Рабочая программа 8 классов
рабочая программа по физкультуре (8 класс)

Руднева Арина Сергеевна

Рабочая программа по хореографии для 8-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61

ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании

Директор ГБОУ   гимназии № 61

Педагогического совета

               

Протокол №________от ________

Т.А. Казеева

Приказ № ________от ___________

               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

(ХОРЕОГРАФИЯ)

8 КЛАССЫ

(«А», «Б», «В»)

СОГЛАСОВАНО

Председатель МО учителей

естественно-научного цикла,

физической культуры и ОБЖ

Данилова Н.Г.

________________

Составитель:

учитель физической культуры

Руднева А.С.

2021-2022 уч. год

Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Программа данного курса соответствует ФГОС ООО по физической культуре и спорту. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373). Программа авторская.

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.

1.1 Цели и задачи программы

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.

Это:

  • увеличение систематизированной двигательной деятельности во время учебного процесса;
  • развитие физической культуры тела наравне с эмоциональной сферой учащихся;
  • реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
  • расширение межпредметных связей, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

        Программа предусматривает формирование у учащихся основных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются:

- познавательная деятельность - наблюдение (восприятие), моделирование художественно-творческого процесса;

- сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям;

- поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение хореографических задач, участие в импровизационной деятельности.

Цель курса:

  1. Достичь внутренней и внешней гармонии средствами танца.
  2. Сформировать представление о хореографии, как виде искусства. Воспитать способность активно отражать действительность средствами языка тела.
  3. Дать представления об особенностях основных направлениях хореографического искусства.
  4. Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей.
  5. Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
  6. Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка.
  7. Укрепление мышечного корсета средствами эстрадного, народного и бального танцев, воспитать культуру движения.
  8. Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Данная программа, прежде всего, направлена на гармоничное развитие детей, как внешнее, так и внутреннее. Учит их красоте и выразительности движений, развивает их физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, придает уверенность в себе.

1.2 Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Данная рабочая программа составлена на основании:

1.        Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)

3.        Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 № 345;

4.        Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»

5.        распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;

6.        распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год

7.        Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).

1.3 Сведения о программе

Программа предназначена для учащихся 8 классов и направлена на развитие у ребенка чувства ритма, умения активно слышать и воспринимать музыку, согласовывая с ней свои движения, умения различать характер музыки, ее оттенки и обертона, изучить различные танцевальные направления.

В структуру программы включены элементы танцевально-двигательной терапии, что позволяет не только развивать учащихся в физическом и умственном плане, но и помочь им в разрешении личностных проблем.

1.4 Обоснование выбора программы

Выбор программы обусловлен необходимостью всестороннего развития личности подростка, а также приоритетом личного творческого поиска каждого обучающегося.

1.5 Информация о внесённых изменениях

Изменения, внесённые в программу, касаются выбора тем хореографической подготовки. Настоящая программа учитывает особенности 5 класса.

1.6 Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся

Данный учебный курс по физической культуре (хореографии) в полном объёме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам

1.7 Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком, рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), 1 учебный час в неделю из 3 часов физической культуры используется на изучение предметного модуля «Хореография» - 1 час в неделю (34 часа в год).

1.8 Форма организации образовательного процесса

Основной формой организации образовательного процесса является урок.

1.9 Технологии обучения

Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.  Широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.

1.10 Механизмы формирования ключевых компетенций

Механизмы формирования ключевых компетенций являются

•         технология развивающего обучения;

•         технология разноуровневого подхода;

•         технология критического мышления;

•         информационно-коммуникативная технология;

•         метод проектов;

•         личностно-ориентированный подход

Данные компетенции формируются через УУД.

Ожидаемые результаты в конце 8 класса

Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к самому себе, другим ученикам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении хореографии в основной школе, являются:

•        активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

•        проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;

•        проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении хореографии в основной школе, являются:

  • обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
  • анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
  • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетики;
  • сохранения высокого уровня двигательной активности;
  • увеличения гибкости позвоночника, подвижность суставов, эластичности связок и мышц;
  • сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;
  • сохранения положительного эмоционального состояния.

Предметные результаты представлены результатами, освоенными обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умениями, специфическими для данной предметной области, их преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формированием учебного типа мышления, научными представлениями о ключевых теориях, типах и видах отношений, владением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Основными предметными результатами, формируемыми при изучении ритмики в основной школе, являются:

  • основные теоретические аспекты пройденного материала;
  • жанровые и стилистические особенности классического, народного, бального, современного танца;
  • основы правильного дыхания при движении;
  • выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне;
  • развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки);
  • развитие чувства ритма;
  • умения характеризовать музыкальное произведение;
  • согласовывать музыку и движение.

1.11 Требования к уровню подготовки учащихся по физкультуре

Выпускник научится:

• рассматривать хореографию как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;

• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

• раскрывать базовые понятия и термины хореографии, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

• разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;  

• руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);

• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;

• выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

• выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;

• выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;  

• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;

• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;

• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

1.12 Виды и формы контроля

Согласно уставу ГБОУ Гимназия №61 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).

Формами контроля являются:

•        тестирование;

•        доклады, рефераты, сообщения;

•        конспекты по лекциям;

•        рефлексия.  

Основное содержание программы

Тема 1. Балет «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа

История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.

Тема 2. Симфонический балет «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипа

История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.

 

Тема 3. Балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева  

История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.

Тема 4. Балет «Русалочка» в постановке Джона Ноймайера  

История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.

Тема 4. Балет «Пер Гюнт» в постановке Эдварда Клюга

История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.

Тема 5. Балет «Пиковая дама» в постановке Ролана Пети на VI симфонию П.И. Чайковского

История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.

        

Из пройденных элементов различных стилей современного танца формируются задания для самостоятельного анализа музыкально-хореографических форм и их понимание.

В течение года проводятся два - три занятия в форме дискуссионного опроса.

Каждое занятие включает себя видео-демонстрацию части балета (сцены, увертюры, картины) и её аналитический разбор.

Тематическое планирование

Наименование разделов

Количество

часов

1

Введение в анализ музыкально-хореографических форм

2

2

Балет «Лебединое озеро»

4

3

Балет «Спящая красавица»

5

4

Балет «Ромео и Джульетта»

5

5

Балет «Русалочка»

6

6

Балет «Пер Гюнт»

6

7

Балет «Пиковая дама»

6

Итого

34

Методы организации учебно-воспитательного процесса 

Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный:

  • словесный метод - рассказ, беседа, диалог, объяснение;
  • наглядный метод - показ танцевального материала педагогом, обучающимся. Также используется материалы медиатеки.

2. Репродуктивный:

  • практический - практические занятия, самостоятельная работа, взаимообучение;
  • аналитический - сравнение, анализ.

Техническое оснащение занятий

  1. Хорошо проветриваемый танцевальный зал.
  2. Проектор для демонстрации видеоматериала.
  3. Музыкальные колонки.
  4. Ноутбук или компьютер.
  5. Освещение лампами дневного света.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Название урока

Часы

Содержание

Методы

Источники

Самостоятельная работа

Примерная дата

Введение в анализ музыкально-хореографических форм

Балет – как форма спектакля

1

История возникновения балета. Балет – как особая форма спектакля. Взаимодействие музыки и танца

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Основные понятия музыкально-хореографического анализа

1

Основные понятия музыкально-хореографического анализа

Лекционная форма

Балет «Лебединое озеро»

История возникновения  балета: роль композитора и балетмейстера

1

История возникновения  балета: роль композитора и балетмейстера

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Разбор увертюры и основных сцен

1

Основное действие увертюры, характеристика сцен и дивертисмента

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Отработка навыков

Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца

2

Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Отработка навыков

Балет «Спящая красавица»

История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера

1

История возникновения  балета: роль композитора и балетмейстера

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Разбор пролога и трёх актов

2

Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Отработка навыков

Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца

2

Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Отработка навыков

Балет «Ромео и Джульетта»

История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера

1

История возникновения  балета: роль композитора и балетмейстера

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Отработка навыков

Разбор пролога и трёх актов

2

Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Отработка навыков

Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца

2

Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Балет «Русалочка»

История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера

1

История возникновения  балета: роль композитора и балетмейстера

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Разбор пролога и трёх актов, сценического замысла

3

Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца

2

Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Балет «Пер Гюнт»

История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера

1

История возникновения  балета: роль композитора и балетмейстера

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Разбор основных сцен и дивертисментов  

3

Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца

2

Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Балет «Пиковая дама»

История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера

1

История возникновения  балета: роль композитора и балетмейстера

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Разбор основных сцен и дивертисментов  

3

Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца

2

Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета

Прослушивание теоретического материала. Дискуссия

Приложение 1

Учебно-методический комплекс на 2021- 2022 учебный год

Предмет   Хореография   учитель Руднева А.С.

Класс

Название учебного курса

Основной  учебник

Дополнительная литература для учителя

Медиаресурсы

8 А, Б, В

Хореография (физическая культура)

Согласно Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 № 345 основной учебник по данному предмету не регламентируется

1.        Антоненко Г.С. Задачи педагога-хореографа в работе с детским хореографическим коллективом. 2007. – 156с.

2. Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. Мастерство хореографа. – Орел, 2005.-143с.

3.        Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л., 1975. – 124с.

4.        Есаулов И. Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера.– Ижевск. 2000.

5.        Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.:2008. - 192с.

6. Кузнецова Т.М. Хореография в системе доп.образования//Вестник Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой. 2012. №30 (2).  

7.        Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии: учеб. пособие. – Орел. 2003. – 108с.

8.Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика/ науч. ред. В. А. Звездочкин, рук. авт. кол. Ю. И. Громов. - СПб.: СПбГУП, 2006.- 632с.

Медиа-лекции кафедры хореографии  АРБ им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Санкт-Петербургского университета культуры и искусств


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...