ИЗОТОН на уроках физической культуры
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мельников Семен Александрович

Методическая разработка " ИЗОТОН на уроках физической культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_melnikov_s.a.1.docx37.21 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Описание опыта работы

  1. Сведения об авторе.

Мельников Семен Александрович,  06.10.1987 г.р.,

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 г. Советский. Общий стаж- 11 лет; педагогический стаж – 10 лет.

  1. Условия формирования опыта.

Условиями формирования опыта стало:

  1. Необходимость комплексного развития физических качеств.
  2. Наличие положительного опыта  применения оздоровительной системы ИЗОТОН во всем мире.
  3. Ежегодное увеличение детских заболеваний легочных и сердечно-сосудистых систем.
  4. Формирование начального представления о необходимости профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
  1. Теоретическими и методологическими  основами опыта выступают:
  • учения о двигательной деятельности человека и животных (Николая Александровича Бернштейна),  теория многоуровневого управления движениями, в том числе локомоциями человека, положила начало развитию новых принципов понимания жизнедеятельности организма. Поставив в центр внимания проблему активности организма по отношению к среде, Бернштейн объединил биомеханику и нейрофизиологию в единую науку физиологию движений. Понятие Н. А. Бернштейна о двигательной задаче как психической основе действий человека открыло пути изучения высших уровней сознания в двигательной деятельности человека.
  • Инновационная здоровьесберегающая технология по системе ИЗОТОН (Виктор Николаевич Селуянов ), при разработке  основных принципов ИЗОТОНа использовалось компьютерное имитационное моделирование физиологических систем и биохимических процессов в организме, а также анализ широкого спектра физических воздействий на человека. В качестве методической основы использовался опыт в сфере спортивной тренировки, достижений восточных оздоровительных систем (хатха-йога, цигун), современных западных методик (все виды аэробики, калланетика, боди-билдинг и мн. др.), а также отечественной лечебной физкультуры и оздоровительной работы с населением (включая нетрадиционные способы оздоровления)
  • личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка при построении системы педагогического сопровождения образовательного процесса, максимальный учёт индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. С этих позиций сопровождение должно ориентироваться на потребности и интересы конкретного ребенка, логику его развития, а не на заданные извне задачи.
  • парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.
  • теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

Методологические и теоретические основы системного подхода разработаны в трудах B.Г.Афанасьева, Л.Берталанфи, И.В.Блауберга, М.Б.Кедрова, В.Н.Садовского,

Г.П.Щедровицкого, Б.Г.Юдина, в работах по педагогической системологии C.И.Архангельского, МА.Данилова, Э.П.Джугели, Ф.Ф.Королева, В.В.Краевского, А.Г.Кузнецовой и в исследованиях по созданию отдельных педагогических систем В.П.Беспалько, В.А.Караковского, В.А.Сластенина.

Б.Г. Ананьев подчеркивает, что способности формируются в деятельности индивида, при этом   считает, что в ходе деятельности создаются определенные способы организации психических процессов,  которые  сказываются  на росте способностей,  характере   человека. В своих работах по проблеме способностей А.Н. Леонтьев последовательно проводит мысль о решающей роли социальных условий, воспитании в развитии способностей человека и в меньшей мере придает значение природной стороне способностей. «Все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формируются в результате овладения опытом предшествующих поколений».

Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других. Способности – индивидуально-психические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. Следует подчеркнуть тесную и неразрывную связь способностей   со знаниями, умениями, навыками: с одной   стороны, способности зависят от   знаний, умений, навыков —  в процессе приобретения   знаний, умений, навыков развиваются способности. С другой   стороны, знания, умения, навыки   зависят от способностей. Способности позволяют быстрее и легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально – экономического развития страны.

Актуальность данного опыта  обусловлена государственной политикой в области образования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся, что в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») не только социально активного, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, но и осознанно выполняющего правила здорового  и экологически целесообразного образа жизни.

              Ежегодно органы здравоохранения анализируют состояние здоровья детей и нации. По статистическим данным, опубликованным в книге «Здоровье России. Атлас», общая заболеваемость детского населения до 17 лет в РФ  продолжает неуклонно расти. У  детей наиболее часто встречаются болезни дыхательной системы, органов пищеварения, сердечно-сосудистые заболевания, болезни нервной системы. Образовательная деятельность организованная с использованием здоровьесберегающей технологии по системе ИЗОТОН  предназначена  для обучающихся любой возрастной категории и может быть востребована  обучающимися как возможность для повышения компетенции в сфере валеологии, психологии и физической культуры.

ИЗОТОН — целостный комплекс, каждый элемент которого логически связан с другими. Гарантированный эффект достигается только при выполнении всех требований. Это, конечно, не означает, что нельзя использовать отдельные составляющие системы, например физическую тренировку или принципы питания, но в этом случае конечный эффект будет зависеть от образованности занимающегося и квалификации его инструктора.

Физическая тренировка в ИЗОТОНе включать в себя пять основных составляющих.

1) изотоническую тренировку, в которой используются изотонические, статодинамические и статические упражнения, то есть те, при которых отсутствует фаза расслабления мышц. Эта тренировка занимает в системе центральное место и применятся:

• для увеличения или уменьшения объема мышц, изменения их силы и выносливости;

• совершенствования эндокринных механизмов, отвечающих за реакцию на стрессовые воздействия;

• снижение жировых запасов;

• создание общего, так называемого "анаболического", фона для облегчения положительных перестроек в организме;

• рефлекторного и механического воздействия на внутренние органы с целью нормализации их работы;

• тренировки сосудистых реакций и улучшения тканевого питания;

  1. Новизна

Во-первых, система изотонических тренировок  ориентирована на практическое освоение обучающимися ключевых компетенций “надпрофессионального” характера, которые необходимы в любой деятельности (даже необязательно – профессиональной), а именно: умение поддерживать здоровье и повышать его устойчивость, снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Во-вторых, одновременно с этим происходит расширение знаний в области психологии и физиологии, формирование ценностного отношения к здоровью, воспитание устойчивого интереса к физической культуре.  

Целью методического пособия является  формирование ценностного отношения к здоровью, установки к здоровому образу жизни, представления о терапевтических возможностях изотонических упражнений, овладение способами поддержания здоровья

  1. Адресность опыта.

Данный педагогический опыт может быть полезен для учителей физической культуры.

  1. Трудоемкость опыта
  1. Условия:  

Кадровый ресурс инновационного продукта обеспечивается в рамках существующих расчетных нормативов штатных единиц и оплаты труда педагогических работников:

  • учителя образовательных учреждений, непосредственно работающие с инновационным продуктом и распространяющие свой опыт, обладающие культурологической грамотностью, коммуникативной культурой, ориентированные на создание эмоционально-психологического комфорта при внедрении инновационного продукта;

Материально-технический ресурс обеспечивается в рамках материально-технического обеспечения образовательного учреждения:

• спортивный зал образовательного учреждения, соответствующие современным требованиям эргономики, нормам СанПиН 2.4.2.2821-10 и позволяющие моделировать рабочее пространство;

• Одним из главных особенностей системы ИЗОТОН является универсальность. Занятия построенные по системе ИЗОТОН не требуют специального оборудования.

Ограничения и риски на наш взгляд отсутствуют.

  1. Технология опыта.

Создано методическое пособие  (Приложение 1)

Методическое  пособие содержит комплекс изотонических тренировок и упражнений. В каждом из которых выделены структурные единицы

Применение ИЗОТОНических упражнений в системе физического воспитания школьников во время уроков физической культуры применяются преимущественно в начале урока , для создания благоприятного гормонального  фона учащихся.  

Изотонические упражнения подбираются индивидуально учителем и нет четкой схемы построения урока по оздоровительной технологии ИЗОТОН

Пример применения упражнений.

После выполнения общеразвивающих упражнений  на месте необходимо включить изотонически направленные упражнения

1. Вытянуть прямые руки вверх над головой , подняться на носки и покачивающими движениями на носках удерживать  такое положение на 30-50 секунд .

2. Выполнить упражнение планка 30-50сек  варианты упражнения можно менять из урока в урок

  • На что обратить особое внимание:
  • Голова и шея: должны быть расслабленными и свободными. Смотрите на пол, не поднимайте голову наверх.
  • Руки: держите прямо перед собой либо скрестите их. Ставьте локти строго под плечевыми суставами, чтобы не создавать лишней нагрузки на плечи. Опускайте плечи, не поднимайте их к ушам.
  • Поясница: ее нельзя ни округлять, ни прогибать. Представьте, что ваша поясница плотно прижата к стене.
  • Ноги: должны оставаться прямыми и напряженными. В противном случае основная нагрузка перейдет на поясницу, а не на мышцы пресса.
  • Ягодицы: также должны быть напряжены и находиться на одном уровне со спиной. Не прогибайте таз и не поднимайте ягодицы вверх.
  • Живот: втягивайте, а затем (уже втянутым) постарайтесь подтянуть к ребрам. Держите его подтянутым на протяжении всего упражнения, при этом дыхание не задерживайте.
  • Ступни: можно соединить вместе, можно немного расставить. Чем ближе их поставите друг к другу, тем сильнее будет нагрузка на мышцы пресса.
  • Дыхание: обязательно не забывайте глубоко дышать на протяжении всего упражнения. Вдыхайте и выдыхайте медленно и размеренно.

3. И.п. Руки на пояс, ноги на ширине плеч, колени немного согнуты. Из этого положения приседаем медленно вниз, пока бедро не достигнет параллели пола. Достигнув данной точки, так же медленно возвращаемся в исходное положение. Колени в и.п. не выпрямляем, тем самым оставляя мышцы в напряжении.

4.Выпады на месте

И.п. Руки на пояс, ноги на ширине плеч. Делаем длинный шаг вперед и замираем. Слегка сгибаем колени, и вот Вы в начальном положении данного упражнения. Из него опускаемся медленно вниз, практически касаясь коленном пола, после чего возвращаемся в исходное положение. Колени так же оставляем согнутыми, в верхней точки, для сохранения напряжения мышц.

Время упражнений подбирается в зависимости от степени подготовленности обучающихся, но для ознакомления с техникой выполнения упражнений и исключений ошибок в формировании техники начинать необходимо с  минимальной нагрузки 30 сек. И доводить ее до максимального 55сек.

Во время упражнений необходимо терпеть жжение мышц именно этого эффекта и нужно добиться при выполнении упражнений - его мы и будем называть эффект управляемого стресса для мышц. Благодаря жжению будут выделены необходимые гормоны для тренировочного эффекта мышц.  

Во время упражнений необходимо следить за дыханием, оно должно быть ровным и полностью исключать фазу натуживания.

Необходимо учесть , что не стоит применять статические упражнения дольше 55 сек.  Т.к. мышцы работают в условиях недостаточности кислорода и могут возникнуть разрушительные процессы органелл внутри клетки.

 

  1. Результативность опыта:

Образовательная деятельность выстроенная по системе изотонических упражнений дает положительные результаты:

- стабилизация психоэмоционального состояния;

- увеличение силы, выносливости и эластичности мыщц;

- формирование ЗОЖ

Для  подтверждения  результативности нами был проведен эксперимент по эффективности применения комплекса ИЗОТОНических упражнений на уроках физической культуры.

В 2015г. на базе 9х классов был проведен эксперимент по выявлению эффективности изотонических упражнений.

Цель эксперимента: Влияние изотонических упражнений на развитие выносливости занимающихся.

Ход эксперимента:

В сентябре было установлено 2 класса которые будут принимать участие в эксперименте. Оба класса выполнили бег на время с расстоянием в 1000м.  результаты были зафиксированы и внесены в таблицу.

В ходе эксперимента первый класс занимался по стандартной схеме урока физической культуры, без применения изотонических упражнений.  

Во втором классе, урок физкультуры проходил с включением в него  изотонических упражнений.

  • Присед
  • Планка
  • Выпад

По истечению двух месяцев эксперимента был проведен контрольный тест бега на 1000м .

В результате  выяснилось: класс, который, выполнял изотонические упражнения показал более высокие результаты, более того процесс восстановления после бега был гораздо быстрее и менее болезнен для занимающихся.  

Мельников Семен Александрович

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                      «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...