Развитие физических качеств у детей посредством игрового и соревновательного методов
статья по физкультуре

Киселева Любовь Вячеславовна

 Основу физического развития детей дошкольного возраста составляет развитие физических качеств − двигательных умений и навыков. Развитие физических качеств включает в себя работу, направленную на развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости. Под физическими качествами понимаются качества, которые характеризуют физическое развитие человека и его способность к двигательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Киселева Любовь Вячеславовна

Инструктор по физической культуре

МБДОУ №33, г. Иркутск

Развитие физических качеств у детей посредством игрового и соревновательного методов

 Основу физического развития детей дошкольного возраста составляет развитие физических качеств − двигательных умений и навыков. Развитие физических качеств включает в себя работу, направленную на развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости. Под физическими качествами понимаются качества, которые характеризуют физическое развитие человека и его способность к двигательной деятельности.

Более узкое определение физических качеств, которое дает А.П. Матвеев, характеризуется тем, что под физическими качествами рассматриваются социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, которые выражают его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность [2]. В зависимости от уровня развития физических качеств определяется и общий уровень физической подготовленности ребенка.

В современных условиях, на фоне гиподинамии, снижения общей двигательной активности детей, возрастания проблемы избыточного веса среди детей, вопрос развития физических качеств сохраняют свою актуальность.

А.В. Кенеман указывает, что в методике физического воспитания для развития физических качеств используются игровой и соревновательный методы. Игровой метод отличается тем, что в основе развития физических качеств лежит игра [1]. В частности, это могут быть подвижные игры, спортивные игры, в которых ребенок выполняет определенные двигательные действия, способствующие развитию конкретных физических качеств. Кроме того, в игре выполнение двигательных действий обусловлено самой игровой задачей и стимулирует ребенка к выполнению двигательных действий даже тогда, когда ребенок устал, либо проявляет нежелание заниматься физической активностью.  

Игровой метод стимулирует детей к тому, чтобы выполнять разные виды движений и делать это результативно. Как правило, игровой метод предполагает наличие некоторой сюжетной линии, игровых правил, игровой задачи которым следуют участники в процессе игры. Игровой метод является одним из оптимальных методов физического воспитания в дошкольном возрасте, так как игра является ведущим видом деятельности, и дети любят выступать в какой−либо роли, а игровой сюжет мотивирует детей на выполнение разных действий. Примером использования игрового метода выступает подвижная игра.

Подвижная игра играет важную роль в процессе физического развития детей дошкольного возраста, поскольку в подвижных играх выполняются различные движения с разной скоростью, разным сочетанием, в ней создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Многие ученые подчеркивают возможности подвижных игр в развитии физических качеств дошкольников.

Н.В. Микляева считают, что в подвижной игре происходит непрерывная смена игровых положений, которая заставляет участников игры немедленно реагировать на действия партнеров по игре, совершая необходимые, и чаще всего новые, движения. В результате этого подвижные игры в большей степени, чем физические упражнения, в которых последовательность движений заранее определена, способствуют развитию физических качеств детей. Подвижные игры можно разнообразить. Чем сложнее и разнообразнее содержание игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем более эффективна данная игра для развития физических качеств [3].

Игровой метод часто объединяется с соревновательным методом.

Соревновательный метод характеризуется тем, что участникам предоставляется возможность сопоставить свои силы в условиях организованного соперничества с единственной целью − борьбой за максимально высокий результат достижений. Суть соревновательного метода заключается в том, что все виды физических упражнений выполняются в форме соревнований и возможность показать лучший результат стимулирует детей к более качественному выполнению тех или иных движений, а также упражнений. Соревновательный метод отличается тем, что в нем представлено единообразие предмета состязания.

При использовании соревновательного метода детям сразу задается определенный критерий, по которому оценивается достижение результата и этот критерий является достаточно высоким. Использование соревновательного метода обуславливает также необходимость того, чтобы достижения ребенка были отмечены. Если проводятся различные состязания, соревнования, то, как правило, продумываются медали или другие формы награждения победителей за их высокие достижения.

Оба этих метода в дошкольном возрасте начинают использоваться довольно рано, но с младшими детьми они имеют свои особенности. В старшем дошкольном возрасте возможности для соревновательной деятельности значительно расширяются. Игровой метод продуктивно используется с детьми дошкольного возраста на разных этапах. Благодаря данным методам все физические качества детей успешно развиваются. Подчиняя действия игровой задаче, дети выполняют двигательные действия, которые способствуют развитию их физических качеств.

Таким образом, с помощью игрового и соревновательного метода мы можем способствовать развитию физических качеств детей.

Литература

  1. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста.  М.: Просвещение, 2015.  271 с.
  2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Часть I. Введение в общую теорию физической культуры): Учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений. М.: РГАФК.  2012.   176 с.
  3. Микляева Н.В. Физическое развитие дошкольников: Ч.1. Охрана и укрепление здоровья. Соответствует ФГОС ДО.  М.: ТЦ Сфера, 2015.  144 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста с помощью подвижных игр.

За  последние годы появилось немало научных трудов, посвящённых решению различных проблем воспитания детей младшего школьного возраста. Это объясняется тем, что целый ряд неблагоприятных социальн...

СЕНСИТИВНЫЕ (чувствительные) ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано описание анатомических, физиологических, психологических особенностей детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Согласно этим особенностям указаны периоды развития физических качест...

Использование игровых упражнений для развития физических качеств у детей в секции лыжных гонок на этапе начальной подготовки

В данном методическом пособии осуществлена попытка подобрать из всего многообразия упражнения и игры, наиболее простые для выполнения и уровня подготовленности детей на этапе начальной подготовки в се...

Средства и методы развития физических качеств у детей на занятиях по тхэквондо

Принципиальная и актуальная задача современного сообщества содержится в том, чтобы вырастить поколение людей, непревзойденно сочетающих в себе духовное достояние, нравственную чистоту и физическую без...

Отчет по теме самообразования" Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по средствам игрового и соревновательного методов".

Цель: Применить и проанализировать эффективность и особенности использования игрового и соревновательного метода в системе дошкольного физического воспитания.Задачи:1. Изучить учебно -методическу...

Развитие физических качеств у детей с УО (ИН) на уроках физической культуры

Перед специальной коррекционной школой стоит серьезная и ответственная задача в деле физического воспитания детей с нарушениями интеллекта – подготовить их к самостоятельной жизни и трудовой дея...