ЗАДАЧИ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА У ШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре

Дехканов Руслан Махмуджанович

I. Симптомы повреждения мениска

II. Задачи ЛФК при бронхиальной астме

III. Специальные упражнения при переломах костей таза

IY. Примерные упражнения при нарушении осанки (плоская спина)

Скачать:


Предварительный просмотр:

I. Симптомы повреждения менисков

Разрывы менисков являются самым частым внутренним повреждением коленного сустава. Обычно повреждается внутренний мениск, разрывы которого встречаются в восемь раз чаще, чем наружного. Анализ обстоятельств, обусловивших разрыв мениска, иначе говоря, выяснение механогенеза повреждения, имеет большое значение при распознавании свежих и особенно несвежих повреждений менисков. Механизм разрыва внутреннего мениска типичен — насильственное вращение суставной поверхности большой берцовой кости по отношению к мыщелкам бедра. Разрыв происходит обычно в следующих условиях:

 1) колено несет нагрузку, т. е. является опорным в момент повреждения;

2) коленный сустав при действующем насилии слегка согнут;

3) в суставе происходит форсированное вращение.

Разрыв мениска может произойти у стоящего на коленях при резком повороте туловища, при ходьбе или беге в нагруженной ноге. Значительно реже мениск разрывается по другому механизму, например при отводящем насилии, приложенном к разогнутому коленному суставу. Повреждения внутреннего мениска могут быть следующими:

1) разрыв самого мениска,

2) разрыв связки, фиксирующей внутренний мениск,

 3) разрыв патологически измененного мениска.

Разрыв внутреннего мениска. Чаще всего встречается типичное, продольное повреждение, при котором отрывается средняя часть мениска, а концы, передний и задний, остаются неповрежденными; называют его разрывом по типу «ручки лейки». Поперечные разрывы переднего или заднего рога также довольно часты. Поперечные разрывы в центре мениска, под внутренней боковой связкой, встречаются реже.

Симптомы повреждения мениска:

Часть мениска, оторванная при повреждении, может сместиться и занять в суставе неправильное положение, ущемившись между суставными поверхностями большой берцовой и бедренной костей. Ущемление блокирует сустав в вынужденном положении, согнутом. Отрыв и ущемление переднего рога внутреннего мениска блокируют коленный сустав так, что конечные 30° разгибания делаются невозможными, ущемление при разрыве по типу «ручки лейки» ограничивает последние 10—15° разгибания. Блокада сустава при ущемлении разорванного мениска не ограничивает сгибания коленного сустава. Оторванный задний рог очень редко блокирует коленный сустав.

Блокада сустава бывает обычно временной; разблокирование восстанавливает все движения в суставе. Разрывы переднего рога и по типу «ручки лейки» протекают нередко с рецидивирующими блокадами, возникающими при ротации голени, т. е. при том же механизме, при котором наступил разрыв. Иногда колено «выскакивает», по словам больного, без известной причины при ходьбе по ровной поверхности и даже в постели, во сне. Смещение оторванного заднего рога вызывает у больного иногда ощущение «подгибания» коленного сустава.

Разрыв мениска сопровождается выпотом в коленном суставе, который появляется через несколько часов после повреждения; он обусловлен сопутствующим повреждением синовиальной оболочки сустава. Последующие рецидивы атак блокады и «подгибания» также протекают с выпотом в суставе; чем чаще происходят блокады и «подгибания», тем меньше последующая транссудация в суставе. Может наступить такое состояние, когда после привычной блокады выпот уже не определяется.

При первичном повреждении мениска очень важно дифференцировать травматический синовит от травматического гемартроза, так как последний подразумевает наличие серьезного сопутствующего повреждения связок или кости. Разрыв мениска, как уже упоминалось, может сочетаться с повреждением внутренней боковой связки и передней крестообразной.

Разрыв связки, фиксирующей внутренний мениск (венечной связки) может произойти без повреждения самого мениска. Оторванный мениск при разгибании коленного сустава может ущемиться между суставными поверхностями и подвергнуться в ущемленном состоянии раздавливанию. Ненормальный контакт оторванного и смещенного мениска с суставными поверхностями обусловливает обычно появление хондропатии мыщелков бедра и большой берцовой кости.

Симптомы разрыва фиксирующей связки тела мениска:

-при согнутом коленном суставе пассивное вращение голени по отношению к мыщелкам бедра заметно увеличено,

- передняя борозда колена над суставной щелью углублена;

- разгибание сустава иногда проталкивает оторванный мениск вперед и он тогда легко прощупывается как небольшое выпячивание.

-дистракция коленного сустава при разрыве венечной связки, фиксирующей мениск, вызывает боли, сжатие уменьшает их.

Мениск, утративший подвижность, подвергается при крайних степенях движений в коленном суставе хроническому травмированию; в нем при резкой наружной ротации голени и при переразгибании появляются мелкие трещины. Заболевание присуще среднему возрасту.

Симптомы заболевнаия:

- проявляется болями с внутренней стороны сустава, возникающими и усиливающимися при упражнениях.

- болезненность локализуется изнутри, по середине суставной щели; в этом месте иногда определяется припухлость, симулирующая кисту, очень редко встречающуюся во внутреннем мениске.

- иногда в суставе обнаруживается небольшой выпот.

- полное разгибание сустава, наружная ротация и отведение голени в коленном суставе вызывают боли с внутренней стороны в области суставной щели.

Разрыв наружного мениска. В нормальных условиях наружный мениск подвижен; он совершает при сгибании и разгибании коленного сустава известный размах движений. Венечная связка его свободна и в противоположность внутреннему мениску задний рог не фиксирован. Вследствие этого наружный мениск скользит одновременно с движением в суставе кпереди и кзади по плоской суставной поверхности большой берцовой кости.

Разрыв наружного мениска возникает по тому же механизму, что и внутреннего, с той лишь разницей, что ротационное движение голени совершается в противоположном направлении, т. е. не кнаружи, а кнутри. У взрослых разрыв наружного мениска встречается редко, зато у детей старшего возраста и у подростков, у которых «внутренние повреждения» коленного сустава, вообще говоря, редки, наружный мениск разрывается относительно часто.

Механизм, вызывающий повреждение, установить довольно трудно, так как насилие бывает иногда настолько незначительным, что быстро забывается.

Симптомы заболевания:

 - блокада сустава при разрыве наружного мениска наступает редко, а если и наступает, то не сопровождается выпотом в суставе. Коленный сустав в таких случаях бывает согнут до прямого угла или больше этого, но больной обычно может разблокировать его сам.

- при сгибании сустава, особенно с одновременной внутренней ротацией голени, ощущается «щелканье» в суставе.

Неопределенная и малохарактерная симптоматология разрыва наружного мениска усложняется непостоянным и неопределенным болевым ощущением не над наружной, а над внутренней частью сустава. Поэтому важно помнить, что, несмотря на болевые ощущения над внутренней частью сустава, болезненность от надавливания и боли при движениях больной ощущает с наружной (!) стороны коленного сустава, т. е. они соответствуют подлинному местонахождению повреждения.

Сплошной наружный мениск (дисковидный мениск). Щелканье при движениях коленного сустава, которое пытаются обычно связать с повреждением, может наблюдаться при изменениях, не имеющих к нему никакого отношения. В частности, щелканье в коленном суставе наблюдается при сплошном (дисковидном) наружном мениске — редкой врожденной аномалии развития. Наружный мениск вместо серповидной формы дискообразен, утолщен и не фиксирован в заднем отделе. При сплошном наружном мениске головка малой берцовой кости расположена необычно высоко. Симптомы сплошного наружного мениска появляются в детском возрасте, между 6 и 14 годами, хотя они могут возникнуть впервые у взрослого. В последнем случае привлекает к нему внимание какое-нибудь случайное повреждение. Типичным признаком заболевания является слышимый и прощупываемый приглушенный шум удара, возникающий в момент сгибания и разгибания коленного сустава.

Издаваемый шум при движениях бывает громким, стойким, т. е. возникающим при каждом движении, и сопровождается сотрясением сустава.

II. Задачи ЛФК при бронхиальной астме

Бронхиальной астмой называется заболевание, проявляющееся в приступах удушья, в основе которых лежит спазм мускулатуры средних и мелких бронхов или набухлость их слизистой оболочки. Непосредственная причина возникновения приступов бронхиальной астмы до конца не выяснена, но несомненная роль различных факторов, которые могут быть весьма разнообразными; сюда можно отнести различные хронические интоксикации, влияние пыли и порошкообразных веществ, попадающих в дыхательные пути, разнообразные запахи, метеорологические влияния, нервно-психические воздействия, влияние факторов ухудшения экологии и окружающей  среды.

Занятия ЛФК способствуют адаптации организма больного, его сердечно-сосудистой системы и органов дыхания к физическим нагрузкам, повышают его иммунологическую реактивность в отношении вирусной и бактериальной инфекции.  Активные занятия ЛФК ведут к оптимизации состояния процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, способствуя устранению функциональных нарушений с ее стороны. Важное значение имеют дыхательные упражнения, направленные на устранение патологических изменений со стороны бронхелегочного аппарата. Регулярные занятия дыхательными упражнениями способствуют развитию дыхательных мышц, улучшают подвижность грудной клетки, расслабляют гладкую мускулатуру бронхов.  

Основные задачи ЛФК:

- нормализация тонуса ЦНС (ликвидация застойного патологического очага) и снижение общей напряженности.

- уменьшению спазма бронхов и бронхиол;

- активизировать ход трофических процессов в тканях;

- укрепление мышц, принимающих участие в акте дыхания;

- обучать больного управлять своим дыхательным аппаратом, чтобы он умел владеть им во время астматического приступа и тем облегчить его;

- развитие механизма полного дыхания с преимущественной тренировкой выдоха;

- увеличение подвижности диафрагмы  и грудной клетки;

- обучение произвольному мышечному расслаблению;

- увеличение функциональных резервов с помощью тренировки;

- достижение регрессий обратимых и стабилизация необратимых изменений в легких.

В случае имеющихся изменений со стороны сердечно-сосудистой системы добавляется задача по тренировке и укреплению аппарата кровообращения.

III. Специальные упражнения при переломах костей таза.

Признаки

Изменение формы таза, резкие боли в области перелома, отек в области перелома мягких тканей, невозможность ходить, стоять, поднимать ногу. Характерной позой является “поза лягушки” – пострадавший лежит на спине с разведенными ногами, полусогнутыми в тазобедренных и коленных суставах. При повреждении органов таза может выделяться кровь с мочой из мочеиспускательного канала, или кровь с калом при повреждении прямой кишки.

Неотложная доврачебная помощь

Пострадавшего укладывают в горизонтальное положение на жесткие носилки или деревянный шит, ногам придают полусогнутое положение –“положение лягушки”, для чего под колени подкладывают плотные валики из свернутой одежды, одеял и т. п. При повреждениях передней части тазового кольца целесообразно наложить на таз кольцевую фиксирующую повязку. При кровянистых выделениях из прямой кишки на задний проход накладывают стерильную повязку. При явлениях шока проводят противошоковые мероприятия – обеспечение максимального покоя, обезболивающие препараты.

В дальнейшем пострадавший подлежит госпитализации в травматологический стационар скорой медицинской помощью, на жестких носилках.

за последние годы в восстановительном периоде после операций по поводу сложных переломов костей таза проводится ранняя активация больных с применением комплексов лечебной гимнастики с целью сокращения периода их реабилитации.

Один из методов активного послеоперационного ведения больных - применение разгрузочной укороченной гипсовой повязки с вытяжением поврежденной конечности по оси.

Специальные методы раннего восстановительного лечения этого контингента больных направлены не только на профилактику послеоперационных осложнений, но и на активное восстановительное лечение в режиме прогрессивно возрастающей нагрузки, с учетом стадии репаративных процессов, руководствуясь функциональным мониторингом поврежденной конечности.

Лечебная гимнастика проводится в режиме прогрессивно возрастающей нагрузки со 2-го дня после операции остеосинтеза. На первом этапе занятия включают статические и динамические дыхательные и общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы. Для восстановления функций нижних конечностей нужно широко использовать активные движения пальцами стоп, тыльное и подошвенное сгибание, круговое движение стопами, сгибание и разгибание коленных суставов, изометрические напряжения мышц голеней, бедра, идеомоторные упражнения. С учетом ранних сроков после операции осевая нагрузка на конечность исключается. В связи с тем, что при данной патологии атрофии чаще всего подвергается группа ягодичных мышц, в занятия необходимо включать изометрические напряжения этих мышц, чтобы способствовать профилактике атрофии и улучшению сократительной функции и тонуса мышц.

Примерный комплекс физических упражнений, применяемых в первом периоде (1 - 4-й дни):

Исходное положение (И.п.) - лежа на спине, руки вдоль туловища:

1. Поднять руки вверх - вдох, вернуться в И.п. - выдох.

2. Тыльное сгибание и подошвенное разгибание стоп.

3. Попеременное и одновременное сгибание ног в коленных суставах (стопы скользят по плоскости постели).

4. Наклоны туловища вправо и влево, руки скользят вдоль туловища.

5. Повороты головы вправо и влево.

6. Изометрическое напряжение мышц бедра (5 - 7 с).

7. Диафрагмальное дыхание.

8. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах.

9. Сжимание и разжимание пальцев рук.

10. И.п. - лежа на спине, руки согнуты в локтевых суставах. Прогнуться в грудном отделе позвоночника.

11. И. п. - лежа на спине, руки вдоль туловища. Развести руки в стороны - вдох, вернуться в И.п. - выдох.

Упражнения выполняются в спокойном темпе, каждое повторяется 8 - 10 раз (дыхание не задерживать).

Во втором периоде восстановительного лечения (5 - 7-й дни после операции) проводятся активные попеременное и одновременное движения в тазобедренном суставе, изометрические напряжения мышц тазового пояса, бедра и голени. При общем удовлетворительном состоянии больного добавляются упражнения с сопротивлением и отягощением (больной выполняет движения конечностью, а методист оказывает максимальное сопротивление движению без блокирования перемещения сегмента конечности).

К вышеуказанному комплексу добавляются следующие упражнения:

1. И.п. - руками держась за специальное приспособление (балканскую раму) - поднимание и опускание туловища (8 - 10 раз).

2. И.п. - то же, приподнимание таза (8 - 10 раз).

3. И.п. - то же, руки на поясе - сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах (8 - 10 раз) с функциональным дозировани ем сопротивления.

4. И.п. - то же, изометрические напряжения ягодичной группы мышц длительностью 5 - 7 с (8 - 10 раз).

В третьем периоде - с 8-го дня после операции - больных переводят в вертикальное положение. Постепенно вводят осевую нагрузку на конечность и тазовое кольцо. Первоначально проводится обучение передвижению с помощью костылей.

Больным с разгрузочной повязкой (в среднем 15 - 21-й дни после травмы) с первого дня разрешается полная нагрузка на пораженную конечность. Для шлифовки суставных поверхностей тазобедренного сустава и увеличения амплитуд движений используются специальные упражнения нижними конечностями в виде маховых и качательных движений в различных направлениях, стоя с опорой руками о предметы (кровать, стол, стул), а также с помощью костылей.

разгрузочная повязка дает возможность в более ранние сроки использовать прогрессивно возрастающую лечебную физкультуру, что, в свою очередь, позволяет дать максимальную осевую нагрузку в ранние сроки после оперативного лечения. Это способствует более
интенсивному восстановлению функциональных возможностей опорно-двигательного аппарата таза, что достоверно подтверждается электромиографическими исследованиями.

IY. Примерные упражнения при нарушениях осанки (плоская спина)

Своевременная забота о физическом воспитании гарантирует правильное развитие организма, стройную осанку, хорошую координацию движений. Если ребенок неправильно держит тело, его грудная клетка постепенно суживается, делается плоской, углы лопаток отходят от позвоночника и начинают торчать, как крылья, спина горбится, живот выпячивается вперед. Когда не принимаются меры для исправления осанки, начинает искривляться позвоночник, возникает боковой изгиб его (сколиоз) или значительная сутулость (круглая спина), что может явиться одной из причин образования горба. Все это, конечно, сильно вредит здоровью, так как затрудняет работу сердца и легких, дыхание становится поверхностным, неглубоким, уменьшается подвижность грудной клетки, понижается жизненная емкость легких, ребенок слабеет, ухудшается его самочувствие.

Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Это связано главным образом с натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб и таз. Позвоночник служит основным костным стержнем, удерживающим голову и туловище. Таз же является как бы фундаментом позвоночника. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Большое влияние на осанку оказывает привычное положение плечевого пояса, рук и ног, также зависящее от степени развития и тонуса (напряжения) их мускулатуры. Исключительно важно тщательно следить за правильным положением тела ребенка, и не только когда он сидит, ходит, спит (правильно ли лежит в постели, не ограничены ли его движения узкой одеждой), но и во время различных занятий. Заметив даже незначительные отклонения, своевременно посоветуйтесь с врачом.

Важнейшим средством профилактики и лечения нарушений осанки являются занятия физическими упражнениями. Если с младшими дошкольниками (до 4 лет), как и с детьми грудного возраста, рекомендуется проводить общеразвивающие упражнения, укрепляющие весь организм, то с 5—6-летними детьми можно постепенно переходить к специальным упражнениям, способствующим формированию правильной осанки. Проводить их можно преимущественно в форме игры. для этого используют имитационные движения: «растягивание пружины», «лыжник», «зайчик», «кошка» и т. п. Дети могут выполнять их дома по нескольку раз в день. Можно предлагать их в форме интересных для ребенка заданий, например, попросить его изобразить, как качаются деревья (наклоны в стороны), как ездят на лыжах (приседания) и т. д.

Ниже для примера приведены три специальных комплекса упражнений для детей дошкольного возраста, у которых намечаются отклонения в осанке.

Комплексы упражнений для детей 4 лет:

1. Прогибание спины. И. п.— стоя прямо, в руках обруч. Поднять его вверх над головой, прогибая спину и отставляя то одну, то другую ногу назад на носок. Затем опустить обруч вниз и приставить ногу. Повторить по 4—6 раз каждой ногой.

2. Сгибание рук  к   плечам.   И.   п.— стоя   ноги   на   ширине   плеч.    Согнуть руки, прижимая локти к туловищу, оттягивая   плечи   назад   и   сводя   лопатки. Опустить    руки    вниз.    Повторить    6—8 раз.

3. Наклоны в стороны. И.  п.— стоя ноги шире плеч, в согнутых   за   спиной руках обруч. Выпрямить туловище и наклоняться то вправо, то влево, не опуская головы вперед. Повторить 4—6 раз в каждую сторону.

4. «Зайчик». И. п.— стоя   ступни   параллельно. Низко присесть, не отрывая ступней от пола, сгибая руки к плечам ладонями вперед, прижимая локти к туловищу    и   сводя    лопатки.   Повторить 6—8 раз.

5. Отведение палки за спину. И. п.— стоя ноги шире плеч, держа палку внизу за концы. Поднять палку вверх, затем, сгибая руки, опустить ее за спину и  прижать   к   углам   лопаток;   вытянув руки вверх, опустить палку вниз. Повторить 6—8 раз.

6. Влезание в обруч.   Держа   обруч внизу в руках горизонтально, влезть в него и вылезти, переступая ногами, высоко поднимая колени. Повторить 3—4 раза.

7. Хлопки   за   спиной.   И.   п.— стоя ноги на  ширине  плеч, руки опущены. Делать хлопки  ладонями  за  спиной  и над головой, не сгибая рук. Повторить 8—10 раз.

8. Ходьба с сохранением правильной осанки.   Ходить по комнате, широко размахивая руками и стараясь держать туловище  и  голову  прямо.   Выполнять 30—40 секунд.

Для детей 5 лет:

1. Поднимание обруча. И. п.— стоя, держа в опущенных руках обруч. Поднять вытянутые руки с обручем вверх, энергично потянуться, выпрямляя спину, затем опустить руки вниз. Повторить 6—8 раз.

2. Опускание    обруча    за    спину. И. п.— стоя ноги шире плеч, внизу в руках обруч. Подняв обруч вертикально вверх, сгибать  руки,  опуская его вниз за спину   и   сводя   лопатки. Повторить 3—5 раз.

3. Повороты в стороны. И. п.— стоя ноги на ширине плеч, в согнутых за спиной руках обруч. Поворачивать туловище направо и налево, прижимая обруч к спине. Повторить по 4—6 раз в каждую сторону.

4. «Лыжник».   И.   п.— стоя   ноги   на ширине ступни. Приседать на всей ступне, наклоняясь вперед   и   отводя   руки назад,   подражая  движениям  лыжника при   отталкивании   палками.   Повторить 4—6 раз.

5. Поднимание  палки.   И.   п.— стоя ноги   на   ширине   плеч, держа   в   руках внизу   горизонтально   палку.   Поднять палку прямыми руками вверх, выпрямляя спину, затем опустить вниз. Повторить 6—8 раз.

6. Бросок мяча вперед. И. п.— стоя слегка   расставив   ноги, в   обеих   руках внизу   большой   резиновый   мяч.   Поднять его вверх за голову и движением рук и туловища бросить вперед. Повторить 4—6 раз.

7. Бросок мяча назад. И. п.— то же. Быстрым движением прямых рук и туловища бросить мяч назад через голову, прогибая спину. Повторить 4—6 раз.

8. «Конькобежец».  И. п.— стоя   широко расставив ноги. Заложить руки за спину   и   попеременно   сгибать   ноги   с полуоборотом и наклоном туловища в одну и другую сторону, подражая движениям    конькобежца.    Повторить    по 4—6 раз в каждую сторону.

9. Отведение рук с обручем  назад. И. п.— стоя ноги на ширине плеч, в руках за спиной обруч. Отводить руки назад, прогибая спину   и   сводя   лопатки, избегая чрезмерного прогибания в пояснице. Повторить 6—8 раз.

10. Ходьба по «линейке». Пройти по линии, начерченной на полу, стараясь сохранить равновесие тела. Выполнять 40—60 секунд.

Для детей 6 лет:

1. «Ходьба». И. п.— стоя   на   четвереньках. Прогнуть спину, поднять голову   и   передвигаться   вперед   мелкими переступаниями   рук   и   ног. Выполнять 30—40 секунд.

2. «Велосипедист».   И.   п.— лежа   на спине.   Подняв   прямые   ноги,   попеременно сгибать  и  разгибать  их,  подражая движениям ног велосипедиста. Выполнять 40—50 секунд.

3. «Лодочка». И. п.— лежа на груди. Прогнуться   в  спине,   отводя   голову  и прямые руки назад. Ноги вытянуть и не отрывать   их   от   пола.   Повторить   4—6 раз.

4. «Кошка».   И.   п.— стоя на четвереньках.   Сильно   согнуть,   затем   прогнуть спину, подражая движениям кошки, когда она делает «горбик» и потягивается после  сна.   Повторить 4—6 раз.

5. «Рыбка».   И. п.— лежа   на   груди. Прогнуться   в   спине,   вытянув   прямые руки и ноги вверх. Повторить 8—10 раз.

6. Поднимание  ног  вверх.   И.   п.— лежа на спине. Поднять выпрямленные ноги   вверх   до   прямого   угла,   оттянув носки. Повторить 10—12 раз.

7. «Качалка». И. п.— лежа на груди, держа   сзади   в   руках   обруч.   Сильно прогнуться в спине и, отведя руки с обручем   назад,   зацепить   его   носками поднятых    ног.   Избегать   чрезмерного прогибания в пояснице. Повторить 4—6 раз.

8. «Скольжение».   И.    п.— стоя   на четвереньках. Скользящим  движением ладоней  вытянутых   вперед   рук   опуститься грудью к полу, прогибая спину; затем,  подтянув  руки  и  туловище  назад, вернуться   в   прежнее   положение. Повторить 4—6 раз.

9. Прогибание спины. И. п.— лежа на груди,   держа   в   руках   обруч.   Прогибаться в спине, поднимая голову и отводя обруч за лопатки. Повторить 6—8 раз.

10. Ползание. И. п.— стоя на четвереньках.   Ползти   вперед,   поочередно передвигая   скользящими   движениями руки и ноги, приближая грудь к полу. Выполнять 30—40 секунд.

Школа.

Здесь уже рекомендуется каждодневная получасовая утренняя лечебная гимнастика.

Упражнения приведены ниже. Необходимо обратить внимание на необходимость чередования дыхательных и общеразвивающих упражнений, среди которых весьма специфичным является перекат влево и вправо. Перекат выполняется обязательно через бок, противоположный искривлению. В зависимости от возраста и физической подготовленности детей каждое упражнение повторяется 4—6 раз. Движения должны быть плавными, без рывков. Делать их надо в замедленном темпе, не задерживая дыхания.

Следует учесть, что при плоской, круглой спине, излишнем прогибе в поясничной части позвоночника некоторые из рекомендуемых упражнений необходимо исключить из комплекса или видоизменить.

Выправление осанки достигается в течение трех месяцев, но лишь в том случае, если упражнения будут выполняться ежедневно.

Этот же комплекс можно использовать для предупреждения искривлений позвоночника.

Комплекс упражнений:

1. И. п. — лежа на спине на жесткой опоре.   Расслабиться   в   течение   5—10 минут.

2. И.   п.— то  же.   На  счет  раз-два медленно согнуть  ноги,  скользя  ступнями по полу,— выдох. На три-четыре вернуться в и. п.— вдох.

3. И. п.— лежа на спине, руки вверху.    Перекатиться    вправо   (влево)    на грудь.

4. И. п.— лежа на груди, руки с гимнастической палкой вверху. На два счета прогнуться — вдох. На два счета вернуться в и. п.— выдох.

5. И. п.— то  же.   Перекат  на  спину (без палки).

6. И.   п.— лежа   на   спине.   На  два счета   поднять   руки   вперед - в   стороны— вдох.   На   два   счета   опустить — выдох.

7. И. п.— то же. На два счета поднять прямые ноги до вертикального положения. На один счет — быстро опустить, не ударяя пятками о пол или скамейку.

8. И. п.— то же. Перекат на грудь.

9. Упражнение такое же, как № 4, только поднять руки и ноги, сохраняя это положение в течение 3—5 секунд, и вернуться в и. п.

10. Повторить упражнение № 5.

11. Повторить упражнение № 6.

12. И. п.— лежа на спине, держа в полусогнутых  руках  эспандер  или  резиновый  бинт.   На  два  счета  развести руки в  стороны — вдох.  На один счет принять и. п.— выдох.

13. И. п.— то же. Эспандер или резиновый   бинт  перекинут  через  стопы полусогнутых ног. На два счета выпрямить   ноги — вдох.   На  два  счета   вернуться в и. п.— выдох.

14. Повторить упражнение № 8.

15. Повторить упражнение № 4.

16. Повторить упражнение № 10.

17. И.   п.— лежа   на   спине.   На  два счета слегка поднять таз — вдох. На два счета вернуться в и. п.— выдох.

18. И. п.— то же. На два счета сесть без помощи рук (спина прямая, голову на  грудь  не опускать) — вдох.  На два счета опуститься в и. п., сохраняя прежнее положение туловища,— выдох.

Это упражнение дается детям, достигшим 10—11 лет.

19. Повторить упражнение № 8.

20. Упражнение такое же, как № 4, только поднимать руки и ноги попеременно.

21. Повторить упражнение № 5.

22. Повторить упражнение № 6.

23. И.    п.— лежа    на    спине,    руки вверху,    кисти    «в    замок»    ладонями вверх. На два счета максимально вытянуться — вдох.   На   два   счета   расслабиться — выдох.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Велитченко В.К. «Физкультура без травм».

2. Гусев С.В., Щеткин В.А., Лапшин В.П. и др. Восстановительное лечение больных со сложными переломами таза на раннем госпитальном этапе стационара скорой помощи: Матер. 2-го пленума Ассоциации травматологов-орто педов России. Ростов-на-Дону, 1996.

3. Гусев С.В., Лапшин В.П., Соколов В.А. и др. Особенности восстановительного лечения больных, оперированных по поводу перелома вертлюжной впадины; Матер. городского семинара травматологов-ортопедов "Оперативное лечение повреждений таза". М.,1998.

4. Гусев С.В., Лапшин В.П., Щеткин В.А. и др. Реабилитация больных, оперированных по поводу сложных переломов таза//Паллиативная медицина и реабилитация,1998, № 4 - 5, с. 25.

  1. Дембо А.Г. Практические занятия по врачебному контролю: Пособие для ин-тов физ.культуры.-М.: Физкультура и спорт, 1976.-128 с.
  2. Кузьменко В.В., Журавлев С.М. «Травматологическая и  ортопедическая помощь».
  3. Майкели Лайл, Дженинс Мак. Энциклопедия спортивной медицины/-СПб.:Издательство «Лань», 1997.-400 с., ил.

8. Спортивная медицина: Учеб. Для ин-тов физ.культ./Под ред. В.Л. Карпмана.- Физкультура и спорт, 1987.- 304 с., ил.

9. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж: Учеб. Для техникумов физ.культ./Под ред. С.Н. Попова.- М.: Физкультура и спорт, 1985.- 351 с., ил.

10. Лечебная физическая культура: Учеб. Для ин-ов физ.культ./Под ред. В.Е. Васильева.-М.:Физкультура и спорт, 1985.- 368 с., ил.

11. Физическая реабилитация: Учеб. Для академий и ин-ов физ.культ./Под ред. С.Н. Попова.-Ростов н/Д.:изд-во «Феникс», 1999.- 608 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма» Лечебная физическая культура для детей с диагнозом «бронхиальная астма»

Лечебная физкультура как самостоятельное, научно-обоснованное направление медицины сформировалось лишь в последние десятилетия двадцатого века. В то же время она имеет многовековую и богатую ист...

физическая реабилитация при бронхиальной астме

Причины распространения болезни; методика дыхательной гимнастики в ЛФК; примерный комплекс упражнений без предмета и с гинастической палкой; самомассаж....

физическая реабилитация при бронхиальной астме

Причины распространения болезни; методика дыхательной гимнастики в ЛФК; примерный комплекс упражнений без предмета и с гинастической палкой; самомассаж....

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата....

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов, ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата

Примерные сроки начала занятий после заболеваний внутренних органов,  ЛОР-органов, острых заболеваний, травм и повреждений опорно-двигательного аппарата...

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата.

Лечебная физическая культура при травмах опорно-двигательного аппарата....

Лечебная физическая культура при заболеваниях опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста

Жизнь человека уже длительное время связана с прямохождением, в связи с чем нагрузки на позвоночник многократно выросли и привели к формированию как физиологических его изгибов, таких как лордозы и ки...