигурное плавание,  которые направлены на развитие у детей плавательных умений,   расширение круга двигательных навыков и повышение функциональных возможностей организма и творческого самовыражения детей. Разнообразие  средств, позволяет эффективнее решать поставленные задачи в обучении плаванию детей школьного возраста.

Результаты исследования доказали эффективность использования здоровьесберегающих технологий в обучении плаванию детей школьного возраста, это отражено в показателях исследования.Применение в работе  здоровьесберегающих  технологий повышает не только результативность воспитательно-образовательного  процесса, но и  формирует у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Именно здоровый образ жизни должен быть первейшей потребностью человека, поэтому важно, начиная с раннего детства, воспитывать у ребенка активное отношение к своему здоровью, понимание того, что это – величайшая ценность.

Список использованных источников

1.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии:1-4классы. - Москва: ВАКО, 2004.-291с.

2.Учительский журнал.-Москва: АПЕКС, 2012.-126с.

3.Баль, Л.В. Формирование здорового образа жизни российских подростков: Для классных руководителей 5-9 классов/ Баль, Л.В., Барканова, С.В.-Москва: ВЛАДОС, 2002.-191с.

4.Григорьева, Т.В. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: Руководство для работников системы общего образования/ Григорьева,Т.В., Чекалина, Л.А.-Москва: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.-380с.

Приложение№5

Диаграмма количества заболеваний за 3года в 1классе

Приложение№2

Результаты выполнения нормативов по плаванию обучающихся за 3 года

Приложение№3

Результаты функциональных проб за 3 года

Приложение№4

Диагностика заболеваемости ОРЗ за 2015год с1по7кл.

Приложение№1

Мониторинг результатов обучения плаванию обучающихся 5 классов

ФИО

Кроль на груди и на спине

Брасс

Проба  Генче

Проба Штанге

Старт

Ныряние 3-7 м.

Повороты

Задержка дыхания на время под водой

50 м. кроль на груди

Кроль по эл.100-200-м.руками

По эл.100-200-м. ногами

200-300 м. кроль на груди

по эл. 100-200-м.ногами

по эл.100-200- м. руками

200-300 м. на спине

С/ п50 м. кроль на спине

С/ п брассом 12.5- м.

на груди 200м.

по эл.100м. ногами

по эл. 100м. руками

1

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

2

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

3

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

4

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

5

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

Отлично              хорошо                 удовлетворительно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Доклад на Методическом Объединении школы. Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

Данный доклад включает в себя методику проведения оздоровительных упражнений для формирования здоровьесберегающей среды на уроках физической культуры....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка и формирование культуры здоровья учащихся.

Доклад на тему: "Актуальные вопросы преподавания иностранного языка в 2021-2022 учебном году."...