Здоровье - это важно!!!
статья по физкультуре на тему

Сидорова Светлана Викторовна

Физическая культура является неотъемлемой частью школьной образовательной среды и играет важную роль в формировании культуры здорового образа жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zdorove_2017.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье - это важно!!!

«Здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие». [8] Однако, по данным различных авторов, вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), растет число детей, страдающих ожирением. Большие учебные нагрузки, гиподинамия, отсутствие полноценного питания, наряду с вредными привычками, приводят к увеличению количества больных детей и подростков, росту депрессивных и суицидальных настроений, к ухудшению успеваемости школьников и снижению социальной адаптивности в обществе. Тем самым истощаются внутренние ресурсы личности. Наличие определенных ресурсов, потенциалов, возможностей расширяет поле деятельности личности, делая более достижимыми значимые цели в жизни. [1,2,3,7]

Одно из приоритетных направлений государственной политики в области образования – здоровье школьников.

Но, несмотря на улучшение демографической ситуации в стране, существует четко выраженная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

Накопление этих ресурсов происходит при определенной двигательной активности человека, которая реализуется в школе в рамках образовательной программы в курсе физическая культура и во внеурочной деятельности. Физическая культура является неотъемлемой частью школьной образовательной среды и играет важную роль в формировании культуры здорового образа жизни.

Понятие «физическая культура» мы рассматриваем как совокупность физического развития ребенка, состояния его здоровья и психики и собственно «физической культуры» как составляющей культурного развития личности. [4,5,9]

Неотъемлемой частью физической культуры является физическое воспитание. В оздоровительные задачи физического воспитания входят: охрана и укрепление здоровья учащихся, достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения, повышение умственной и физической работоспособности. Неотъемлемой частью образовательного процесса являются уроки физической культуры. Но уроки физической культуры в школе некоторой частью общества воспринимаются как нечто второстепенное, имеющее не такое большое значение для успешного обучения в школе, как математика, физика, литература и др.

Поддавшись сложившемуся в окружении ребенка стереотипу второстепенного отношения к урокам физкультуры, ученики часто пренебрегают ими. К тому же, родители, порой, не имея на то достаточно веских причин, стараются освободить своего ребенка от посещения уроков физкультуры. Но мы считаем, что благодаря включению школ в реализацию государственной программы Санкт-Петербурга, направленной на сохранений и укрепление здоровья обучающихся наступил переломный момент в переосмыслении роли этих уроков не только в физическом, но и интеллектуальном развитии учащихся. [6]

Распространено общественное мнение, что в первую очередь физическая культура направлена, в основном, на развитие физических качеств учащихся (силы, быстроты, выносливости, прыгучести и ловкости), а оздоровительный эффект, при этом, не имеет большого значения. Поэтому родители считают, что главное – оборудовать спортивный зал в соответствии с современными требованиями.

В новых школах спортивные залы оснащены всем необходимым инвентарем, часто, при школе имеется бассейн. У многих школ появилась возможность использовать нестандартное оборудование на уроках: фитбол, степ-платформа, а учителям предоставили возможность включить в уроки, элементы аэробики, фитнеса, единоборств, использовать на уроках и компьютерные технологии. Но наличием нового оборудования невозможно решить все проблемы, связанные с оздоровлением подрастающего поколения.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры тесно связан с повышенной физической активностью, усилением функций опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ.

Формирование культуры здорового образа жизни у всех субъектов образовательного процесса определяется потребностью в укреплении своего здоровья, наличием интереса и стремления к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, приобретением новых умений и навыков в овладении приемами и методами восстановления сил. Кроме этого, важно воспитание эстетического отношения к занятиям физической культурой, знание и соблюдение гигиенических правил, умение контролировать свое физиологическое состояние.

В первую очередь, среди вышеперечисленных компонентов необходимо обратить внимание на эстетику выполнения упражнений и овладения каждым новым двигательным действием. Для повышается эффекта от выполнения упражнений необходимо четкое знание техники и правильное выполнение упражнения. Неправильное выполнение физкультурных упражнений приводит лишь к потере лишней энергии, а, следовательно, и жизненной активности, ухудшению настроения, снижению работоспособности на уроках по другим учебным предметам.

Повышение мотивации школьников к формированию здорового образа жизни, изменение безразличной позиции родителей к занятиям их детей физической культурой в школе требует системного подхода. Для актуализации потребности в двигательной активности у всех субъектов образовательного процесса в соответствии с районной и городской государственной программой по совершенствованию и укреплению здоровья обучающихся разработана школьная программа «Здоровое поколение».

В рамках этой программы:

- Организован постоянно действующий педагогический круглый стол «Сохранение здоровья ученика и учителя в образовательном процессе».

- В начальной школе ежедневно проводится динамическая пауза, во время которой ученики с классными руководителями проводят время на свежем воздухе.

- Расширена теоретическая база, предоставленная в учебнике за счет дополнительных знаний, которые даются ученикам на уроках и во внеурочной деятельности. Раскрытие и детализация теоретических знаний о выполнении конкретного упражнения, показ видеоматериалов, для лучшего понимания и овладения техникой выполнения упражнения учащимися.

- Ученики вовлечены в проектную деятельность, в ходе которой у них есть возможность поделиться с семьей своими знаниями и навыками, полученными во время урочных и внеурочных занятий в школе.

- Проводятся динамические перемены, флэш-мобы, которые организованы старшеклассниками - спортсменами или учителями физической культуры.

- В помощь учителям начальной школы разработаны видео физкультминутки.

- Педагоги школы активно включились в сдачу нормативов ГТО.

- Проводятся соревнования по волейболу между учителями и учащимися.

- Совместно с Советом отцов организован футбольный турнир.

- Поводится систематическая просветительская работа с родителями на классных родительских собраниях перед каждым новым разделом физической культуры (легкая атлетика, подвижные или спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка).

Учителя физической культуры систематически рассказывают родителям, что входит в каждый раздел учебной программы, требования образовательной программы, какие ожидаются результаты, чему должны научиться школьники. Помимо плюсов каждого раздела, учителя освещают и проблемы, возникающие при овладении навыками и умениям данного комплекса упражнений. Какие бывают сложности, на что стоит обратить внимание родителям, какие домашние задания их ожидают. Также рассказывают о преимуществах занятий на улице, как правильно подобрать одежду для занятий лыжной подготовкой и легкой атлетикой (знание и соблюдение гигиенических правил), как правильно выбрать обувь, лыжи, чем отличаются крепления. То есть, дают ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у родителей в процессе обучения детей физической культуре. И действительно, по мере освещения проблем и их решений, родители начинают пересматривать свое отношение к уроку физической культуры.

Учителя выступают также на общешкольных родительских собраниях, собраниях родителей будущих первоклассников.

После каждого выступления поступает большое количество вопросов от родителей на самые различные темы, связанные со здоровьем детей.

На первом общешкольном родительском собрании родители знакомятся со среднероссийскими статистическими данными динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Эти данные вызывают тревогу у родителей, поступает много вопросов и родители начинают поддерживать реализацию программы «Здоровое поколение»[1,2,5].

На родительских собраниях медицинские работники выступают по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, привлекается психолог из Центра психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга и другие педагогические работники. Родители, понимая важность обсуждаемых вопросов, посещают эти собрания с большим интересом.

Важным мотивирующим мероприятием является подведение итогов в конце каждой четверти в виде школьных соревнований, соответствующих определенному разделу физической культуры.

1. Легкая атлетика — кросс или эстафета, где участвуют все желающие представители каждого класса соответствующей параллели. То есть дети, совместно с классным руководителем и учителем физической культуры, формируют команду, согласно условиям проведения соревнований. Важно то, что в команду входят не только дети хорошо физически подготовленные, но и более слабые ученики. Это позволяет повысить социальный статус и самооценку учеников, не обладающих высокими физическими показателями.

2. Гимнастика - «День гимнастики». Проводится на каждой возрастной ступени отдельно и по своим правилам. От каждого класса выдвигаются кандидаты, которым дается комплекс акробатических упражнений для разучивания, дополненный вариативной частью, проводимой как вступление. В состав жюри входят учителя и ученики. На соревнования в качестве зрителей приходят все желающие. Это служит примером для всех, у детей появляется желание принять участие в мероприятии в следующем году, что способствует повышению работоспособности на уроках, повышению мотивации к самосовершенствованию.

В начальных классах проводится открытый урок для родителей, где дети могут продемонстрировать приобретенные на уроках умения и навыки, дисциплину, волевые качества.

3. Лыжная подготовка — соревнования по лыжам «Школьный дуатлон», с горячим чаем, угощением, музыкальным сопровождением, привлечением родителей в жюри.

4. Спортивные и подвижные игры — эстафеты или соревнования между классами.

Посещение спортивных секций и кружков, являющихся частью системы дополнительного образования и спортивного направления внеурочной деятельности в школе, способствует поддержанию физической активности.

Описанные методы работы, принципы их организации составляют часть многоплановой систематической деятельности педагогического коллектива по формированию позитивного отношения к физической культуре в микросоциуме, окружающем школу.

Важнейшим индикатором благополучия современного российского общества является состояние здоровья подрастающего поколения, а совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья детей рассматривается как необходимое условие национальной безопасности государства и успешного формирования гражданской позиции личности школьника.

Источники

Баранов А.А., Намазова – Баранова Л.С. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены. 2014; 6: 10-4.; URL: https://clck.ru/C9VEB (дата обращения: 30.10.2017).

Безруких М.М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения / Научная школа – семинар «Здоровье: физиология, психология… »  // Сибирский педагогический журнал № 9, 2012.; URL: https://clck.ru/C9VF2  (дата обращения: 03.11.2017).

Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 494-496. URL: https://moluch.ru/archive/59/8450/ (дата обращения: 30.10.2017).

Макарова Л.П., Буйнов Л.Г., Пазыркина М.В. СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4.; URL: https://clck.ru/C9VG3 (дата обращения: 25.10.2017).

Руководство по социальной педиатрии / Составители: В.Г. Дьяченко, М.Ф. Рзянкина,Л.В. Солохина // URL:  https://clck.ru/C9VH2 (дата обращения: 03.11.2017).

Смагин Н. И. Физическая культура в жизни студента [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 280-281.

Соловьева С.Л. Ресурсы личности / Медицинская психология в России. - 2010. - №2 (3).;  URL: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_2_3/nomer/nomer02.php (дата обращения: 03.11.2017).

Устав Всемирной организации здоровья // URL: http://www.who.int/about/ru/(дата обращения: 30.10.2017).

Физическая культура в школе / Национальная педагогическая энциклопедия  // URL: http://didacts.ru/termin/fizicheskaja-kultura-v-shkole.html (дата обращения: 30.10.2017).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей

Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....

Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей

Питание является необходимым и первым условием жизни. Пища является одним из важнейших факторов окружающей среды, оказывающее влияние на состояние здоровья, работоспособности, умственного и физи...

Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка

Понятие "социальное здоровье", работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе....

«Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя»

                     «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя» От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жи...

Здоровое питание — важный фактор нормального развития и здоровья детей

Родительское собрание с целью: развивать представления родителей о правильном питании, его значимости для здоровья детей;формировать представление о том, что здоровье человека во многом зависит от его...

Презентация к проекту "Здоровье - это важно" в 1 "О" классе

Презентация к проекту  "Здоровье - это важно" в 1 "О" классе...