Научная статья на тему: «Повышение интереса к уроку гимнастики у старшеклассников инновационными технологиями»
статья по физкультуре (8 класс)

Соловьева Алина Игоревна

В данной статье рассмотрены главные причины снижения интереса к урокам физической культуры у старшеклассников. Приведены пути решения этой проблемы, разработаны программы с применением физкультурно- оздоровительных и образовательных технологий. Показан положительный прирост у экспериментальных групп, что доказывает положительно влияние разработанных программ.

Ключевые слова: Физическая культура, старшеклассники, физкультурно-оздоровительные технологии, образовательные технологии, фитнес, домашние упражнения.

Increased interest in gymnastics class for senior students with innovative technologies. Increased interest in gymnastics class for senior students with innovative technologies.

This article discusses the main reasons for the decrease in interest in physical education lessons among high school students. Ways of solving this problem are given, programs with application of physical culture and health improvement and educational technologies are developed. The positive growth in experimental groups is shown, which proves the positive impact of the developed programs.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solovyeva_a_i_stat_ya_1.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 356

с углубленным изучением немецкого и английского языков

Московского района Санкт-Петербурга

Научная статья на тему:

«Повышение интереса к уроку гимнастики у старшеклассников инновационными технологиями»

Выполнила:

Соловьева А.И.,
учитель физической культуры

Научный руководитель:
Шиловский А.С.,
учитель физической культуры

 

Санкт-Петербург

2021 год

Аннотация

В данной статье рассмотрены главные причины снижения интереса к урокам физической культуры у старшеклассников. Приведены пути решения этой проблемы, разработаны программы с применением физкультурно- оздоровительных и образовательных технологий. Показан положительный прирост у экспериментальных групп, что доказывает положительно влияние разработанных программ.

Ключевые слова: Физическая культура, старшеклассники, физкультурно-оздоровительные технологии, образовательные технологии, фитнес, домашние упражнения.

Increased interest in gymnastics class for senior students with innovative technologies. Increased interest in gymnastics class for senior students with innovative technologies.

This article discusses the main reasons for the decrease in interest in physical education lessons among high school students. Ways of solving this problem are given, programs with application of physical culture and health improvement and educational technologies are developed. The positive growth in experimental groups is shown, which proves the positive impact of the developed programs.

Основной задачей школы является привитие интереса к урокам физической культуры и одним из важнейших вопросов ставится учебно-воспитательная работа со старшеклассниками. Проблема интереса всегда требовала особого внимания и в большинстве случаев снижение интереса школьника зависит от учителя.

В условиях модернизации физкультурного образования эта задача нуждается в своем решении и приобретает с каждым годом все большую актуальность.

На сегодняшний день необходимо в большей степени сохранять и укреплять здоровье школьников, содействовать повышению уровня их физического развития и физической подготовленности, так как в последние годы из стен школы менее 10% старшеклассников выходят без нарушений в состоянии здоровья. В связи с этим следует проводить учебные занятия на качественном уровне, внедрять инновационные технологии и новые подходы к организации и построению учебного процесса, с целью повышения эффективности занятий, повышение интереса и приобщение к здоровому образу жизни.

Одной из главных проблем начиная с конца 80-ых годов является падение интереса к уроку физической культуры, что сказывается на здоровье учащихся, их двигательной активности и посещаемости занятий.

В большей степени падает интерес к урокам гимнастики в школе

Это связано с низкой моторной плотностью уроков, повышенной травмоопасностью, снижением популярности гимнастики на снарядах, а также нехваткой снарядов.

Предполагается, что комплексное внедрение инновационных технологий в урок гимнастики будет содействовать повышению интереса к занятиям физической культуры, что эффективно повлияет на развитие физических качеств у старшеклассников и повысит уровень теоретических знаний. Урок гимнастики занимает ведущее место в системе физического воспитания учащихся и дают возможность учителю решать, как общие задачи, так и конкретные, выполняемые в ходе одного урока. К общим задачам, прежде всего, следует отнести укрепление здоровья, обучение естественным видам двигательной деятельности (ходьбе, бегу, прыжкам), развитие двигательных качеств (быстроты, ловкости, выносливости в суставах, вестибулярной устойчивости). Также гимнастика приобретает особую роль в эстетическом воспитании школьников. Для этой цели необходимо развивать у учащихся эстетический вкус: красоту, выразительность, точность движений, правильную осанку, манеру держаться и проводить занятия под музыкальное сопровождение. Не менее важно формировать навыки и привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, воспитывать устойчивый интерес к занятиям гимнастикой с целью внедрения ее в режим для школьника.

Задачами нашего исследования были:

  • Изучить проблему снижения интереса к урокам и обосновать пути ее решения.
  • Разработать программу с применением инновационных технологий
  • Проверить эффективность применения инновационных технологий в уроке гимнастики.

Для решения 1ой задачи был проведен анализ литературы (проанализировано 32 источника), анкетирование старшеклассников и анализ письменных работ (всего приняли участие 250 человек)

В результате анализа письменных работ (эссе), проводимых в РГПУ им Герцена и Колледжа Олимпийского резерва выявлены причины снижения интереса к урокам Ф.К. и их решения.

К причинам снижения интереса к уроку физической культуры относятся:

  • Нехватка инновационных технологий (образовательных и физкультурно-оздоровит)
  • Низкий авторитет учителя (Основной причиной по мнению студентов является сам учитель, они считают, что повышение интереса к уроку зависит от личности педагога, на их взгляд в школе не хватает учителя- профессионала, мыслящего творчески)
  • Отсутствие и положительных эмоций на уроке у школьников
  • Неиспользование игрового и соревновательного момента
  • Неиспользование гаджетов и Интернет-ресурсов
  • Несовершенство системы контроля успеваемости учащихся
  • Недостаточный уровень материально технической базы и нехватка инвентаря.

Анкетирование учащихся показало, что главной причиной их негативного отношения к уроку гимнастки является: недостаток современного инвентаря, тренажеров, скука, отсутствие музыкального сопровождения.

В результате анкетирования определено, что учащиеся хотели бы заниматься разными направлениями фитнеса фитбол-аэробика, степ-аэробика, стретчинг и другие.

На основании проведенного исследования нами были определены пути повышения интереса к уроку гимнастики.

  • Внедрение инновационных технологий на основе современных требований (образовательные квест технологии и метод проектов и физкультурно-оздоровительные)
  • Применение балльно-рейтиноговой системы
  • Использовать на уроке игровой и соревновательный метод
  • Использование интернет ресурсов
  • Применение презентаций по теории физической культуры

Для проверки их эффективности были разработаны две программы по которым занимались две экспериментальные группы по 19 человек.

В программу первой экспериментальной группы- входили квест технологии, балльно-рейтинговая система (критериями балльно-рейтинговой системы является выполнение домашних заданий, выполнение нормативов, посещение, работа на уроке)

В программу второй экспериментальной группы входили физкультурно-оздоровительные технологии (такие как фитбол-аэробика, степ-аэробика, упражнения на мини батутах и стретчинг)

Контрольная группа состояла из 19 человек- занимались по программе гимнастики в школе.

В результате проведения педагогического эксперимента получен положительный прирост показателей двигательных качеств во всех трех группах, однако в экспериментальных группах он оказался выше.

При сравнении экспериментальной группы №1 с контрольной выявлено, что результаты у Экс. Группы выше. Видимо выполнение домашнего задания, желание набрать максимальное количество баллов повысило активность на уроках, улучшилась дисциплина, полнялся жмоциональный фон и интерес за счет квест-технологий, что способствовало работоспособности.

Так в результате сравнительного анализа эксперементальной группы № 2 с контрольной группой прирост показателей гибкости у экспериментальной группы №2   составляет 60%, тогда как у контрольной 43%

Показатели силовых способностей в экспериментальной группе №2 прирост составил 37%, у контрольной группы 23%

Координационные способности показали достоверную самую большую разницу 67% в экспериментальной группе и 24% в контрольной группе.

Таблица 1- Динамика развития двигательных способностей старшеклассников контрольной группы

Тесты

До эксперимента

После эксперимента

Разность в %

наклон вперед из седа ноги вместе

10

12,7

2,7(27%)

подтягивания мальчики, девочки из виса лежа

3.9

4,8

0,9(23,07%)

мост из положения лежа на спине

50.1

49,4

-0,6(-1,39%)

прыжки на скакалке

61,5

79,3

17,8 (28,9%)

равновесие

2.6

3.4

0.8 (30,7%)

Таблица 2- Динамика развития двигательных способностей у экспериментальной группы №1

Тесты

До эксперимента

После Эксперимента

Равность в %

наклон вперед из седа ноги вместе

10.13

14,35

4.22 (41,6%)

подтягивания мальчики, девочки из виса лежа

3.6

5.2

1,6 (44,4%)

мост из положения лежа на спине

50.3

49,2

1,1 (-2,17%)

прыжки через скакалку (30 сек)

61,7

80,37

18,67 (30,1%)

равновесие

2,6

3,8

1,2 (46,1%)

Таблица 3- Динамика развития двигательных способностей у экспериментальной группы №2

Тесты

До эксперимента

После эксперимента

Разность в %

наклон вперед из седа ноги вместе

9.9

14,9

5 (50,5%)

подтягивания мальчики, девочки из виса лежа

3.8

5,7

1.9 (46.1%)

мост из положения лежа на спине

50.6

48,9

-1,7 (-3,35%)

прыжки на скакалке

61,9

100,6

38.7 (62,5%)

равновесие

2,4

3,9

1,5 (62,5%)

Если сравнить эти таблицы, мы можем увидеть, что в экспериментальных группах № 1 и №2 у учеников появился интерес к учебному процессу. Желание набрать максимальное количество очков повысило активность на уроках. Улучшилась дисциплина, поднялся эмоциональный фон. Балльно-рейтинговая система и физкультурно- оздоровительные технологии оказали огромную помощь преподавателю в воспитательной работе. Баллы не начислялись за пропуски занятий, за опоздание, за отсутствие или неряшливую спортивную форму, за пассивность. Также выполнение теоретических и творческих домашних заданий повысили

Прирост показателей посещения уроков гимнастики с применением балльно-рейтинговой системы и физкультурно оздоровительных технологий у экспериментальных групп доказывает то, что они положительно влияют на учащихся и они стали с большим энтузиазмом идти на урок физической культуры, потому что он проходит не однообразно, с применением теоретических занятий, квест – технологий, фитнес-технологий. В заключении следует отметить, что проблемой интереса занимались многие ученые в течение не одного десятилетия, поэтому наше небольшое исследование лишь подтверждение того, что проблема существует, причины практически не меняются, а эффективные пути ее решения еще надо искать.

Список литературы

1. Ашмарин, Б.А. Педагогическое исследование в физическом воспитании / Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособ. для студ. фак. физич. восп. –М.: Просвещение, 1979. - С. 156-172

2. Ахметжанова Г.В., Осипов А. Н. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни // Вектор науки ТГУ. –Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. –№3(29). –С. 265–268.

3. Бальсевич, В.К. К теории тестирования двигательных способностей. / В.К. Бальсевич.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-120с.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 2005.-№ 4

5. Безруких М.М., Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В.Д. Соньки н, Д.А. Фарбер. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.

6. Бондаренко О.В. Современные инновационные технологии в образовании/ О.В.Бондаренко// Электронный журнал "РОНО". - №16. – 2012. – С. 17

7. Брансук Э. Новые технологии в обучении. Минск, 2000. – С.3.

8. Виру, А.А., Аэробные упражнения. / Т.А. Юримяэ., Т.А. Смирнова.-М.: Физкультура и спорт, 1988. – 142с.

9. Водолажский Г.Г. Исследование интереса учащихся 5-10 классов общеобразовательной школы к занятиям физическими упражнениями и педагогические условия его воспитания: Автореф. дисс. ... канд. пед. паук. – М., 1969.- 23 с.

10. Латыпов И.К., Лукина В.И, Урок в современной школе // Физическая культура в школе.- М., 2010.- № 7 .-С .2 - 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему : «Повышение интереса к обучению географии в школе за счет использования на уроках инновационных технологий»

      География -единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для п...

Методическое сообщение по теме "Повышение познавательных интересов обучающихся на основе использования информационных технологий"

Методическое сообщение«Повышение познавательных интересов обучающихся по физике  на основе использования информационных технологий»...

Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»

В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...

Научная статья на тему: "Повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях"

ктуальность исследования заключается в том, что за это время внедрение ИКТ (информационных компьютерных технологий) стало доступно на уроках физической культуры, как бы несравнимо это ни звучало. Сост...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ ТРУДА У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

В статье рассматриваются основные виды и формы работы по развитию познавательного интереса у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках столярного дела....

Обобщение опыта по теме "Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)" (доклад и презентация, мастер-класс и презентация на районный конкурс "Учитель года")

Обобщение педагогического опыта работы по теме «Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка средствами электронных образовательных ресурсов (ЭОР)».  ...