Новые возможности для творчества на уроках физической культуры
статья по физкультуре на тему

Николенко Андрей Анатольевич

Если задуматься над значением  слова учитель, становится понятно, что это не только человек, передающий свои знания другим, но и друг, советчик, мудрый наставник. Это тот, кто щедро делится с детьми своим душевным теплом, может вовремя найти нужные слова, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_vozmozhnosti_dlya_tvorchestva.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель… Если задуматься над значением этого слова, становится понятно, что это не только человек, передающий свои знания другим, но и друг, советчик, мудрый наставник. Это тот, кто щедро делится с детьми своим душевным теплом, может вовремя найти нужные слова, протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается

Я молодой учитель, которому довелось  начать свою карьеру во время серьезных реформ в сфере образования. Меня очень интересует вопрос создания школы будущего, способной подготовить молодого человека  к  современной жизни.

С одной стороны, находиться у истоков зарождения нового и вносить свой вклад в реформирование образования почетно, а с другой – ощущается огромная ответственность за тот результат, который последует.

Поэтому моя цель как учителя - строить свою работу так, чтобы каждый ребенок во время урока не только развивал свои физические качества, но и учился быть хорошим человеком.

Учитель   совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.

Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.

Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка. Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.

Помимо преподавания своей дисциплины, педагог должен формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни, что подтверждает тенденцию, установленную в ряде исследований, усиления ожиданий от учителя выполнения его воспитательных функций. Ведущими факторами привлекательности профессии являются «возможность творческой самореализации» и «возможность учить и воспитывать детей».

Особенность моих учительских задач еще и в том, что проблема здоровья подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна. Одно из главных направлений в школьной физкультуре на современном этапе - это формирование знаний и практических умений учащихся вести здоровый образ жизни, оптимизация двигательной активности и физической подготовленности школьников.

В образовательной части «Физическая культура» предусмотрено, что учащиеся должны уметь осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно-творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время (во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период). А мы знаем, что успешно учиться могут только здоровые дети.

Но как показывает мой уже небольшой собственный учительский опыт, современные дети в большинстве своем испытывают недостаток в двигательной активности. В результате снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку возрастного развития. Полноценное физическое развитие и здоровье – это основа формирования гармонично – развитой личности. Все вышесказанное определяет актуальность проблемы воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании тела, отказе от вредных привычек.

Поэтому меня, как учителя физической культуры, среди множества вопросов и проблем современного образования наиболее тревожат противоречия, возникающие между застывшими в своем развитии дисциплинарными формами физкультурного образования и реально востребованной существующей физкультурной практикой; между необходимостью формирования базовых основ двигательной деятельности и созданием условий для расширения двигательного опыта учащихся; между широким распространением разнообразных форм физической культуры и снижением интереса учащихся к самостоятельным занятиям.

Размышляя, читая методические новинки, анализируя собственную практическую деятельность, я сформулировал задачи своей педагогической работы. Это прежде всего - формирование необходимости оптимизации двигательной активности, повышение эффективности уроков физической культуры как условие сохранения здоровья, нормализации физического развития и физической подготовленности, снижение психоэмоционального напряжения учащихся; создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия учащихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления и достижения поставленной цели.

Моя личная концепция учителя включает в себя:

  • поиск творческих приемов совершенствования навыков двигательных действий и их вариативное использование на уроках физической культуры и во внеурочное время;
  • поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений и навыков учащихся;
  • активное вовлечение школьников в процесс совершенствования собственной физической природы;
  • использование соревновательных отношений и самостоятельных занятий физическими упражнениями   как средств и методов организации свободного времени и культурного досуга;
  • активизация и совершенствование психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.

Работая над проблемой развития двигательной активности, подбираю соответствующие методы обучения, знание которых позволит правильно ориентироваться и наиболее эффективные решать учебные задачи. Целесообразность применения того или иного метода в каждом конкретном случае обеспечивается соблюдением ряда требований. Научная обоснованность метода обеспечивает оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.

Основные методы, используемые мною в педагогической работе, - фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный, диагностика, тестирование, интерактивные.

Форма организации учебной деятельности:

  • урок физической культуры (урок-игра, урок-соревнование, урок-турнир, интегрированный урок);
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
  • спортивные соревнования и праздники;
  • занятия в спортивных секциях и кружках;
  • самостоятельные занятия физическими упражнениями.

На основе требований государственного образовательного стандарта в настоящее время активно использую в своей работе компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы, что помогает в формировании осознанной потребности физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Для каждого обучающегося создана индивидуально-образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья. Зная особенности физического и психического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности, предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляю возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.

 По моему мнению, уроки физической культуры должны быть нацелены на формирование здоровой личности ребенка не только физически, но и  духовно, нравственно. Сегодня на учебных занятиях физической культуры учитель может использовать весь свой творческий потенциал, учитывать способности и физические возможности каждого ребенка.

     Я преподаю физкультуру в средних и старших классах. Это одна из важнейших  ступень школьной жизни. Я четко осознаю всю долю ответственности, которая ложится на меня как учителя физкультуры. Я мечтаю стать хорошим учителем.   Хочется, чтобы на мои уроки дети (все без исключения) шли с удовольствием и желанием научиться чему-то новому, стать лучше. Да и просто для того, чтобы пообщаться с любимым учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательные возможности игровой технологии на уроках физической культуры.

Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями....

Возможности компьютерных технологий на уроке физической культуры

   Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в образовательном процессе современной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования интерактив...

Применение новых технологий обучения (ИКТ) на уроках физической культуры

В настоящее время педагог должен обладать основательной теоретической подготовкой, управленческими способностями, навыками организации воспитательной работы, уметь активизировать учащихся к рабо...

Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича

Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения  показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...

Эссе "Возможности использования ИКТ на уроках физической культуры"

ХХ1-й век - век высоких информационных и компьютерных технологий. Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные технологии и находить новые подходы к орга...