Рабочая программа 8 классов
рабочая программа по физкультуре (8 класс)
Рабочая программа по хореографии для 8-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_8_klass.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 61
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании | Директор ГБОУ гимназии № 61 |
Педагогического совета |
|
Протокол №________от ________ | Т.А. Казеева Приказ № ________от ___________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
(ХОРЕОГРАФИЯ)
8 КЛАССЫ
(«А», «Б», «В»)
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО учителей
естественно-научного цикла,
физической культуры и ОБЖ
Данилова Н.Г.
________________
Составитель:
учитель физической культуры
Руднева А.С.
2021-2022 уч. год
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Программа данного курса соответствует ФГОС ООО по физической культуре и спорту. Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373). Программа авторская.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего общего образования.
1.1 Цели и задачи программы
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Это:
- увеличение систематизированной двигательной деятельности во время учебного процесса;
- развитие физической культуры тела наравне с эмоциональной сферой учащихся;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- расширение межпредметных связей, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;
- содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.
Программа предусматривает формирование у учащихся основных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются:
- познавательная деятельность - наблюдение (восприятие), моделирование художественно-творческого процесса;
- сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям;
- поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение хореографических задач, участие в импровизационной деятельности.
Цель курса:
- Достичь внутренней и внешней гармонии средствами танца.
- Сформировать представление о хореографии, как виде искусства. Воспитать способность активно отражать действительность средствами языка тела.
- Дать представления об особенностях основных направлениях хореографического искусства.
- Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей.
- Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
- Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка.
- Укрепление мышечного корсета средствами эстрадного, народного и бального танцев, воспитать культуру движения.
- Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
Данная программа, прежде всего, направлена на гармоничное развитие детей, как внешнее, так и внутреннее. Учит их красоте и выразительности движений, развивает их физическую силу, выносливость, ловкость и смелость, придает уверенность в себе.
1.2 Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
Данная рабочая программа составлена на основании:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)
3. Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 № 345;
4. Приказа Минпровсещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
5. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2020 № 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2021/2022 учебном году»;
6. распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2021/2022 учебный год
7. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10).
1.3 Сведения о программе
Программа предназначена для учащихся 8 классов и направлена на развитие у ребенка чувства ритма, умения активно слышать и воспринимать музыку, согласовывая с ней свои движения, умения различать характер музыки, ее оттенки и обертона, изучить различные танцевальные направления.
В структуру программы включены элементы танцевально-двигательной терапии, что позволяет не только развивать учащихся в физическом и умственном плане, но и помочь им в разрешении личностных проблем.
1.4 Обоснование выбора программы
Выбор программы обусловлен необходимостью всестороннего развития личности подростка, а также приоритетом личного творческого поиска каждого обучающегося.
1.5 Информация о внесённых изменениях
Изменения, внесённые в программу, касаются выбора тем хореографической подготовки. Настоящая программа учитывает особенности 5 класса.
1.6 Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся
Данный учебный курс по физической культуре (хореографии) в полном объёме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам
1.7 Информация о количестве учебных часов
В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком, рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), 1 учебный час в неделю из 3 часов физической культуры используется на изучение предметного модуля «Хореография» - 1 час в неделю (34 часа в год).
1.8 Форма организации образовательного процесса
Основной формой организации образовательного процесса является урок.
1.9 Технологии обучения
Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками. Широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.
1.10 Механизмы формирования ключевых компетенций
Механизмы формирования ключевых компетенций являются
• технология развивающего обучения;
• технология разноуровневого подхода;
• технология критического мышления;
• информационно-коммуникативная технология;
• метод проектов;
• личностно-ориентированный подход
Данные компетенции формируются через УУД.
Ожидаемые результаты в конце 8 класса
Личностные результаты - это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к самому себе, другим ученикам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении хореографии в основной школе, являются:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями;
• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении хореографии в основной школе, являются:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетики;
- сохранения высокого уровня двигательной активности;
- увеличения гибкости позвоночника, подвижность суставов, эластичности связок и мышц;
- сохранения правильной осанки во время исполнения любого движения;
- сохранения положительного эмоционального состояния.
Предметные результаты представлены результатами, освоенными обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умениями, специфическими для данной предметной области, их преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формированием учебного типа мышления, научными представлениями о ключевых теориях, типах и видах отношений, владением научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Основными предметными результатами, формируемыми при изучении ритмики в основной школе, являются:
- основные теоретические аспекты пройденного материала;
- жанровые и стилистические особенности классического, народного, бального, современного танца;
- основы правильного дыхания при движении;
- выполнение ритмических комбинаций на высоком уровне;
- развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки);
- развитие чувства ритма;
- умения характеризовать музыкальное произведение;
- согласовывать музыку и движение.
1.11 Требования к уровню подготовки учащихся по физкультуре
Выпускник научится:
• рассматривать хореографию как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• раскрывать базовые понятия и термины хореографии, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
• выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
• выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
• выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
• проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
1.12 Виды и формы контроля
Согласно уставу ГБОУ Гимназия №61 и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).
Формами контроля являются:
• тестирование;
• доклады, рефераты, сообщения;
• конспекты по лекциям;
• рефлексия.
Основное содержание программы
Тема 1. Балет «Лебединое озеро» в постановке Мариуса Петипа
История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.
Тема 2. Симфонический балет «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипа
История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.
Тема 3. Балет «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева
История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.
Тема 4. Балет «Русалочка» в постановке Джона Ноймайера
История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.
Тема 4. Балет «Пер Гюнт» в постановке Эдварда Клюга
История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.
Тема 5. Балет «Пиковая дама» в постановке Ролана Пети на VI симфонию П.И. Чайковского
История создания балета. Биография композитора. Либретто, задача и сверхзадача балета. Анализ музыкально-хореографических форм.
Из пройденных элементов различных стилей современного танца формируются задания для самостоятельного анализа музыкально-хореографических форм и их понимание.
В течение года проводятся два - три занятия в форме дискуссионного опроса.
Каждое занятие включает себя видео-демонстрацию части балета (сцены, увертюры, картины) и её аналитический разбор.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение в анализ музыкально-хореографических форм | 2 |
2 | Балет «Лебединое озеро» | 4 |
3 | Балет «Спящая красавица» | 5 |
4 | Балет «Ромео и Джульетта» | 5 |
5 | Балет «Русалочка» | 6 |
6 | Балет «Пер Гюнт» | 6 |
7 | Балет «Пиковая дама» | 6 |
Итого | 34 |
Методы организации учебно-воспитательного процесса
Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:
1. Объяснительно-иллюстративный:
- словесный метод - рассказ, беседа, диалог, объяснение;
- наглядный метод - показ танцевального материала педагогом, обучающимся. Также используется материалы медиатеки.
2. Репродуктивный:
- практический - практические занятия, самостоятельная работа, взаимообучение;
- аналитический - сравнение, анализ.
Техническое оснащение занятий
- Хорошо проветриваемый танцевальный зал.
- Проектор для демонстрации видеоматериала.
- Музыкальные колонки.
- Ноутбук или компьютер.
- Освещение лампами дневного света.
Календарно-тематическое планирование
Тема | Название урока | Часы | Содержание | Методы | Источники | Самостоятельная работа | Примерная дата |
Введение в анализ музыкально-хореографических форм | Балет – как форма спектакля | 1 | История возникновения балета. Балет – как особая форма спектакля. Взаимодействие музыки и танца | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | |||
Основные понятия музыкально-хореографического анализа | 1 | Основные понятия музыкально-хореографического анализа | Лекционная форма | ||||
Балет «Лебединое озеро» | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | 1 | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | |||
Разбор увертюры и основных сцен | 1 | Основное действие увертюры, характеристика сцен и дивертисмента | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | Отработка навыков | |||
Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца | 2 | Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | Отработка навыков | |||
Балет «Спящая красавица» | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | 1 | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | |||
Разбор пролога и трёх актов | 2 | Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | Отработка навыков | |||
Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца | 2 | Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | Отработка навыков | |||
Балет «Ромео и Джульетта» | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | 1 | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | Отработка навыков | ||
Разбор пролога и трёх актов | 2 | Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | Отработка навыков | |||
Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца | 2 | Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | ||||
Балет «Русалочка» | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | 1 | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | |||
Разбор пролога и трёх актов, сценического замысла | 3 | Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | ||||
Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца | 2 | Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | ||||
Балет «Пер Гюнт» | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | 1 | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | |||
Разбор основных сцен и дивертисментов | 3 | Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | ||||
Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца | 2 | Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | ||||
Балет «Пиковая дама» | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | 1 | История возникновения балета: роль композитора и балетмейстера | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | |||
Разбор основных сцен и дивертисментов | 3 | Основное действие пролога, характеристика сцен и дивертисмента | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия | ||||
Музыкальный анализ хореографических форм, представленных в балете. Синтез музыки и танца | 2 | Разбор музыкального материала, его проявление в хореографии балета | Прослушивание теоретического материала. Дискуссия |
Приложение 1
Учебно-методический комплекс на 2021- 2022 учебный год
Предмет Хореография учитель Руднева А.С.
Класс | Название учебного курса | Основной учебник | Дополнительная литература для учителя | Медиаресурсы |
8 А, Б, В | Хореография (физическая культура) | Согласно Федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию приказом Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 № 345 основной учебник по данному предмету не регламентируется | 1. Антоненко Г.С. Задачи педагога-хореографа в работе с детским хореографическим коллективом. 2007. – 156с. 2. Бухвостова Л.В., Щекотихина С.А. Мастерство хореографа. – Орел, 2005.-143с. 3. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет. - Л., 1975. – 124с. 4. Есаулов И. Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера.– Ижевск. 2000. 5. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.:2008. - 192с. 6. Кузнецова Т.М. Хореография в системе доп.образования//Вестник Академии Русского Балета им. А.Я. Вагановой. 2012. №30 (2). 7. Митрохина Л.В. Основы актерского мастерства в хореографии: учеб. пособие. – Орел. 2003. – 108с. 8.Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика/ науч. ред. В. А. Звездочкин, рук. авт. кол. Ю. И. Громов. - СПб.: СПбГУП, 2006.- 632с. | Медиа-лекции кафедры хореографии АРБ им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Санкт-Петербургского университета культуры и искусств |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...