"Развитие у учащихся интереса к урокам физической культуры".
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Левкович Людмила Борисовна

Эта статья - результат положителного опыта работы учителя. Автор рассказывает о том, как пробудить интерес к самому процессу занятий физической культурой, как воспитать устойчивый интерес и о стимулах развития интереса к урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statyano2.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 79 Калининского района Санкт-Петербурга

«Развитие у учащихся интереса к урокам физической культуры»

Автор:

Левкович Людмила Борисовна

учитель физической культуры

высшая категория

         

Санкт-Петербург 2019

 

Занимаюсь физическим воспитанием более 30 лет. Формируя физическую культуру личности школьника, постоянно на уроках, во внеурочной деятельности подчёркиваю, что физкультура – это крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, способы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную работу.  

Опыт работы убеждает, что эти цели эффективно реализуются, прежде всего, при воспитании у учащихся интереса к урокам физической культуры.

Какие стимулы развития интереса я использую в своей практике?

Прежде всего, показываю значимость, жизненную важность двигательных навыков и качеств, приобретённых на уроках, так необходимых в жизненных ситуациях. Рассказываю, что кроме физических качеств мы развиваем моральные и волевые качества, приобретаем опыт общения в коллективе.

  Объясняю, что от общего состояния здоровья и физических возможностей зависит работоспособность человека, при этом подчёркиваю, что учащийся сам должен заботиться о своём здоровье.

Поэтому, ребят надо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.  

Каждый учитель должен постоянно видеть перед собой конечную цель: подготовить ученика, имеющего желание и умеющего заниматься физическими упражнениями самостоятельно.

Достижение этой цели возможно лишь при решении главной промежуточной задачи – воспитание устойчивого интереса к урокам физической культуры.

Первой ступенью на этом пути является пробуждение интереса к самому процессу занятий физической культурой. Причём в практической работе учителю важно, имея дело с различным по возрасту контингентом учащихся, различать непосредственный интерес (интерес к самому процессу деятельности) и опосредованный (интерес к результатам деятельности). Младших школьников мало волнует, как отразятся его сегодняшние занятия на завтрашнем самочувствии, состоянии здоровья, внешнем виде. Для них главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей. Поэтому в начальной школе большое значение имеет эмоциональная окрашенность упражнений, их образное объяснение.

Начиная с 1-го класса обучение двигательному действию должно проходить обдуманно. Дети должны иметь ясное понимание того, зачем их обучают этому действию, как оно воздействует на организм (хотя бы в общих чертах), каков механизм выполнения этого действия и т. п. Желательно также, чтобы эти знания преподносились ученикам не в готовом виде, а  «добывались» в процессе учебной деятельности. Овладевая способом такого обучения, ученик впоследствии научится самостоятельно решать новые возникающие перед ним задачи.

Приведу примеры такого обучения с учащимися разного возраста.

Строевые упражнения в 1 классе – построение в шеренгу по росту, в колонну, повороты на месте, передвижения к колонне с соблюдением дистанции, перестроения, остановки по команде и другие. Даже и от учащихся старших классов можно слышать вопросы: «Зачем нам нужны эти построения, бег в колонне?» Это говорит о том, что учащиеся не осознают, насколько важно для успешной работы на уроке уметь действовать по командам. Поэтому, обучая строевым упражнениям учащихся 1-х классов, следует на конкретном примере убедить детей в необходимости знания и соблюдения строевых команд. Например, при выполнении передвижения или бега в колонну, я спрашиваю учащихся: «Зачем вам необходимо соблюдать дистанцию? Что может быть, если во время бега в колонне ученик резко остановится?» Дети быстро находят правильный ответ. Объясняю, что с помощью команд учитель управляет классом.  Быстрое и правильное выполнение команд на уроке даст возможность справиться с поставленными задачами и больше времени поиграть.  

Техника выполнения двигательного действия в средней школе – метания малого мяча с разбега. Выполняя метание с разбега, задаю вопрос: «Для чего необходим разбег? Под каким углом нужно выпустить мяч, чтобы он полетел дальше?» Таким образом, учащиеся начинают задумываться о том, что результат во многом зависит от техники.  Даже те девочки, которые метали с места, стараются выполнить несколько шагов разбега. Такой подход к занятиям формирует не только навыки и умения, но и развивает творческое начало, стремление самим познавать, осваивать учебный материал. Я объясняю, что думать нужно не только на уроках математики, физики, но и на уроках физической культуры.

Общеразвивающие упражнения. Для учащихся начальных классов они являются не только средством подготовки организма к работе, но и целью. Ведь несмотря на кажущуюся простоту, школьники должны научиться правильно их выполнять. Кроме того, моя задача как учителя состоит в том, чтобы дети узнали, для чего предназначается каждое упражнение. Тогда в будущем легче будет научить ребят умению выполнять разминку перед самостоятельными занятиями. Поэтому, выполняя упражнения, я комментирую каждое, рассказывая какую группу мышц мы разминаем. Для более лёгкого усвоения каждому упражнению даю название, например: «часы» - наклоны в сторону; «дровосек» - наклоны вперёд; «конькобежец» - выпады вперёд и т.п.. Для активизации учащихся уже в начальной школе провожу разминку по названиям упражнений. Дети активно включаются в игру, тянут руки, желая показать свою сообразительность.

В средней школе я стараюсь пробуждать учащихся к поиску вариантов изученных упражнений. Показывая одно упражнение на определённую группу мышц, прошу показать ещё несколько упражнений на эту же группу мышц. Или же называю группу мышц и прошу показать упражнения для разминки.  Я постоянно веду диалог с учащимися, стараюсь научить их осмысленно выполнять порой кажущиеся им ненужные упражнения.

Учащимся старших классов даю задание самостоятельно, используя различные источники, подготовить разминку с предметом или без предмета для проведения на уроке с классом.

Для более яркой эмоциональной окрашенности уроков я использую музыкальное сопровождение во время разминочного бега, выполнения общеразвивающих упражнений, работы по станциям (круговой тренировки).

Одним из важных средств развития устойчивого интереса к урокам физической культуры, особенно в начальной школе являются подвижные игры. Они способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости. Во время игр дети всегда активны и инициативны, при правильной организации и проведении всегда доставляют удовольствие, создают хорошее настроение.

На уроках в 1 – 2 классах обычно я использую одну-две игры, в 3 классе – по одной игре.

Если я провожу игру в подготовительной части урока, то будет решаться организационная задача («Быстро стройся», «У ребят порядок строгий» и др.). В основной части урока провожу игры для совершенствования двигательных умений и навыков в беге, прыжках, метаниях и т. д. (эстафеты с бегом, прыжками, передачами и ведением мяча, бросками в корзину, «Метко в цель», «Прыжки по полоскам», «Бездомный заяц» и др.). В заключительной части урока использую спокойные игры, не требующие большого внимания и не вызывающие возбуждения («Запрещённое движение», «Угадай чей голосок?» и др.).

Многие игры, пройденные в начальной школе, провожу с учащимися 5 – 11 классов. Это – «Вызов номеров», «Салки», «Белые медведи», «Гонка мячей», различные эстафеты.

 В нашей школе на протяжении 25 лет одной из наиболее эффективных форм привлечения учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями являются домашние задания по физической культуре.

Цель домашнего задания заключается в улучшении своих двигательных показателей к концу четверти, т.е. через 1,5-2 месяца.

 Домашние задания разработаны методическим объединением учителей физической культуры на основе «Комплексной программы по ФК» нормативов комплекса  ВФСК ГТО.  Нормативы состоят из упражнений для укрепления различных мышечных групп, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Упражнения несложные по координации, не требующие специального оборудования и инвентаря.

 Учащиеся 5-11 классов в конце каждого триместра вместе с учителем оценивают динамику роста показателей.

 Виды домашних заданий:

  1. Подтягивание из виса на перекладине (мальчики); подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки)
  2. Прыжок в длину с места
  3. Прыжки через скакалку за 1мин.
  4. Сгибания и разгибания рук в упоре лёжа от пола
  5. Поднимание туловища и положения лёжа за минуту
  6. Тест на гибкость
  7. Приседания на одной ноге с опорой

Для самостоятельной подготовки к сдаче нормативов на уроках даю методические указания.  При выставлении оценки за четверть учитываю результаты роста показателей.

Поэтому учащиеся заинтересованы в своей физической подготовленности, у многих появляется желание заниматься в спортивных секциях, клубах, тренажёрных залах.

Учащиеся 5 – 11классов, освобождённые от уроков физической культуры, пишут рефераты по предложенным темам, делают презентации. Такая творческая, познавательная работа интеллектуальной направленности очень привлекает. Привожу примерные темы презентаций:

  1. История Олимпийских игр (девиз, символика, ритуал…).
  2. ХХ11 Олимпийские игры в Москве (можно взять любые Олимпийские игры).
  3. Участие российских спортсменов-олимпийцев в развитии олимпийского движения в России и мире.
  4. Правила игры (баскетбол, волейбол, футбол и т.п.).
  5. Классификация вида спорта (лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжный спорт).
  6. Основные способы плавания.
  7. Утренняя гимнастика (значение, место проведения, комплекс).
  8. Режим дня (задачи, планирование).
  9. Об одном из видов спорта (история возникновения, развития, спортсмены-олимпийцы, чемпионы Мира, Европы).
  10. Требования безопасности на занятиях (лёгкой атлетикой, гимнастикой, спортивными играми).

Презентация состоит из 10-15 слайдов.

             Спортивные соревнования являются одной из самых интересных и увлекательных форм физической культуры. Они содействуют привлечению учащихся к систематическим занятиям.

             Самое впечатляющее и яркое соревнование в нашей школе – лёгкоатлетическая эстафета «Золотая осень» среди учащихся 5 - 11 классов.

 Эстафета проводится каждый год в конце сентября на школьном стадионе. Принимают участие по две команды из каждого класса (мальчики и девочки) по четыре человека. Победители определяются среди параллели. Ребята задолго до соревнований начинают подготовку: бегают кроссы после уроков, проводят эстафетный бег, сами выявляют сильнейших бегунов в классе, учатся передавать палочку.

Болеть за участников приходит весь класс. Победители награждаются грамотами и призами. После соревнований обсуждают результаты.

Опыт моей работы убеждает, что отношение школьников к урокам физической культуры во многом определяется атмосферой доброжелательности, созданием ситуаций успеха. Обеспечиваю такие ситуации разными методическими приёмами: предвижу затруднения, страхую, предупреждаю, поддерживаю малейший успех. Успех, как правило, у детей сопровождается радостью, удовлетворением, проявлением интереса к занятиям.

Подводя итог, подчеркну, что урок физической культуры становится для учащихся интересным, если это урок гармонии ума, души и тела, осознания ребятами смысла знаний и занятий физкультурой для жизни. Для практики, для здоровья.                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы формирования интереса к урокам физической культуры у школьников

В статье представлены результаты исследования по определению факторов, влияющие на формирование интереса к урокам физической культуры у школьников на современном этапе.Исследование проводилось ...

Пути повышения интереса к уроку физической культуры.

В статье определены причины снижения интереса учеников к уроку физической культуры и пути их преодоления....

Повышение интереса к уроку физической культуры посредством соревновательно-игрового метода.

Данная работа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников, посредством использования соревновательно-игрового метода на уроке физкультуры на протяжении всего учебного год...

Здоровьесберегающие технологии как способ развития мотивации и интереса к предмету "Физической культуры"

Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью....

"Повышение интереса к урокам физической культуры у учащихся с помощью круговой тренировки"

Учитель рассказывает о том, как с помощью круговой тренировки можно повысить интерес учащихся к урокам физической культуры....

3.3.3 Открытый урок по физической культуре в 4 классе. Тема: «Использование круговой тренировки для развития двигательных качеств обучающихся на уроке физической культуры».

Общая физическая подготовка является той базой, на которой осуществляется вся двигательная деятельность человека. Уровень ее определяется тем, в какой мере развиты основные двигательные качества: сила...