Рабочая программа по географии 5 класс 2018-2019 учебный год
рабочая программа по географии (5 класс) по теме

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2014).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника География Начальный курс 5 класс - И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (М.: Дрофа, 2018).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Название учебного курса, предмета – География. Начальный курс. ФГОС ООО

Ф.И.О  педагога – Миронова И.В.

Класс (параллель), в котором изучается учебный курс -

5 класс (базовый уровень)

2018-2019 г.г.

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2014).

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника География Начальный курс 5 класс - И.И.Баринова, А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (М.: Дрофа, 2018).

В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, который объединяет общественно-научные и естественнонаучные знания, что позволяет сформировать в целом культуру молодого поколения. В разных разделах курса представлены экологические, этнографические вопросы, что позволяет установить тесную взаимосвязь природы и общества. Это определяет образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.

В процессе изучения начального курса географии в 5 классе продолжают формироваться различные виды учебной деятельности: наблюдение за природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умения делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и защищать свои идеи.

Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать – одно из важнейших требований ФГОС.

Общая характеристика предмета

«География. Начальный курс» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Цели обучения

Курс «География. Начальный курс» - призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Целью этого курса является:

  • Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
  • Знакомство с географической картой;
  • Пробуждение интереса к естественным наукам;

  • Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения

  • Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
  • Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание программы

Раздел

Кол-во часов

Раздел I. Что изучает география

5

Раздел II. Как люди открывали Землю

5

Раздел III. Земля во вселенной

9

Раздел IV. Виды изображений поверхности Земли

4

Раздел V. Природа Земли

12

Всего:

35

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Изучение географии в основной школе даёт возможность обучающимся  достичь следующих результатов.

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

  • Объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;
  • Показывать по карте основные географические объекты;
  • Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • Объяснять особенности строения рельефа суши;
  • Описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • Работать в соответствии с предложенным планом;
  • Выделять главное, существенные признаки понятий;
  • Участвовать в совместной деятельности;
  • Высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  • Искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • Составлять описания объектов;
  • Составлять простой план;
  •  Работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
  • Оценивать работу одноклассников.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять сравнение и классификацию;
  • Строить логическое рассуждение;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
  • Составлять тезисы, различные виды планов;
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д.).

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные результаты обучения:

Учащийся должен обладать:

  •  Ответственным отношением к учёбе;
  • Опытом участия в социально значимом труде;
  • Осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно0полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  •  Основами экологической культуры.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета:

  • Здоровьесберегающие
  • Проблемного обучения
  • Игровые

  • Информационно-коммуникационные
  • Развивающего обучения
  • Проектные
  • Дифференцированного обучения
  • Составления алгоритма выполнения задания
  • Развития навыков самопроверки самоконтроля
  • Конструирования (моделирования).

Формы контроля

Стартовый, промежуточный, итоговый контроль в форме тестов, практических работ. Текущий контроль в формате самостоятельных, проверочных, диагностических работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Место предмета в базисном учебном плане

На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 35 часов за учебный год.

Учебное и учебно-методическое сопровождение

Учителя:

  • Программа основного общего образования по географии 5-9 классы.

Авторы: И.И. Баринова; В.П. Дронов; И.В. Душина; В.И. Сиротин

Москва; ДРОФА; 2014 год

  • Рабочая программа к УМК И.И.Бариновой и др. – 5 класс

Составитель – Н.П. Петрушина Москва; ВАКО; 2013 год

  • Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой; А.А. Плешакова; Н.И. Сонина « Географии. 5 класс»
  • И.И. Баринова; Т.А. Карташева Москва Дрофа «Вертикаль» - 2014 г.
  • География «Итоговая аттестация» 5 класс - типовые тестовые задания ФГОС И.И. Баринова; Т.А. Карташева Москва; Издательство «ЭКЗАМЕН»; 2013 год.
  • Рабочая тетрадь «География начальный курс» - 5 класс к учебнику И.И. Бариновой; А.А. Плешакова; Н.И. Сонина
  • Москва; ДРОФА; «Вертикаль»; 2014 год
  • Информационно-коммуникативные средства, содержащие наглядные средства обучения и обеспечивающие подготовку учителя к уроку (электронное приложение к учебнику – 5 класс)
  • Экранно-звуковые пособия (обеспечение для традиционных ТСО)
  • Технические средства обучения (оборудование автоматизированного рабочего места учителя географии: компьютер, мультимедийный проектор)

Ученика:

  • Учебник – ФГОС - География начальный курс 5 класс  И.И. Баринова; А.А. Плешаков; Н.И. Сонин  Москва; ДРОФА; «Вертикаль»; 2014 г.
  • Атлас – ФГОС – Атлас – География начальный курс с комплектом контурных карт Москва; ДРОФА; «Издательство ДИК» 2013г.
  • Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт – ФГОС – География начальный курс географии – 5 класс Москва; Издательство «ЭКЗАМЕН»; ФГУП ПКО «КАРТОГРАФИЯ»; 2014 год

Календарно – тематическое планирование.

I четверть

Количество часов - 8

Содержание (тема, раздел)

Количество часов

Использование ИКТ

Раздел  I

Что изучает география

5

  1. Мир, в котором мы живём.

1

  1. Науки о природе

1

  1. География – наука о Земле

1

  1. Методы  географических

исследований

1

  1. Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Проверочная работа

1

Раздел II.

Как люди открывали Землю

3

  1. Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия

древности и Средневековья.

1

  1. Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1.    Важнейшие географические открытия. (Работа с контурной картой, учебником, диском)

1

  1. Открытия русских путешественников.

1

II четверть

Количество часов - 7

Содержание (тема, раздел)

Количество часов

Использование ИКТ

Раздел II.

Как люди открывали Землю

2

  1.  Открытия русских  путешественников.

1

  1.  Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

1

Раздел III

Земля во Вселенной

5

  1.  Как древние люди представляли себе Вселенную.

1

  1. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

1

  1.  Соседи Солнца.

1

  1. Планеты-гиганты и маленький Плутон.

1

  1. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа

1

III четверть

Количество часов- 10

Содержание (тема, раздел)

Количество часов

Использование ИКТ

Раздел III

Земля во Вселенной

4

  1. Мир звёзд.

1

  1. Уникальная планета – Земля.

1

  1. Современные исследования космоса.

1

  1. Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

1

Раздел IV

Виды изображений поверхности Земли

4

  1.  Стороны горизонта

1

  1.  Ориентирование

1

  1.  План местности и географическая карта.

1

  1.  Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте

1

Раздел V

Природа Земли

2

  1.  Как возникла Земля.

1

  1.  Внутреннее строение Земли.

1

IV четверть

Количество часов - 9

Содержание (тема, раздел)

Количество часов

Использование ИКТ

Раздел V

Природа Земли

9

  1.  Землетрясения и вулканы.

Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

1

  1.  Путешествие по материкам.

Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

1

  1.  Вода на Земле.

1

  1.  Воздушная одежда Земли.

1

  1.  Живая оболочка Земли.

1

  1.  Почва – особое природное тело.

1

  1.  Человек и природа.

1

  1.  Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

1

  1.  Обобщение знаний. Проверочная работа

1

Поурочное планирование

Тема

Д/з

Мир, в котором мы живём.        

§1

Науки о природе        

§2

География – наука о Земле

§3

Методы  географических  исследований        

§4

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география» Проверочная работа        

Географические открытия древности и Средневековья. Важнейшие открытия  древности и Средневековья.

§5

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1. 

§6

Открытия русских путешественников.        

§7

Открытия русских  путешественников.        

§7

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю.

Земля во Вселенной        

§8

Как древние люди представляли себе Вселенную.

§8

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

§9

Соседи Солнца.

§10

Планеты-гиганты и маленький Плутон.        

§11

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Проверочная работа

§12

Мир звёзд.        

§13

Уникальная планета – Земля.

§14

Современные исследования космоса.

§15

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».        

Стороны горизонта.

§16

Ориентирование.        

§17

План местности и географическая карта.        

§18

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». Практическая работа № 2. Ориентирование по плану и карте.

Как возникла Земля.        

§19

Внутреннее строение Земли.

§20

Землетрясения и вулканы. Практическая работа №3. Обозначение на контурной карте районов землетрясений и вулканов.

§21

Путешествие по материкам. Практическая работа №4. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.        

§22

Вода на Земле.

§23

Воздушная одежда Земли.        

§24

Живая оболочка Земли.

§25

Почва – особое природное тело.

§26

Человек и природа.        

§27

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли».

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии на 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по географии на 2013-2014 учебный год с использованием гимназического компонента....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА « ГЕОГРАФИЯ» 5-9 классы на 2013-2017 учебные годы (Школа 2100)

Частное учреждение Центр  образования« ЛИЧНОСТЬ»Принято...

Рабочая программа по географии (для обучающихся 10 класса) (70часов в год, 2 часа в неделю) 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской программы общеобразовательных учреждений.География. 10-11 класс. Авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина.Издательство – М.: «Просвещени...

Рабочая программа по ГЕОГРАФИИ (для обучающихся 5 класса) (35 часов в год, 1 час в неделю) 2014-2015 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования. География. 5 – 9 классы.Авторы: В.В.Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Просвещение. 2013 Рабочая программа полно...

Рабочая программа по географии для основного общего образования. (Базовый уровень).2014-2015 учебный год.

Рабочая программа по географии для основного общего образования.(Базовый уровень).2014-2015 учебный год. Статус документа: Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта основно...

Рабочая программа по географии «География материков и океанов» 7 класс. (2 учебных час в неделю).

Рабочая программа предназначена для работы в 7 классе общеобразовательной школы. С целью реализации принципа компетентного подхода к обучению географии.Число часов на изучение тем дано из расчета 2 ча...

Рабочая программа по географии 2019-2020 учебный год

Рабочая программа по географии 2019-2020 учебный год...