Индивидуальный проект.Дыхательная гимнастика.Выполнила ученица 9а класса Сохранная Маргарита
проект по физкультуре (9 класс)

Ростовцева Елена Ефимовна

Индивидуальный проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дыхательная гимнастика206.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7  г. Заринска

 

 
 
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 


 
Дыхательная гимнастика


 
Руководитель проекта: Ростовцева Елена Ефимовна ,

учитель физкультуры

Автор проекта: Сохранная Маргарита ,

ученица 9а класса


 Допуск к защите ________________ «__»______ 2022г.
 подпись руководителя проекта

 
 

ЗАРИНСК 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Глава 1. Общие сведения о дыхательной системе человека

4

1.1. Дыхательная система человека

4

1.2.Что такое дыхательная гимнастика

5

1.3.Польза дыхательной гимнастики

5

Глава 2. Общие сведения о дыхательной гимнастике

7

2.1.История возникновения и развития дыхательной гимнастики

7

2.2.Виды дыхательной гимнастики

7

2.3.Принципы выполнения дыхательной гимнастики

8

2.4.Противопоказания

9

Глава 3. Практическая часть

10

Заключение

12

Список использованной литературы

13

Приложения

14

Введение

Актуальность работы:

В настоящее время  проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с ухудшением его у детей. Поэтому большое внимание следует уделять дыхательным упражнениям на учебных занятиях и в свободной деятельности.

Практическая значимость заключается в том, что данная работа поможет ознакомиться с существующими дыхательными упражнениями и их пользой для здоровья людей.

Цель работы: ознакомиться с видами дыхательной гимнастики и способами их выполнения.

Задачи:

  1. Изучить историю дыхательной гимнастики
  2. Выявить степень эффективности дыхательной гимнастики;
  3. Изучить виды дыхательной гимнастики;
  4. Создать памятку по правильному выполнению дыхательной гимнастики.

Объект исследования: дыхательная гимнастика. 

Предмет исследования: виды дыхательной гимнастики, правила  и принципы ее выполнения. 

Методы исследования:

  1. Опрос, анкетирование.

Гипотеза: я предполагаю, дыхательная гимнастика способна оказать влияние на здоровье человека.

           

 

    Глава 1. Общие сведения о дыхательной системе человека

                                 1.1.Дыхательная система человека

D:\Загрузки\image001.png

рис 1. Строение дыхательной системы человека

      Когда мы дышим, мы вдыхаем кислород и выдыхаем углекислый газ. Газообмен между нашим организмом и окружающей средой необходим для метаболической активности и поддержания жизни.

     Каждый организм подвергается дыханию. Дыхание у людей осуществляется системой органов, известной как дыхательная система человека.

     Дыхательная система человека— совокупность органов и тканей, обеспечивающих в организме человека обмен газов между кровью и внешней средой.

     Дыхательная система состоит из лёгких и дыхательных путей.     Лёгочные сокращения осуществляются с помощью межрёберных мышц и диафрагмы.

    Дыхательные пути: носовая полость, глотка, гортань, трахея, бронхи и бронхиолы.

Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвиол.

1.2.Что такое дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний.

Она предназначена для профилактики и лечения заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно - сосудистых болезнях, вегето - сосудистой дистонии ,сахарного диабета, а также для похудения. Можно легко справиться с переутомлением и бессонницей. 

Дыхательную гимнастику можно использовать в течение всего дня, а именно: в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток,  в различных форм активного отдыха, самомассажа, пальчиковой гимнастики, в выполнении звуковых дыхательных упражнениях.

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной мускулатуры с целью повышения сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках можно использовать дыхательную гимнастику.

1.3. Польза дыхательной гимнастики

Дыхательная гимнастика помогает вылечить:

  • Астму и заболевания легких;
  • Бессонницу;
  • Лишний вес;

Во время занятий человек концентрируется на своих ощущениях и всеми клетками чувствует прилив кислорода. Самое главное — это то, что процесс происходит с максимальной осознанностью. Осознанное дыхание эффективно влияет на мозг:

  • замедляется частота сердцебиения;
  • успокаивается нервная система;
  • снижается уровень гормона стресса.
  • Дыхание по Стрельниковой обладает рядом положительных эффектов:
  • улучшение кровообращения в легких;
  • восстановление функций нервной системы;
  • восстановление носового дыхания;
  • профилактика респираторных заболеваний благодаря повышению иммунитета и общего тонуса;
  • укрепление системы кровообращения и восстановление утраченных функций сердечно -сосудистой системы.

Дыхание по Бутейко обладает :

  • укрепление иммунитета и уменьшение простудных заболеваний;
  • улучшение состояния бронхов и лёгких;
  •         очищение кожи и ослабление аллергических реакций;
  • нормализация работы сердечно -сосудистой системы;
  • восстановление нервной системы и нормализация сна;
  • развитию дыхательной мускулатуры;
  • увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы.

Глава 2. Общие сведения о дыхательной гимнастике

2.1.История возникновения и развития дыхательной гимнастики

Основы современной дыхательной гимнастики закладывались на Востоке. Упоминание о пользе задержки вдоха встречается в трудах философа Платона.

Первый комплекс упражнений по дыхательной гимнастике возник в Европе в середине 19 века. Немецкий оперный певец Кофлер разработал методику трехфазного дыхания ,с помощью которой впоследствии излечивал больных чахоткой.

 На заре 20 века приобрела популярность методика Мюллера. В ней замедленный вдох-выдох сопровождались интенсивными упражнениями.

В Китае широкое распространение по сей день имеет практика цигун. Зарождалась она, как составная часть боевых искусств, позднее была перенята восточной медициной. В настоящее время она применяется в странах Азии, как  средство реабилитации.

В 30-е годы 20 века А.Н. Стрельникова  создала уникальную систему оздоровления с помощью дыхательных упражнений , до сих пор не имеющих аналогов.

Изначально Стрельникова - педагог по вокалу, проводила с её помощью тренировки голоса оперных певцов. Позже методику взяли на вооружение медицина и логопедия.

2.2. Виды дыхательной гимнастики

Техник и методов дыхательной гимнастики существует огромное количество. Некоторые комплексы дыхательной гимнастики можно освоить самостоятельно, другие лучше практиковать с профессионалом. Описанные несложные упражнения можно выполнять практически всем людям. Важно помнить, что их следует проводить внимательно и осторожно, стараясь избегать дыхательного дискомфорта и ощущения недостатка кислорода. Зато регулярные тренировки позволят организму мобилизовать защитные резервы».

Начнём с гимнастики под названием Бодифлекс. Она основана на пятиэтапном дыхании, которые чередуются с различными физическими упражнениями. Цель этой гимнастики - усиление эффекта от упражнений при помощи дыхательной техники. Направлена она на похудение и совершенствование своего тела.

Следующий вид дыхательной гимнастики – это Оксисайз. В отличие от предыдущего метода, данный вид предполагает непрерывное циклическое дыхание на протяжении всего занятия. Дыхание также сопровождается некоторыми физическими упражнениями, помогающими шире раскрыть грудную клетку и получить больше кислорода.

Цзяньфэй – это гимнастика, основной задачей которой является сжигание жировых отложений на различных участках тела. Она пришла к нам из Китая и включает в себя три основных упражнения: волна, лотос и лягушка. Они знакомы и доступны практически каждому, поэтому заниматься такой гимнастикой будет под силу всем, кто стремиться улучшить своё здоровье и усовершенствовать тело.

Гимнастика цигун - методика с вековой историей. Эффективно используется для улучшения газоснабжения тканей. Активно снижает вес, придавая бодрость организму. Основывается на ритмичном дыхании, 5 минут -  дыхание с повышенной концентрацией на задействованных мышцах,            5 минут - преувеличенно расслабленное дыхание , 10 минут - в обычном ритме.

Методика Мюллера сочетает дыхательную тренировку с ритмичными физическими нагрузками. Глубокий вдох и последующий выдох происходят без насильственных задержек , в четко заданном ритме. На выдох совершается так называемый "маятник" - наклоны вперед - назад. Сам создатель уверял, что достаточно 10 - минутного занятия в день, чтобы почувствовать улучшение.

Метод Бутейко основан на повышении концентрации углекислого газа в крови и тканях. Суть метода - задержка вдоха усилением воли до ощущения недостатка воздуха. Эта методика не применяется у детей.

Дыхательные упражнения, входящие в комплекс дыхательной гимнастики, могут быть расслабляющими или тонизирующими, в зависимости от особенности тренировки и поставленной вами задачи. Они могут помочь успокоиться или же, наоборот, сконцентрироваться на выполнении упражнений.

2.3. Принципы выполнения дыхательной гимнастики

Один из самых главных принципов дыхательной гимнастики - это дыхание всеми лёгкими, а не только их верхней частью. Чтобы определить, правильно ли вы дышите, проведите небольшой эксперимент. Выпрямите спину, разместите одну руку на животе, а другую на груди, а затем глубоко вдохните. Если вы дышите правильно, то первым у вас должен подняться живот, а только потом грудная клетка. При вдохе диафрагма должна опускаться, давая возможность лёгким полностью раскрыться и наполниться кислородом.

Выполнять дыхательную гимнастику нужно дважды в день, желательно в утреннее и в вечернее время. Для получения максимального эффекта, делается она на голодный желудок, поэтому перед и после еды заниматься дыхательной гимнастикой не рекомендуется. Особенно серьёзно к этому принципу следует отнестись людям, страдающим желудочно-кишечными заболеваниями и гипертонией.

Гимнастика в процессе ходьбы отличается от гимнастики в неподвижном состоянии только частотой делаемых вдохов и выдохов. Когда вы идёте, старайтесь чередовать вдох и выдох вместе с каждым шагом. Не забывайте, что вдыхать нужно носом, а выдыхать ртом.

Для получения максимального эффекта от дыхательной гимнастики, необходимо создать подходящую атмосферу. Для начала, выберите для себя наиболее удобное время и место для выполнения упражнений. Обеспечьте доступ свежего воздуха, предварительно проветрив помещение или приоткрыв форточку. Гимнастика в помещении с застоявшимся воздухом будет не так полезна и приятна.

                                       2.4.Противопоказания

Как бы ни была полезна дыхательная гимнастика, она, также, как и любые нагрузки на организм, имеет ряд своих противопоказания.

Не рекомендуется прибегать к дыхательной гимнастике :

  • Беременным женщинам и кормящим матерям;
  • Тем , кто страдает сердечно- сосудистыми заболеваниями;
  • Имеет воспалительные процессы в малом тазу или же грыжу пищевода;
  • Причиной отказаться от дыхательной гимнастики может стать обострение хронических заболеваний;
  • Инфаркт миокарда;
  • Инсульт;
  • Открытая форма туберкулеза.

                       

     Глава 3. Практическая часть

Анкетирование.

Цель: Выявить, насколько популярна дыхательная гимнастика в современном мире

  Учащимся 9 класса  было предложено  ответить на вопросы анкеты. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1 )

Анализ анкетирования показал, что: занимаются дыхательной гимнастикой 2 человека из 10 ( что составляет 20%),  8 человека (80%) не занимаются дыхательной гимнастикой.

Из 10 человек слышали раньше о дыхательной гимнастике 5 (50%), не слышали раньше 5(50%).

   Из 10 человек знают упражнения из дыхательной гимнастики 5(50%), не знают 5(50%).

Из 10 человек считают ,что дыхательная гимнастика влияет на здоровье человека 7(70%), 3(30%) считают, что дыхательная гимнастика не оказывает влияния на здоровье

 

Выводы:

     Изучив дыхательную систему человека, пользу дыхательной гимнастики,я разработала памятку :

  •  Упражнения нужно делать не реже двух раз в день.
  • Для тренировок выбирайте время либо перед едой, либо по истечении одного часа после нее.
  • Перед выполнением дыхательной гимнастики расслабьте мышцы в области шеи. Для этого в произвольном виде несколько раз поворачивайте голову в разные стороны.
  • Во время упражнений руки и плечи должны быть полностью расслабленными (не поднимайте плечевой сустав вверх).
  • Также не нужно наклонять голову назад. Наоборот, она должны быть слегка согнута вперед.
  • Не набирайте полные легкие воздуха.
  • Упражнения лучше всего выполнять в свободной одежде и спокойной обстановке, а не сидя на диване перед включенным телевизором;
  • Комнату перед занятием необходимо хорошо проветрить, если позволяет погода – окно можно оставить открытым.





                                   Заключение

     Выдвинутая гипотеза подтвердилась – дыхательная гимнастика способна оказать влияние на здоровье человека.

                     

Список использованной литературы

1. "Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под ред. Никитиной А. К. и Лосева В. Н., Москва "Здоровье", 1993г.

2.  Щетинин М. Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". Изд-во "Физкультура и спорт". Москва. 2002 г.

3.История появления дыхательной гимнастики https://logoprav.ru/korrekciya-rechi/dyhatelnaya-gimnastika

4.Рис.1 https://stepik.org/lesson/195102/step/1

 

                                                      Приложение 1

Анкета

     Считаете ли Вы ,что дыхательная гимнастика влияет на здоровье?

  • Да
  • Нет

Занимаетесь ли Вы дыхательной гимнастикой?

  • Да
  • Нет

Слышали ли Вы раньше о дыхательной гимнастике?

  • Да
  • Нет

Знаете ли Вы какие-нибудь упражнения из дыхательной гимнастики?

  • Да
  • Нет

Как Вы думаете, влияет ли дыхательная гимнастика на работоспособность?

  •  Да
  •  Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа ученицы 9го класса Лапсарь Маргариты по теме "Егорлыский район-район многонациональной культуры?"

Данная исследовательская работа победила на заседании естественнонаучной кафедры НОУ "Академия" МБОУ ЕСОШ №1...

Исследовательская работа ученицы 9го класса Лапсарь Маргариты по теме "Егорлыский район-район многонациональной культуры?"

Данная исследовательская работа победила на заседании естественнонаучной кафедры НОУ "Академия" МБОУ ЕСОШ №1...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по предметам индивидуального учебного плана для Гарсиевой Лейлы, ученицы 6 класса на 2017-2018 учебный год

Индивидуальная основная общеобразовательная программа для Гарсиевой Лейлы ученицы 6 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы ГОБОУ "ЦАО"...

Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями

Рабочая программа индивидуального обучения по русскому языку ученицы 5 класса с особыми образовательными потребностями...

"Энантиосемия как явление "внутрисловной антонимии""(выступление ученицы 8 класса Релиной Маргариты на Муниципальной научно-практической конференции 2018 г-участие)

Проект рассказывает о таком малоизученном явлении, как энантиосемия, т.е противопостпвление  значений внутри одного и того же слова....

Презентация индивидуального проекта "Фитнес-йога"выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения

Презентация индивидуального проекта"Фитнес -йога " выполнила ученица 9б класса Альшевская Ксения...