Выступление на РМО учителей физической культуры 2023 год
материал по физкультуре

Крутикова Татьяна Васильевна
Особенности преподавания физической культуры в МБОУ « Открытая ( сменная) школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания физической культуры

в МБОУ « Открытая ( сменная) школа».

          Урок физической культуры в школе – это главный урок здоровья.  Проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности.

Если совсем недавно главной задачей были физическое развитие и совершенствование учащихся, то теперь на первый план выдвинута забота о поддержании здоровья, сохранении того, что есть.

 Целью физического воспитания в школе является содействие формированию всесторонне развитой личности в процессе физического совершенствования. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением связанных задач, направленных на:

-укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

-обучение жизненно важным умениям и навыкам;

-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

-воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

-содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

   Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Физическое воспитание школьников имеет свою специфику, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями, а также тем, что, приходя в школу, ученики попадают в новые условия, к которым им нужно приспособиться, привыкнуть. С началом учебы на каждой ступени обучения значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности.

Известно, что важнейшее условие становления здорового образа жизни есть адекватная индивидуальным способностям физкультурная деятельность, в процессе которой развиваются двигательные способности детей.

В своей работе я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые необходимо решать: дети не могут правильно двигаться, выполнять ОРУ, некоторые дети имеют подготовительную группу и специальную медицинскую группу, не могут подтягиваться из-за слабости мышц и т.д. Я поняла, что движение - потребность детского организма, а недостаток двигательной активности приводит к ряду заболеваний. Моя задача, как учителя физкультуры, привлечь детей заниматься физическими упражнениями не только в школе на уроках, но и дома, привлекая к этому родителей. Процесс обучения, воспитания и физического развития строится на основе активизации двигательной деятельности младших школьников.

Я поняла, что основным источником становления и развития познавательной активности является не сам ученик, а организованное обучение. Чем лучше будут созданы обучающие условия, тем эффективнее будет развиваться ученик.

Трудоёмкость опыта заключается в том, что ученик усваивает нечто в форме учебной деятельности только тогда, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения, которое я стараюсь формировать у ребёнка на уроках физической культуры. Это усвоение должно носить творческий характер, так как только в этом случае наиболее полно развивается личность. Учащиеся осознают: чтобы освоить какие-либо движения, сначала необходима общая база для этого, становилось понятным и другое: чем лучше они подготовятся физически, тем легче будет происходить овладение этими действиями. Я считаю, что одним из основных требований, предъявляемых к учителям физической культуры, является необходимость осуществления дифференцированного подхода к формированию навыков самоконтроля и саморегуляции в процессе двигательной деятельности. В начале учебного года или четверти провожу теоретические уроки для ознакомления с общетеоретическими положениями физической культуры. А также для воспитания интереса к разделам, которыми предстоит овладеть учащимся.  

Чтобы у детей проявлялся интерес к занятиям физической культурой и спортом необходимо их заинтересовать, а именно организовать физкультурно-массовые мероприятия так, чтобы им было интересно, чтобы они как можно больше двигались и видели результаты своей активной деятельности.

Хорошая физическая подготовленность, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой высокой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

Я основываюсь на типовых характеристиках школьников, т.е. выделяю признаки, присущие определенным группам учащихся: например, по физической подготовленности, а в них отмечаю детей, требующих к себе индивидуального подхода. Это касается ребят подготовительной медицинской группы или отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, занимающихся в силу определенных обстоятельств вместе со всеми. По результатам предварительного учёта, который позволяет мне как учителю и учащемуся видеть объективную картину исходных показателей физической подготовленности, происходит условное дифференцирование на сильных, средних и слабых учеников. Итоги данного учета выставляются только положительные - это точка отсчета для определения сдвигов в физическом развитии детей. Опираясь на них, я подбираю соответствующие подводящие упражнения, разрабатываю индивидуальные задания. Сильные в плане физической подготовленности ученики - это моя опора на занятиях: они помогают на уроках закрепления материала, следят за правильным выполнением упражнений в своих отделениях, участвуют в судействе и т.д. Упражнения детям этой группы подбираю с таким расчетом, чтобы они не отталкивали своей трудностью, и в то же время, требовали определенного напряжения для их выполнения. Для меня главное, чтобы на моем уроке ученик пребывал в ситуации успеха, чтобы к занятиям физической культурой появился интерес, а, значит, будут успехи и награды за их труд. Так, серьезную проблему для большинства мальчиков представляет подтягивание из виса. Поэтому, в зависимости от степени развития силовых способностей каждого ученика, я использую подводящие упражнения: отжимание от пола, подтягивание из виса лежа, подтягивание из виса с помощью товарища. Достижение определенных результатов при условии систематических занятий дает основание мне для выставления ученику высокой оценки. Проводя работу по формированию навыков самоконтроля в процессе двигательной активности, стараюсь принимать во внимание отношение каждого ребенка к физкультуре. И в зависимости от этого давать домашние задания, привлекать ребёнка к дополнительной внеклассной работе, а это: участие в конкурсах, различных спортивных мероприятиях. Особенно кропотливо веду работу с детьми, отстающими в физическом развитии, двигательной подготовленности от своих товарищей. Чтобы такие ребята поверили в свои силы, я стараюсь привлекать их к общественной деятельности, даю им поручения, с которыми они могут справиться, доверяю им командование всем классом, например, при проведении ОРУ. Привлекаю их к участию во внутришкольных соревнованиях и индивидуально подхожу к каждому ребёнку вместе с родителями.

Формирование зрелой, здоровой, адаптированной к жизни в социуме личности, - вот цель, которую ставлю перед собой, работая учителем физической культуры.

Для достижения указанной цели в практической деятельности применяются следующие технологии:

- технология физического воспитания школьников с направленным развитием двигательных способностей - применение данной технологии позволяет формировать у учащихся умения выполнять двигательные действия в различных формах занятий физической культурой;

- технология физического воспитания школьников с рекреационно-спортивной направленностью - это обучение учащихся физическим упражнениям, формирующих культуру движений, обучение техническим и тактическим приемам в игровых видах спорта, воспитание физических качеств; физическое воспитание школьник двигательный

- технология интегрированного обучения. (проведение интегрированных уроков «Физкультура-ОБЖ», «Физкультура-ПДД») Используя данную технологию решаются вопросы физического совершенствования через овладение навыками оказания первой медицинской помощи, получения первичных знаний и навыков поведения в определенных экстремальных ситуациях;

- здоровьесберегающие технологии - это обучение системе дыхательных упражнений; профилактика деятельности сердечно-сосудистой системы; коррекция нарушения осанки; использование физической культуры в досуговой деятельности;

- информационно-коммуникационные технологии

Одной из важнейших форм по формированию у учащихся здорового образа жизни, помимо урочной, является внеурочная работа, заключающаяся в организации массовых, не только в масштабах нашей школы.

Это «Веселые старты», «Мы за здоровый образ жизни», праздник, посвященный Международному Дню защиты детей, и т.д.

Важным направлением своей работы считаю деятельность, направленную на установление, поддержание и дальнейшее развитие внешних связей школы, ориентированных на повышение уровня мотивации школьников к занятиям физической культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей физической культуры школы по теме: "Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни у обучающихся."

          Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровом...

Выступление на МО учителей физической культуры

Выступление на МО учителей физической культуры по теме:  УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ, СОДЕЙСТВИЕ ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ....

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соответствии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Формирование культуры здорового образа жизни"

Материал выступления содержит сведения из опыта работы по формированию здорового образа жизни...

Выступление на ГМО учителей физической культуры "Особенности формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта

В докладе раскрываются особенности формирования здорового и безопасного образа жизни в соотвествии с ФГОС, нововведения новых стандартов в решении проблемы сохранения здоровья, формирования здорового ...