Значение физической культуры для учащихся подросткового возраста
статья по физкультуре

Халиуллина Гузелия Исмагиловна

Значение физической культуры для учащихся подросткового возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение физической культуры для учащихся подросткового возраста

Внеурочная деятельность

Учителя физической культуры

МБОУ «Школа № 71» г. Казани

Халиуллиной Гузелии

«По данным ВЦИОМ и РОССТАТ…» - так начинаются многие статьи, освещающие статистические данные по той или иной теме. Не исключение, что и данные по количеству подростков занимающихся спортом тоже имеют место.

Итак, по данным РОССТАТ количество подростков до 15 лет по состоянию на года составляет 17,7% от общего количества населения как городского, так и сельского- а это 25,88 млн. человек.

По данным ВЦИОМ 40% подростков загружены физическими упражнениями (секции, спортивные школы, пришкольная внеурочная деятельность).

Кроме того 1 января 2019 года стартовал Федеральный проект «Спорт – норма жизни». Он является частью национального проекта «Демография». Задача проекта «Спорт – норма жизни»- увеличение количества числа занятых спортом.

Главная цель движения – повысить качество жизни россиян через физическую активность и сформировать культуру спортивной жизни.

По проекту «Спорт – норма жизни» продвигается и развивается массовый спорт, а также создаются и улучшаются условия для занятий физической активностью всех жителей России.

В рамках проекта проводятся различные мастер-классы, спортивно-образовательные программы тренировки и соревнования. В том числе - всероссийские массовые спортивные мероприятия, такие как «Лыжня России», «Оранжевый Мяч», «Кросс Нации», «Декада спорта и здоровья», «День Физкультурника».

В чем же роль учителя, преподавателя, тренера в формировании физической культуры у учащихся подросткового возраста.

Во-первых, подростковым возрастом принято называть период от 10-11 до 15-16 лет.

Во- вторых, подростковый возраст – это одновременная очень мощная перестройка организма и психики ребенка, физиологические изменения, в том числе и в плане половой принадлежности.

Роль учителя- формирование элементарных навыков и умений при выполнении упражнений, вовлечение учащихся занятиями физической культуры и спортом через внеурочную деятельность, школьные секции и школьный урок.

В современном мире все больше родителей и детей делают основной упор на интеллектуальное развитие. Подростки значительное время проводят в школе или за гаджетами, которые, в особенности, «приковывают подростков к дивану» и сидячий образ жизни становится обыденностью. В связи с этим, значение физической активности играет большую роль. Однако, следует помнить, что, именно, физическая культура дает гармоничное развитие личности. По определению, физическая культура — это сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. В широком смысле это именно часть культуры, совокупность знаний и ценностей, которые общество создает и применяет с целью развития способностей человека (физических и интеллектуальных) путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. В узком смысле (и общепринятом сегодня) физическая культура — это система мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья и развитие физических способностей.

Оценить влияние физической культуры и спорта на организм подростка сложно, но однозначно, можно сказать, что значение огромное. Занимаясь физической активностью, подросток в первую очередь укрепляет свое здоровье. Физическая активность оказывает влияние на:

  • сердечно- сосудистую систему (сердце представляет собой насос, перекачивающий кровь и обеспечивающий ее доставку ко всем тканям);
  • систему дыхания (легкие – главный орган дыхательной системы – насыщают эту кровь кислородом);
  • опорно-двигательный аппарат (мышечный корсет, костная система);
  • нервную систему.

Как же увлечь подростка занятиями физической культуры? В своей работе я придерживаюсь следующих принципов:

  • личный пример;
  • азарт, адаптация для всех групп учащихся, стремление к новому, увлеченность.

Для ребят, у которых имеются проблемы со здоровьем, запрещены физические упражнения в классической их форме, подойдут игра в бадминтон, жонглирование, любые упражнения на координацию. Для кого-то нужен более весомый аргумент для увлечения и заинтересованности. Возьмем, например, Соревнования среди образовательных учреждений по спортивному ориентированию и туризму, включающее в себя бег, поиск и отметка на контрольных точках, ускорения, переправы через преграды, скалолазание. И каждый этап соревнований дает детям новые эмоции, навыки, умения, а самое главное – пройти все этапы до конца! Вот пример квеста, в котором физическая активность, напрямую связана с ориентацией себя на местности и в пространстве, правилами поведения в природе и на воде, умением анализировать свои действия. Кроме того это занятия на свежем воздухе и общение с такими увлеченными подростками.

Систематическая физическая разгрузка позволит быстро снимать стрессовое состояние, улучшать работу кровеносной системы, которая снабжает клетки головного мозга. Поэтому занятия спортом для подростков являются незаменимой частью их жизни.

Физические занятия спортом для подростков занимают особенное место по сравнению с взрослым организмом, так как подрастающий организм нуждается в постоянной поддержке формы, повышении функционирования различных систем и органов человека. Использование в процессе занятия спортом для подростков естественных природных сил получению еще более эффективного результата, так как вода, солнце и свежий воздух оказывают положительное воздействие на развитие и рост организма подростка. Естественно, что любые физические нагрузки, необходимо начинать с минимального воздействия, постепенно увеличивая уровень нагрузки.

Для ежедневной активности подойдут прогулки на свежем воздухе, пешие прогулки, катание на велосипеде и роликах, катание на лыжах и коньках в зимнее время, занятия на уроках физической культуры в учебный период. Нужно понимать, что желание детей должно быть поддержано родителем. Ведь родитель, как никто другой, может привить любовь к занятиям спортом и физической активности. Личный пример- лучший мативатор! В городе Казань созданы все условия для занятий спортом: уличные воркаут площадки, набережные для прогулок пешком, катания на велосипеде и роликах, обустроенные пришкольные территории. Так же в городе проводятся различные мероприятия для популяризации спорта среди детей и молодежи, такие как: «ЗаБег», старты «Тimerman», Кросс Наций, Лыжня России, Велоночь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Значение физической культуры для детей школьного возраста".

В статье рассмотривается значение физической культуры в школьный период жизни человека как основы фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных дви...

Эссе "Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения"

В данном материале освещен перечень проблем современного росиийского общества, связанных с формированием духовно-нравственной культуры у подростков и молодежи, и возможные пути решения данного вопроса...

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение  физической  культуры  в  школьный  период  жизни  человека  заключается  в  создании  фундамента  для  всестороннего  фи...

Домашнее задание по физической культуре для учащихся младшего школьного возраста

Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно...

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение  физической  культуры  в  школьный  период  жизни  человека  заключается  в  создании  фундамента  для  всестороннего  фи...