"Физическое воспитание в малокомплектной школе."
статья по физкультуре

Эдильберг Светлана Геннадиевна

В данной работе рассматриваются особенности проведения уроков физкультуры в сельской малокомплектной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Физическое воспитание в малокомплектной школе.

   Основной целью физического воспитания является содействие всестороннему развитию личности каждого ученика средствами физической культуры.

Работа по физическому воспитанию учащихся направлена против утомления их на общеобразовательных уроках, на обеспечение активного отдыха детей после занятий, укрепление здоровья и совершенствование физической подготовленности посредством систематических занятий на уроках физической культуры.

При решении задач физического воспитания нельзя не учитывать особенности построения системы физического воспитания на местном уровне.

            Анализ научно-методической литературы позволяет считать, что процесс физического воспитания в городской школе несколько превосходит процесс физического воспитания в сельских школах.

           Имеются значительные расхождения городских и сельских школ в технической оснащенности, региональных и природных условиях, что вносит свои специфические особенности в процесс физического воспитания и вносит свои коррективы на уровень физической подготовленности учащихся.

В сельской малочисленной школе, в классе, где обучается от 2 до 5 человек, возникают особые трудности в построении полноценного учебного процесса. Особенно это касается уроков физической культуры, на которых дети любят играть, состязаться, сравнивать свои достижения, что в условиях малочисленного класса невозможно. Возникает необходимость объединять классы и проводить уроки с учениками разных возрастов. Но не всегда такое объединение возможно.

          В данной работе рассматриваются особенности проведения уроков физкультуры в сельской малокомплектной школе.

           На организацию учебного процесса в малочисленной школе влияет ее социальное окружение. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных центров, замкнутость, автономность, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга — более существенным. При организации учебного процесса необходимо учитывать условия сельского общества, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения, природы.

          Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность классов, которая имеет положительные стороны и в то же время создает определенные проблемы для учителя и ребенка. Городскому учителю сложно представить себе урок физкультуры, где присутствуют от 2 до 5 человек. С другой стороны, почему бы не работать в таком классе, где можно организовать индивидуальную работу с каждым. Знание особенностей личности и бытовых условий жизни каждого ребенка, отношений в семье позволяет обеспечить в работе индивидуальный подход к каждому ученику, организовать учебную деятельность с учетом этих знаний.

          Для таких уроков свойственны камерность, здесь легче решаются проблемы дисциплины, педагоги больше уделяют внимания учащимся.

          На селе складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить способы спортивной и оздоровительной деятельности учащихся, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ребенка. Есть возможность разнообразить и место проведения занятий. В ряде школ, где нет соответствующей базы, все уроки физкультуры целесообразно проводить на природе. Смена обстановки позволяет активизировать внимание детей, развивает познавательные интересы учащихся.

         Каждый учитель физической культуры в сельской школе — и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет поставить урочную и внеклассную физкультурно-оздоровительную работу в школе, зависит успешное решение задачи укрепления здоровья учащихся.

     Повысить эффективность урока физической культуры исключительно важно. Не только уровень физических нагрузок должен волновать учителя, но и то, какие знания, умения и навыки ученик приобрел на уроке, что от них осталось к следующим занятиям, как он их реализовал в повседневной жизни, как их использует в других видах деятельности.

      Практикой убедительно доказано, что успешность формирования умений и навыков в значительной мере зависит от степени осознания детьми ставящейся перед ними задачи. Осмысленность же предполагает понимание и принятие учеником того, что от него хотят, а также наличие условий для самостоятельных действий. Только исполнительских качеств ученика, пусть даже он хорошо физически подготовлен, явно недостаточно. Перспективнее стремиться к развитию у школьников творчества, инициативы, самостоятельности.

     Как по-настоящему увлечь ребенка физической культурой, сформировать привычку самостоятельно и регулярно заниматься физическими упражнениями? Как привить вкус к здоровому образу жизни? Как помочь школьнику в его стремлении к гармоничному физическому развитию? Эти и многие другие вопросы встают перед учителем физической культуры. Ответить на них однозначно нельзя. Каждый ищет свой путь в работе с учащимися в соответствии со своими возможностями и условиями работы. В сельской школе есть свои подходы при решении этих проблем.

     Остановимся на работе школы, характерной для сельской местности, где небольшое количество учащихся и, как правило, отсутствует спортивный зал. Отсутствие спортивного зала в малочисленных школах компенсируется наличием спортивной пришкольной площадки или специально оборудованного места для занятий физическими упражнениями.

       Для занятий кроссовой подготовкой желательно иметь трассу с отрезками различной протяженности. При плохой погоде целесообразно использовать школьные коридоры. В школьном коридоре всегда можно найти место для гимнастического мата, гимнастического «козла», установить съемную (или «постоянную») перекладину, стол для настольного тенниса и т.д. Это даст возможность проводить занятия в ненастную погоду.

     Физические упражнения, проводимые на открытом воздухе в течение всего учебного года, особенно ценны тем, что в этом случае эффективнее осуществляется закаливание организма, повышается его сопротивляемость к простудным заболеваниям.

      Специфика работы в сельской школе имеют свои положительные стороны. Учитель хорошо знает каждого ученика, и есть возможность продуктивно вести индивидуальное обучение, увеличивается плотность урока, возможна взаимопомощь старших и младших школьников, все учащиеся находятся в поле зрения учителя. Но, в то же время малочисленность класса затрудняет реализацию некоторых форм спортивных занятий.

     Так, самая привлекательная для детей форма занятий физической культурой — это соревнование. Участвуя в них, школьник стремится показать наиболее высокий результат и победить, а это способствует выработке необходимых психологических и физических качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, решительности и т.д.). Сложность проведения спортивных соревнований в малочисленной школе заключается в том, что состав детей одного возраста сильно ограничен из-за малой наполняемости классов.

      Смысл соревнований и конкуренция в данной ситуации отсутствуют, что снижает интерес детей к занятиям. Создание разновозрастных команд, примерно равных по подготовленности и количеству участников, является выходом из создавшегося положения. Поэтому важным направлением в решении задач физического воспитания в сельской малочисленной школе является внеурочная и кружковая деятельность, где возможно создание разновозрастных команд, примерно равных по подготовленности и количеству участников.

     Создание в школе кружков и  секций, проведение внутришкольных соревнований по различным видам спорта, кустовых соревнований (соревнования между сельскими школами), позволяют учащимся совершенствовать спортивное мастерство, дают возможность организовать свой досуг согласно интересам и желаниям и, конечно же, расширяют круг общения.

     Проведение учебных занятий с разновозрастными группами высвобождает время для организации внеучебной воспитательной работы с детьми, их родителями, населением, что в условиях села имеет особенно значение, поскольку школа здесь часто является единственным действующим очагом культуры.

      Учитель малокомплектной школы работает в сложных условиях: ему приходится вести занятия одновременно с детьми разного возраста, разной физической подготовленности, по учебным программам разных классов. Особенности материальной базы малокомплектной школы заключается в нехватке инвентаря, поэтому вполне доступно в малокомплектной школе оборудование простейшей спортивной площадки с беговой дорожкой, с ямами для прыжков в высоту и длину, площадки для игр. Следует построить также и гимнастический городок: установить бревно для равновесия, гимнастическую стенку, приобрести канат и шест для лазанья. Желательно, чтобы площадки были обсажены деревьями и кустарниками.

          Эффективность уроков физической культуры в большой степени зависит от умения учителя максимально использовать все возможности, которыми располагает школа, и от четкой организации и проведения занятий.

     Несущая задача – найти новые пути учебно-воспитательного процесса в малокомплектной школе, новые, более эффективные формы, методы, приёмы обучения и воспитания. Оптимально используются для этого средства, связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе     

Учитель малокомплектной школы непосредственно занимается с учениками меньше времени, чем в обычных условиях, остальная часть учебных занятий в силу необходимости ученики занимаются самостоятельно.

     Поскольку отдельной программы физического воспитания в малокомплектной школе нет, в данной ситуации большее значение для организации учебно-воспитательного процесса приобретает планирование, многие темы учебной программы повторяются в каждом классе, но с разным уровнем требования к учащимся.

     Учителю для того, что бы провести урок физической культуры нужно подобрать более эффективные формы, методы, приемы обучения и воспитания. Оптимально используя для этого средства, связанные со спецификой работы педагога в малокомплектной школе.

      Таким образом, в работе учителя физической культуры сельской школы существуют специфические проблемы, которые требуют от учителя умения правильно ориентироваться в конкретных условиях, гибкости, творчества, широкой эрудиции.

Список использованных источников информации.

1. Леонтьева, Т.Н. Уроки физической культуры в малочисленной школе // Сельская школа. – 1996. – № 6.

2. Горчакова Л.П. Физическое воспитание в малокомплектной школе: Пособие для учителей.-2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 2003 г. – 160 с.

3. Леонтьева Т.Н. В сельских малокомплектных… // Физическая культура в школе. – 1991. – № 12.

4. Литвинов, Е.Н. В сельских малокомплектных… // Физическая культура в школе. – 1993. – № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание в малокомплектной школе

Каждый учитель физической культуры в сельской школе — и учитель, и воспитатель, и тренер, и наставник в одном лице. От того, как он справляется с возникающими многочисленными проблемами, как сумеет по...

Обобщение педагогического опыта «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс»

Авторская работа по обобщению педагогического опыта: «Реализация компетентностного подхода в физическом воспитании учащихся начальной школы: спортивно-образовательный комплекс». В рамках курсовой...

Методика интенсификации процесса физического воспитания учащихся малокомплектных сельских школ на основе инновационных технологий

Ключевые слова: физическое воспитание, спортивно ориентированный подход, инновационная программа, игровые средства.Аннотация: В системе рассматриваются вопросы модернизации школьного физического воспи...

«Реализация здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий физического воспитания в общеобразовательной школе»

Статья об опыте работы нашего образовательного учреждения  по данному направлению...

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...

Особенности проведения уроков физической культуры в малокомплектной школе

Планирование учебной работы сводится к правильному распределению программного материала, подготовке материально-технической базы и умения учителя использовать все возможности, которыми располагает шко...