Воспитательное значение подвижных игр на уроках физической культуры у студентов 15-17лет.
методическая разработка по физкультуре

Методическая разработка по физической культуре по теме: "Тема: Воспитательное значение подвижных игр на уроках физической культуры у студентов 15-17лет.


"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_2020.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

 

                                                 

Методическая

работа   по   физической   культуре.

Тема: Воспитательное значение подвижных игр на уроках физической культуры у студентов 15-17лет.

 

 Автор: преподаватель Херсонский И.И.

                                               Москва        

                                                 2020 г.

 

                                 

                                       Пояснительная   записка.

Методическая работа составлена в помощь преподавателю для воспитания  у  студентов ловкости, быстроты, силы, выносливости  с помощью подвижных игр. Методическая работа составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержанию и уровню подготовки студентов по дисциплине «Физическая культура» предусмотренных Государственным образовательным стандартом и рабочей программой.

Необходимость создания данной методической разработки обусловлена прежде всего слабой С. Ф. П. –а именно ловкости,  быстроты ,силы, выносливости  студентов. Для воспитания ловкости используются игры, побуждающие участников быстро переходить от одних действий к другим в соответственно   изменяющейся обстановке.

Совершенствованию быстроты могут содействовать игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний  в кратчайшее время.    

Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно –силовых напряжений, умеренных по нагрузке.  

Развитию выносливости способствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной   затратой сил и энергии. Преподаватель должен помнить, что в зависимости   от возраста и уровня физической   подготовки играющих общее число повторных действий и длительность непрерывной игровой деятельности различны.  Использование подвижных игр на уроках

позволяет формировать у занимающихся положительные черты характера, волевых и нравственных качеств, а также воспитания эстетических восприятий и общественных навыков поведения. Положительные эмоции, вызываемые занимательностью игрового сюжета, могут побуждать участников к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приёмы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Большое значение для возникновения интереса к игре имея путь достижений игровой цели –характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Интересной и привлекательной будет игра, требующая известного усилия и творческого подхода к решению задач.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может стимулировать активность действий, проявления решительности, мужества, упорства для достижения цели. Очень важно, чтобы острота состязаний сплачивала играющих, а не разъединяла. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоления препятствий и достижений общих цели. Добровольное ограничение действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой способствует воспитанию у занимающихся сознательной дисциплины. При правильном распределении игровых ролей между участниками (с учётом сил, способностей , интересов каждого ) играющие приучаются к взаимоуважению во время совместных активных действий ,к ответственности за свои поступки, привыкают помогать товарищам ,если это требуется по  ходу  игры. В зависимости от качества выполнения роли тот или, иной участник коллективной подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, порицание товарищей. Известно, что мнение сверстников оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. Таким образом, подвижные игры –один из ценных способов воспитания студентов в коллективе, через коллектив, под руководством преподавателя физической культуры. Коллективные подвижные игры развивают чувства товарищества, привычку критически относится к своим действиями действиям других участников. Возможность видеть и оценивать красоту ловких, точных, быстрых целенаправленных движений и дружных согласованных действий способствуют эстетическому воспитанию играющих.

 Занятия играми содействует совершенствованию координированных, экономных и согласованных движений; приобретению умений быстро входить в нужный темп и ритм работы; целесообразно ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость. Всё это важно в жизни.    

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи в подвижных играх необходимо  решать во взаимосочетании и единстве .Если выполнять всё выше описанное то подвижная игра будет действенным средством разностороннего физического развития студентов.

Задачи: За счёт игрового метода решаются такие задачи как воспитание силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, технической подготовки, тактической подготовки, морально волевой подготовки .                                                                                                                                            

Физиологический режим : ориентировочное время игры  до победы, до определённого количества очков, по временному режиму. Для различных групп - темп работы максимальный, величина пульса – не выше 160 уд./мин восстановление  в фазах отдыха пульс  - до 90 уд/мин.                                         Актуальность.

В настоящее время подвижные игры представляет  собой  одну из передовых форм воспитания ловкости,  быстроты ,силы, выносливости по методам повторного и интервального упражнения.  А это означает, что  представленные  в данной методической разработке подвижные игры влияют и развивают все выше перечисленные качества у студентов.

Мотивация.

Любая подвижная игра приучает студентов к самостоятельному мышлению, обеспечивающему сознательный подход к воспитанию необходимых для будущей жизненной   практики   физических качеств, близких по своей структуре к производственной  или спортивной деятельности. При этом подвижная игра обеспечивает необходимый индивидуальный подход к дозированию нагрузки и приучает эффективно использовать время урока.                                         

                                                Цели.

Учебные - продолжить формирование быстроты, силы, ловкости, выносливости,  в процессе игры в подвижные игры.

Воспитательные - студенты должны знать, влияние физических  упражнений применяемых в подвижных играх на мышечный корсет.

Студенты должны уметь:

1. Самостоятельно применять полученные навыки физических упражнений в подвижных играх .

2. Рассчитывать дыхание участвуя в подвижной игре.

3. Правильно выполнять упражнения и соблюдать правила игры

 Вид занятия: практическое занятие.

 Место проведения: спортзал.                                                                                   Методика проведения: выполнения различных физических  упражнений,  играя в   подвижные игры

        Междисциплинарные связи:

        Обеспечивающие:

        Анатомия                           работа сердца, кровоток

        Физиология                       восстановительный  процесс организма

        Внутри дисциплинарные связи

        Физическая культура     развитие   -  ловкости, быстроты , силы,    выносливости,  развитие  быстроты движений .         

     

                              Описание  подвижных  игр .

                                       

     Ловкость:  1. «Встречная эстафета»                          

Место и инвентарь. Площадка, зал, коридор. Два флажка или два мяча.

Подготовка. Играющие делятся на 2-ве равные команды и строятся в две колонны. Колонны делятся по полам, поворачиваются лицом к друг другу, колонны становятся на против и отступают назад на условное расстояние

(10-40м) в зависимости от размеров площадки и от задания. Одна команда от другой стоит на расстоянии 2-4 м. Перед игроком стоящим впереди чертится линия. Двум игрокам стоящим на одной стороне даётся по флажку(мячу)

Описание игры. По сигналу преподавателя игроки с флажками бегут в свою противоположную колонну и отдают флажки первому стоящему в противоположной колонне, а сами без флажков становятся в конец колонны. Команда чей игрок убегает передвигается к стартовой линии. Игра заканчивается  когда последний игрок возвращает флажок первому стартовавшем. Победителем считается команда первой закончившая эстафету.

Правила. 1.Игра начинается по сигналу.2. Выходить за линии нельзя пока не получил флажок.3.Если во время движения падает флажок из рук игрок сам должен его поднять и продолжить движение. 4.Команда   допустившая ошибку получает штрафное очко.5.Победителем считается команда которая не имеет штрафных очков или имеющая минимальное количество штрафных очков и пришедшая первой на финише.

                    2.   «Бег командами.»

Место и инвентарь. Зал, площадка.2 стойки   для обозначения поворота команд.

Подготовка.  Играющие делятся на 2-ве равные команды. И строятся в колонну по одному. Каждый в колонне обхватывает руками впереди стоящего на уровне пояса. Команды стоят на старте, на расстоянии 15-20 метров ставятся поворотные стойки.

  Описание игры. По сигналу преподавателя команды (все вместе стоя в колонне) начинают движение к стойкам, огибают их  и возвращаются на исходные позиции .Выигрывает та команда которая во время бега не расцеплялась и первая пришедшая к финишу.                                   

 Правила 1.Выбегать можно только по сигналу.2.Во время бега нельзя разъединять руки, если игрок оторвался, то он должен как можно быстрее догнать впереди бегущих и соединиться с ними. За каждый разрыв начисляются штрафные очки. 3.Все бегущие в колонне должны обогнуть стойку. Если игрок не обогнул стойку, то команде начисляются штрафные очки .4.Победителем считается команда чей последний игрок первым пересечёт стартовую линию.

     Быстрота: 1. «Шишки, жёлуди, орехи»

     

Место. Зал, площадка, коридор, комната.

Подготовка. Играющие становятся в колонну по три, лицом к центру Водящий- в центре. Первые в тройках- «шишки», вторые- «желуди», третьи-«орехи».  

Описание игры. По сигналу водящий произносит любое из трёх названий, данных участникам игры. Допустим – «Орехи!» Все играющие, названные- «орехами», должны поменяться местами. Водящий стремиться стать на любое место. Если ему это удаётся, то игрок оставшийся без места, становится водящим, а водящий – «орехом». если водящий скажет: «Желуди!» -меняются местами стоящие вторыми в тройках, а если «Шишки!» -меняются местами стоящие первыми в тройках. Можно одновременно выкрикивать два названия или три. И все названные должны сменить свои места. Побеждают игроки, которые ни разу небыли водящими или были меньшее число раз.  

Правила 1. Водящий каждый раз принимает название того, чьё место он занял.2.Вызванные игроки обязательно должны поменяться местами; игрок, не поменявший место, становится водящим.3. Водящий, вызывая игроков, должен находиться в центре, чтобы его хорошо все слышали.

                         

                       2.  «День и ночь»

Место. Площадка, зал.

Подготовка. Посередине площадки чертятся две параллельные линии на расстоянии 1-1,5м одна от другого, а по обе стороны от них, в 10-20м параллельно им, -линии «домов». Играющие делятся на две равные команды, которые становятся у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим домам. Таким образом, они стоят спиной друг к другу. По жребию одна команда «День», другая - «Ночь».

Описание игры. Преподаватель становится сбоку площадки у средней   лини и   неожиданно произносит: «День!» Игроки команды ночь убегают в дом, а команда «День» их догоняет и салит. Осаленные игроки подсчитываются и отпускаются к своим. Затем команды опять выстраиваются у средних линий спиной друг к другу. Преподаватель возгласом подаёт сигнал, стараясь, чтобы он был неожиданным для игроков. Можно во время игры отвлекать внимание играющих различными упражнениями. Игра проводится несколько раз, после чего подсчитываются пойманные в каждой команда за одинаковое количество раз ловли. Побеждает команда поймавшая больше игроков.

Правила 1.Запрещается убегать в свой дом до того, как преподаватель крикнет «День!» или «Ночь!»2. Ловит или осаливать можно только до черты дома.3.Пойманные игроки после подсчёта опять участвуют в игре наравне с другими.

               

              Сила: «Бой петухов»

Место. Зал, площадка, коридор

Подготовка. На земле (полу)чертится круг диаметром 3-4м.Играющие делятся на 2-ве команды и выстраиваются в две шеренги около круга одна против другой. В каждой команде выбирается капитан.

Описание игры. Капитаны посылают по одному игроку- «Петуху» - из своих команд в круг. Каждый из них становится на одной ноге, другую подгибает, руки за спину. По сигналу преподавателя петухи, прыгая на одной ноге, плечом начинают выталкивать друг друга из круга или стремятся заставить своего противника встать на две ноги. Победитель выигрывает очко для своей команды. Затем идёт в середину круга другая пара петухов. Игра продолжается до тех пор, пока все не побывают в роли петухов. Выигрывает команда, игроки которой одержали  больше побед.

Правила 1Петух, ставший на две ноги или выскочивший из круга,  считается побеждённым.2.Если во время выталкивания оба петуха выйдут из круга, победа никому не присуждается , а на их место в круг идёт другая пара. 3.Петухи вступают в «бой» только по сигналу.4.Во время боя руки должны быть за спиной.

                        2. «Кто сильнее»

Место. Зал, площадка, коридор.

Подготовка. По середине площадки чертится линия. Справа и слева от неё параллельно ей чертится ещё две линии на расстоянии 2-3м от середины. Играющие делятся на 2-ве команды и строятся у средней линии   лицом друг к другу. Игроки (противники)команд должны быть примерно одинаковы по росту и силе.

Описание игры. Игроки,  стоящие против друг друга, берутся за правые руки (желательно за запястье), левые кладут за спину. По сигналу преподавателя игроки тянут в свою сторону противников, стараясь перетянуть за черту, находящуюся за спиной. Перетянутый игрок остаётся на стороне противника до подсчёта выигрышных очков. Игра заканчивается, когда все игроки перетянуты в ту или иную сторону. Выигрывает команда, сумевшая перетянуть больше игроков-противников. Можно усложнить игру: перетянув своего противника, помогать в перетягивании своим товарищам по команде.

Правила.1.Начинать перетягивание можно только по сигналу.2.Перетягивать разрешается только установленным способом.3.Игрок должен перетянуть противника за среднюю линию в свою сторону на 2-3м от неё.

                     

            Выносливость: 1. «Не давай мяча водящему»

 Место и инвентарь. Зал, площадка. Баскетбольный мяч                    

Подготовка. Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводят черту. Выбирают 2-4 водящих которые идут в середину круга. Стоящие по кругу получают мяч.

Описание игры. Играющие любым способом передают друг другу мяч, так чтобы водящие не касались мяча. Водящие в центре стараются коснуться мяча. Если кому  то удалось это сделать то игрок чья передача перехватилась становится водящим а перехвативший мяч занимает место передающего. Играют по времени.

Правила. 1.Мяч передаётся любым способом.2.Если мяч вылетел за пределы его надо как можно быстрее ввести в игру.3.Водящий любым способом должен перехватить мяч.

                                        2. «10 передач»

Место и инвентарь. Зал, площадка. Баскетбольный мяч                    

Подготовка. Играющие делятся на 2-4 команды, человек в каждой команде по 5 человек. Преподаватель определяет с помощью жребия, кто из команд играет первыми , а кто вторыми. Затем победители   играют между собой, проигравшие между собой.

Описание игры. Преподаватель определяет кто первыми будет владеть мячом (то есть будут нападающими),игроки без мяча соответственно защитники. Задача игроков с мячом   сделать друг другу 10 передач. Передавать мяч можно любым способом. Если команде удаётся сделать 10-передач команда получает 1 очко.  Игра длится до 5-7 очков. Задача защитников перехватить мяч , как только команда перехватила мяч она автоматически становится нападающими , а команда потерявшая мяч становится защитниками.

Правила.   1.Мяч передаётся любым способом. 2.Одному игроку можно давать только 2-ве передачи. 3 С мячом бегать нельзя.4. Разрешается с мячом делать только 2-ва шага в противном случае, за это нарушение мяч передаётся противоположной команде.5.Допускается остановка с мячом и передача.6. Игроки должны всё время передвигаться по площадке ни в коем случае не стоять на месте.7.Если мяч вышел за пределы площадки, мячом владеет другая команда.8.Выигрывает та команда которая быстрей наберёт оговорённое количество очков.

Это только  некоторые  игры которые можно применять в воспитании

ловкости,   быстроты , силы, выносливости и других физических возможностей студентов. Всего же существует более 300игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование подвижных игр на уроках физической культуры.

В данной статье раскрываются преимущества использования подвижных игр на уроках физической культуре....

Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах

Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах....

Подвижные игры на уроках физической культуры

Применение подвижных игр на уроках физической культуры. Значение и методика проведения игр....

Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры.

Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят в активности и самостоятельности играющих, коллективности действий и непрерывности измене...

Значение подвижных игр на уроках физической культуры

Подвижные игры ведут свое начало из глубины народной педагогики. Начиная с ранних лет ребенок воспитывался на ярких, красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с перво...