Выступление на педагогическом совете «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»
материал по физкультуре

Крутикова Татьяна Васильевна
«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ped_soveta_25_03_2020.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса: пути эффективного взаимодействия»

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ — родительский дом. 
В семейном кругу все корни твои, 
И в жизнь ты выходишь из семьи. 
В семейном кругу мы жизнь создаем, 
Основа основ — родительский дом.

Сегодня образование – это одна из форм социализации, это средство «встроить» растущего человека в общее для всех жизненное пространство.

Воспитание – часть социализирующего образования. Воспитание – это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному.

С чего же начинается воспитание ребенка? С воспитания его семьи.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. От того, насколько компетентен родитель в вопросах воспитания, во многом зависит судьба ребенка.

 Антон Семенович Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Сегодняшняя действительность ставит учителя перед необходимостью пересмотра привычных установок. Учителя и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества.

Успешность обучения ребенка в школе зависит от того, насколько грамотно выстроено партнерство семьи и школы, насколько родители выступают союзниками школы и их требования со школой едины и согласованы.

Школа и семья – два разных социальных института и по происхождению, и по природе существования, и по назначению своему.

Взаимосвязь школы и семьи оправдана. Более того, - она чрезвычайна важна и необходима.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

•         гармоническое развитие ребенка;

•         забота о здоровье детей;

•         помощь в учении;

•         трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

•         помощь в социализации личности и ее самореализации;

•         формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

•         забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

•         развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

•         подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

•         половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Мы с вами знаем, что большинство семей испытывают затруднения в вопросах современного воспитания. Культурный уровень многих семей оставляет желать лучшего.

Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?

Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.

Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями».

К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:

  • познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками);
  • поддержка физического здоровья учащихся;
  • дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей;
  • поддержка одаренных детей;
  • социальная поддержка и профилактика безнадзорности.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

Цели и задачи:

  • Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся;
  • Изучение воспитательных возможностей семьи;
  • Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи;
  • Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры;
  • Предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей;
  • Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования
  • Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного.
  • Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Какие же факторы способствуют привлечению родителей к участию в жизни школы?

  • Активность самой школы, использование разнообразных методов сотрудничества с семьёй, хорошо продуманная и спланированная политика;
  • Понимание родителями связи своей работы с успехами детей (активность родителей тем выше, чем более непосредственна связь их участия в работе школы с успеваемостью ребёнка);  
  •   Установление личных отношений между родителями и учителями (учителями и учениками) как основа для создания равноправных отношений в школьном сообществе;
  • Создание в школе обстановки, более направленной на семью, с целью большего соответствия культурным, экономическим и социальным особенностям семьи, которые в значительной степени влияют на уровень достижений детей в школе;
  • Информация об успехах детей;
  • Заинтересованность учителей в успехах детей;

            Позитивный климат в школе и усилия всей школы (а не отдельных      учителей) развивать работу с родителями.

От успешного развития взаимодействия выигрывают обе стороны.      Положительным результатом сотрудничества для учителей является:

  • повышение уважения со стороны родителей и общества в целом;
  • улучшение межличностных отношений с родителями;
  • повышение авторитета в глазах детей, родителей;
  • повышение удовлетворенности своей работой.

Для родителей положительным результатом является:

  • повышение самооценки и самоодобрения;
  • лучшее знание школьных программ;
  • уверенность в том, что при обучении (воспитании) учитывается мнение родителей и их пожелания;
  • ощущение своей значимости в ОУ;
  • повышение их родительской компетентности;
  • улучшение общения с ребенком вообще и в ОУ в частности.

Для детей выигрыш очевиден, он проявляется:

  • в лучшей посещаемости школы;
  • улучшении знаний, развитии умений;
  • социальном становлении.

Наиболее важные факторы успешности обучения и воспитания ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:

  • посещение ребенком ОУ;
  • выполнение домашних заданий, дополнительное образование дома;
  • количество и качество просматриваемых телевизионных программ.

Работа с родителями эффективна и приносит удовлетворение, так как педагог встает на позицию «взрослый-взрослый» и создаст атмосферу равноправного сотрудничества.

Стратегия успешного взаимодействия с семьей, определенная педагогами ОУ состоит из следующих положений:

— Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны.

— Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи.

— Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать их недостатки.

Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса...

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса

Современная модернизированная школа должна обеспечить достижение таких результатов учебно-воспитательного процесса, которые помогут обучаемому достойно жить в обновленном обществе. Семья и школа...

Работа с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы.

Статья о  совершенствовании форм и методов работы с родителями  учащихся школ  для детей с ментальными нарушениями....

Педагогический совет «Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».

laquo;Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса».  ...