конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья
методическая разработка по физкультуре

конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока 3 класс

Учитель Титяева Наталья Петровна

Тип урока:  урок усвоения новых знаний, с образовательно-познавательной направленностью.

Цель: Научить регулировать величину  физической нагрузки при помощи изменения скорости выполнения упражнений

Задачи:

  • Совершенствовать подвижные игры «Третий лишний», « Передай обруч», « Невод»
  • Научить умению  соблюдать правила игры
  • Познакомить с понятием физическая нагрузка как мышечная работа, повышающая уровень активности систем организма
  •  Учить способам регулирования физической нагрузки
  • Развитие адекватной мотивации учебной деятельности и осознание личностного смысла обучения, принятие и выбор правильного  места в игре,  обучающемся;
  • Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности.

Форма организации Урок-игра

Технология   личностно – ориентированная, с применением игровых технологий

 Планируемые результаты:

предметные

  • Формирование представления о подвижных играх,  как средстве организации здорового образа жизни; умение  соблюдать правила игры;
  • Владеть навыком систематического наблюдения за своим физическим состоянием

метапредметные

  • Выполнять  цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления, определять общие цели и пути их достижения, планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
  • Договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интереса сторон и сотрудничества.
  • Развитие адекватной мотивации учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося.
  • Создать представление о способах регулирования физической нагрузки и роли отдыха  (в форме малоподвижных игр) после выполнения физических упражнений, его значении в регулировании физических нагрузок.
  • Учиться умению регулировать физическую активность и умению оценивать уровень физического состояния

Личностные

  • Проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • Способность активно включаться в совместную деятельность.

Наглядные пособия: магнитная доска, таблица величин физической нагрузки, таблица контроля пульса детей после нагрузки ( по количеству групп и одна более крупного формата), секундомер, маркеры, три разноцветных обруча

 Ключевые слова: регулироватьЧСС (пульс), физическая нагрузка, скорость, время отдыха, объём, интенсивность

Рабочие материалы для обучающихся:  карточки с таблицей контроля пульса детей после нагрузки .

Участники: учащиеся 3 класса.

Время урока 40 минут

СЦЕНАРИЙ

1. Самоопределение к деятельности  2 мин Эмоциональная, психологическая, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Цель: Создать условия для возникновения потребности в получении новых знаний любознательности, удовлетворить потребность в получении  новой информации,   побуждать учеников  к получению знаний как к своей цели.

Деятельность учителя Проводит построение в шеренгу. Выполняет приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть на своем уроке таких здоровых, спортивных, умных учеников!

Задаёт вопросы:  Ребята, какие оздоровительные мероприятия   включены в ваш режим дня, чем вы заняты на прогулках?

Отлично, поскольку вы сами являетесь организаторами своего досуга вам необходимо знать, для того чтобы получить пользу от физической нагрузки, вы должны знать с помощью чего её можно  регулировать, что значит регулировать?

Деятельность учащихся - Построение в зале.

- Рассказывают, как проводят свободное время: гуляют с друзьями, играют в футбол, « Догонялки»,« Прятки» и т.д.  

- Отвечают на вопрос: значит менять, увеличивать или уменьшать

- Во время самостоятельной организации физкультминуток, подвижных игр и соревнований, когда вырастем в тренажёрном зале.

- Высказывают свои предположения.

2. Целеполагание. Актуализация знаний 2 мин

о физической нагрузке как мышечной работе, повышающий уровень активности систем организма

Деятельность учителя Ребята вы хорошо знаете, что, выполняя физические упражнения или другую физическую работу, организм испытывает физическую нагрузку, но ещё не знакомы со способами её регулирования. Каждый грамотный человек должен уметь регулировать физическую активность, чтобы не переутомиться и не причинить вред своему здоровью. А как вы думаете, что это за способы?  Чему же в основном будет посвящён наш урок? (ответы)

Сегодня будем учиться умению регулировать физическую активность и умению оценивать уровень физического состояния.

Деятельность учащихся  Формулируют цель урока:

- Мы узнаем способы, с помощью которых сможем  регулировать величину  физической нагрузки и научимся умению оценивать уровень физического состояния

Деятельность учителя Учитель предлагает сжать кулак и посмотреть на руку. Вот такого примерно размера у вас сердце. Объясняет, понятие пульс (чсс), показывает на руке, нам шее. Предлагает ребятам на начало урока измерить пульс за 10 сек и умножить на 6.

(создание условий и определение методов, связанных с развитием исследовательской компетентности учащихся. Создание положительного отношения и интереса к формируемым исследовательским компетенциям)

Деятельность учащихся:  Измеряют пульс, на лист записывают свой пульс. 

Деятельность учителя - Если ваш пульс не превышает 80 ударов, то мы можем продолжить занятие. У кого пульс в этих пределах – поднимите правую руку вверх. У кого превышает  - сделайте несколько упражнений на восстановление дыхания.

II. Реализация потребности в двигательной активности   4 мин

1. Разновидность ходьбы. (25-30 шагов каждого вида)

- Идём правым боком приставным шагом-8 шагов, левым боком приставным шагом- 8 раз.

- правым боком крестным шагом- 8 шагов, левым боком крестным шагом- 8 шагов.

 Удерживаем равновесие. Руки в стороны, на 1-4 на носочках, руки на поясе  5-8 на пятках.

2. Разновидность бега. (2-3 круга по залу)

- обычный бег руки согнуты в локтях на уровне пояса  - медленный темп,

-Обычный бег - средний темп.

-Бег с остановками. По сигналу быстро принять положение упор присев

3. Восстановление дыхания.

1- вдох, 2- медленный выдох, проходят один круг по залу без задания.

Проверка пульса. У кого  за 10 сек больше 25 ударов - поднимите правую руку. Выполните несколько упражнений на восстановление дыхания. Измеряют пульс, на лист записывают свой пульс.

4. Комплекс ОРУ (см карточку №1»)4 мин

Проверка пульса. У кого  за 10 сек больше 25 ударов - поднимите левую руку. Выполните несколько упражнений на восстановление дыхания. Измеряют пульс, на лист записывают свой пульс.

III. Изучение нового материала  22 мин

Игра «Третий лишний» см  карточку №2 Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания игры

Определяют темп передвижения во время игры (быстрый)

Деятельность учащихся Измеряют ЧСС после игры и оценивают по таблице величину нагрузки, заносят в контрольную таблицу результат. Соблюдают правила игры.

Игра « Передай обруч» см карточку №3

Активный отдых

Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания игры

Определяют темп передвижения во время игры  ( медленный)

Измеряют ЧСС после игры и оценивают по таблице величину нагрузки, заносят в контрольную таблицу результат. Делают вывод, что отдых, даже активный помогает восстановить работу сердца и зависит от объёма упражнения.

 Деятельность учащихся самостоятельно организовывают, проводят и активно принимают участие в игре,

взаимодействуя со сверстниками. Соблюдают правила игры  (фронтальный метод)

Игра « Невод»

Бег в быстром темпе.

Предлагает небольшие изменения в проведении игры(Ловить начинает не один человек, а вся команда) . Каждой команде даётся 30 сек. Тот, кого поймают уходит за пределы площадки и выполняет 10 приседаний. Затем подсчитывается кол-во человек, пойманных за это время.

Учитель предлагает измерить ЧСС сразу после окончания игры

 Деятельность учащихся Определяют темп передвижения во время игры (быстрый)

Измеряют ЧСС после игры и оценивают по таблице величину нагрузки, заносят в контрольную таблицу результат. Соблюдают правила игры

Дыхательные упражнения в игровой форме: «Докати шарик с помощью дыхания»

(при помощи дыхания, докатить шарик для пинг-понга до определённого места)

IV. Формирование творческого мышления 3мин

Учитель предлагает проанализировать данные « Таблицы измерения пульса».

Определить, есть ли какая-нибудь закономерность в данных; всегда ли пульс одинаков; если нет, то почему?

Деятельность учащихся

Проводят коллективное исследование. Анализируют полученные данные в « Таблице измерения пульса». Высказывают свои предположения.

Делают вывод, что пульс выше после упражнений с большей скоростью (интенсивность) и снижается после отдыха или бега в более медленном темпе.

Делают вывод, что физическую нагрузку можно регулировать при помощи объёма и скорости выполнения упражнения.

V. Итоги урока. Осмысление и закрепление
Рефлексия   2 мин

Цель:

Организовать рефлексию и условия для самооценки  учащихся

Деятельность учителя

Создает ситуацию, связанную с приятными эмоциями, чувством удовлетворения от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения

Назовите тему нашего урока?

Какие цели вы перед собой ставили? Удалось ли вам их достичь?

Кто понял, с помощью чего можно регулировать физическую нагрузку и обязательно воспользуется своими знаниями в самостоятельной деятельности, поднимите руки вверх.

кто понял, но ещё не знает в каком виде деятельности применить свои знания, поставьте руки на пояс

кто считает, что эти знания ему в жизни не пригодятся, присед

Деятельность учащихся

Проговаривают тему урока и цели, которые ставили перед собой; анализируют данные ЧСС в течение урока, выявляют характер зависимости ЧСС от особенностей выполнения физических упражнений, формирование умения оценивать уровень физического состояния. Делают вывод, что физическую нагрузку можно регулировать с помощью изменения объёма и интенсивности выполнения упражнений. Умения регулировать физическую активность пригодится в жизни, чтобы не навредить своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока по формированию функциональной грамотности

Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способе изучения земных недр....

Формирование функциональной грамотности в области чтения на уроках английского языка (из опыта работы)

Материал полезен для начинающих учителей в планеподготовки уроков чтения ....

Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.

Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

Обучить функциональной грамотности учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит ко...

урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики

Конспект урока по формированию функциональной математической грамотности..Очень интересно и актуально. Задачи в данном конспекте очень интересны детям....

Формирование функциональной грамотности в области здорового образа жизни у детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образования

В современном быстро меняющемся мире наша задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально подготовить воспитанников к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэ...