Роль спортивной подготовки при формировании здорового образа жизни у юношей призывного возраста
статья по физкультуре на тему

Дмитриев Артём Юрьевич

Одной из ключевых педагогических задач современного образования выступает патриотическое воспитание молодежи. На современном этапе развития общества стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, уважения к своему историческому и культурному наследию. В нормативных документах (закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения) указывается, что приоритетной задачей современного образования становится патриотическое воспитание.

В связи с новыми требованиями, поставленными перед образованием, особое место занимает патриотическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Для оптимизации патриотического воспитания выступает комплексное использование различных форм и методов работы со школьниками [1]. Существует множество направлений патриотического воспитания: военно-патриотические и исторические клубы; военно-исторические реконструкции; детские патриотические объединения; краеведческие кружки; различного вида олимпиады, соревнования, акции. Перечисленные направления относятся к внеклассным формам организации патриотического воспитания.

Вопросам патриотического воспитания в курсе ОБЖ посвящены многие исследования, в которых даны различные определения понятия «патриотизм». Так, например, патриотизм предполагает активную социокультурную деятельность человека в коллективе; патриотизм рассматривается как личностная позиция или отношение к обществу. Патриотизм как отношение интересов личности, коллектива, общества и государства к условиям своего существования предполагает высокую ответственность за стабильность и безопасность [1].

Патриотизм проявляется в поступках человека, следовательно, патриотизм имеет деятельностный характер, который основан на защите интересов Отечества. Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на его благо. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Целью патриотического воспитания является  развитие патриотического самосознания, которое способствует формированию у школьников представлений об образе Родины, необходимости защиты и созидания Отечества. Патриотическое воспитание ориентировано не на накопление очередной суммы знаний, а на формирование глубокого понимания своего гражданского долга, а также гордости за принадлежность к своей Родине. Содержание школьного курса ОБЖ располагает возможностями патриотического воспитания, которое направлено на достижение следующих задач: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности; развитие качеств личности школьника (патриотизм, гражданственность) [2].

Анализ методической литературы по вопросу патриотического воспитания выявил основные этапы развития и становления различных форм патриотического воспитания. Так, в дореволюционной России в кадетских корпусах и императорских лицеях патриотическое воспитание имело огромное значение в подготовке специалистов военного дела и государственной службы. В советский период система патриотического воспитания перекликалась с идеологической составляющей политического режима, в этой системе можно выделить следующие элементы: воспитание в рамках октябрятского, пионерского, комсомольского движений; молодежные военно-патриотические объединения и клубы и др. В 20-30 годы пионеры обучали неграмотных, помогали взрослым организовывать детские дома. В военные и послевоенные годы отмечается развертывание оборонно-массовой работы, пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения. В 60-х годах возникли военно-спортивные игры «Зарница» для пионеров и «Орленок» для старшеклассников, целью которых было военно-патриотическое воспитание молодежи. В ходе игры участники делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Эти игры являлись частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. 80-е годы в стране наблюдается расцвет деятельности молодежных военно-патриотических клубов. Военно-патриотическое воспитание в этот период успешно объединяло в себе спортивную и армейскую подготовку. Именно в это время складывается военно-спортивная подготовка как самостоятельное направление патриотического воспитания. 90-е годы характеризуются поиском новых целевых образовательных установок и воспитательных ориентиров, в связи с чем вопросы патриотического воспитания в школе освещались недостаточно. В настоящее время в России наблюдается возрождение патриотического воспитания в школе и в учреждениях дополнительного образования; сейчас  насчитывается более 2000 организаций военно-патриотического воспитания молодежи.

Анализ методической литературы по вопросу особенностей военно-спортивной подготовки в курсе ОБЖ позволил выявить, что понятие «военно-спортивная подготовка» не раскрыто; в методической литературе данное понятие связано с проведением игр «Зарница», «Орленок», а также выполнением норм ГТО. Военно-спортивная подготовка старшеклассников в курсе ОБЖ направлена на решение образовательных и воспитательных задач, в основе которых лежит подготовка молодых людей страны к службе в вооруженных силах РФ, воспитание гражданина-патриота, способного служить Родине и защищать её; формирование морально-психологических качеств, умения и навыков школьников, необходимых для выполнения гражданского долга [3]. Выпускники школы, будущие защитники Родины, должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. Содержание военно-спортивной подготовки наиболее подробно раскрыто в разделах «Основы обороны государства» и «Основы военной службы»  в программе А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов [4]. Военно-спортивная подготовка в курсе ОБЖ осуществляется на теоретических и практических занятиях. Кроме того, крайне необходимы внеурочные занятия – соревнования, игры, экскурсии, походы.  Такие формы обучения, как соревнования и военно-спортивные игры, выявляют специфику данного направления, его практико-ориентированный характер [5]. Выполнение основных действий, связанных с будущим прохождением воинской службы, таких как: строевые приемы, воинское приветствие, разборка и сборка автомата, стрельба, требуют выполнения нормативов. Поэтому соревнования и игра как учебно-воспитательные формы позволяют методически грамотно организовать проверку выполнения данных нормативов. Кроме того, военно-спортивная игра является одним из важных средств патриотического воспитания подростков и юношей, формирования у них высоких нравственных и физических качеств. Хотелось бы отметить, что в настоящее время наблюдается возрождение «зарничного движения», предлагаются и новые игры военно-спортивной направленности.

Как игра, военно-спортивная игра носит познавательный характер, ей присущи разнообразие мотивов, активность действия, высокая эмоциональность. Вместе с тем она имеет свои характерные особенности: наличие элементов героики и романтики; военно-прикладная направленность действий; использование специального военного оборудования. Разнообразные упражнения, применяемые в игре, такие как: бег, прыжки, метание гранат, являются по духу спортивными и проводятся в соревновательной форме. Умения применять в процессе игры учебное оружие, противогазы, совершать передвижения и маневры на местности; осуществлять маскировку и ориентирование на местности по различным признакам, носят военную направленность и также проходят в соревновательной форме.  

Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодёжи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Поэтому основной задачей в этом направлении является следующее: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это создаёт внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствует использование на уроках ТСО (демонстрация видеофильмов) по темам «Право войны», « Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы» содействует учебно-познавательной деятельности учащихся, так как способствует развитию наглядно-образного мышления, обеспечивает познавательный интерес к учению, создает возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.  

Военно-спортивная подготовка старшеклассников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет ключевое значение в воспитании патриота нашей Родины, направлена на формирование нравственных ценностей, патриотического сознания.  

 

Литература: 1. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании гражданственности и патриотизма школьников. / Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С.295-298. 2. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. / Молодой ученый. 2014.№12(71). С.245-248. 3. Костецкая Г.А. Понамарева И.А. Патриотическое воспитание школьников как условия обеспечение этнической безопасности/С. Статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность». – СПб.2011 – с.255-260. 5.А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение». 2011. 4. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. 2014. №12 (71). С.277-280. Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, патриотическое воспитание, курсе ОБЖ, Патриотическое воспитание, «Основы безопасности жизнедеятельности», оптимизации патриотического воспитания, Вопросам патриотического воспитания, направлений патриотического воспитания, вопросу патриотического воспитания, организации патриотического воспитания, Целью патриотического воспитания, форм патриотического воспитания, возможностями патриотического воспитания, возрождение патриотического воспитания, система патриотического воспитания, направление патриотического воспитания, вопросы патриотического воспитания, воспитание школьников, патриотического воспитания подростков, патриотическое воспитание школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sport.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Одной из ключевых педагогических задач современного образования выступает патриотическое воспитание молодежи. На современном этапе развития общества стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, уважения к своему историческому и культурному наследию. В нормативных документах (закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения) указывается, что приоритетной задачей современного образования становится патриотическое воспитание.

В связи с новыми требованиями, поставленными перед образованием, особое место занимает патриотическое воспитание школьников в учебно-воспитательном процессе при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Для оптимизации патриотического воспитания выступает комплексное использование различных форм и методов работы со школьниками [1]. Существует множество направлений патриотического воспитания: военно-патриотические и исторические клубы; военно-исторические реконструкции; детские патриотические объединения; краеведческие кружки; различного вида олимпиады, соревнования, акции. Перечисленные направления относятся к внеклассным формам организации патриотического воспитания.

Вопросам патриотического воспитания в курсе ОБЖ посвящены многие исследования, в которых даны различные определения понятия «патриотизм». Так, например, патриотизм предполагает активную социокультурную деятельность человека в коллективе; патриотизм рассматривается как личностная позиция или отношение к обществу. Патриотизм как отношение интересов личности, коллектива, общества и государства к условиям своего существования предполагает высокую ответственность за стабильность и безопасность [1].

Патриотизм проявляется в поступках человека, следовательно, патриотизм имеет деятельностный характер, который основан на защите интересов Отечества. Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своей Родине, проявляющееся в деятельности на его благо. Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности. Целью патриотического воспитания является  развитие патриотического самосознания, которое способствует формированию у школьников представлений об образе Родины, необходимости защиты и созидания Отечества. Патриотическое воспитание ориентировано не на накопление очередной суммы знаний, а на формирование глубокого понимания своего гражданского долга, а также гордости за принадлежность к своей Родине. Содержание школьного курса ОБЖ располагает возможностями патриотического воспитания, которое направлено на достижение следующих задач: повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности; развитие качеств личности школьника (патриотизм, гражданственность) [2].

Анализ методической литературы по вопросу патриотического воспитания выявил основные этапы развития и становления различных форм патриотического воспитания. Так, в дореволюционной России в кадетских корпусах и императорских лицеях патриотическое воспитание имело огромное значение в подготовке специалистов военного дела и государственной службы. В советский период система патриотического воспитания перекликалась с идеологической составляющей политического режима, в этой системе можно выделить следующие элементы: воспитание в рамках октябрятского, пионерского, комсомольского движений; молодежные военно-патриотические объединения и клубы и др. В 20-30 годы пионеры обучали неграмотных, помогали взрослым организовывать детские дома. В военные и послевоенные годы отмечается развертывание оборонно-массовой работы, пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения. В 60-х годах возникли военно-спортивные игры «Зарница» для пионеров и «Орленок» для старшеклассников, целью которых было военно-патриотическое воспитание молодежи. В ходе игры участники делились на команды и соревновались в различных военно-прикладных видах спорта с игровыми элементами. Эти игры являлись частью системы начальной военной подготовки школьников в СССР. 80-е годы в стране наблюдается расцвет деятельности молодежных военно-патриотических клубов. Военно-патриотическое воспитание в этот период успешно объединяло в себе спортивную и армейскую подготовку. Именно в это время складывается военно-спортивная подготовка как самостоятельное направление патриотического воспитания. 90-е годы характеризуются поиском новых целевых образовательных установок и воспитательных ориентиров, в связи с чем вопросы патриотического воспитания в школе освещались недостаточно. В настоящее время в России наблюдается возрождение патриотического воспитания в школе и в учреждениях дополнительного образования; сейчас  насчитывается более 2000 организаций военно-патриотического воспитания молодежи.

Анализ методической литературы по вопросу особенностей военно-спортивной подготовки в курсе ОБЖ позволил выявить, что понятие «военно-спортивная подготовка» не раскрыто; в методической литературе данное понятие связано с проведением игр «Зарница», «Орленок», а также выполнением норм ГТО. Военно-спортивная подготовка старшеклассников в курсе ОБЖ направлена на решение образовательных и воспитательных задач, в основе которых лежит подготовка молодых людей страны к службе в вооруженных силах РФ, воспитание гражданина-патриота, способного служить Родине и защищать её; формирование морально-психологических качеств, умения и навыков школьников, необходимых для выполнения гражданского долга [3]. Выпускники школы, будущие защитники Родины, должны быть высокообразованными, физически развитыми молодыми людьми, обладающими высокими моральными принципами. Содержание военно-спортивной подготовки наиболее подробно раскрыто в разделах «Основы обороны государства» и «Основы военной службы»  в программе А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов [4]. Военно-спортивная подготовка в курсе ОБЖ осуществляется на теоретических и практических занятиях. Кроме того, крайне необходимы внеурочные занятия – соревнования, игры, экскурсии, походы.  Такие формы обучения, как соревнования и военно-спортивные игры, выявляют специфику данного направления, его практико-ориентированный характер [5]. Выполнение основных действий, связанных с будущим прохождением воинской службы, таких как: строевые приемы, воинское приветствие, разборка и сборка автомата, стрельба, требуют выполнения нормативов. Поэтому соревнования и игра как учебно-воспитательные формы позволяют методически грамотно организовать проверку выполнения данных нормативов. Кроме того, военно-спортивная игра является одним из важных средств патриотического воспитания подростков и юношей, формирования у них высоких нравственных и физических качеств. Хотелось бы отметить, что в настоящее время наблюдается возрождение «зарничного движения», предлагаются и новые игры военно-спортивной направленности.

Как игра, военно-спортивная игра носит познавательный характер, ей присущи разнообразие мотивов, активность действия, высокая эмоциональность. Вместе с тем она имеет свои характерные особенности: наличие элементов героики и романтики; военно-прикладная направленность действий; использование специального военного оборудования. Разнообразные упражнения, применяемые в игре, такие как: бег, прыжки, метание гранат, являются по духу спортивными и проводятся в соревновательной форме. Умения применять в процессе игры учебное оружие, противогазы, совершать передвижения и маневры на местности; осуществлять маскировку и ориентирование на местности по различным признакам, носят военную направленность и также проходят в соревновательной форме.  

Изучение в 10-11 классах раздела «Основы военной службы» направлено на подготовку молодёжи к выполнению конституционного долга по защите Отечества. Поэтому основной задачей в этом направлении является следующее: показать и доказать выпускникам, что патриотизм для военнослужащих проявляется прежде всего в верности воинскому долгу, в беззаветной службе Родине, в готовности в любое время с оружием в руках защищать её интересы, целостность и независимость. Осуществлять эту задачу помогают разнообразные формы и методы обучения, главное назначение которых состоит в том, чтобы наиболее полно воздействовать на личность, наиболее основательно рассмотреть изучаемый материал, позволить увидеть его во всём многообразии связей и отношений с другими явлениями и фактами. Это создаёт внутренний стимул интереса и любознательности учащихся, повышает их познавательную активность. Этому способствует использование на уроках ТСО (демонстрация видеофильмов) по темам «Право войны», « Размещение и быт военнослужащих», «Воинские уставы» содействует учебно-познавательной деятельности учащихся, так как способствует развитию наглядно-образного мышления, обеспечивает познавательный интерес к учению, создает возможность для изучения ряда ненаблюдаемых процессов и явлений.  

Военно-спортивная подготовка старшеклассников в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет ключевое значение в воспитании патриота нашей Родины, направлена на формирование нравственных ценностей, патриотического сознания.  

Литература: 1. Попова Р.И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности в формировании гражданственности и патриотизма школьников. / Молодой ученый. 2014. № 12 (71). С.295-298. 2. Авдеева Н.В., Абрамова В.Ю. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. / Молодой ученый. 2014.№12(71). С.245-248. 3. Костецкая Г.А. Понамарева И.А. Патриотическое воспитание школьников как условия обеспечение этнической безопасности/С. Статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции «Реальность этноса. Образование и этническая безопасность». – СПб.2011 – с.255-260. 5.А.Т.Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовательных учреждений. – М. «Просвещение». 2011. 4. Киселева Э.М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ. /Молодой ученый. 2014. №12 (71). С.277-280. Основные термины (генерируются автоматически): патриотического воспитания, патриотическое воспитание, курсе ОБЖ, Патриотическое воспитание, «Основы безопасности жизнедеятельности», оптимизации патриотического воспитания, Вопросам патриотического воспитания, направлений патриотического воспитания, вопросу патриотического воспитания, организации патриотического воспитания, Целью патриотического воспитания, форм патриотического воспитания, возможностями патриотического воспитания, возрождение патриотического воспитания, система патриотического воспитания, направление патриотического воспитания, вопросы патриотического воспитания, воспитание школьников, патриотического воспитания подростков, патриотическое воспитание школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста".

Проблемы формирования здорового образа жизни детей младшего школьного возраста....

Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни учащихся

Воспитание детей и молодежи в современной обстановке происходит в условиях экономического и политического реформирования государства, которое вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненног...

«Роль родительской общественности в формировании здорового образа жизни»

Выступление и презентация на городском родительском собрании по теме: «Роль родительской общественности в формировании здорового образа жизни»...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни детей среднего дошкольного возраста Тема: «Здоровье в порядке? »

Цель: сформировать у детей представлений о ценности здорового образа жизни.Задачи: - продолжать формировать представления о личной гигиене;- развивать умение заботиться о чистоте своего тела (умы...