Главные вкладки

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программма спортивной направленности(баскетбол)
    рабочая программа по физкультуре (10 класс) на тему

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программма спортивной направленности(баскетбол)-пояснительная записка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Баскетбол127 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ОБДОРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

    __________________________________________________________

    УЛ. ГУБКИНА, 4А,  Г. САЛЕХАРД, ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, 629008

    ТЕЛ. /349-22/ 3-49-66, 3-49-65 ФАКС: 3-49-66 E-MAIL: GYM1@EDU.SHD.RU 

    ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001

    «РАССМОТРЕНО»

    «СОГЛАСОВАНО»

    «УТВЕРЖДЕНО»

    РУКОВОДИТЕЛЬ СТРУКТУРНОГО

    МЕТОДИЧЕСКОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

    _________________

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НМС

    ЗАСОРИНА М.Е.

    ПРОТОКОЛ НМС № 1 ОТ31 АВГУСТА 2018 ГОДА  

    _____________________________

    ДИРЕКТОР МАОУ «ОБДОРСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

    ОВСЯНИК И.О.

    ПРИКАЗ №382  ОТ 31.08.2018

    _________________________

    Дополнительная образовательная общеразвивающая программма спортивной направленности

    НАЗВАНИЕ

    «БАСКЕТБОЛ»

    НАПРАВЛЕНИЕ

    КЛАСС

    УЧЕБНЫЙ ГОД

    2018-2019

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1 ГОД

    УЧИТЕЛЬ (ФИО)

    ЗЫРЯНОВ  А.В

    Г. САЛЕХАРД

                            2018

    1.1 Пояснительная записка

    Программа разработана на  основе ФГОС, программы «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.

    Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»

    Рабочая программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана для занятий с учащимися 7-11 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начальной и средней ступени общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала  цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального  развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной  культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

    Цели:

    • Всестороннее развитие физических качеств и связанных с ними способностей в единстве с воспитанием нравственных и духовных качеств, характеризующих общественно активную личность;
    • Подготовка каждого занимающегося к плодотворной  учебной и трудовой деятельности;
    • Подготовка юных волейболистов.

    Задачи: 

    - укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся;

    - повышение уровня  общей физической подготовки;

    - прочное овладение основами техники и тактики баскетбола;

     - приучение к соревновательным условиям;

    - приобретение навыков в организации и проведении соревнований по баскетболу

    Программа по волейболу позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана на основе курса обучения игре в волейбол. Технические приемы, тактические действия и собственно игра в волейбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей детей. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

     При составлении рабочей программы используются следующие документы:

    - Конституция РФ;

    - Конвенция ООН о правах ребенка;

    - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом МО России от 05.03.2004 г.№1089;

    - Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом МО РФ от 09 марта 2004г. №1312;

    - Приказ департамента образования ЯНАО №500 от 11.05.2006г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);

    - Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»

    - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

    - Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2. 4. 4. 1251-03);

    1.2 Общая характеристика учебного курса

    Актуальность программы обусловлена следующими факторами:

    целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое воспитание. Они взаимосвязаны. Значение двигательной активности в укреплении здоровья, физического развития и подготовленности, в воспитании людей. Сведения о спортивных званиях и разрядах.

    особенностью современной ситуации, в процессе тренировки демонстрируют высокое мастерство, а во время игры их трудно узнать. различают четыре вида эмоциональных, предсоревновательных состояний: 1)состояние боевой готовности; 2) предсоревновательная лихорадка; 3) предсоревновательная апатия; 4) состояние самоуспокоенности

    Нормативная часть учебной программы

    Нормативная часть  программы содержит основные требования по возрасту, численному составу занимающихся, по технико-тактической, физической и спортивной подготовке. Это показано в таблицах (1-5)

            Первый год обучения. Эта форма работы охватывает всех желающих, основная задача – укрепление здоровья, физического развития и подготовленности, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники баскетбола.

            Второй год обучения. На втором годе обучения осуществляется физкультурно – оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники волейбола, выполнение контрольных нормативов.

            Третий год обучения. На третьем годе обучения продолжается: совершенствование  тактико – технических навыков и выполнение ими контрольно переводных нормативов по общей физической и специальной подготовке.

    1.3. Место учебного курса в учебном плане

    Программа дополнительного образования «Баскетбол» составлена на 1 год для учащихся 7-11 классов.

    Программа рассчитана на:

    • учащихся 14-17лет, постоянно посещающих занятия, принятых на свободной основе.
    • на 166.5 часов в год;
    • на 4.5часа в неделю;
    • периодичность занятий – 2 раза в неделю.

    Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.

    Специальных требований к знаниям и умениям обучающихся при приёме в секцию нет.                                             

    1.4 Общеучебные умения и навыки

    1.Первый год обучения:

    - соблюдение норм поведения  и техники безопасности в спортивном зале;

    - правила поведения в коллективе;

    - соблюдение основных правил личной гигиены на тренировках;

    - знать основные стойки в баскетболе, перемещения, основы техники и тактики игры в баскетбол.

    Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать об «отстающих» качествах, их развитию также должно уделяться внимание. Следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств, имеющих в основе своей разные физиологические механизмы.  

    Подбор средств и объём общей физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения на том или ином этапе и от условий, в которых проводятся занятия. Так, на начальном этапе обучения (13-17лет), когда эффективность средств волейбола ещё незначительна, объём подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия.

    На каждом занятии нужно проводить общеразвивающие упражнения и выделять время на общую физическую подготовку.

    Специальная физическая подготовка непосредственно связана с обучением юных спортсменов технике и тактике баскетбола. Основным средством её являются специальные упражнения. Особенно большую роль играют эти упражнения на начальном этапе обучения.

    Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, силу и быстроту сокращения мыщц, участвующих в выполнении технических приёмов, прыгучесть, быстроту реакции и ориентировки, умение пользоваться боковым зрением, быстроту перемещений в отдельных действиях на сигналы, специальную выносливость.

    Среди средств физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными мячами; со скакалкой, резиновыми амортизаторами; гантелями.

    Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения девочек технике игры в баскетбол.

    Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений, специфических для игровой деятельности.

    В систему подготовки баскетболистов входят спортивные соревнования. Соревновательная подготовка имеет целью научить игроков, в полной мере используя свои физические кондиции, уверенно применять изученные технические приёмы и тактические действия в сложных условиях соревновательной деятельности.

    Инструкторская и судейская практика проводится в учебно – тренировочном этапе.

    При написании программы учитывались следующие методические положения:

    1. Преемственность задач, средств и методов тренировки.
    2. Неуклонное возрастание объёма средств технико-тактической, общей и специальной физической подготовки.
    3. Непрерывное совершенствование спортивной техники и тактики.
    4. Неуклонное соблюдение принципа постепенности.
    5. Учёт при планировании тренировочных и соревновательных нагрузок периодов полового созревания.

    В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по  подготовке юных баскетболистов. Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами подготовки.

    В каждом этапе поставлены задачи с учётом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки в перспективе баскетболистов.

    Наименование разделов и тем

    Общее количество учебных часов

    Теоретическая подготовка

    4

    Общеразвивающие упражнения(на месте, в движении, с предметами и без предметов).

    12

    Специальная физическая подготовка

    45

    Техническая подготовка

    42

    Тактическая подготовка

    40

    соревнования

    10

    Итого

    153

    1.7 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки, на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

    Подготовительные к баскетболу игры: «Мяч в воздухе», «Мяч капитану», «Эстафета у стены», «Два мяча через сетку» (на основе игры «Пионербол»); игра в баскетбол без подачи. 

    Литература для педогога:

    • «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
    • журналы «Физкультура в школе».
    • «Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г.
    • комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы. В.И. Лях А. А. Зданевич М. Просвещение, 2010г.
    • примерная рабочая программа по физической культуре В. И. Лях М. Просвещение, 2011г.
    • программы «Организация работы спортивных секций в школе» А. Н. Каинов 2014г.
    • «300 соревновательно – игровых заданий по физическому воспитанию» И.А. Гуревич, Минск 2004 год.
    • Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л .Б. Кофма-на. - М., 199
    •  Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
    • Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
    • Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999.
    • Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.

    Литература для учащихся:

    1. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982.

    1.8  Общеучебные умения и навыки

    На  первом этапе:  занимающиеся должны освоить «школу» основных видов двигательных действий, жизненно важных навыков и умений - формирование правильной осанки, ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, со скакалкой), метания (бросания), лазанье, упражнения в равновесии, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде (велотренажере).

     Существует много «оздоровительных систем», которые можно использовать в работе спортивно-оздоровительных групп при соблюдении определенных правил: аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика, армспорт, калланетика и др. Содержание занятий по волейболу определяется на основании материала для начального и учебно-тренировочного этапов.

    На втором этапе: главное внимание уделяется обучению технике основных приемов игры, формированию

    тактических умений и освоению тактических действий.

    Следует широко использовать игровой метод, подвижные игры, круговую тренировку, эстафеты и упражнения из различных видов спорта. Важное значение придается развитию скоростных и скоростно-силовых качеств, быстроты ответных действий, ловкости, координации, выносливости. При этом надо стремиться к тому, чтобы эти качества  «включались» в тактические действия и технические приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с мячом.

    Важно последовательно и целенаправленно формировать устойчивую взаимосвязь между различными сторонами подготовленности (физической и технической, физической и тактической, технической и тактической). Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регулирование могут быть осуществлены при помощи специальных приёмов, которые сводятся к следующему:                                                                        

    - учащийся не должен внешне выражать сильное волнение. неуверенность; наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности;

    - применение в разминке специальных упражнений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению, которые могут снизить излишнее возбуждение или снять состояние подавленности;

    - произвольная регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений различных по глубине, интенсивности, частоте;

    - применение специальных приёмов массажа и самомассажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее воздействие;

    - воздействие при помощи слова.

    Успех выступления команды в соревнованиях во многом зависит от умелого управления командой                                                                                                                                                                                                                                           Содержание и методика контрольных испытаний, включенных в программу

    Физическое развитие.

    Обследование физического развития производится по общепринятой методике биометрических измерений.

    Физическая подготовка.

    1.Бег 30 м. Испытание проводится по общепринятой методике, старт высокий («стойка волейболиста»).

    2.Челночный бег 3х10 м,с. Испытание проводится по общепринятой методике.

    3.Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа испытуемого при приземлении. Из трёх попыток учитывается лучший результат.

    4.Шестиминутный бег м,с.

    1. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами( см). Для этой цели применяется приспособление конструкции В.М.Абалакова «Косой экран» или другие, позволяющие из мерить высоту подъёма общего центра масс при подскоке вверх. Нельзя отталкиваться и приземляться за пределами квадрата 50х50см. Число попыток три. Учитывается лучший результат. При проведении испытания должны соблюдаться единые требования.
    2. Метание набивного мяча массой 1кг из-за головы двумя руками, стоя (см). Метание с места. Испытуемый стоит у линии, одна нога впереди, держа мяч двумя руками внизу перед собой. Поднимая мяч вверх, производится замах назад за голову и тут же сразу бросок вперёд.
    3. Техническая подготовка.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

    Дополнительная образовательная программафизкультурно-спортивной направленности  «Баскетбол»возраст: 5-18 летсрок реализации: 5 лет...

    Образовательная программа физкультурно - спортивной направленности «Баскетбол» (этап начальной и учебно-тренировочной подготовки) для дополнительного образования детей)

    Программа позволяет последовательно решать задачи подготовить юных баскетболистов, формируя у учащихся целостное представление о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспосо...

    Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа спортивной секции "Волейбол"

    Физической культуре и спорту на современном этапе развития общества придается большое значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению...

    Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа спортивной секции "Волейбол для маленьких"

    Пояснительная записка        Дополнительная образовательная программа «Волейбол для маленьких» имеет физкультурно-спортивную направленность...

    Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа спортивной секции "Настольный теннис"

    Пояснительная записка.Физической культуре и спорту на современном этапе развития общества придается большое значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций...

    Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа спортивной секции "Волейбол для маленьких"

    Пояснительная записка        Дополнительная образовательная программа «Волейбол для маленьких» имеет физкультурно-спортивную направленность...

    дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Баскетбол"

    Программа предусматривает систематическое проведение практических и теоретических занятий; обязательное выполнение тренировочного плана, контрольных нормативов; участие в соревнованиях и организации п...