Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"
методическая разработка по физкультуре

Горошко Александр Петрович

Научно-методическая работа на тему "Развитие скоростных способностей у школьников на уроках физической культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n-issled_rab.razvit_skorostn_kachest_2019_dorabot.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ-СОШ № 3 им. С. Орджоникидзе

Научно-методическая работа

на тему:

«Развитие скоростных способностей

у школьников на уроках

физической культуры»     

Учитель физической культуры высшей категории

Горошко Александр Петрович

г. Клинцы

2019 г.

     

Оглавление :

  •    Введение ------------------------- 3 стр.
  •    Объект  исследования-------- 6 стр.
  •    Цель исследования------------ 6 стр.
  •    Содержание работы------------7 стр.
  •    Заключение----------------------10 стр.
  •    Литература-----------------------11 стр.
  •    Приложение---------------------12 стр.

Введение.

          В соответствии с социальными, экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из существенности общего среднего образования – с целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности.

          Установка на всестороннее развитие личности предлагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой является крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы  осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

          Учитывая актуальность и важность проблемы комплексного развития физических качеств в программе о физической культуре особое место принадлежит развитию скоростных качеств у школьников. Скоростная подготовка в комплексной программе по физической культуре является важной составной частью всестороннего физического развития личности, которое обеспечивает успешную адаптацию к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности в независимости от того, чем бы ни хотел молодой человек заниматься в будущем.

          Среди различных физических упражнений способствующих всестороннему физическому развитию, главенствующая роль принадлежит упражнениям легкой атлетики. Упражнения легкой атлетики практически доступны всем учащимся. Они равномерно развивают

основные мышечные группы, способствуют формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела.

          В настоящее время основным направлением оптимизации процесса физического развития в школе остается совершенствование методов развития отдельных двигательных способностей. Однако, эффективность усилий учителя в повышении физической подготовленности каждого ученика во многом зависит от умения управлять учебным процессом комплексного воздействия на развитие основных физических качеств.

          Таким образом, я считаю, что эффективным  средством развития скоростных качеств на уроках физической культуры, является правильно организованный процесс обучения школьников, который активизирует резервы его развития, заставляет их работать, включая их в общую систему обеспечения усвоение и решение учебных задач, эти резервы на завтрашний день сами становятся основой самостоятельного выполнения школьником учебной деятельности и усвоения нового материала. У ученика происходят качественные изменения, возникает своеобразная надбавка в его физической и психической деятельности. Эта надбавка с одной стороны, есть следствие учебной активности ученика, а с другой – основа для дальнейшего развертывания процесса обучения. Данные изменения, имеющие в своей основе процесс развития, возможны только при активной деятельности самого школьника, ибо заставлять работать на себя свои собственные резервы человек может только с участием своей силы воли и разума.

Объект  исследования.

          Объектом исследования являются учащиеся трех 8-х классов МБОУ-СОШ №3.

          Исследование проводилось в условиях учебного процесса в начале первой учебной четверти 2019 года (это первый этап, второй будет проводиться в середине четверной четверти 2020 года).

          В первой части исследования приняло участие 52 ученика, из них: 23 юноши и 29 девушек.

Цель  исследования.

          Целью исследования предполагалось выявление уровня физической подготовленности учеников 8-х классов, который позволит определить степень развития скоростных качеств у учащихся, дать оценку физической подготовленности скоростных способностей, проводить коррекцию, направленную на развитие скоростных способностей, наметить общую стратегию создания системы домашних заданий, включить в уроки необходимые упражнения, направленные на развитие скоростных способностей, определить нагрузку, повышающую уровень двигательной подготовленности, подбирать подвижные игры, эстафеты с направленным развитием скоростных способностей.

Содержание  работы.

          Приступая к исследованиям, я исходил из предположения, что на основе систематического развития скоростных способностей, станет возможно значительно улучшить уровень сдачи контрольных упражнений и тестов. В ходе предварительного этапа определялся уровень физической подготовленности на основе показателей скоростных – это бег на 30 метров. На школьной площадке в форме соревнований был проведен бег на 30 метров с высокого старта. Перед соревнованием на школьной площадке, под моим руководством, проводился инструктаж по технике безопасности и стандартная разминка, соответствующая возрасту учащихся, включая общую и специальную часть подготовки к бегу на 30 метров. При обработке материалов исследования вычислялись основные показатели. Результаты контрольного упражнения в каждом классе были математически обработаны, получены средние значения исследуемых показателей. Средние значения исследуемых показателей в таблицах №1 и №2. Согласно задачам исследования рассмотрим исходный уровень физической подготовленности учащихся школы исходя из сопоставления результатов соревнований с уровнем физической подготовленности учащихся 1-11 классов (1996г.), которая позволяет определить уровень развития двигательной подготовленности школьников по следующим критериям – низкий, средний и высокий уровень двигательной подготовленности. Анализируя данные, приведенные в таблицах №1 и №3 видно, что средний показатель скоростного бега на 30 метров с высокого старта по классам, самый высокий у мальчиков 8а класса, низкий у  мальчиков 8в класса. А процент развития скоростных способностей  по уровням подготовленности (таблица №3) самый высокий у мальчиков 8б класса 28,7%, самый низкий у мальчиков 8в класса 33,3% и высокий средний уровень подготовленности 66,6%. У девушек таблица №2 и №3 так, как и у мальчиков, самый высокий средний показатель скоростного бега на 30 метров с высокого старта принадлежит 8а классу, у них же и самый высокий уровень – 20%. Самый низкий процентный уровень принадлежит девушкам 8б класса. Таким образом, на основе анализа уровня физической подготовленности учащихся школы в начале учебного года видно, что процесс физического воспитания подлежит коррекции, так как почти в каждом классе выявлен значительный процент учащихся с низким уровнем развития скоростных качеств. В связи с этим есть основание опробовать  систему физических упражнений, которые должны по теоретическому обоснованию способствовать эффективному развитию скоростных способностей.

 

Заключение.

          В результате проведенных исследований можно сделать следующий вывод:

1. Показатель уровней развития скоростных способностей у учащихся школы разные, наиболее низкий он наблюдается у юношей 8в класса и у девушек 8б класса.

2.     Развитие скоростных способностей у учащихся школы необходимо рассматривать как непрерывный процесс рационального планирования средств и методов процесса обучения на всем протяжении учебного года.

3.      Развитие скоростных способностей у подростков обусловлено как биологическими, так и средовыми факторами, включающими и педагогическое воздействие.  

Литература.

1. Вербицкий Г.И. Когда лучше развивать физические качества у подростков. ФК в школе, №3, 1973. С 4-5.

2. Гендельман А.Б., Смирнов К.М. Физическое воспитание детей школьного возраста. М.Фис, 1960. С 110-115.

3. Гирис В.М. Садовский Ф.Н. О надежности показателей некоторых тестов физической подготовленности. Материалы всесоюзной конференции по проблемам юношеского спорта М.,1969, ГУЩЛИФК. С 14-16.

4. Кузнецова З.Н. Развитие двигательных качеств школьников. М, Просвещение, 1983. С 4-48, 131-158.

5. Сольникова Г.Н. Физическое развитие школьников. М., Просвещение, 1968. С 86-125.

6. Лях В.И. Комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов, М. 2008.

7.  Лях  В.И. Физическая культура 8-9кл.,М.,

 Просвещение, 2011.

8.  Лях  В.И., Зданевич  Н.А.  Комплексная программа физического воспитания 1-11 кл., М., Просвещение. 2011.

Приложение.

Таблица №1

Показателей физической подготовленности юношей 8-х классов (средние данные)

№ класса

Возраст

Рост

Вес

Бег на 30м

14

173

54

5,2

14

168,5

52

5,4

14

169

51,5

5,6

Таблица №2

Показателей физической подготовленности девушек 8-х классов (средние данные).

 

№ класса

Возраст

Рост

Вес

Бег на 30м

14

162

49,5

5,6

14

164,5

50,5

5,9

14

161

48,7

5,8

Таблица №3

Показателей уровней скоростных способностей в беге на 30 метров у учащихся школы 8-х классов.

Классы

Всего охвачено исследованием учащихся школы

Воз раст

Уровни

Юноши

Девушки

низ.

ср.

выс.

низ.

ср.

выс.

16

14

8,4%

66,6%

25%

10%

70%

20%

19

14

14,2%

57,1%

28,7%

35,7%

57,1%

7,2%

17

14

33,3%

55,6%

11,1%

30%

60%

10%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие психомоторных способностей у школьников на уроках физической культуры

Высокие темпы развития научно-технического прогресса – это отличительная черта современной цивилизации. Процесс образования не явился исключением, НТР прорвалась и внесла свои коррективы в постр...

Из опыта работы по развитию координации школьников на уроках физической культуры

Одним из факторов развития ребёнка является кординация и согласованность движений. Благоприятный период для развития координации. Необходимые условия для её развития. Опыт работы в среднем и старшем з...

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках физической культуры. Выносливость и физическая культура.

Формирование универсальных учебных действий у школьников на уроках  физической культуры. Выносливость и физическая культура....

Плиометрика как средство развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры

Плиометрика или прыжковая тренировка. Использование плиометрических упражнений на уроках физической культуры в средней школе....

Средства развития скоростно-силовых качеств учащихся на уроках физической культуры в 5 - 8 классах общеобразовательной школы

     Практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последн...

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Выносливость и физическая культура

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫВыносливость и физическая культура...

Доклад "Развитие творческих способностей младших школьников на уроках физической культуры"

Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. У детей проявления творчества носит достаточно массовый характер и большинство специалистов относят к ней такие познавательные качества к...