Методическая разработка. Круговая тренировка. Волейбол
методическая разработка по физкультуре (8 класс)

Лупина Екатерина Андреевна

В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы и приемы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_krugovaya_trenirovka.docx47.72 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

«Круговая тренировка.»

Выполнил:

Лупина Е.А.

Учитель ФК филиал МБОУ «Чагоянская СОШ»-«Селетканская школа»

Введение.

В настоящее время, тема использования метода круговой тренировки на учебно- тренировочных занятиях становится всё более актуальной, так как на тренировках комплексно используются различные методы и приемы, но предпочтение всегда отдаётся методу круговой тренировки, так как этот метод наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств обучающихся.

Жизнь требует улучшения физической подготовленности обучающихся. В этих целях используют метод круговой тренировки, который имеет большую популярность. Значительному числу учащихся она позволяет упражняться одновременно и самостоятельно, добиваясь высокой моторной плотности. На таких занятиях появляется реальная возможность использования  максимального количества разнообразного инвентаря и оборудования. Упражнения комплексов круговой тренировки хорошо увязываются с материалом уроков, способствуют общему физическому  развитию. Исследования подтвердили эффективность круговой тренировки даже при использовании ее в 50% уроков. Там, где она внедрена, значительно  повышается уровень развития силы, возрастает динамометрия правой и левой кисти, увеличивается становая сила. Анализ изменений физической подготовленности позволяет отметить эффективное влияние круговой тренировки на улучшение статической силовой выносливости и быстроты движений.

Метод  круговой тренировки.

Метод круговой тренировки, включающий последовательное выполнение на «станциях» определённого комплекса хорошо изученных и технически простых упражнений разного характера значительно повышает плотность занятий и позволяет воспитывать у спортсменов не только все физические качества, но и, комплексные формы их  проявления.

Основой круговой тренировки является многократное выполнение предписанных действий, движений в условиях точного дозирования нагрузки и точного порядка ее изменения и чередования с отдыхом. Это отличает метод строго регламентированного упражнения от игрового и соревновательного методов, для которых характерны, лишь, приблизительное регулирование и, лишь, приблизительная программа действий.

Комплексы упражнений подбираются в зависимости прохождения определенной  темы  и   с  учетом  комплектования  тренировочной  группы.  

На тренировках используются снаряды, которыми оснащены спортивные залы, чтобы приготовить места для занятий уходит 3-4 минуты, еще меньше времени занимает уборка снарядов.  Этим достигается высокая организация занятия.

Работая по методу круговой тренировки, должны учитываться возрастные особенности обучающихся. Каждый  возрастной период  имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и   спортом.

Основная задача использования метода круговой тренировки на занятии - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного и жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений. При этом развитие двигательных качеств должно быть тесно связано с освоением программного материала. Поэтому в комплексы круговой тренировки вводят физические упражнения, близкие по своей структуре к умениям и навыкам того или иного раздела учебной программы. Это будет способствовать совершенствованию умений, входящих в учебный материал. Обязательное условие - предварительное изучение этих упражнений всеми обучающимися. Использование же  их  в  комплексах круговой тренировки способствует выполнению изученных упражнений в различных условиях, приближенных к жизненным, что имеет очень важное значение.

Особенности применение круговой тренировки в учебном  процессе.

На уроках одинаково важное значение придается развитию необходимых физических качеств обучающихся и обучению определенным умениям и навыкам. Эти процессы во многом взаимосвязаны. Ведь обучая какому-либо техническому элементу, мы одновременно оказываем воздействие на развитие тех или иных физических качеств. Работая над укреплением силы, развитием быстроты или выносливости, создается необходимая база для более лучшего освоения двигательных умений и навыков.

Эффективность такой организации заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все обучающиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно  своим возможностям и усилиям.

Круговая тренировка,  может проводиться через занятие,  в  конце вводного

- в подготовительной части на 10-20 минут или может быть использована в основной части урока 20  - 25 минут.

В учебном процессе на уроках физического воспитания круговая форма организации занятий приобретает особое значение, так как позволяет  большому числу обучающихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и  оборудования.

Применение круговой тренировки в начале основной части урока связано с развитием физических качеств в условиях, когда организм еще не устал и готов выполнять работу в большом объеме. Комплексы, входящие в основную часть урока, носят общеразвивающий характер с силовой направленностью, органически связаны с профессионально-прикладной и  специальной подготовкой. В них должно быть достаточное количество силовых и скоростно- силовых упражнений.

Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике,  способствует повышению не только плотности урока,  но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в  кратчайший срок  успешно развивать общую и специальную физическую  подготовку.

Круговая тренировка занимает 15 - 20 минут, в  зависимости  от  общих  задач занятия. Основной задачей является придание занятиям специальной направленности: повышение уровня различных физических качеств и совершенствование функциональных возможностей  организма.

В зависимости от физической подготовленности, студенты объединяются в подгруппы по 5 - 7 человек, получают задания, равномерно распределяясь по всем «станциям» и, по сигналу преподавателя одновременно, начинают выполнять упражнения, соответствующие данному «месту».

При помощи круговой тренировки можно целенаправленно воспитывать необходимые двигательные качества, составлять программу их  развития,  видеть наглядно результаты работы. Менять нагрузку он предлагает такими методами:

  • увеличение количества повторений за то же  время;
  • сокращение времени на выполнение того же количества  повторений
  •  повторение кругов (2 -  3);
  • сокращение пауз отдыха;
  • введение новых, более эффективных упражнений.

При проведении круговой тренировки определённые требования предъявляются к степени изученности и координационной сложности упражнений. Они вытекают  из  особенностей  образования  двигательных навыков - закреплённых до автоматизма движений. Хорошо выученное, закреплённое упражнение можно выполнять в сложных условиях, без  риска.

Содержание круговой тренировки на игровых уроках составляют игровые станции.  В  течение  урока  обучающиеся  в  определенной  последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение, воспитание и совершенствование конкретных физических  качеств.

В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры. Применение различных вариантов будет диктоваться такими условиями, как физическая и техническая подготовленность группы и год ее обучения. В специализированные комплексы  с игровой направленностью необходимо включать упражнения из основной, атлетической, прикладной и снарядной  гимнастики  с  использованием различного инвентаря. Из легкой атлетики - упражнения по  прыжкам, метанию  и бегу.  Из тяжелой атлетики - упражнения с различными  отягощениями.

Предлагаемые упражнения должны подбираться так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и, было рассчитано на развитие отдельных физических качеств. Для совершенствования технических приемов спортивных игр используют комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.

Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов или их сочетаний, составляет 3:1. При этом необходимо избегать чрезмерного увлечения техническими элементами, характерными для спортивной тренировки, при подборе специализированных комплексов в игровых уроках.

Разновидности  круговой тренировки.

Круговая тренировка является методом комплексного воздействия раз¬ личных тренировочных средств, направленных на укрепление  органов,  систем  и функциональных возможностей организма. Круговая тренировка осу¬ ществляется на уроках физического воспитания, представляет собой целостную форму занятий и в то же время не сводится к какому-либо одному методу. Для круговой тренировки подбираются строго регламентированные упражнения с избирательным и с общим воздействием на организм занимающихся. Различаются следующие основные разновидности круговой  тренировки:

  • по методу непрерывного упражнения (преимущественная направлен­ ность на выносливость);
  • по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную  выносливость);
  • по методу интервального упражнения с полными интервалами отдыха (преимущественная направленность на силу, ловкость и специализированную выносливость).

Планирование круговой тренировки в учебно-тренировочном процессе.

В зависимости от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств обучающихся планируется соотношение общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки. Применительно к требованиям избранного вида спорта она направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возможностей, а также целевое развитие двигательных качеств. Физическое воспитание следует рассматривать как длительный процесс, который разделяется по  годам  обучения, в каждом из них циклически повторяется программа, но на качественно более высоком уровне. В связи с этим особое место в нем занимает планирование общей специальной и профессионально-прикладной физической подготовки, осуществляемой по методу  круговой  тренировки. Для циклического планирования круговой тренировки следует использовать комплексы упражнений, направленные в первую очередь на общефизическую подготовку курсантов с учетом профиля избранной профессии и программного материала, который изучается на уроках физического воспитания. Избранный комплекс применяется на четырех - шести смежных занятиях, после чего проводится его коррекция, предусматривающая замену одного, нескольких или всех упражнений комплекса с тем, чтобы повысить его направленность на решение конкретных задач физической подготовки  обучающихся.

Материал по общей, специальной и профессионально-прикладной физи¬ ческой подготовке планируется на все уроки в течение учебного года в соот¬ ветствии с программой физического воспитания.  По  усмотрению  преподавателя, этот материал может быть объединен в комплексы круговой тренировки или пройден раздельно в любой из частей урока. Целевая направленность комплексов круговой тренировки имеет то преимущество, что позволяет решать три важные задачи общего, специального и профессионально-прикладного характера одновременно и взаимосвязано в относительно короткий промежуток времени, а главное, с большой эффективностью. На первом году обучения применение круговой тренировки можно испытать по упрощенному варианту, когда учет в карточках достижения не ведется и предлагается дифференцированный подход к обучающимся с использованием    стандартной   нагрузки   и    разных   вариантов   упражнений.

Круговую тренировку целесообразно планировать, используя на первом году обучения 30 - 50 %, на втором - 50 %, на третьем году - 50 - 70 % времени, запланированного по всем разделам программы физической подготовки. Какой раздел программы проходить, используя метод круговой тренировки, целиком зависит от преподавателя. При наличии определенных условий и соответствующей подготовки круговую тренировку можно включать во все разделы учебной программы. Контрольные нормативы (тесты) по ППФП планируются и определяются с учетом характерных особенностей изучаемых профессий. Такими нормативами могут быть учебные нормативы, предлагаемые программой для оценки физической подготовленности обучающихся. На контрольных уроках, как правило, планируется проведение зачетов по одному, максимум двум видам физических  упражнений.

Примерные комплексы упражнений.

Комплекс упражнений для уроков по  волейболу.

  1. Из низкого приседа прыжки с продвижением вперед.
  2. Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками над собой, на месте.
  3. Из основной стойки, не отрывая ног и не сгибая коленей, через упор согнувшись переходить в упор лежа с последующим возвращением в исходное положение.
  4.  Верхняя передача волейбольного мяча двумя руками в стенку на высоте 2-3м. Темповые        прыжки        на        гимнастическую        скамейку        и        со        скамейки        с последующим поворотом на  180*  и повторением упражнения.
  5. Нижняя передача волейбольного мяча двумя руками от стенки на уровне головы.
  6. Стоя в 1м от стенки, переход в упор на пальцах о стенку с последующим отталкиванием и переходом в исходное  положение.
  7. Партнеры лежат на спине (первый держит за ноги второго). Одновременные наклоны и выпрямление туловища  первым  партнером, сгибание и разгибание ног  вторым.
  8. Прыжки        «змейкой»        через        гимнастическую        скамейку        с        повторением задания.

Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.

Упражнения в комплексах подбираются из технически несложных движений. Обучающимся рекомендуется предварительно изучить их в подготовительной части урока в виде отдельных общеразвивающих упражнений. Группировка упражнений в комплексе должна эффективно воздействовать на человека: не только интенсифицировать физическую подготовку, но и способствовать благотворному влиянию упражнений на организм в целом. Упражнения должны вовлекать в работу мышцы всего тела, оказывать общее воздействие на организм и являться универсальными общеразвивающими упражнениями в широком смысле слова. Особое значение для разностороннего развития верхних конечностей приобретают упражнения с различными предметами, отягощениями и снарядами. Движения бросания и ловли, передачи и приема, размахивания, вращения и т. п. развивают ловкость, сноровку в обращении с предметами разной формы и веса, вырабатывают быстроту двигательной реакции. Обучающиеся приобретают важные для практической и трудовой деятельности умения и  навыки.  В  комплексы круговой тренировки могут вводиться упражнения на снарядах и тренажерах. Некоторые вспомогательные гимнастические снаряды: скамейки, лестницы и другое оборудование используются как средства,  дополняющие  и  усложняющие выполнение самих упражнений на станциях  круговой тренировки. Объединенные в специализированные комплексы, эти упражнения могут использоваться как для общефизической, так и для профессиональной физической подготовки (ППФП) на уроках физического  воспитания.

Заключение.

Используя        метод круговой тренировки, происходит комплексное воспитание физических качеств, упражнения направлены на        развитие

различных двигательных действий. Применяя метод круговой тренировки во время уроков, необходимо учитывать возрастные особенности занимающихся и их подготовленность. Увеличивая физическую нагрузку, обязательно надо учитывать индивидуальные особенности, физическую  подготовленность.

Уроки по методу круговой тренировки являются очень эффективными: обеспечивают оптимальный уровень нагрузки адекватный физическому состоянию обучающегося, что способствует положительной динамике показателей физической подготовленности, воспитывают устойчивый интерес к уроку физической культуры и занятиям  спортом.

На уроках по методу круговой тренировке решаются вопросы оздоровительной направленности.

В нашем современном мире компьютеризации, автоматизации, механизации,  где   двигательная  активность  не   велика,  именно  такие   уроки помогают привить интерес к физическим упражнениям, желание не только увлеченно заниматься на уроках физкультуры, но и во внеурочное время заниматься в секциях и вести здоровый образ  жизни.

Метод круговой тренировки ставит перед собой задачу комплексного воспитания физических способностей при активном самостоятельном выполнении упражнений обучающимися и контролем за ее воздействием на систему организма.

Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все обучающиеся одновременно и в то же время  самостоятельно, соразмерно  своим возможностям и усилиям.

Список использованной литературы:

  1. Бойко В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей  человека, - М.:  Физкультура и спорт,  1987 г.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.:  Физкультура и спорт;  1988 г.
  3. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис. канд. пед. наук. -М.,   1987г.
  4. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. - М.:  Ленос,  1994.
  5. Матвеев Л.П. Методы физического воспитания. - М.: Физкультура и  спорт, 1996  г.
  6. Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. // Вильчковский Э.С.  Физкультура в школе  1971, №7
  7. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа,  1985.  - 256  с.
  8. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / Деркач А.А., Исаев А.А. - М.:  Физкультура и  спорт,  1981.-375 с
  9. Дихтярев В.Я Круговая тренировка//Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...

Организационно-методические основы круговой тренировки.

1) Введение 2) Методика проведения круговой тренировки. 3) Развитие физических качеств методом круговой тренировки. 4) Круговая тренировка на уроках физической культуры.   ...

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов

Методическая разработкакруговой тренировкидля развития общей физической подготовкиучащихся 5-9 классов...

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: «Физическая культура»

Пояснительная записка. Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьни...