Этнический,национальный и религиозный состав населения России
план-конспект урока (география, 8 класс) по теме

урок изучения нового в 8классе по теме "Этнический,национальный, религиозный состав населения России" . На уроке рассматривается население по уровням: Россия,область,район.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etnicheskiysostav_naseleniya_r.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1.        Познакомить с особенностями национального, религиозного  состава России, с размещением народа по территории страны.

2.        Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3.        Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, атласы Волгоградской области.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка дом . задания-  Тестирование

        Проведём тестирование с последующей  взаимопроверкой (ответы даются)подпишите  работы

Тестирование

  1. Численность населения России (млн)

       а)280         б)354        в)145

    2.Место России по числу жителей

     а)3      б)6      в)7

3. Естественный прирост

   а)умершие     б)родившиеся      в) разность

4.Воспроизводство

    А)убыль    б)возобновление   в) рост

5.Соотношение мужчин и женщин в России

  а)58:72    б)30:60     в)50:75

3.        Объявление темы урока

 Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске:

  ЭТНОС  ТОЛЕРАНТНОСТЬ     АССИМИЛЯЦИЯ

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

– С чем связаны эти понятия?

- Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно

        Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами России и узнаем:  каков национальный состав населения России и как он менялся;  религиозная принадлежность народов.

        Запишите  тему  урока: «Этнический, национальный, религиозный  состав населения России».   (на доске есть)

–  мы с вами будем работать по следующему плану: На доске

1.        Языковой состав населения России .

2.        Размещение народов по территории.

3.        Особенности национального состава Волгоградской области.

4.        Религиозный состав населения России.

       5.Практическая  работа.

 Наш урок пройдёт под эпиграфом : « от южных морей до полярного края

                        Раскинулись наши   леса и поля.

                        Одна ты на свете,  одна ты такая-

                          Хранимая Богом, родная земля!

3. Изучение новой темы.

Вводное слово учителя.

1.        Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ.  В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы. Давайте вспомним, что такое этнос? (стр учебника-191)

2.        1. Мультимедиа иллюстрации-карта народов

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)

Россия – страна многонациональная, значит и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков. По сходству языков народы России относят к 4 большим  языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

3.Откройте атлас для 9класса - страница8-  «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.

 4.Работа  с  таблицей (учебник Алексеева 9 класс)  

-Какая языковая семья самая многочисленная?  Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

-Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

-  По условным знакам определите в атласе , где проживают эти народы? -Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

-А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

2. А сейчас, вы по такому же плану(у каждого на парте)

 (языковая семья,  языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская(ответы)

3. Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы.  численности по данным таблицы.

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов,  а долголетие флага сродни кавказскому народу
Славяне, тюрки , представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России,  бело-сине-красный  флаг нашей Родины можно назвать  своеобразной этнографической картой.

4.        А каков национальный состав населения нашей Волгоградской области? (на отдельном листе)

      5.Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята трёх национальностей. Это русские, чечены, казахи. По нашей школе численность :

казахи —26;  русские-13;     чеченцы -10

 И все мы стараемся жить дружно.

Статья 19 Конституции РФ

Огромное количество народов населяют Россию. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты   (показ фото, мультимедиа иллюстрации .  Сообщения, доклады о разных народах)  . Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?

Выводы: ( запись в тетрадь)

1.        Россия – многонациональное государство.

2.        Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

3.        Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

6.        Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный (конфессиональный).

- Посмотрите на карту религий –какие основные религии распространены в России? (мультимедиа   фильм.)

- Какая религия преобладает (православие).

-Сравните карту религий и народов России. Назовите народы, исповедующие православие?    Церковь -фильм

         -А какую религию исповедуют остальные народы Северного Кавказа? (ислам) Какие народы еще исповедуют ислам?. Мечеть -фильм

   -Какая третья религия? (буддизм). Ее исповедуют лишь три народа в России, попробуйте их правильно определить Храм -фильм

-Какие еще религии представлены в России? (традиционные, Север)

 Закрепление. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России»

Я надеюсь, что вы определили, к какой языковой семье, группе относится ваш народ. Предлагаю по плану ( у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.1 – название этноса  2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (ответы детей).

6. Подведение итогов урока.

- Что нового для себя узнали?

- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: §40. письменно в тетради вопросы после текста.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Презентация "Этнический, языковой и религиозный состав населения России".

Данная презентация разработана для уроков географии в 8 классе к теме "Население России". Предусматривает проверку домашнего задания по теме"Численность населения России. Продолжительность жизни". Сод...

Конспект урока по географии "Национальный и религиозный состав населения России"

·         Познакомить с особенностями национального состава России, с размещением народа по территории страны....

Урок в 9 классе на тему: "Национальный и религиозный состав населения России».

Что такое Россия. Это наша страна, это наша Родина, наша родная земля. И на этой земле проживает более 160 разных народов. Живут бок о бок на протяжении многих веков 160 разных культур, традиций, обыч...

Этнический и религиозный состав населения России`

Презентация к уроку "Этнический и религиозный состав населения России"...

Этнический и религиозный состав населения России 9 класс

Методическая разработка урока в 9 классе на тему Этнический и религиозный состав населения России. УМК   Е.М.Домогацких...