Главные вкладки

    План-конспект обобщающего урока по георафии в 7 классе по теме "Северная Америка (Урок-путешествие с ИКТ)
    рабочая программа по географии (8 класс) на тему

    Урок разработан по теме обобщение знаний и умений по материку "Северная Америка"  в форме  урока-путешествия по станциям с применением исследовательской технологии и с презентацией. Такие уроки очень нравятся обучающимся. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

           

           Данная учебная рабочая программа составлена на основании:

           Федерального закона  «Об образовании Российской Федерации» от 26 декабря 2012 г.

           Стандарта) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

           Примерной программы основного общего образования по географии, «География России» (8-9 классы) 2004г. под редакцией  И.В.Душиной.

           Сборника  нормативных документов « География»  М., «Дрофа», 2004 г.

    Изучение географии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

    • усвоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

    • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

    • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

    • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

                                                                                                                                     

    Основные задачи курса:

     1. Главная задача курса — сформировать знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Рабочая учебная программа  разработана с учетом современных изменений ФГОС. Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения , а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Образ России, формируемый у обучающихся, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой - территориально дифференцированным, разнообразным. Важнейшим направлением в обучении географии в 8 классе является краеведение, отражающая потребность  уйти от формального получения знаний к непосредственному общению с живой природой.

    2. Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

    3.  Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных,  этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

     4. Вооружить обучающихся необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

    5.  Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

     6.  Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

    Формы   методы  и   средства обучения:

    Используются такие формы обучения, как лекция, семинар, урок-экспедиция (путешествие), урок-исследование, учебная конференция, викторина, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защита творческих работ.   Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

    Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

    • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;
    • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

    Степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает с применением частично-поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

    Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), электронные учебники.

    Формы контроля за эффективностью учебной деятельности:

     Индивидуальный опрос, фронтальный опрос, контрольные, самостоятельные, практические работы, выполнение тестовых заданий, географических диктантов, выборочный контроль, письменные работы, зачет.

    Требования к уровню освоения содержания образования.

                 В результате изучения географии на базовом уровне обучающийся должен:

                       знать/понимать

    • основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий в России;
    • географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
    • географические особенности природы России и её разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами отдельных регионов и страны;
    • специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности  ее природы.
    • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

                   уметь

    • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
    • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий россии, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, экологических проблем;
    • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
    • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
    • определять на карте географические координаты и местоположение географических объектов; разницу во времени
    • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

                использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    1. определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
    2. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
    3. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
    4. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
    5. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.  

     Называть и (или) показывать:

    — предмет изучения географии России;

    — основные средства и методы получения географической информации

    — субъекты Российской федерации;

    — пограничные государства;

    — особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

    — границы часовых поясов;

    — основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

    — факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

    — распределение рек страны по бассейнам океанов;

    — основные области современного оледенения и крупные ледники;

    — зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

    — основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

    — важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, финансовые, торговые, рекреационные культурно-исторические, районы нового освоения, старопромышленные и депрессивные;

    — народы, наиболее распространенные языки, религии;

    — примеры рационального и нерационального размещения производства;

    — объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО)

    — районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений (засухи, наводнения, сели, землетрясения и т. д.);

    — экологически неблагополучные районы России;

    — маршруты и территории первооткрывателей и исследователей территории России.

    Определять (измерять):

    — географическое положение объектов;

    — разницу в поясном времени территорий;

    — погоду по синоптической карте;

    — параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

    Описывать:

    — географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

    — образы природно-хозяйственных объектов, в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

    — особенности быта и религий отдельных народов.

    Объяснять:

    - роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

    — влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

    — образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

    образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

    — влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

    — как составляют прогноз погоды;

    — распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

    — почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

    — причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны, разнообразие природных комплексов на территории страны;

    — особенности природы отдельных регионов;

    — уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

    — причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

    — особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

    — объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «районирование», «географическое положение» «природные ресурсы», «экологический кризис».

    Оценивать и прогнозировать:

    — природно-ресурсный потенциал страны, региона, своей местности;

    — экологическую ситуацию в стране, регионе; своей местности;

    — изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

                                                                                               

                                                                                         Результаты обучения:

    Личностные результаты:

    .гармоничное развитие социальных чувств и качеств

    • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, понимание  необходимости её сохранения и рационального использования;

    • патриотизм, любовь к своему краю, своей стране.

    Метапредметные результаты

     • формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и  творческих способностей учащихся;

    • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических , умения управлять своей познавательной деятельностью;

    • умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

    Предметные результаты:

            - понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач

    человечества и глобальных проблем;

    - представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий,

    концепций, принципов, законов и базовых понятий);

    - умение работать с разными источниками географической информации;

    - умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

    - картографическая грамотность;

    - владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и

    качественных характеристик компонентов географической среды;

    - умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и

    антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

    - умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов,

    адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды

    как сферы жизнедеятельности;

    - умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

            Изменения, внесённые в программу:

    1) В календарно - тематическом планировании количество часов в  разделе «Особенности географического положения  России» (10 часов) уменьшено на 5 часов,   т . к. административно-территориальное устройство и политико-административное деление страны будет изучаться в 9 классе.

    2) В разделе «Природа России», количество часов увеличено на 22 часа, за счёт изучения в 8 классе крупных природных районов.

    3) На изучение раздела «География своей республики (края, области)»  в представленном календарно - тематическом планировании рабочей программы запланировано 5 часов  регионального компонента.

           

       

    Программно - методическое обеспечение предмета:

            Основная учебно - методическая литература:

    Учебник:   В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. Природа. Население.  Хозяйство. 8 класс.-            Дрофа, 2010.

    УМК: Географический атлас - 8 кл.- М. - Дрофа, 2010.

                 Рабочая тетрадь. В.И. Сиротин - 8 кл. - Дрофа, 2010.

            Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

                   Контрольно - измерительные материалы для 8 класса.  Е.В. жижина, М, ФАПО - 2012 г.

                                            Дополнительная  учебно - методическая литература:

              Источники:

             

          Основной закон об образовании Российской Федерации от 26 декабря 2012 г.

           Стандарта) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

           Примерной программы основного общего образования по географии, «География России» (8-9 классы) 2004г. под редакцией  И.В.Душиной.

           Сборника  нормативных документов « География»  М., «Дрофа», 2004 г.

    Интернет – сайты:

    Учебно - методическая литература:

    География России. Природа и население. - А. И. Алексеев. - Дрофа, 2008.

    В.П. Дронов,И.И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе - Рабочая тетрадь. - Дрофа , 2010.

    Н. Ю. Маерова. Уроки географии 8-9 классы. - Дрофа, 2006.

    Л.Е. Перлов. Дидактические карточки - задания по географии. «Экзамен», 2010

      Пресняков В.Н.География республики Мордовия 8-9. - Саранск: Мордовское книжное издательство, 2005

    1. А.С. Ермошкина «Уроки географии»                                

    2. В.Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы» 6-10 кл. «Дрофа» Москва 2001 год

    3.Л.Н. Картель «Дидактические материалы»1996г;

    4.А.И. Сиротин «Рабочая тетрадь»

    5. Т.Н. Воробцова «Поурочные планы» «Учитель –АСТ» Волгоград 2002 год.

     

    Материально - техническое обеспечение предмета. 8-9 классы

    Карты России                                                                                        

    Климатическая карта России                                                                      Набор таблиц для 8 класса «Рельеф России

    Месторождения полезных ископаемых России                                 Таблицы «Хозяйство России»

    Почвенная карта Росси                                                                         Таблицы по охране природы

    Природные зоны России                                                                       Таблицы «Почвы»

    Тектоника России                                                                                    Компакт - диск «Уроки географии » 8кл

    Карта народов России                                                                            Компакт - диск «Уроки географии »-9кл

    Карта плотности населения России                                                      Электронное наглядное пособие 6 - 10 классы

    Физическая карта Урала                                                                        Уроки - презентации - 8 кл

    Зоогеографическая                                                                                  Уроки - презентации - 9 кл

    Топографическая                                                                                     Контрольно - измерительные материалы, 8 -9 кл

    Геологическая карта СССР                                                                     Коллекция «Каменный уголь»

    Климатическая карта  СССР                                                                   Нефть и продукты его переработки

    Текстильная промышленность                                                                Коллекция «Поделочные камни»

    Машиностроение                                                                                      Коллекция «Полезные ископаемые»

    Электроэнергетика                                                                                    Коллекция «Горные породы и минералы»

    Химическая промышленность                                                                   Коллекция «Шкала твердости»

    Черная металлургия                                                                    Набор таблиц для 8 -  9 класса

    Цветная металлургия                                                                                    Раздаточный дидактический материал.

    Пищевая промышленность

    Легкая промышленность

    Поволжский район

    Центральный район

    Северо - Западный район

    Дальневосточный район

    Восточно - Сибирский район

    Уральский район

    Физическая и экон. карта Мордовии

     

    Календарно - тематическое планирование курса

    « География России. Природа. Население. Хозяйство»

    8 класс.

    Дом

    зад.

    Практич

    работы

    Вид  занятия

    Всего

    часов

    Название раздела,

    темы урока

    Дата

    Фактическая

    Дата

    планируемая

    п/п

    Стр. 3 - 8

    Изучение нового материала

    1

    Введение.Что изучает география России. Россия на карте мира. Г.П. как зеркало России.

    1.

    10

    Раздел 1. Россия на карте мира  

    3

    Тема:Географическое положение России

    П.

    2-3

    Изучение

    нового  

    материала

    Географическое положение России. Виды и уровни ГП. Особенности ФГП. Г. П. Мордовии.

    1.1

    П. 3.

    П/Р №1

    Итоговая

    Характеристика ГП России

            Актуализ. знаний и умений

    Экономико - транспортное положение России. Соседи России.

    1.2

    П. 4.

    Сравнение ГП России и других стран

    Практикум

    Геополитическое, этнокультурное  и эколого - геогр. положение России

    1.3.

    7

     Тема:Границы и административно  - территориальн устройство Россиии  

    П. 5.

    Изучение нов. материала. Лекция

    Государственная территория России

    1.4

    П. 6.

    Актуализ. знаний и умений

    Типы российских границ: сухопутные и морские границы.

    1.5

    П. 7.

    Урок - викторина

    Повторительно - обобщающий урок «Россия на карте мира»

    1.6.

    П. 9.

    П/р №2

    Итоговая

    Определение поясного времени

    Практикум

    Россия на карте часовых поясов

    1.7

    П. 10.

    Практикум

    Этапы и методы географ. изуч. территории

    1.8

    П. 11.

    Урок изучения нов. мат.

    Особенности администр.-территор. устройства России

    1.9.

    Тестирование

    Обобщающее повторение по теме « Россия на карте мира»

    1.10

    36

    Раздел 2. Природа России

    7

     Тема:Геологическое строение, рельеф, полезные икопаемые

    П. 12.

    Изучение нов. материала

    Геологическая история и геолог. строение

    Территории России

    2.1.

    П. 13.

    П/Р№3

    Итоговая

    Объяснение зависим. располож. крупных форм рельефа и местор. пол ископ. от строения земной коры.

    Практикум

    Рельеф России.

    2.2.

    П. 14.

    Исследование

    Изменение рельефа России

    2.3.

    П. 15.

    Комбинированный

    Стихийные природные явления в литосфере

    2.4.

    П. 16.

    Урок -игра

    Человек и литосфера

    2.5.

    Описание рельефа своей местности по типовому плану

    Практикум

    Рельеф и геологическое строение Мордовии

    2.6.

    тестирование

    Урок обобщающего повторения.

    2.7.

    8

     Тема:Климат и климатические ресурсы России

    П. 17.

    П/Р№4

    Итоговая

    Определение по картам распред. солнечн. рад., рад. баланса.

    Изучение нов. мат.

    Факторы, определяющие климат Росии.

    2.8.

    Комбинированный

    Циклоны и антициклоны.

    2.9.

    П. 18.

    П/Р№5

    Итоговая

    Выявление по картам распред. температ. и осадков

    Практикум

    Закономерн. распределения тепла и влаги на территории России

    2.10.

    П. 19.

    П/Р№6

    Итоговая

    Составление прогноза погоды

    Актуализация знаний

    Сезонность климата

    2.11.

    П. 20.

    Комбинированный

    Типы климатов России.

    2.12

    П. 21.

    Исследование

    Комфортность климат.условий. Климат Мордовии

    2.13

    П. 22.

    П/Р№7

    Итоговая

    Оценка основных климат. показ. одного из регионов страны для характ.  условий жизни населения.

    Комбинированный

    Климат и человек.

    2.14

    Тестирование

    Смотр знаний по теме « Климат»

    2.15

    6

    Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»

    П. 23.

    П/№8

    Итоговая

    Описание реки по плану

    Изучение нов. материала

    Разнообразие внутренних вод России. Реки.

    2.16

    П. 24.

    Комбинированный

    Озера, болота, подземные воды. Ледники, многолетняя мерзлота.

    2.17

    П. 25.

    П/Р№9

    Обучающая

    Определение закономерностей размещения вод суши и связанных с ними природных явлений.

    Практикум

    Водные ресурсы и человек.

    2.18

    П/Р№10

    Обучающая

    Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

    Практикум

    Внутренние воды и водные ресурсы Мордовии и родного края

    2.19

    Тестирование

    Смотр знаний по теме « Внутренние воды и водные ресурсы»

    2.20.

    5

    Тема «Почвы и почвенные ресурсы»

    П. 26.

    П/Р№11

    Обучающая

    Выявление условий почвообразования, оценка их плодородия по картам.

    Изучение нов. материала.

    Образование почв  их разнообразие.

    2.21

    П. 27.

    Исследование

    Закономерности распространения почв

    2.22..

    П. 28.

    Практикум

    Почвенные ресурсы России.

    2.23

    Знакомство с образцами почв своей местности.

    Практикум

    Почвы  Мордовии, родного края

    2.24

    Тестирование

    Урок обобщающего повторения по теме «Почвы»

    2.25

    4

    Тема «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

    П. 29.

    П/Р№12

    Обучающая

    Составление прогноза изменений раст. и жив. мира при изменении компонентов природы.

    Изучение нов. материала

    Растительный и животный мир России

    2.26

    П. 30.

    исследование

    Биологические ресурсы. Охрана раст и жив. мира.

    2.27.

    Растительный и животный мир Мордовии и родного края.

    2.28

    Тестирование. СД- диск

    Урок обобщающего повторения по теме

     « Биологические ресурсы»

    2.29.

    5

    Тема «Природное районирование»

    П. 31.

    Изучение нов. материала

    Разнообразиериродных комплексов

    2.30.

    П.

    32.

    Актуализация знаний и умений

    Природно - хозяйственные зоны России

    2.31

    П.

    33.

    П/Р№13

    Итоговая

    Сравнительная характеристика 2 природных зон

    Путешествие

    Природные зоны России

    2.32

    П.

    34

    35-36

    Оценка природных ресурсов природной зоны

    Путешествие

    Природные зоны России

    2.33

    Сд -диск

    Природные зоны Мордовии

    2.34

    П.

    37

    П/Р№14

    Составить характер. природной зоны своей местности.

    Исследование

    Особо охраняемые территории России. Мордовии.

    2.35.

    СД диск

    тесты

    Урок обобщающего повторения по теме «Природное районирование»

    2.36

    9

    Раздел 3. Население России

    П. 38.

    П/Р№15

    Итоговая

    Выявление по карте проживания крупных народов России

    Изучения нового материала

    Численность населения России

    3.1

    П.

    39.

    Актуализация знаний и умений

    Мужское и женское население России

    3.2

    П.

    40

    П/Р№16

    Обучающая

    Оценка географии размещения народов и распространения религий

    Практикум

    Этнический и языковый состав

    3.3.

    П.

    41.

    Выявление роли  в развитии городовЭГП

    Практикум

    Городское и сельское население

    3.4.

    П.

    42

    Комбинированный

    Размещение населения России

    3.5.

    П.

    43

    Анализ миграционных потоков

    Комбинированный

    Миграции населения

    3.6.

    П.

    44

    П/р 17

     Итоговая «Определение по стат. материалам доли занятых в отраслях

    Анализ графиков «Динамика ЭАН»

    Исследование

    Экономически активное население

    3.7.

    Исследование

    Население Мордовии

    3.8.

    Тестирование.

    Обобщающий по теме «Население»

    3.9.

    12

    Раздел 4. Хозяйство России.

    П. 45.

    Изучение нового материала

    Что такое хозяйство страны?

    4.1.

    П.

    46

    Актуализация знаний и умений

    Как география изучает хозяйство?

    4.2.

    П.

    47

    П/Р18

    Обучающая

    Изучение принципов изучения хозяйства

    Изучение нового материала

    Состав первичноо сектора экономики

    4.3.

    П.

    48

    49.

    Комбинированный. Практикум

    Природно - ресурсный потенциал России. Богата ли Россия ресурсами

    4.4..

    П.

    50

    П/Р19

    Обучающая

    Составление схемы АПК

    Комбинированный

    Сельское хозяйство

    4.5.

    П.

    51.

    Работа с картами атласа

    Комбинированный

    Земледелие

    4.6.

    П.

    52

    Комбинированный

    Животноводство

    4.7.

    П.

    53

    Комбинированный

    Лесное хозяйство. Охота.

    4.8.

    П.

    54.

    Практикум

    Рыбное хозяйство.

    4.9.

    П.

    55.

    Семинар

    Географический фактор в развитии общества

    4.10

    Тестирование

    Обобщение и повторение

    Обобщающий. Первичный сектор экономики - отрасли, эксплуатирующие природу

    4.11.

    Смотр знаний

    Обобщение знаний по всему курсу

    4.12

    Содержание программы:

    Часть I

    Раздел. - 1.  Россия на карте мира

                       Тема: Особенности географического положения  России (10 часов).

    Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств.  

    Границы России. Государственные границы России, их  виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

    История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

    Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

    Практические работы.

     Характеристика географического положения России.

    Сравнение географического положения России и других стран.

    Определение поясного времени для разных городов России.

    Раздел 2. Природа России (36 ч.)

    Природные условия и ресурсы России. Понятия природных условий и ресурсов. Природный  и экологический потенциал России.

    Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы  формирования земной коры на территории России. Особенности  геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные  процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления.  Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение  рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

    Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных  факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

     

    Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом.  Характеристика крупнейших рек страны.  Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение.

    Роль рек в жизни населения  и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

    Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения  качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

    Почва и почвенные ресурсы. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв.

    Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.  Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с  эрозией почв  и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

    Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие.  Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.  Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

    Природно-хозяйственное  районирование. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного  наследия.

                                    

    Практические работы.

    Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

    Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.  

    Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

    Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности  населения.

    Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

    Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

    Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.

    Знакомство с образцами почв своей местности и особенностями их использования.

    Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного  комплекса.

    Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

    Раздел3. -   Население России  (10 ч.)

    Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

    Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

    Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как  специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

    Особенности расселения  населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

    Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

    Трудовые ресурсы России. Неравномерность  распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в  уровне занятости и уровне  жизни населения России, факторы их определяющие.

    Практические работы.

    Анализ карт населения.

    Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

    Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений

    Раздел IV

    Хозяйство России и Мордовии  -   12 ч

    Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие — первичная основа хозяйства.  Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые

    комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

    Тема 1

    ПЕРВИЧНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ - ОТРАСЛИ,

    ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ ПРИРОДУ

    Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

    Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.

    Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.

    Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

    Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

    Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.

    Охота. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

    Тематическое планирование по дисциплине

    Экскурсии

    Самостоятельная работа

    Контрольная работа

    Итоговые

    п/р

    Часы

    на теорию

    Всего часов

    Название разделов и тем

    п/п

    10

     Раздел - 1.

    Россия на карте мира -

    1.

    1

    1

    3

    4

    Тема 1. Географическое положение России. Мордовии.

    1

    1

    1

    5

    6

    Тема 2. Границы и  административно- территориальное устройство России.

    36

    Раздел 2. Природа России.

    2.

    1

    1

    1

    5

    7

    Тема 1. Рельеф, геоглогическое строение и полезные ископаемые России и Мордовии.

    1

    1

    4

    5

    8

    Тема 2. Климат и климатические ресурсы России и  Мордовии

    1

    1

    1

    1

    5

    6

    Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России и Мордовии

    1

    1

    4

    5

    Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы России и Мордовии

    1

    1

    1

    1

    2

    4

    Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы России и Мордовии

    1

    1

    6

    6

    Тема 6.Природное районирование.

    1

    1

    1

    7

    9

    Раздел 3. Население России и Мордовии

    3.

    1

    2

    2

    10

    12

    Раздел 4. Хозяйство России и Мордовии

    4.

    2

    11

    10

    10

    53

    68

    Всего часов:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме: " Класс Млекопитающие".

    Урок по теме: Класс Млекопитающие проводится после изучения всей темы, способствует развитию познавательной деятельности учащихся. Форма: урок -игра "Счастливый случай" . также используется  при ...

    Обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме "Звуки и буквы"с использованием ИКТ.

    Урок разработан по программе 5-го класса, учебник под ред. В.Бабайцевой. Тема урока «Звуки и буквы» (1 урок по разделу «Фонетика»).Все этапы урока были направлены на выполнение целей с учет...

    Разработка урока по георафии в 6 классе по теме "Атмосфера"

     Тема урока: Обобщающий урок по теме «Атмосфера».Возрастная группа: 6 класс.Цель урока: Способствовать закреплению знаний по теме «Атмосфера».Развивать находчивость, смекалку. Побуждать интерес к пред...

    Обобщающий урок по географии в 7 классе по теме АФРИКА

    Цель урока обощить знания обучающихся по пройденному материалу....

    Обобщающий урок по алгебре в 7 классе по теме "Сумма и разность многочленов. Умножение одночлена на многочлен"

    Целью данного урока является повторение   и закрепление знаний  и отработка действий с многочленами: сумма и разность многочленов, умножение одночлена на многочлен. Материал можно испол...

    Обобщающий урок по физике в 7 классе по теме: "Давление"

    Презентация по теме "Давление". 7 класс...

    Методическая разработка Обобщающий урок по биологии в 7 классе по теме «Надкласс Рыбы»

    Цель урока: 1. Углубить и обобщить знания  по теме класс Рыбы, особенностях внешнего,  внутреннего строения, размножения .2. Активизировать познавательный интерес к изучению природы, воспиты...