Главные вкладки

    Рабочая программа по физической культуре 9 класс
    рабочая программа по физкультуре (9 класс)

    Костыгин Сергей Владимирович

    Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для первого года обучения (базовый уровень)  разработана  на основе  Федерального   Государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2008г.; примерной программы по учебным предметам начального общего образования;  авторской программы В. И. Лях «Физическая культура» 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 9_klass_rabochaya_prog.docx38.82 КБ

    Предварительный просмотр:

           

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    к рабочей программе по физической культуре 9 класс

    Всего часов на изучение                 программы: 102 Количество часов  в неделю: 3 часа,

    1. Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для 9 класса  разработана  на основе  Федерального   Государственного образовательного стандарта общего образования, 2008г.; примерной программы по учебным предметам общего образования;  авторской программы А.П. Матвеев «Физическая культура», утвержденной Министерством образования и науки РФ; Федерального  закона «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007 № 329; «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273;  МБОУ средняя школа №3 г. Лысково на 2020 – 2021 учебный год, созданного на основе  федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.  

    Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно - процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности). 

    2. В начале и в конце учебного года  учащиеся сдают тесты для определения развития уровня физической подготовленности и физических способностей в зависимости от возраста и пола. Тесты принимаются в виде зачетов на уроках. Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных  тем учебного материала и решения задач конкретного урока. Оценка за успеваемость выставляется в баллах. По текущим оценкам производится аттестация учащихся за четверть. Итоговая аттестация производится  на основании  четвертных оценок. 

    3. Допускается  использование любого учебника  или пособия по физической культуре, включенного  в Федеральные перечни учебников, учебно-методических изданий, рекомендуемых (допущенных) Минобразованием  России к использованию в образовательных учреждениях на 2020-2021 учебный год, утвержденный приказом  Минобразованием  России.

    Изучение физической культуры на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    • развитие основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей организма;

    • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; приобретение навыков в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

    • воспитание устойчивых интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности;

    • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

    Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

    • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к

    неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной

    гигиены;

    • обучение основам базовых видов двигательных действий;

    • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

    • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники

    безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

    • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

    • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

    • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

    Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

    В результате изучения физической культуры ученик должен:

    знать/понимать

    • роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;

    • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

    • способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

    уметь

    • составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;

    • выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх; • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

    • осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль над техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

    • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

    • осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;

    • включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

    Учебные нормативы по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств (9 классы)    

    Контрольные упражнения

    Нормативы

    мальчики

    девочки

    5

    4

    3

    5

    4

    3

    Бег 60 м (с)

    8.4

    9.2

    10.0

    9,4

    10,0

    10.5

    Бег 2000 м (мин.сек)

    9.20

    10,00

    11,00

    10.20

    12,00

    13,00

    Прыжок в длину с места (см)

    215

    200

    190

    195

    180

    170

    Шестиминутный бег

    1500

    1250

    1100

    1300

    1050

    900

    Метание мяча 150 г (м)

    45

    40

    31

    28

    23

    18

    Тест на гибкость

    12

    8

    4

    20

    12

    7

    Челночный бег 3х10

    7.7

    8.4

    8.6

    8.5

    9.3

    9.7

    Бег 30 м

    4.8

    5.0

    5.3

    5.1

    5.3

    5.7

    Подтягивание на высокой перекладине из виса

    10

         8

    7

    -

    -

    -

    Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа

    -

    -

    -

    20

    15

    10

    Лыжные гонки на дистанцию1 км

    5,00      

    5,30      

    6,30                                      

          5,30      

    6,00    

    7,00

    Лыжные гонки на дистанцию 2 км

    11,30      

    12,00

    13,00

    12,30

    13,30  

    14,00

    Лыжные гонки на дистанцию 3 км

    16,00

        17,00

         18,00

    18,00

    19,00  

    20,00

    Штрафной бросок в кольцо (10 бросков) (Попадание с линии штрафного броска                             с расстояния 3 м)

    3

    2

    1

    3

    2

    1

    5 проходов от кольца к кольцу (из 10 бросков)

    5

    4

    3

    4

    3

    2

    Демонстрировать уровни двигательной подготовленности:

    Физические  

     способности

    Физические упражнения

    Мальчики

    Девочки

    Скоростные

    Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек

    9,2

    10,2

    Силовые

    Лазанье по канату на расстояние 6 м,                                                                

    Прыжок в длину с места,                                                                                      

    Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой,      

    12

    180

    ------

    165

    18

    К выносливости

    Кроссовый бег 2 км

    8 мин 50 сек

    10 мин 20 сек

    К координации

    Последовательное выполнение пяти кувырков, сек

    Бросок малого мяча в стандартную мишень, м

    10,0

    12,0

    14,0

    10,0

    В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в ранномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».

    В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четьгрехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.

    В гимнастическах и акробатическах упражнениях:  выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).

    В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).

    Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.

    Способы фазкультурно-оздоровательной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.

    Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.

    Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

    Уровень физической культуры, связанный с региональными и национальными особенностями, определяют региональные и местные органы управления физическим воспитанием. Уровень физической культуры других составляющих вариативной части (материал по выбору учителя, учащихся, определяемый самой школой, по углубленному изучению одного или нескольких видов спорта) разрабатывает и определяет учитель.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ

    КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ (УРОКОВ)

    Базовая часть

    78

    1.

    Знания о физической культуре

    в течение всего учебного года

    2.

    Физическое совершенствование:

    -гимнастика с основами акробатики

    -легкая атлетика

    -спортивные игры

    - общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы)

    20

    29

    24

    5

    2.

    Вариативная часть

    - лыжная подготовка

    24

    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 9 КЛАССА

    Основы знаний о физической культуре. Физическая культура и олимпийское движение в современной России. Росто–весовые показатели, основные органы человека. Влияние физических упражнений на основные показатели организма. Здоровье и здоровый образ жизни. Самоконтроль, дневник самоконтроля. Первая помощь при травмах. Основные двигательные способности: гибкость, сила, быстрота, выносливость, ловкость. Виды спорта: легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол,  лыжная подготовка, плаванье.  

    Гимнастика с основами акробатики. Висы. Строевые упражнения. Прикладные упражнения. Упражнения в равновесии. Акробатика. Правила ТБ на уроках гимнастики. Правила страховки во время выполнения упражнений. Выполнение команды «Прямо!», поворотов направо, налево в движении. ОРУ на месте. Подъем переворотом в упор толчком двумя руками (мальчики). Махом одной рукой, толчком другой подъем переворотом (девочки). Подтягивание в висе. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие силовых способностей. Выполнение команды «Прямо!», поворотов направо, налево в движении. ОРУ с предметами. Расхождение вдвоем при встрече на скамейке. Комбинация в равновесии. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Кувырок назад, стойка «ноги врозь». Длинный кувырок, стойка на голове (М). Мост и поворот в упор на одном колене (Д). ОРУ в движении. Лазание по канату в два приема.

    Легкая атлетика. Бег 60, 100, 1500, 3000 м; низкий старт и стартовый разгон; преодоление низких барьеров; прыжки в высоту и в длину с разбега; тройной прыжок с места; метание мяча в цель и на дальность с разбега; передача эстафеты.

    Волейбол. Верхняя передача и прием мяча снизу двумя руками; нижняя и верхняя прямая подача мяча; прямой нападающий удар; одиночное блокирование; двусторонняя игра.Тактические действия игроков передней линии в нападении. Игра в волейбол по правилам. Упражнения общей физической подготовки.

    Баскетбол. Ловля мяча двумя руками и одной рукой с поддержкой; ведение мяча с изменением скорости и направления движения; броски мяча одной и двумя руками разными способами с места и в движении; защитные действия против игрока без мяча и с мячом; действие двух нападающих против одного защитника; индивидуальные и групповые тактические действия; двусторонняя игра.

    Лыжная подготовка  посвящена изучению поперечного двухшажного и одновременного бесшажных ходов. Подъем "елочкой". Торможение "плугом". Повороты переступанием. Прохождение дистанции до 3 км без учета времени. В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2- 3 км (вкатывание). Затем  с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. На каждом занятии необходимо  уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих во время выполнения занятий. Переход с хода на ход, тренировка комбинированных ходов, формирование правильного дыхания.

    В целях контроля над результативностью урока физической культуры, проверки уровня общей физической подготовленности обучающихся  два раза в год проводится мониторинг физического развития учеников: бег 30м, прыжок в длину с места, наклон на гибкость, бег 1 км, подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и вис (девочки)

     

    КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

    В пределах доступного дети должны знать терминологию, правила игр, способы выполнения упражнений, уметь объяснить это своими словами. Должны уметь выполнять упражнения, предусмотренные программой и пройденные на уроках. Учащиеся должны не только знать правила и содержание игры, но и уметь играть, умело использовать в играх изученные упражнения, согласовывать свои действия с действиями товарищей. Необходимо, чтобы каждый учащийся в течении четверти получил пять - шесть оценок. При оценке успеваемости принимаются во внимание индивидуальные особенности детей: принадлежность к разным медицинским группам, уровень физического развития, последствия заболеваний и др.

    Оценка умений и навыков выставляется за качество выполнения упражнений. Кроме того, следует учитывать количественный показатель учащихся при выполнении учебных нормативов по бегу, прыжкам, метаниям и т.д.

     Успеваемость учащихся по физической культуре оценивается по общепринятой в школе пятибалльной системе.

    Для всех видов физических упражнений , в том числе и игр, может быть . использован следующий критерий оценок:

    Оценка "5" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.

    Оценка "4" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.

    Оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными движениями.

    Оценка "2" - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными упражнениями.

              Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям физического развития.

    ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ

    1. Баскетбольная площадка, баскетбольные щиты.
    2. Скакалки, обручи, кегли, флажки.
    3. Теннисные, баскетбольные, футбольные, волейбольные, набивные мячи.
    4. Лыжи.
    5. Баскетбольные, волейбольные сетки.
    6. Эстафетные палочки.
    7. Инвентарь для прыжков в высоту.
    8. Перекладины.
    9. Брусья.
    10. Гимнастические маты.
    11. Велотренажеры.
    12. Гимнастические скамейки.
    13. Канаты.
    14. Гимнастический конь, козел.

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. «Комплексная программа физического воспитания 5-11 классы», А.П.Матвеев, Москва: «Просвещение»,2012
    2.  «Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; -                      Волгоград: «Учитель»,2008.
    3. Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум -  М.: Просвещение, 2011;.
    4. «Зимние виды спорта 5-9 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
    5. «Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
    6. «Физкультура в школе», Г.П. Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2009.
    7. Настольная книга учителя физической культуры/ авт.-сост. Г.И. Погадаев; под ред. Л.Б. Кофмана.- М.: Физкультура и спорт, 1998.- 496 с.
    8. Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод. пособие / сост. Б.И. Мишин.- М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2003.-526с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура.1-4 классы."

    В соответствии с Концепцией структуры и содержания в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразв...

    Рабочая программа по физической культуре для учащихся 8 классов по 3-часовой программе В.И.Ляха "Физическая культура 5-9 классы"

    Физическая культура- обязательный учебный предмет, который изучают в общеобразовательных учреждениях. Уроки по физической культуре являются основной формой физического воспитания, на которых ученики п...

    рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

    Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «физическая культура» ДЛЯ 5-11 КЛАССА учителя физической культуры Мальцевой В.Н. на 2013/2014 учебный год.

    Пояснительная записка        Формирование личности, готовой к активной, творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной це...

    Рабочая программа по физической культуре для учащихся начальных классов. Разработчик: учитель физической культуры Сучкова Галина Владимировна

    В программе представлены материалы по развитию и обучению физической культуре детей начальных классов....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ Физическая культура КЛАСС 1-4 УЧИТЕЛЬ Клюева Н.Н.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕПРОГРАММА Рабочая программа составлена для учащихся 1-4 классов. Количество учебных часов из федерального компонента 1-4 класс 3 часа в неделю.ПРОГРАММЫ САМБО ТАК...