Формирование осознанного отношения к своему здоровью на занятиях плаванием у детей старшего дошкольного возраста
консультация по физкультуре на тему

Мосина Ирина Николаевна

Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. Они на практике узнают о пользе физкультуры для их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование осознанного отношения к своему здоровью на занятиях плаванием у детей старшего дошкольного возраста»

    Здоровье детей – богатство нации. Данный тезис является значимым в современном мире, так как состояние детского населения  России вызывает большую тревогу. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложено в детстве. Только 10% детей приходят в школу здоровыми.    

    Среди детей 90% отстают в обучении не из-за лени или недоразвития, а вследствие состояния здоровья. Можно ли остановить процесс нездоровья детей, надеясь на медицину? Невозможно, так как в большинстве случае врачи имеют дело с уже заболевшими детьми. Поэтому в настоящее время в нашей стране, как и во многих других странах мира, стала развиваться валеология – наука о сохранении и формировании здоровья. Ее основной принцип – человек должен познать себя, научиться по-особому, бережно относиться к своему здоровью. Особенно это должен осознать ребенок. Ведь от этого во многом зависит его дальнейшая жизнь. А мы, взрослые, должны помочь ребенку познать себя и научить управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить свое здоровье. Как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

    Януш Корчак делился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».  

Заботясь об укреплении здоровья детей необходимо поставить перед собой цель: развивать осознанное отношение к своему здоровью через самопознание. О важности существующей проблемы говорит и тот факт, что ежегодно одна из стратегических задач учебного года  в годовом плане детского сада  посвящена сохранению здоровья. Например, в этом учебном году она звучит следующим образом:  «Приобщать детей к нормам и правилам здорового  образа жизни в процессе взаимодействие  всех участников образовательных отношений».

    Важная  составляющая здорового образа жизни – это закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает   устойчивость к влиянию плохой погоды и  обеспечивает  профилактику простудных и других заболеваний.

    Наши дети очень любопытные и задают множество вопросов: Зачем нужно мыться?  Почему нужно плавать в резиновой шапочке?  Почему нельзя бегать и прыгать  в душе и вокруг бассейна? Почему заходя в раздевалку бассейна им жарко, а выходя из воды  холодно? Зачастую я не даю готовых ответов, а побуждаю детей к рассуждениям и выдвижению собственных гипотез. Например мы с детьми пришли к выводу:

Для чего нужно мыться перед бассейном?

Когда мы принимаем душ перед бассейном, мы смываем грязь и пот, а самое главное бактерии, которые находятся у нас на теле. И если мы не помоемся все бактерии попадут в воду и она будет грязной.

Для чего надо одевать резиновую шапочку?

Во-первых, волосы, находящиеся под шапочкой меньше намокают.

Во-вторых, волосы  не лезут в глаза.

В-третьих, правильно одетая шапочка предохраняет уши от попадания в них воды.

В-четвертых, шапочка дает определенное преимущество, она помогает снизить сопротивление, которое создают уши и волосы. При отсутствии сопротивления пловец может скользить дальше по прямой.

Почему нельзя бегать и прыгать  в душе и вокруг бассейна?

Провели эксперимент и выяснили, что в душе и вокруг бассейна очень скользко, из –за воды на полу и можно упасть и удариться.

Почему заходя в бассейн нам жарко, а выходя  из воды холодно?

В коридоре температура воздуха  24*, а в бассейне 30*.

Посчитав сделали выводы, что в бассейне теплее на 6*.

Вот поэтому и жарко.

А почему когда выходим из воды холодно?

Температура воды 32-33 градуса, а воздуха 30*

Воздух  холоднее воды на 3*.

    Большую роль в сохранении и укреплении здоровья детей играют занятия физической культурой и плаванием. Выполняя физические упражнения, у детей развивается ловкость, гибкость и быстрота. Они на практике узнают о пользе физкультуры для их здоровья.

Во время выполнения общеразвивающих упражнений.  Я использую  небольшие стихи, т.к. знаю, что рифму дети воспринимают легче, и им она нравится.

Голову мы наклоняем

Мышцы шеи укрепляем. И т.д.( слайды)

    Дети с удовольствием повторяют вторую строчку стихотворения и знают для того что бы были сильные ноги, нужно делать приседания. А что бы укрепить мышцы спины надо делать наклоны. А что бы укрепить все тело и быть здоровым надо делать зарядку ,заниматься физкультурой и научиться плавать.

    Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше. При этом следует помнить, что оптимальным является возраст 5 – 6 лет. В этот момент вестибулярный аппарат ребенка полностью готов к водной невесомости. А до этого в качестве подготовительной работы полезна организация игр и игровых упражнений на воде.

Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений, длительных и утомительных тренировок. Для закрепления полученных знаний проводятся спортивные праздники.

    Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, в конечном итоге у них сформируются представления о своем организме, познавательные и практические умения, они будут проявлять устойчивый познавательный интерес к своему здоровью, поймут значимость физических упражнений. Ребенок будет испытывать чувство удовлетворения от ежедневных физических упражнений и игр.

Я уверена, что наши  выпускники будут  активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях. Будут обладать всеми качествами  гармонически развитой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия логопеда для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Зима и птицы»

Коррекционно-образовательные цели:1.Уточнить и активизировать словарь детей по теме.2. Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.3. Учить отвечать на вопросы логопеда полными...

Формирование первоначальных представлений о предложении, как основной единицы языка у детей старшего дошкольного возраста

Любой педагог стремится в своей деятельности найти такие методы, приемы и формы работы, которые будут способствовать всестороннему развитию ребенка.Данная методическая разработка (приложение два консп...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие осознанного отношения к своему здоровью у детейдошкольного возраста»...