Статья :Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры.
статья по физкультуре (11 класс)

Суханова Юлия Владимировна

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика . Формирование здоровой личности и развитие индивидуальности – основные цели государственной политики в области образования, в том числе и дополнительного. Поэтому очень важно внедрять в преподавание физической культуры более эффективные физкультурно-оздоровительные дисциплины, например ритмическую гимнастику .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimn.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры.

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает ритмическая гимнастика .

Формирование здоровой личности и развитие индивидуальности – основные цели государственной политики в области образования, в том числе и дополнительного.

Поэтому очень важно внедрять в преподавание физической культуры более эффективные физкультурно-оздоровительные дисциплины, например ритмическую гимнастику .

Многие дети желают красиво двигаться под музыку, иметь стройную фигуру и правильную осанку. Такую возможность предоставляет ритмическая гимнастика в силу своей доступности детям с разным уровнем подготовки. Занятия ритмической гимнастикой ,под музыкальное сопровождение развивают чувства ритма, раскрывают индивидуальность каждого танцовщика, выявляют его уникальность.

       Актуальностью  является укрепление здоровья учащихся, увеличение двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. «Ритмическая гимнастика» — это наиболее «здоровый» вид спорта, в котором, прежде всего, оцениваются командная работа.

Искусство ритмической гимнастики в формате танца – это средство воспитания и развития личности учащегося, которое способно создать благотворную почву для раскрытия потенциальных возможностей учащегося. Занятия танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют физические недостатки (сутулость, косолапость, искривление позвоночника и т.д.). Танец способствует обучению правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения, развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству.

При включении ритмической гимнастики в учебную программу предлагается изучение обширного материала, включающего в себя разные виды деятельности: тренировочные упражнения, выполнение танцевальных движений и этюдов, прослушивание музыки, игровой и теоретический материал, которые используются на всех занятиях. Педагог проявляет определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей.

Ритмическая гимнастика в учебной программе направлена на усиленное развитие спортивно-оздоровительного развития современных учащихся и повышение их общей культуры с помощью средств гимнастики ,хореографии и музыкального сопровождения на занятии, направлена на обучение детей умению танцевать красиво, двигаться в свободной непринуждённой манере и владеть ритмопластикой танца, а также решение спортивно-оздоровительных задач.

При применении на уроках элементов ритмической гимнастик предполагается организация педагогом не только учебно-тренировочных занятий, но и творческих и выступлений, организацию досуга учащихся, их родителей, что в дальнейшем складывается в добрые традиции учебных групп . В процессе обучения педагогом ведется тесное сотрудничество с родителями . Родители активно принимают участие в творческой жизни группы, организации мероприятий различного характера.

Ритмическая гимнастика позволит привить любовь к танцевальному искусству и поможет воспитать здоровую и гармонично развитую личность. Конечно же, не каждый учащийся станет великим танцором, но это будет яркий, уверенный в себе и способный на многое человек. А также каждый из участник группы с теплотой будет вспоминать свое «танцевальное детство».

Основная цель использования элементов ритмической гимнастики в учебной программе – укрепление физического и психического здоровья учащихся, обучение начальным навыкам танцевального искусства, воспитание хореографической культуры, формирование навыков выполнения физических, гимнастических и танцевальных упражнений.

В процессе обучения элементам ритмической гимнастики можно решить следующие Задачи:

 Обучающие:

- познакомить с правилами здорового образа жизни;

- формировать знания о современных танцевальных стилях;

- формировать знания по базе гимнастических упражнений;

- формировать навыки физического самосовершенствования, самоконтроля;

- формировать умения импровизировать.

Развивающие:

-  развивать чувство ритма, музыкального слуха;

-  развивать память на движения, развитие внимания, умение согласовывать движения танца с музыкой;

-  формировать умения эмоционального выражения через танец;

-  развить мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности, музыкальные и творческие способности, мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, умение согласовывать движения с музыкой;

Воспитательные:

-  формировать коммуникативные навыков.

-  воспитывать трудолюбие;

-  воспитывать стремление к двигательной активности;

-  воспитывать чувство ответственности, упорства, силы воли;

-  воспитывать моральные и волевые качества;

-  способствовать формированию личности инициативной, целеустремленной;

-  воспитывать чувство коллективизма.

Дополнительное использование ритмической гимнастики физкультурно-оздоровительной направленности способствует вовлечению учащихся в учебный процесс, что в свою очередь, положительно сказывается на физическом состоянии учащихся, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Освоение программы обучающимися расширяет их двигательные возможности, компенсирует дефицит двигательной активности.

Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры служит стимулом для развития устойчивого интереса к занятиям спортом, на стремлении к здоровому образу жизни, на организации досуга учащихся и профилактику девиантного поведения, посредством вовлечения их в физкультурно-оздоровительное движение. Программа может длиться от 1 года до нескольких лет. Основной на этом этапе является физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на укрепление здоровья, на разностороннюю физическую подготовленность, освоение жизненно важных двигательных навыков и качеств, знакомство с базовой техникой выполнения комплексов общеразвивающих упражнений. Занятия строятся таким образом, чтобы учащиеся получали довольствие от двигательной активности. Уроки разнообразны по форме и содержанию. Формы обучения ориентированы на инновационные технологии в мире танцевальной гимнастики:

  • коммуникативно-направленная групповая работа (танцевальная, силовая, смешанная);
  • занятия с применением гимнастического оборудования;
  • танцевальные батлы;
  • творческие занятия по составлению сольных, дуэтных, групповых композиций, подготовка номеров для выступлений.

 В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

 Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области ритмической гимнастики .

 С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения гимнастики  и хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение спектаклей, просмотр видео материалов.

 Преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных гимнастических  упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств.

 Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

 Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся.

  Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль и содержание выполняемых элементов.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учащимся, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются преподавателем и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием детей в концертах и фестивалях – конкурсах или показательных выступлениях .

Литература:

  • Бриске И.Э. Ритмика и танец. Челябинск, 1993г.
  • Барышникова Т. Азбука хореографии. Внимание: дети. Москва 2000г.
  • Ерохина  О.В  Школа  танцев  для  детей̆.  Мир  вашего  ребенка. Ростов – на  – Дону,«Феникс» 2003г.
  • Роот З.Я. Танцы с нотами для детского сада. Москва 2007г.
  • Зарецкая Н.В. Танцы для детей̆ старшего дошкольного возраста. Москва 2007г.
  • Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. Москва 1998г.
  • Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры,  упражнения для красивого движения, Ярославль 2004г.
  •  В. Ю. Никитин, Издательство "ГИТИС", 2000
  • Н. Тамбиан «Самоконтроль спортсмена», изд. «Физкультура и спорт», 2014
  •  А.М. Басманова, Культурная традиция и современный танец в образовательном пространстве сибирского региона. Барнаул, АлтГАКИ, 2006.
  • Судакова М. В. Современный танец. — Хабаровск: ХГТУ, 2005.
  •  Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. — М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре

В работе представлены средства и методы работы с детьми ОВЗ для формирования эмоциональной устойчивости и психологического комфорта в процессе занятий....

Использование упражнений ритмической гимнастики на уроках физического воспитания в 4 классе.

В данной публикации я рассматриваю вопросы использования музыки на уроках физической культуры....

Статья на тему "Применение инновацонных технологий на уроках физической культуры"

Тема инноваций в педагогической деятельности педагогов по физической культуре очень актуальна на сегодняшний момент. К сожалению, все увеличивается число учеников, освобожденных от занятий физической ...

Методика преподавания ритмической гимнастики на уроках физического воспитания (8-11 классы)

Статья в журнале "Образование в современной школе" (Выпуск №5, май 2007г.)...

Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...

Статья "Применение подвижных игр на уроках физической культуры"

Статья "Применение подвижных игр на уроках физической культуры" опубликованная в журнале Альманах педагога...