Творчество в музыкально-ритмических движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей
статья по физкультуре

Бердова Анастасия Сергеевна

Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить воспринимать язык музыкальных образов. Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка является и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Творчество в музыкально-ритмических  движениях 

как средство формирования основ

 музыкальной культуры детей»

Реферат составила: учитель физической культуры

ГБОУ школы № 404 Бердова А.С.


Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..3

«Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»………...…………...5

Заключение………………………………………………………..…………….9

Список литературы…………………………………………..…..…………….11


Введение

Музыкально - ритмические движения являются одним из наиболее эффективных и действенных средств воспитания детей, помогающие раскрыть музыкально-двигательные способности, развить слух, научить воспринимать язык музыкальных образов. Доказано, что двигательные упражнения под музыку тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движение под музыку для ребёнка является и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. 

Одна из главных задач ритмики – это приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, стеснительных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

Ритмика - это синтетический вид деятельности, где музыка и движение тесно связаны; в основе лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ. Музыка должна нравиться детям, побуждать их к движению, быть понятной, разнообразной по жанру, стилю исполнения, художественно-этичной. 

Подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии разнообразных видов основных танцевальных движений детей.

Для ритмических композиций и танцев, характерна направленность для коллективного исполнения; кроме того, уровень их исполнения не требует специальной профессиональной подготовки, подражание образу начинается в  познании ребёнком техники движений. 

При выполнении ритмических  движений дети проявляют активность, инициативу, находчивость, реализуя свои творческие способности, совершенствуют музыкально-эстетические чувства. Дети очень любят фантазировать. Через творческие задания и игру мои воспитанники, как это было представлено в практической части, сочиняют и импровизируют, благодаря накопленному багажу музыкально-ритмических движений.


«Творчество в музыкально-ритмических  движениях как средство формирования основ музыкальной культуры детей»

Ритмика в школе №404 Колпинского района Санкт-Петербурга проводится в начальных классах во внеурочное время.

На занятиях «Ритмика» я развиваю у ребят музыкальность, двигательные качества и умения, чувство ритма, творческие способности, нравственно-эстетические качества. Одной из основных направленностей ритмики является психологическое раскрепощение ребенка. Также на занятиях  совершенствуются коммуникативные навыки и обогащается эмоциональная сфера ребенка. Основу для ритмических композиций составляют простые движения.

Благодаря системе занятий у моих обучающихся происходит укрепление здоровья, опорно-двигательного аппарата; развиваются органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма.

 Занятия помогают ребятам в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности. Это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях.

Основу для музыкально-ритмических композиций составляют несложные, но вместе с тем разнообразные движения по характеру (имитационные, танцевальные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы и настроения музыкальных произведений.

Приступая к разучиванию танца с детьми, мной подбирается материал в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей. Большое значение имеет музыкальное сопровождение.

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений:

  • доступность содержания музыкального произведения, произведение должно быть близко и понятно школьникам, их жизненному опыту;
  • объем музыкального произведения (продолжительность звучания до 2,5 минут для 1-2 классов,  до 3,5 минут для 3-4 классов)
  • по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для 1 классов и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) 2-4 классов;

Танцевальные движения должны соответствовать музыке, а также быть:

•        доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

•        понятными по содержанию игрового образа;

•        разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Определение доступности движений связываю с анализом следующих параметров:

1)Координационной сложности.

2)Объема движений.

3)Переключаемости движений.

4)Интенсивностью нагрузки.

Разучивание танца на занятиях происходит так:

  •  С прослушивания музыкального произведения, уточнения его характера и стиля.
  • Разучивание отдельных движений, входящих в танец, включаю в разминку каждого музыкального занятия. Таким образом, у детей совершенствуется навык качественного выполнения движения.
  • Разучивание всей композиции веду поэтапно.

Чтобы дети поняли и почувствовали форму движений, стараюсь выразительно и четко показывать их детям. Так же важны и словесные объяснения. Они должны быть кратки, образны и конкретны. Показ музыкально - ритмических движений необходим во всем процессе работы над ним.

Иногда показываю движения всей группе в исполнении одного – двух наиболее успешных детей. Ребенок легче схватывает и понимает движение, его связь с музыкой, когда его выполняет ровесник. Такой прием учит видеть и оценивать хорошее исполнение.

Методика обучения детей имеет ряд особенностей:

1.Обучение ребенка движениям с музыкой должно носить характер игры.

2.В работе с детьми хорошо использовать разнообразные пособия и инвентарь, действия с которыми интересны детям.

3.Каждое занятие с детьми должно заключать в себе что-то новое, чтобы не иссякал интерес детей, не утомлялось их внимание.

4.Необходимо внимательное отношение к каждому ребенку, знание его темперамента, душевного мира, потребностей детского возраста.

5.Общение с детьми должно проходить в атмосфере радости, и это самое главное, так как радость - могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка. Из всех чувств радость лучше всего влияет на жизнь ребенка, развитие его способностей. В атмосфере радости душа ребенка легче всего открывается навстречу прекрасному.

Основные методы, которые я использую в работе:

  • Метод показа.
  • Словесный метод.
  • Импровизационный.
  • Метод иллюстративной наглядности.
  • Игровой метод.

В соответствии с ФГОС,  при  разучивании  танцевальных композиций я интегрирую свою работу с образовательными областями, что способствует всестороннему и интеллектуальному развитию детей.

Социальнокоммуникативное развитие-формирование первичных представлений о себе, о своих чувствах, эмоциях, в окружающем мире, в части культуры и музыкального искусства.

 Познавательное - расширение кругозора, элементарных представлений о музыке как виде искусства.

 Речевое - развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу музыки.

Художественно-эстетическое - развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Физическое - развитие и укрепление здоровья, формирование о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, музыкально-ритмическими движениями, становление ценностей здорового образа жизни. 

Результат работы проявляется в выступлениях, в различных конкурсах внутри школы.

В 2014 году в школе мной был организован конкурс «Звезда танцпола». В конкурсе принимали участие обучающиеся начальных классов.

Сперва был отборочный тур в каждом классе, где желающий или группа желающих, могли продемонстрировать под выбранную ими музыку танец. Далее отбирались понравившиеся танцы. По итогам отборочного тура, в конкурсе было представлено 20 выступлений.


Заключение

В результате проделанной работы, дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-ритмическим занятиям, освоили определенный  объем движений. У них сформировались основы культуры движения, правильная осанка, более развита музыкальность. У ребят появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения зрителям. Изменилось протекание психологических процессов: отмечены сосредоточенность, внимание, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление творческого воображения и фантазии.


Список литературы

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста  – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: ЛОИРО, 2000.
  2. Лифиц И.В. Ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  3. Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И., Загрядская О.В. «Ритмика в школе. Третий урок физической культуры»: соответствует ФГОС (3-го поколения) – изд.: Феникс, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры.

Цель:воспитание уважения к праву и законности как ценностной установке....

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Реферат Психологическое сопровождение в УДОД как одно из средств формирования коммуникативной культуры

Реферат представляет теоретическую разработку по одному из направлений работы психолога в учреждении дополнительного образования...

Урок как средство формирования экологической культуры.

Урок как средство формирования экологической культуры....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В методических рекомендациях представлен алгоритм организации проектной деятельности, в ходе которой возможно осуществить формирование экологической культуры учащихся.  Для этого можно использова...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....