открытый урок на тему: "Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы"
план-конспект урока географии (9 класс) на тему

Шадрина Ирина Николаевна

Урок, предложенный вниманию коллег, проводится в 9м классе по предмету география.

Вид урока – урок-игра.

Данный урок может быть проведен по окончанию темы «Европейский Север» в качестве урока обобщения знаний.

На предыдущих уроках учащие получили целостные представления о природе и хозяйстве Северного экономического района.

Игра, предложенная учащимся, показывает работу по принятию решения относительно природно-экономического и социального развития угольного региона. Играющие стоят перед выбором -  сохранение природной среды или промышленное развитие. Сегодня это реальная альтернатива для многих районов России,  например для районов Севера.

Суть имитационной игры, состоит в том, что участники выбираю для различные роли, которые в действительности причастны к решению практических вопросов охраны природы и природопользования. В ходе игры предоставляется возможность самостоятельного принятия решения.

Основная цель – обучение участников игры навыкам мотивированной дискуссии и принятию коллективного решения.

Перед проведением занятия учитель просит ребят разделиться на 6ть групп:

- проектная группа

- физико-географы

- экологи

- медики

- представители общественности

- эксперты

Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

Участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию всему классу. Группам дается время для обсуждения проблемы и определения точки зрения. Учитель просит представителей групп высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными указаниями.

Задачи, которые будут решаться в ходе дискуссии:

1)           Задача конкретно-содержательного характера: осознание детьми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения.

2)           Задачи организации взаимодействия в группах: распределение ролей в группах, выполнение коллективной задачи, согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего группового подхода, соблюдение правил совместной поисковой деятельности.

Методы работы, которые я планирую использовать на уроке:

1)           Частично-поисковый

2)           Работа в группах

3)           Дискуссия

4)           Сотрудничество детей между собой и учителем

С учетом замысла строю урок по следующим этапам:

1)           Орг. Момент

2)           Актуализация знаний

3)           Постановка учебных задач

4)           Работа с группами

5)           Заключение

6)           Информация о Д/З

7)           Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Konspekt_otkrytogo_uroka_po_geografii.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по географии

на тему:

«Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы»

Цель: организовать работу учащихся по принятию решения относительно природно-экономического и социального развития угольного региона. Обучение участников игры навыкам мотивированной дискуссии и принятию коллективного решения.

Задачи:

  1. Активизировать познавательную деятельность школьников, развивать познавательные творческие способности учащихся.
  2. Развивать у учащихся желание высказывать свою точку зрения.
  3. Вызвать у учащихся интерес причинно-следственным связям.
  4. Вовлечь учащихся в ход решения поставленной проблемы.
  5. Активизировать умственный поиск учащихся путем коллективного решения задачи, ее совместного обсуждения.
  6. Развивать у учащихся умение самостоятельно мыслить, принимать решения, аргументировать свой выбор.
  7. Развивать у учащихся интерес к познанию нового.
  8. Воспитывать умение работать в группах и коллективе; оценивать уровень своих знаний; развивать чувство ответственности и взаимопомощи.
  9. Развивать интерес к предмету.

Вид урока: урок-игра

Тип урока: урок обобщение

Оборудование: ТСО, атласы по географии 9й класс, раздаточный информационный материал.

Ход урока:

  1. Орг. Момент (1 мин ): Приветствие учащихся. Проверка наличия необходимых средств обучения.
  2. Актуализация знаний (2 мин): Ребята, вы уже познакомились с хозяйством Северного экономического района. Хочу вам напомнить, что данный район с его суровыми природными условиями является одной из важнейших ресурсных баз нашей страны. Вспомните отрасли специализации на территории Европейского Севера.

Ответы учащихся: металлургический комплекс, химико-лесной комплекс, топливная промышленность, машиностроение, АПК.

На территории Европейского Севера сконцентрированы ценнейшие природные ресурсы нашей страны: 40% топливных ресурсов, 40% лесных ресурсов, 38% водных ресурсов.

Одной из основных отраслей экономики данного района является угольная промышленность. Но как оценить влияние этой отрасли на экономическое и социальное развитие территории, а также учесть экологическое равновесие региона.

  1. Постановка учебных задач (10 мин): Сегодня на уроке я ставлю перед вами проблемный вопрос: «Что важнее для человечества, освоение новых природных богатств или бережное отношение к природе?»

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам сыграть в игру под названием: «Альтернатива промышленное освоение или сохранение природы?»

Заранее вам было предложено разделиться на следующие группы:

проектная группа, физико-географы, экологи, медики, представители общественности, эксперты.

Перед каждой группой стоит конкретная цель. Проектной группе было предложено задание – выбрать участок на территории республики Коми и выдвинуть проект по разработке нового месторождения каменного угля. Ваша задача – доказать участникам других групп, что разработка нового месторождения выгодна для данного региона и для всей экономики Росси в целом.

Задача физико-географов – дать краткую физико-географическую характеристику данной территории.

Задача экологов – показать свое резко негативное отношение к проекту промышленного освоения территории.

Задача медиков – показать на конкретных примерах уязвимость здоровья населения в районах угледобычи.

Задача представителей общественности – высказать свое личное мнение по поводу разработки нового месторождения каменного угля на данной территории.

Задача экспертной группы – принятие или отстранение проекта на основе мнения специалистов и представителей общественности. Именно вашей группе предоставлено право принять окончательное решение по предложенному проекту.

Обратите внимание, что у вас на столах ежат информационные документы, которые помогут вам в решении поставленных задач.

Перед началом дискуссии вам будет дано время (5 мин) на обработку данной информации, после чего представители от каждой группы будут высказывать свое мнение по поставленной проблеме.

И помните, что именно вам, сегодня предстоит научиться самостоятельно, принимать решение, что очень не просто.

Итак, за работу.

  1. Работа с группами (20 мин): группы по очереди выступают, защищают свои интересы, отстаивают свою точку зрения по данной проблеме, аргументируют свои ответы.

(Учитель выступает в роле организатора и координатора деятельности учащихся, поддерживает интерес учащихся к дискуссии).

  1. Заключение (4 мин): Итак, что же мы видим: мнения в коллективе разделились.

Что же нам делать в такой сложной ситуации? Как прийти к компромиссу и принять правильное решение? (учащиеся высказываю свои мнения; задача учителя – направить учащихся на мысль о том, что промышленное освоение территории конечно важно, но только с учетом бережного отношения к природе; учащиеся делают общий вывод.

  1. Д/З: (1 мин): Разработать пути решения экологических проблем угольной промышленности, влияющих на окружающую среду и здоровье человека
  2. Рефлексия (2 мин): Ребята, сегодня на уроке вы убедились, как иногда не просто самостоятельно принимать решения.

В заключении нашего занятия я попрошу вас проанализировать свою работу и высказать свое мнение.

Перед вами два незаконченных предложения. Выберите подходящее для вас и дополните его:  1) Сегодняшний урок был для меня полезен, потому что…

2) Сегодняшний урок не принес мне пользы, потому что...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"

Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»

Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»Учитель географии МОУ СОШ № 22 г. Краснодара Радченко У. А....

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

методический сценарий открытого урока в 6 классе по теме "Человек и природа"

Методический сценарий открытого урока в 6 классе по теме "Человек и природа"...

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть

28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...

Проблемно-дискуссионная игра: на примере урока по теме «Альтернативы развития страны после Февраля 1917 года».

Содержит материалы для организации урока по данной теме в форме проблемно-дискуссионоой игры....

Разработка открытого урока на тему: «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в полифонических произведениях»

Цель урока: Развитие навыков выделения голосов в полифонических произведениях с помощью штрихов.Задачи урока:Научиться  анализировать многоголосную фактуру, находить тему, противосложение, выбира...