Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС по теме "Человек - часть биосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Данная разработка урока демонстрирует возможности современных педагогических технологий и применения школьных цифровых лабораторий на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_chelovek_-_chast_biosfery.docx | 68.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта мастер-класса
ФИО педагога | Роговая Валентина Александровна |
Предмет | география |
Класс | 6 класс |
Тип урока | «Открытия» нового знания |
Вид (форма) урока | Исследовательская лаборатория |
Тема урока | Человек – часть биосферы |
Цель урока | Формирование УУД через практическое использование цифровых лабораторий |
Задачи урока: 1)обучающие 2)развивающие 3)воспитательные | Задачи урока: -обучающие
-развивающие: развивать у обучающихся:
-воспитательные:
|
Формы организации образовательного пространства на уроке | Работа в группах, работа в малых группах, индивидуальная работа |
Риски | Психологический дискомфорт при работе в группе из-за лидерских качеств обучающихся |
Средства обучения | Школьная цифровая лаборатория «Архимед», карта плотности населения мира, климатическая, физическая карта мира. |
Дидакти-ческая структура урока | Микроцель (задачи) этапов урока | Методы и приемы работы. | Форма деятель-ности | Деятельность учителя. | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) | |
Предметные УУД | Метапредмет-ные УУД: -познаватель-ные -коммуникативные -регулятивные | ||||||
Личностные УУД | |||||||
1. Этап мотивации к учебной деятельности | 1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); 2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); 3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»). | Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод проекта. Личностно-ориентированное обучение. Проектно-исследовательская технология, ИКТ. | Работа в малых группах; индивиду-альная работа | Индивидуальное задание | Построение логической цепочки, раскрывающей причинно-следственные связи взаимодействии живых организмов и человека Вывод: человек – часть биосферы | Уметь применять на практике полученные теоретические знания | Познавательные: использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование). Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
2.Этап актуализа-ции и пробного учебного действия | Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Метод анализа информации | Работа в малых группах; индивиду-альная работа | Вступительное слово «Ребята, давайте вспомним царства живых организмов и изобразим это в виде круговой диаграммы. К какому царству отнесем человека? (Животным) Вывод: человек – часть биосферы. Это тема нашего урока. А теперь выявим зависимость человека от живых организмов и составим кластер. «Итак, в процессе взаимодействия живых организмов с человеком мы пришли к выводу: Человек не может оторваться от биосферы, так как является ее частью | Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий: метод анализа информации | Составление логических схем (кластеров) Приложение №1 Приложение №2 | Регулятивные: организация своего рабочего места |
3. Этап выявления места и причины затрудне-ния | Заинтересовать обучающихся | Личностно-ориентированное развивающее обучение, ИКТ | Фронтальная, работа в малых группах | Вступительное слово: Когда появился человек на планете? Почему люди разных континентов отличаются по внешности? | Обучающиеся делятся на группы и работают по алгоритмам: Археологи, антропологи, демографы, экологи | Расширение информации-онного пространст-ва у учителя и обучаю-щихся. Возмож-ность проверки теоретических утверждений на практике. Научиться выдвигать гипотезу и доказывать ее. | Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
4.Этап построения проекта выхода из затрудне-ния | Сформировать у обучающихся умение ориентироваться в практических ситуациях, воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации | Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод проекта, метод «открытий». Технология коллективно-познаватель-ной деятельности, проектно-исследовательская технология. | Работа в группах | Ситуация 1: Когда, по мнению ученых, появился человек разумный? Ситуация 2. Как шло расселение людей по планете? Ситуация 3. В каких районах размещается большая часть населения планеты? Ситуация 4. Как окружающая среда влияет на внешний облик людей? | Задание №1 археологам определить время появления человека разумного; объяснить почему именно в Африке появились первые люди Задание №2 для группы демографов: определить особенности неравномерного размещения населения мира Сравнить Метод наложение карт физической, климатической, плотности населения. Размещение населения по ГШ, рельефу, близости к океану Выявить Закономерности в размещении населения мира Задание №3 для группы антропологов: Сопоставить условия экваториального пояса, тропических и умеренных и их влиянием на изменение внешнего облика человека Вывод: все расы людей отличаются только по внешним признакам Задание №4 Для экологов: Каждые 5 мин определять количество кислорода в воздухе кабинета, обработать данные в тб XL Выводы и рекомендации | Умение и навыки работы с книгой, картографический анализ Работа по алгоритму приложение №3 Работа по алгоритму приложение №4 Работа по алгоритму приложение №5 Работа по алгоритму приложение №6 | Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Регулятивные: Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: Использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование). Коммуникативные Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
5. Этап реализации построен-ного проекта | Воспитывать уверенность в себе; развивать умение самооценки | Диалог | Фронталь-ная | Что нового узнали? Человек – часть биосферы. Кислород вырабатываемый растениями жизненно необходим человеку. На земле выделяют 4 расы. Отличие людей разных рас только по внешнему признаку Где и как можно применять полученные знания? Что еще можно узнать, используя цифровые лаборатории? В чем их преимущество? | группа оценивает свою работу по трем направлениям: правильность выполнения практических заданий, активность в группе, психологический комфорт | Составление кластеров | Уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными вначале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе |
6. Этап первично-го закрепле-ния с проговариванием во внешней речи | Оценивает деятельность групп. | ||||||
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Развивать творческие способности обучающихся, их творческую инициативу. | Метод индивидуальной поисковой деятельности, метод проекта. Личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательская технология. | Индивидуаль- ная | Создание минипроектов при помощи цифровых лабораторий по темам: « Газообмен в кабинете» | Фиксируют п 51 домашнее задание. | Уметь применять на практике полученные теоретические знания | Личностные: мотивация к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности. Метапредмет-ные: способность использования сформирован-ных УУД в учебной, познавательной и социальной практике. |
8.Этап включения в систему знаний и повторе-ния | Проверка эффективности работы на уроке уч-ся | Самостоятельная работа | Индивидуаль- ная | Тест 5 заданий в системе moodle Приложение №7 | Развитие внимательности на уроке | ||
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Самоанализ деятельности на уроке | Осмысление способов действия при изучении нового материала | Индивидуаль- ная | Создание эмоциального настроя |
Приложение №1
Царства живых организмов
Вывод: человек – часть природы.
Это и есть тема нашего урока.
Приложение №2
Человек и другие живые организмы
Животные
Микроорганизмы
Грибы
Воздействие
живых
организмов
на человека
Пища, одежда
Пища
Участие в пищеварении
Вывод: человек очень зависит от большинства живых организмов
Приложение №3
1 группа археологов
Алгоритм работы:
1.Когда, по мнению ученых, появился человек разумный? ______________
(текст учебника стр. 130)
2..Как шло расселение людей по планете?
Прародина человечества:________________________
Как заселялись остальные материки?________________________________________
(текст учебника стр. 130)
Составления логической схемы:
Вывод: 3 млн. лет назад человек разумный появляется в Африке и постепенно распространяется по Евразии, через Берингию в Америку и по островам в Австралию.
Записи в тетрадях.
Приложение №4
2 группа географы - демографы
Алгоритм работы:
1.В каких районах размещается большая часть населения планеты:
- По широте местности и почему?
- По высоте и почему?
(Метод наложения карт: физической, климатической и анализ карты плотности населения планеты, текст учебника стр. 130)
2.Какой материк не имеет коренного населения? Почему?
Составление логической схемы:
Вывод: основная часть населения планеты концентрируются в умеренных и тропических широтах, на равнинах и вблизи моря.
Приложение № 5
3 группа антропологов
Алгоритм работы:
1.Как окружающая среда влияет на внешний облик людей?
2.Что такое раса?
3.Какие расы существуют на Земле?
Использовать текст учебника стр. 130 и интернет ресурсы.
4. Какая часть населения Земли относится к европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной расам?
Вывод: Расовые различия людей только по внешнему признаку.
Записи в тетрадях
Приложение №6
4.Группа Экологов.
Цель работы: экологическое состояние кабинета.
Алгоритм работы 4 группы:
- Предварительная подготовка: анализ энциклопедической литературы, сбор статистических данных по теме «Фотосинтез и газообмен»
- Работа с цифровой лабораторией «Архимед»: определение количества кислорода в воздухе кабинета каждые 5 минут.
- Оформление данных в XL таблицу. Построение графика. Анализ. Выводы.
- Расчеты по потреблению кислорода присутствующими на уроке.
- Рекомендации по озеленению кабинета и вентиляции.
Дополнительный материал:
Содержание газов (%) во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе
Воздух | Кислород | Углекислый газ | Азот |
Вдыхаемый Выдыхаемый | 20,94 16,30 | 0,03 4,00 | 79,03 79,70 |
Влияние концентрации углекислого газа в помещении на здоровье человека
Уровень СО2 (ppm)
| Качество воздуха и его влияние на человека |
Атмосферный воздух 300- 400 ppm | Идеальный для здоровья человека |
400-600 ppm | Нормальное качество воздуха |
До 600 ppm | Уровень, рекомендованный для спален, детских садов и школ |
600-800 ppm | Появляются единичные жалобы на качество воздуха |
800-1000 ppm | Более частые жалобы на качество воздуха. |
Выше 1000 ppm | Общий дискомфорт, слабость, головная боль, проблемы с концентрацией внимания. Растет число ошибок в работе. Начинаются негативные изменения в ДНК. |
Выше 2000 ppm | Может вызвать серьезные отклонения в здоровье людей. Количество ошибок в работе сильно возрастает. 70% сотрудников не могут сосредоточиться на работе |
По данным исследования д.т.н., проф. директор НОЦ ТГТУ-ОАО «Корпорация «Росхимзащита» в области новых химических технологий Дворецкого Станислава Ивановича
Один человек в замкнутом пространстве при t =+200С, влажности воздуха 65% за 1 мин прокачивает 5 л воздуха, из этого объема усваивает 0,5 л кислорода. В 1 литре воздуха – 0,25 г кислорода. Значит в 5 литрах – 1,225 г кислорода.
При каждом вдохе тело поглощает около 20 миллилитров кислорода. Поскольку в спокойном состоянии человек делает примерно 16 вдохов в минуту, значит, мы поглощаем в минуту около 0, 45 г ( 450 миллиграммов) кислорода. Один миллилитр кислорода весит 1,43 миллиграмма.
Таким образом: человек за минуту потребляет 315 миллилитров кислорода и выдыхает 1,38 г углекислого газа.
Практическая работа на уроке «Экологов»
Группа делится на 2 подгруппы.
1подгруппа: определяет объем воздуха в кабинете и делает теоретический расчет количества кислорода.
Расчет в кабинете: V=a*b*c м3 объем воздуха в кабинете.
V*1000= количество литров воздуха в кабинете
Вес воздуха:
1 л воздуха – 0,001225 кг (1,225 г). В нем кислорода: 0,25 г.
V*0,25= количество кислорода в помещении.
2 подгруппа: при помощи цифровой лаборатории «Архимед» обучающиеся измеряют количество кислорода в воздухе кабинета с интервалом 5 минут. Вносят данные в таблицу XL и строят график.
Подведение итогов работы подгрупп и общий вывод: скорость уменьшения кислорода зависит от количества присутствующих на уроке, интенсивности физической нагрузки присутствующих и качества вентиляции, озеленения кабинета
Рекомендации по газообмену в кабинете:
- Улучшение озеленения
- Усовершенствование вентиляции
Приложение №7
Тест
1 вариант
1.Древние виды живых организмов, сумевших приспособиться к новым условиям обитания
а) реликты б) эндемики в) бентос г) нектон
2.Животные, которые активно плавают в водной толще
а) бентос б) нектон в) планктон
3.Кто из ученых определил великую роль зеленых растений в жизни биосферы
а) В.И. Вернадский б) К.А. Тимирязев в) В. В. Докучаев
4.Где обнаружены самые древние останки человека
а) в Евразии б) в Африке в) Северной Америке
5.Где больше сосредоточено людей
а) на побережье морей и океанов
б) в глубине континента
в) в полярных широтах
г) в экваториальном, тропических и умеренных поясах
Тест
2 вариант
1.Живые организмы, встречающиеся только на определенных территориях
а) реликты б) эндемики в) планктон г) грибы
2.Водные организмы, обитающие на дне моря
а) планктон б) бентос в) нектон
3.Установите соответствие:
Организмы-потребители растения
Организмы-производители животные
Организмы-разрушители микроорганизмы
4.Группы людей, объединенных общностью происхождения и сходством внешних признаков, сложившихся под влиянием климата и других особенностей природы
а) биосфера б) раса в) народ
5.Сфера разума, сфера взаимодействия природы и общества
а) биосфера б) ноосфера в) гидросфера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"
Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...
Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)
Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"
Технологическая карта урока представляеит собой авторскую разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...
Технологическая карта по географии 7 класс. Мировой океан и его части.
Тема урока: Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Цель урока: сформировать представление о мировом океане и его частях. Формирование системы географических знаний как компонента н...
Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Союз как часть речи"
Предложен конспект первого урока в разделе "Союз" . В пояснительной записке приводится обоснование использования при изучениии раздела "Союз" приемов модульного обучения....
Технологическая карта урока в 6 классе по теме « Наречие как часть речи»
УМК В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Г.К. Лидман-Орлова, Е.И. НикитинаЦели урока: уметь определять наречие как самостоятельную часть речи, совершенствовать общеучебное умение работать с текстами, позна...