Планирование по шашкам
календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для 1 класса по шашкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmaty_1_klass_2016.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Оревская основная общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МОУ Оревской ООШ
___________Ю.В.Филиппова
29 августа 2016г.
Рабочая программа
кружка «Шахматная азбука»
1 класс
Составитель рабочей программы-
Мягких Александр Дмитриевич
2016 – 2017 учебный год
П.Орево
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматная азбука» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по общеинтеллектуальному воспитанию подрастающего поколения общеобразовательных учреждений.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.
Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Программа рассчитана на 33 учебных часа в год (1 час в неделю, 33 учебные недели).
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения данной программы в 1-ом классе обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметных результататов:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результатов:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
-определять последовательность событий;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
2.Содержание программы
Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.
· Первое знакомство с Шахматным королевством.
Из истории шахмат.
· Шахматная доска - поле шахматных сражений:
Знакомство с основными понятиями:
Горизонтали,
Вертикали
Диагонали
Дидактические игры и задания:
"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.
"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").
· Шахматные фигуры. Первое знакомство.
«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.
Дидактические игры и задания:
"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
· Начальная позиция.
Расстановка фигур перед шахматной партией.
Правило: "Ферзь любит свой цвет".
Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические игры и задания:
"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
· ПЕШКИ
Благородные пешки черно-белой доски.
«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.
«Подножка» (правило взятие на проходе).
Дидактические игры и задания:
«В бой идут одни только пешки».
«Игра на уничтожение».
· КОРОЛЬ
Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин".
· ЛАДЬЯ
Ход, взятие.
Дидактические игры и задания:
Одна против пешек. Лабиринт.
Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».
· СЛОН
Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.
Легкая и тяжелая фигура.
Ладья против слона.
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита"
· ФЕРЗЬ
«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.
Ход, взятие.
Ферзь против ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".
· КОНЬ
Ход, взятие, сила.
Игра конем на усеченной доске.
Конь против ферзя, ладьи, слона
Дидактические игры и задания:
"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь".
· Относительная ценность фигур.
Ценность фигур.
Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания:
"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"
"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны
· Шах.
Что такое шах. Понятие о шахе.
Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.
Защита от шаха.
Дидактические игры и задания:
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
· Мат - цель игры.
Техника матования одинокого короля:
Две ладьи против короля.
Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания:
"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".
Решение шахматных задач и упражнений.
· Ничья.
Варианты ничьей.
Пат. Отличие пата от мата. Примеры на пат.
Дидактическое задание:
"Пат или не пат".
· Рокировка.
Длинная и короткая рокировка.
Правила рокировки.
Дидактическое задание:
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
· Шахматная партия.
Начало шахматной партии.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Правила и законы дебюта.
Игра всеми фигурами из начального положения.
· Короткие шахматные партии.
· Занимательные страницы шахмат.
Шахматные сказки.
- Календарно-тематическое планирование кружка «Шахматная азбука». 1 класс
№ | Тема урока | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | Корректировка |
1. | Шахматная доска | 06.09.2016 | ||
2. | Шахматные фигуры. Относительная ценность фигур. | 13.09.2016 | ||
3. | Начальная расстановка фигур | 20.09.2016 | ||
4. | Ходы и взятие фигур. Пешка. | 27.09.2016 | ||
5. | Ходы и взятие фигур. Ладья | 04.10.2016 | ||
6. | Ходы и взятие фигур. Слон. | 11.10.2016 | ||
7. | Ходы и взятие фигур. Ферзь. | 18.10.2016 | ||
8. | Ходы и взятие фигур. Конь. | 25.10.2016 | ||
9. | Ходы и взятие фигур. Король. | 08.11.2016 | ||
10. | Цель шахматной партии. Шах. | 15.11.2016 | ||
11. | Цель шахматной партии. Мат. | 22.11.2016 | ||
12. | Цель шахматной партии. Пат. | 29.11.2016 | ||
13. | Цель шахматной партии. Рокировка. | 06.12.2016 | ||
14. | Всеми фигурами из начального положения. Шахматная партия. | 13.12.2016 | ||
15. | 20.12.2016 | |||
16. | 27.12.2016 | |||
17. | 10.01.2017 | |||
18. | 17.01.2017 | |||
19. | 24.01.2017 | |||
20. | 31.01.2017 | |||
21. | 07.02.2017 | |||
22. | 14.02.2017 | |||
23. | 28.02.2017 | |||
24. | 07.03.2017 | |||
25. | 14.03.2017 | |||
26. | 21.03.2017 | |||
27. | 04.04.2017 | |||
28. | 11.04.2017 | |||
29. | 18.04.2017 | |||
30. | 25.04.2017 | |||
31. | 02.05.2017 | |||
32. | 16.05.2017 | |||
33. | 23.05.2017 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шашки - увлекательная игра
В шашки научить играть не сложно, но мастерски играть - это другой вопрос. Это во многом зависит от самих игроков. Но главной моей целью было и есть: научить моих учащихся думать, размышлять, де...
Сценарий открытого мероприятия "Шашки - это интересно"
Цель мероприятия: Создание условий для интеллектуального развития воспитанников различного возраста через проведения шахматно-шашечных турниров....
Дополнительная образовательная программа: Объединение "Шашки".
Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 7 лет, для занятий в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, срок реализации - 3 года....
Рекомендуемая литература по шахматам и шашкам (список)
Список рекомендуемой литературы по шахматам и шашкам, который вы сможете найти на просторах интернета и в книжных магазинах....
Календарно- тематическое планирование по шахматам и шашкам в 5-х классах.
по новым стандартам ФГОС в 5-х классах по внеклассным занятиям наши учащиеся изучают шахматы....
Билеты по шашкам
С целью проверки знаний учащихся, мною были разработаны комплекты билетов по шашкам....
Календарно-тематическое планирование 68 часов "Чудо-шашки"
Календарно -тематическое планирование 68 часов "Чудо-шашки"...