Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время.
статья по физкультуре по теме

Новичкова Екатерина Александровна

Предварительный просмотр:

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время.

http://sorokino-ds1.ru/upload/news/2015/10/orig_0d021c18975ac4b1b47083f2dce6853c.jpg

Выполнила: Новичкова Е.А.

учитель физической культуры

МОБУ «ООШ №7», г. Петровск

В последнее время средства массовой информации поднимают вопрос о том, что  двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физкультура перестали быть значимыми для молодого поколения. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью учащихся. Возникает вопрос, как помочь ребёнку, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое может сделать семья, в которой растет ребенок, самое главное - выработать привычку к занятиям физкультурой и спортом. Помимо этого, развитию двигательной активности учащегося самое серьезное внимание должно уделять учебное заведение, в котором он учится.

 К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности, сочетании различных форм предоставления информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

В нашей школе установлена взаимосвязь с медицинским работником школы, который знакомит с результатами медицинских осмотров детей. В своей работе я учитываю  показания медработников в листе здоровья школьников. Для  меня очень важно правильно организовать урок физической культуры, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, чтобы обеспечить  ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволить  использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

При планировании и проведении урока физической культуры  я опираюсь на основные современные требования к уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
- рациональная плотность урока; 
- включение в урок вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у школьников ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; 
- оптимальное сочетание различных видов деятельности; 
- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; 
- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся; 
- осуществление индивидуального подхода к учащимся с учетом личностных возможностей; 
- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и эмоциональной разрядки; 
- включение в урок приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма, развитию навыков самооценки уровня своего физического развития; 
- целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего урока и в итоговой его части.

При проведении занятий  я ориентируюсь на принципы здоровьесберегающего урока, направленные на укрепление физиологического и психологического здоровья:

• принцип двигательной активности; 
• принцип оздоровительного режима; 
• принцип формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, и т.д.; 
• принцип реализации эффективного закаливания; 
• принцип психологической комфортности; 
• принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка. 
Для реализации данных принципов использую следующие педагогические методы и приёмы обучения:

1. Повышение двигательной активности детей.

2. Эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг. Комфортное начало и окончание урока обеспечивает положительный эмоциональный настрой обучающихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится! Я справлюсь! Мне всё по силам!"; б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе". Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. Задачу, которую я ставлю перед собой это - попытаться помочь ребенку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Для успешного изучения любого предмета, физкультура - не исключение, необходима положительная мотивация, поэтому я стремлюсь к привлечению всех детей к самостоятельной работе на уроке. Проводя работу по внедрению занятий физическими упражнениями в быт учащихся, я принимаю во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре, и  в зависимости от этого даю домашнее задание.

Наиболее внимательного и деликатного отношения требуют к себе дети с избыточной массой тела и слабого типа телосложения. Низкие показатели у этих учащихся не являются основанием для снижения оценки успеваемости на моих уроках, которая выставляется по достигнутым приростам за заданное время. Нагрузка для них дозируется индивидуально. Положительно влияют на организм таких учеников игры средней и высокой интенсивности, катание на лыжах, продолжительный бег средней интенсивности.

Особенно кропотливо ведется работа с детьми, отстающими от своих товарищей в физическом развитии и двигательной подготовленности. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я привлекаю их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование отделением или даже всем классом, например, при проведении общеразвивающих упражнений. Кроме того, для слабых учащихся подготовительной и специальной мед. группы я имею в наличии раздаточный материал, помогающий им овладеть разделом «Основы знаний» и умениями осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность («Правила игры в баскетбол, волейбол, футбол», «Приемы самоконтроля», «Органы кровообращения», «Осанка», «Комплекс упражнений для развития мышц»). Среди учащихся подготовительных групп большое количество детей с нарушением осанки и плоскостопием. В процессе обучения дети двигаются недостаточно, так как  большую часть дня сидят на уроках, за приготовлением домашних заданий, за чтением книг, перед экраном телевизора, компьютера, вследствие этого возникает дефицит мышечной деятельности, возрастают зрительные нагрузки. Для разнообразия проводимых многими учителями физкультминуток, я рекомендую включить в комплекс гимнастику для глаз и органов дыхания. У детей с нарушением осанки, как правило, ослаблен опорно-двигательный аппарат, слабые мышцы, поэтому особое внимание я обращаю на соблюдение правил техники безопасности этими учащимися при прыжках в длину, занятиях на спортивных снарядах и др. сложных в физическом плане упражнениях, поскольку им не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: прыжки в длину, высоту, акробатикой, снарядной гимнастикой и т.д., На уроках, посвященных данным темам, они осваивают адаптированный курс лечебной гимнастики. На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности, плоскостопие., поэтому таким учащимся я стараюсь  ограничивать  нагрузки, ими выполняются общеразвивающие упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц, сохраняющим свод стопы), дополнительно рекомендуются комплекс упражнений, с учетом врачебных требований, для профилактики плоскостопия и лечения начальных его форм. Ребята должны не только красиво выполнять предлагаемые учителем задания, но и учиться совершенствовать их, привносить в их выполнение что-то новое.

Работая, с ослабленными и слабо развитыми физически детьми я поддерживаю постоянную связь с их родителями и консультируюсь с врачом школы. Влияя, каждый со своей стороны, мы объясняем ребенку его допустимые нагрузки, возможности его участия в тех или иных упражнениях, играх. Таким образом, через несколько уроков такой ребенок уже самостоятельно может дозировать свою нагрузку. Конечно, это не исключает мой контроль.

Специфика уроков физкультуры - многократные повторения, отработка двигательного навыка. На моих уроках удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие упражнений, вовлечение учащихся в работу, так, общеразвивающие упражнения учащиеся выполняют с различными предметами: теннисными, баскетбольными, набивными мячами, скакалками, на гимнастических скамейках и т.д. Для развития устойчивого желания заниматься физкультурой я ввожу понятия «личный рекорд» (слабые учащиеся). Свои уроки стараюсь насыщать разнообразными эстафетами, подвижными играми, которые являются прекрасным закреплением определенного физического навыка в измененных условиях, учащиеся придумывают для них названия, тем самым, анализируют, где в будущей жизни могут пригодиться данные навыки. Внеклассные мероприятия дополняют уроки физической культуры, учат ребят применять их в нестандартных ситуациях, прививают интерес к регулярным занятиям физкультурно-оздоровительной деятельности. Когда на районных соревнованиях побеждают наши дети, естественно, на уроке я озвучиваю эту победу, учащиеся принимают поздравления одноклассников. Думаю, и более слабые дети тоже хотят такого почета, но у них нет физической возможности выступать на соревнованиях серьезного уровня. Но зато они могут приводить к победе свой класс. Например, традиционно в школе проходит День здоровья – это и спортивные мероприятия, и конкурс плакатов,   и подвижные игры на свежем воздухе. Ежегодно соревнуются юные инспектора движения, что тоже требует немалой физической подготовки. На таких внутришкольных мероприятиях проявить себя может каждых ребенок, с любой группой здоровья.

За участие в таких мероприятиях оценки и похвалу получают все: и кто бегал, и кто помогал и поддерживал.

Существует множество примеров, когда больные люди серьезно и увлеченно занимаются спортом и достигают больших успехов. Достаточно вспомнить Пара - Олимпийские игры…

Важным элементом  на моих уроках  является беседа о здоровом образе жизни, о правилах поведения при выполнении определенных физических упражнений. Учащиеся выясняют, какие физические качества развиваются благодаря систематическим занятиям  Все это делается с целью объединения двигательной и умственной деятельности. Я предлагаю учащимся дополнительно читать спортивную литературу, газеты, просматривать спортивные новости, спортивные программы.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справятся с теми большими целями, которые определяет для него государство.
Рекомендации по активизации здоровьесберегающих технологий:

1. Проводить встречи с тренерами, спортсменами.

2. Устраивать праздники спортивных секций, спорта, туризма.

3. Чествование учащихся и родителей, активно занимающихся спортом, спортивных семей.
       Физкультура и спорт в школе № 7 г. Петровска  занимают особое место и рассматриваются как способ физической и психологической разгрузки. На уроках ученики занимаются легкой атлетикой, гимнастикой, спортивными и подвижными играми.,особенно любят занятия футболом, гимнастикой. В школе работают секции и кружки по таким видам спорта, как теннис, футбол, лёгкая атлетика.   Физическая жизнь школы   строит свою воспитательную работу на основе концепции модернизации Российского образования в соответствии с основным направлениям приоритетного национального проекта «Образование», в соответствии с Федеральной программой развития образования России.

В завершении я хочу сказать, что нет слова «невозможно». Упорство, терпение, настойчивость, вера в себя позволяют ребятам реализовать свои таланты, свои желания, показать свои силы и свое умение. И помочь им в этом должны мы, учителя!

Список использованных источников

  1. Анохина И.А. Индивидуальный подход в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ: Методические рекомендации / И.А. Анохина. - Ульяновск: УИПКПРО, 2006. - 49 с.
  2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28
  3. Байбородова Л.В., Бутан И.М., ЛеонтьеваТ.Н. Методика обучения физической культуре: 1-11кл.: Метод. - М.,2004.-205с
  4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 2009.-105с.
  5. Валеология. Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с.
  6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. - 176 с
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.-73с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Здоровье ребёнка. Что представляет собой здоровьесберегающие технологии. Технологии личностно-ориентированного образования, их классификация, которая влияет на физическое воспитание и оздоровление шко...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности

     Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Статья "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время".

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (с...

Методическая разработка на тему: "Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры...

"Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и во внеурочное время".

К здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложнос...