Индивидуальный проект.Дыхательная гимнастика.Выполнила ученица 9а класса Сохранная Маргарита
проект по физкультуре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 г. Заринска
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Дыхательная гимнастика
Руководитель проекта: Ростовцева Елена Ефимовна ,
учитель физкультуры
Автор проекта: Сохранная Маргарита ,
ученица 9а класса
Допуск к защите ________________ «__»______ 2022г.
подпись руководителя проекта
ЗАРИНСК 2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Общие сведения о дыхательной системе человека | 4 |
1.1. Дыхательная система человека | 4 |
1.2.Что такое дыхательная гимнастика | 5 |
1.3.Польза дыхательной гимнастики | 5 |
Глава 2. Общие сведения о дыхательной гимнастике | 7 |
2.1.История возникновения и развития дыхательной гимнастики | 7 |
2.2.Виды дыхательной гимнастики | 7 |
2.3.Принципы выполнения дыхательной гимнастики | 8 |
2.4.Противопоказания | 9 |
Глава 3. Практическая часть | 10 |
Заключение | 12 |
Список использованной литературы | 13 |
Приложения | 14 |
Введение
Актуальность работы:
В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с ухудшением его у детей. Поэтому большое внимание следует уделять дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности.
Практическая значимость заключается в том, что данная работа поможет ознакомиться с существующими дыхательными упражнениями и их пользой для здоровья людей.
Цель работы: ознакомиться с видами дыхательной гимнастики и способами их выполнения.
Задачи:
- Изучить историю дыхательной гимнастики
- Выявить степень эффективности дыхательной гимнастики;
- Изучить виды дыхательной гимнастики;
- Создать памятку по правильному выполнению дыхательной гимнастики.
Объект исследования: дыхательная гимнастика.
Предмет исследования: виды дыхательной гимнастики, правила и принципы ее выполнения.
Методы исследования:
- Опрос, анкетирование.
Гипотеза: я предполагаю, дыхательная гимнастика способна оказать влияние на здоровье человека.
Глава 1. Общие сведения о дыхательной системе человека
1.1.Дыхательная система человека
рис 1. Строение дыхательной системы человека
Когда мы дышим, мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Газообмен между нашим организмом и окружающей средой необходим для метаболической активности и поддержания жизни.
Каждый организм подвергается дыханию. Дыхание у людей осуществляется системой органов, известной как дыхательная система человека.
Дыхательная система человека— совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.
Дыхательная система состоит из лёгких и дыхательных путей. Лёгочные сокращения осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы.
Дыхательные пути: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.
Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвиол.
1.2.Что такое дыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.
Она предназначена для профилактики и лечения заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно - сосудистых болезнях, вегето - сосудистой дистонии ,сахарного диабета, а также для похудения. Можно легко справиться с переутомлением и бессонницей.
Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях.
Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках можно использовать дыхательную гимнастику.
1.3. Польза дыхательной гимнастики
Дыхательная гимнастика помогает вылечить:
- Астму и заболевания легких;
- Бессонницу;
- Лишний вес;
Во время занятий человек концентрируется на своих ощущениях и всеми клетками чувствует прилив кислорода. Самое главное — это то, что процесс происходит с максимальной осознанностью. Осознанное дыхание эффективно влияет на мозг:
- замедляется частота сердцебиения;
- успокаивается нервная система;
- снижается уровень гормона стресса.
- Дыхание по Стрельниковой обладает рядом положительных эффектов:
- улучшение кровообращения в легких;
- восстановление функций нервной системы;
- восстановление носового дыхания;
- профилактика респираторных заболеваний благодаря повышению иммунитета и общего тонуса;
- укрепление системы кровообращения и восстановление утраченных функций сердечно -сосудистой системы.
Дыхание по Бутейко обладает :
- укрепление иммунитета и уменьшение простудных заболеваний;
- улучшение состояния бронхов и лёгких;
- очищение кожи и ослабление аллергических реакций;
- нормализация работы сердечно -сосудистой системы;
- восстановление нервной системы и нормализация сна;
- развитию дыхательной мускулатуры;
- увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.
Глава 2. Общие сведения о дыхательной гимнастике
2.1.История возникновения и развития дыхательной гимнастики
Основы современной дыхательной гимнастики закладывались на Востоке. Упоминание о пользе задержки вдоха встречается в трудах философа Платона.
Первый комплекс упражнений по дыхательной гимнастике возник в Европе в середине 19 века. Немецкий оперный певец Кофлер разработал методику трехфазного дыхания ,с помощью которой впоследствии излечивал больных чахоткой.
На заре 20 века приобрела популярность методика Мюллера. В ней замедленный вдох-выдох сопровождались интенсивными упражнениями.
В Китае широкое распространение по сей день имеет практика цигун. Зарождалась она, как составная часть боевых искусств, позднее была перенята восточной медициной. В настоящее время она применяется в странах Азии, как средство реабилитации.
В 30-е годы 20 века А.Н. Стрельникова создала уникальную систему оздоровления с помощью дыхательных упражнений , до сих пор не имеющих аналогов.
Изначально Стрельникова - педагог по вокалу, проводила с её помощью тренировки голоса оперных певцов. Позже методику взяли на вооружение медицина и логопедия.
2.2. Виды дыхательной гимнастики
Техник и методов дыхательной гимнастики существует огромное количество. Некоторые комплексы дыхательной гимнастики можно освоить самостоятельно, другие лучше практиковать с профессионалом. Описанные несложные упражнения можно выполнять практически всем людям. Важно помнить, что их следует проводить внимательно и осторожно, стараясь избегать дыхательного дискомфорта и ощущения недостатка кислорода. Зато регулярные тренировки позволят организму мобилизовать защитные резервы».
Начнём с гимнастики под названием Бодифлекс. Она основана на пятиэтапном дыхании, которые чередуются с различными физическими упражнениями. Цель этой гимнастики - усиление эффекта от упражнений при помощи дыхательной техники. Направлена она на похудение и совершенствование своего тела.
Следующий вид дыхательной гимнастики – это Оксисайз. В отличие от предыдущего метода, данный вид предполагает непрерывное циклическое дыхание на протяжении всего занятия. Дыхание также сопровождается некоторыми физическими упражнениями, помогающими шире раскрыть грудную клетку и получить больше кислорода.
Цзяньфэй – это гимнастика, основной задачей которой является сжигание жировых отложений на различных участках тела. Она пришла к нам из Китая и включает в себя три основных упражнения: волна, лотос и лягушка. Они знакомы и доступны практически каждому, поэтому заниматься такой гимнастикой будет под силу всем, кто стремиться улучшить своё здоровье и усовершенствовать тело.
Гимнастика цигун - методика с вековой историей. Эффективно используется для улучшения газоснабжения тканей. Активно снижает вес, придавая бодрость организму. Основывается на ритмичном дыхании, 5 минут - дыхание с повышенной концентрацией на задействованных мышцах, 5 минут - преувеличенно расслабленное дыхание , 10 минут - в обычном ритме.
Методика Мюллера сочетает дыхательную тренировку с ритмичными физическими нагрузками. Глубокий вдох и последующий выдох происходят без насильственных задержек , в четко заданном ритме. На выдох совершается так называемый "маятник" - наклоны вперед - назад. Сам создатель уверял, что достаточно 10 - минутного занятия в день, чтобы почувствовать улучшение.
Метод Бутейко основан на повышении концентрации углекислого газа в крови и тканях. Суть метода - задержка вдоха усилением воли до ощущения недостатка воздуха. Эта методика не применяется у детей.
Дыхательные упражнения, входящие в комплекс дыхательной гимнастики, могут быть расслабляющими или тонизирующими, в зависимости от особенности тренировки и поставленной вами задачи. Они могут помочь успокоиться или же, наоборот, сконцентрироваться на выполнении упражнений.
2.3. Принципы выполнения дыхательной гимнастики
Один из самых главных принципов дыхательной гимнастики - это дыхание всеми лёгкими, а не только их верхней частью. Чтобы определить, правильно ли вы дышите, проведите небольшой эксперимент. Выпрямите спину, разместите одну руку на животе, а другую на груди, а затем глубоко вдохните. Если вы дышите правильно, то первым у вас должен подняться живот, а только потом грудная клетка. При вдохе диафрагма должна опускаться, давая возможность лёгким полностью раскрыться и наполниться кислородом.
Выполнять дыхательную гимнастику нужно дважды в день, желательно в утреннее и в вечернее время. Для получения максимального эффекта, делается она на голодный желудок, поэтому перед и после еды заниматься дыхательной гимнастикой не рекомендуется. Особенно серьёзно к этому принципу следует отнестись людям, страдающим желудочно-кишечными заболеваниями и гипертонией.
Гимнастика в процессе ходьбы отличается от гимнастики в неподвижном состоянии только частотой делаемых вдохов и выдохов. Когда вы идёте, старайтесь чередовать вдох и выдох вместе с каждым шагом. Не забывайте, что вдыхать нужно носом, а выдыхать ртом.
Для получения максимального эффекта от дыхательной гимнастики, необходимо создать подходящую атмосферу. Для начала, выберите для себя наиболее удобное время и место для выполнения упражнений. Обеспечьте доступ свежего воздуха, предварительно проветрив помещение или приоткрыв форточку. Гимнастика в помещении с застоявшимся воздухом будет не так полезна и приятна.
2.4.Противопоказания
Как бы ни была полезна дыхательная гимнастика, она, также, как и любые нагрузки на организм, имеет ряд своих противопоказания.
Не рекомендуется прибегать к дыхательной гимнастике :
- Беременным женщинам и кормящим матерям;
- Тем , кто страдает сердечно- сосудистыми заболеваниями;
- Имеет воспалительные процессы в малом тазу или же грыжу пищевода;
- Причиной отказаться от дыхательной гимнастики может стать обострение хронических заболеваний;
- Инфаркт миокарда;
- Инсульт;
- Открытая форма туберкулеза.
Глава 3. Практическая часть
Анкетирование.
Цель: Выявить, насколько популярна дыхательная гимнастика в современном мире
Учащимся 9 класса было предложено ответить на вопросы анкеты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )
Анализ анкетирования показал, что: занимаются дыхательной гимнастикой 2 человека из 10 ( что составляет 20%), 8 человека (80%) не занимаются дыхательной гимнастикой.
Из 10 человек слышали раньше о дыхательной гимнастике 5 (50%), не слышали раньше 5(50%).
Из 10 человек знают упражнения из дыхательной гимнастики 5(50%), не знают 5(50%).
Из 10 человек считают ,что дыхательная гимнастика влияет на здоровье человека 7(70%), 3(30%) считают, что дыхательная гимнастика не оказывает влияния на здоровье
Выводы:
Изучив дыхательную систему человека, пользу дыхательной гимнастики,я разработала памятку :
- Упражнения нужно делать не реже двух раз в день.
- Для тренировок выбирайте время либо перед едой, либо по истечении одного часа после нее.
- Перед выполнением дыхательной гимнастики расслабьте мышцы в области шеи. Для этого в произвольном виде несколько раз поворачивайте голову в разные стороны.
- Во время упражнений руки и плечи должны быть полностью расслабленными (не поднимайте плечевой сустав вверх).
- Также не нужно наклонять голову назад. Наоборот, она должны быть слегка согнута вперед.
- Не набирайте полные легкие воздуха.
- Упражнения лучше всего выполнять в свободной одежде и спокойной обстановке, а не сидя на диване перед включенным телевизором;
- Комнату перед занятием необходимо хорошо проветрить, если позволяет погода – окно можно оставить открытым.
Заключение
Выдвинутая гипотеза подтвердилась – дыхательная гимнастика способна оказать влияние на здоровье человека.
Список использованной литературы
1. "Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под ред. Никитиной А. К. и Лосева В. Н., Москва "Здоровье", 1993г.
2. Щетинин М. Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". Изд-во "Физкультура и спорт". Москва. 2002 г.
3.История появления дыхательной гимнастики https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/dyhatelnaya-gimnastika
4.Рис.1 https://stepik.org/lesson/195102/step/1
Приложение 1
Анкета
Считаете ли Вы ,что дыхательная гимнастика влияет на здоровье?
- Да
- Нет
Занимаетесь ли Вы дыхательной гимнастикой?
- Да
- Нет
Слышали ли Вы раньше о дыхательной гимнастике?
- Да
- Нет
Знаете ли Вы какие-нибудь упражнения из дыхательной гимнастики?
- Да
- Нет
Как Вы думаете, влияет ли дыхательная гимнастика на работоспособность?
- Да
- Нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад ученицы 9 класса Виноградиной Маргариты
Биография П.А. Столыпина...
Исследовательская работа ученицы 9го класса Лапсарь Маргариты по теме "Егорлыский район-район многонациональной культуры?"
Данная исследовательская работа победила на заседании естественнонаучной кафедры НОУ "Академия" МБОУ ЕСОШ №1...
Исследовательская работа ученицы 9го класса Лапсарь Маргариты по теме "Егорлыский район-район многонациональной культуры?"
Данная исследовательская работа победила на заседании естественнонаучной кафедры НОУ "Академия" МБОУ ЕСОШ №1...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предметам индивидуального учебного плана для Гарсиевой Лейлы, ученицы 6 класса на 2017-2018 учебный год
Индивидуальная основная общеобразовательная программа для Гарсиевой Лейлы ученицы 6 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ "ЦАО"...
Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями
Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями...
"Энантиосемия как явление "внутрисловной антонимии""(выступление ученицы 8 класса Релиной Маргариты на Муниципальной научно-практической конференции 2018 г-участие)
Проект рассказывает о таком малоизученном явлении, как энантиосемия, т.е противопостпвление значений внутри одного и того же слова....
Презентация индивидуального проекта "Фитнес-йога"выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения
Презентация индивидуального проекта"Фитнес -йога " выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения...