Главные вкладки

    Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС по теме "Человек - часть биосферы"
    план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

    Данная разработка урока демонстрирует возможности современных педагогических технологий и применения школьных цифровых лабораторий на уроках географии. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_chelovek_-_chast_biosfery.docx68.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта мастер-класса

    ФИО педагога

    Роговая Валентина Александровна

    Предмет

    география

    Класс

    6  класс

    Тип урока

    «Открытия» нового знания

    Вид (форма) урока

    Исследовательская лаборатория

    Тема урока

    Человек – часть биосферы

    Цель урока

    Формирование УУД через практическое использование цифровых лабораторий

    Задачи урока:

    1)обучающие

    2)развивающие

    3)воспитательные

    Задачи урока:

    -обучающие

    • Формировать представление обучающихся о взаимодействии биосферы и человека, понятие о ноосферы;
    • формировать у обучающихся навыки ведения исследовательской работы;
    • продолжить формирование умения работать с текстом и данными электронного приложения, анализировать, делать выводы;
    • продолжить формирование навыков по использованию школьных цифровых лабораторий;
    • формирование  навыков индивидуальной и групповой работы.

    -развивающие:

    развивать у обучающихся:

    • навыки по поиску информации, ее обработке;
    • творческие способности обучающихся, их творческую инициативу;

    -воспитательные:

    • воспитывать информационную культуру;
    • самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
    • интерес к предмету

    Формы организации образовательного пространства на уроке

    Работа в группах, работа в малых группах, индивидуальная работа

    Риски

    Психологический дискомфорт при работе в группе из-за лидерских качеств обучающихся

    Средства обучения

    Школьная цифровая лаборатория «Архимед», карта плотности населения мира, климатическая, физическая карта мира.

    Дидакти-ческая структура урока

    Микроцель (задачи) этапов урока

    Методы и приемы работы.

    Форма деятель-ности

    Деятельность учителя.

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Предметные УУД

    Метапредмет-ные УУД:

    -познаватель-ные

    -коммуникативные

    -регулятивные

    Личностные УУД

    1. Этап мотивации  к учебной деятельности

    1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

    2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

    3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

    Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод проекта. Личностно-ориентированное обучение. Проектно-исследовательская технология, ИКТ.

    Работа в малых группах; индивиду-альная работа

     Индивидуальное задание

    Построение логической цепочки, раскрывающей причинно-следственные связи взаимодействии живых организмов и человека

    Вывод: человек – часть биосферы

    Уметь применять на практике полученные теоретические знания

    Познавательные: использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование).

    Коммуникативные:

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

    2.Этап актуализа-ции и пробного учебного действия

    Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

    Метод анализа информации

    Работа в малых группах; индивиду-альная работа

    Вступительное слово

    «Ребята, давайте вспомним царства живых организмов и изобразим это в виде круговой диаграммы. К какому царству отнесем человека? (Животным)

    Вывод: человек – часть биосферы. Это тема нашего урока.

    А теперь выявим зависимость человека от живых организмов и составим кластер.

    «Итак, в процессе взаимодействия живых организмов с человеком мы пришли к выводу:

    Человек не может оторваться от биосферы, так как является ее частью

    Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий: метод анализа информации

    Составление логических схем (кластеров)

    Приложение №1

    Приложение №2

    Регулятивные: организация своего рабочего места

    3. Этап выявления места и причины затрудне-ния

    Заинтересовать обучающихся

    Личностно-ориентированное развивающее обучение, ИКТ

    Фронтальная, работа в малых группах

    Вступительное слово:

    Когда появился человек на планете?

    Почему люди разных континентов отличаются по внешности?

    Обучающиеся делятся на группы и работают по алгоритмам:

    Археологи, антропологи, демографы, экологи

    Расширение информации-онного пространст-ва у учителя и обучаю-щихся.

    Возмож-ность проверки теоретических утверждений  на практике.

    Научиться выдвигать гипотезу  и доказывать ее.

    Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

    4.Этап построения проекта выхода из затрудне-ния

    Сформировать у обучающихся умение ориентироваться в практических ситуациях, воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации

    Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод проекта, метод «открытий». Технология коллективно-познаватель-ной деятельности, проектно-исследовательская технология.

    Работа в группах

    Ситуация 1:

    Когда, по мнению ученых, появился человек разумный?

    Ситуация 2.

    Как шло расселение людей по планете?

    Ситуация 3.

    В каких районах размещается большая часть населения планеты?

    Ситуация 4.

    Как окружающая среда влияет на внешний облик людей?

    Задание №1

    археологам

    определить

    время появления человека разумного;

    объяснить

    почему именно в Африке появились первые люди

    Задание №2 

    для группы демографов: определить

    особенности неравномерного размещения населения мира

    Сравнить

    Метод наложение карт физической, климатической, плотности населения.

    Размещение населения по ГШ, рельефу, близости к океану

    Выявить

    Закономерности в размещении населения мира

    Задание №3 для группы антропологов:

    Сопоставить условия экваториального пояса, тропических и умеренных и их влиянием на изменение внешнего облика человека

    Вывод: все расы людей отличаются только по внешним признакам

    Задание  №4

    Для экологов:

    Каждые 5 мин определять количество кислорода в воздухе кабинета, обработать данные в тб XL

    Выводы и рекомендации

    Умение и навыки работы с книгой, картографический анализ

    Работа по алгоритму приложение №3

    Работа по алгоритму приложение №4

    Работа по алгоритму приложение №5

    Работа по алгоритму приложение №6

    Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

    Регулятивные:

    Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

    Познавательные:

    Использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование).

    Коммуникативные

    Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

    5. Этап реализации построен-ного проекта

    Воспитывать уверенность в себе; развивать умение самооценки

    Диалог

    Фронталь-ная

    Что нового узнали?

    Человек – часть биосферы. Кислород вырабатываемый растениями жизненно необходим человеку.

    На земле выделяют 4 расы.

    Отличие людей разных рас  только по внешнему признаку

    Где и как можно применять полученные знания?

    Что еще можно узнать, используя цифровые лаборатории?

    В чем их преимущество?

     группа оценивает свою работу по трем направлениям: правильность выполнения практических заданий, активность в группе, психологический комфорт

    Составление кластеров

    Уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными вначале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе

    6. Этап первично-го закрепле-ния с проговариванием во внешней речи

    Оценивает деятельность групп.

    7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

    Развивать творческие способности обучающихся, их творческую инициативу.

    Метод индивидуальной поисковой деятельности, метод проекта.

    Личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательская технология.

    Индивидуаль-

    ная

    Создание минипроектов при помощи цифровых лабораторий по темам:      « Газообмен в кабинете»

    Фиксируют п 51 домашнее задание.

    Уметь применять на практике полученные теоретические знания

    Личностные: мотивация к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности.

    Метапредмет-ные: способность использования сформирован-ных УУД в учебной, познавательной и социальной практике.

    8.Этап включения в систему знаний и повторе-ния

    Проверка эффективности работы на уроке уч-ся

    Самостоятельная работа

    Индивидуаль-

    ная

    Тест 5 заданий в системе moodle

    Приложение №7

    Развитие внимательности на уроке

    9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Самоанализ деятельности на уроке

    Осмысление способов действия при изучении нового материала

    Индивидуаль-

    ная

    Создание эмоциального настроя

    Приложение №1

    Царства живых организмов

            

    Вывод: человек – часть природы.

    Это и есть тема нашего урока.

    Приложение №2

    Человек и другие живые организмы

    Животные

    Микроорганизмы

    Грибы

    Воздействие

     живых

     организмов

     на человека

    Пища, одежда

    Пища

    Участие в пищеварении

            Вывод: человек очень зависит от большинства живых организмов

    Приложение №3

    1 группа археологов

    Алгоритм работы:

    1.Когда, по мнению ученых, появился человек разумный? ______________

    (текст учебника стр. 130)

    2..Как шло расселение людей по планете?

    Прародина человечества:________________________

    Как заселялись остальные материки?________________________________________

    (текст учебника стр. 130)

    Составления логической схемы:

    Вывод: 3 млн. лет назад человек разумный появляется в Африке и постепенно распространяется по Евразии, через Берингию в Америку и по островам в Австралию.

    Записи в тетрадях.

    Приложение №4

    2 группа географы - демографы

    Алгоритм работы:

    1.В каких районах размещается большая часть населения планеты:

    • По широте местности и почему?
    • По высоте и почему?

    (Метод наложения карт: физической, климатической и анализ карты плотности населения планеты, текст учебника стр. 130)

    2.Какой материк не имеет коренного населения? Почему?

    Составление логической схемы:

    Вывод: основная часть населения планеты концентрируются в умеренных и тропических широтах, на равнинах и вблизи моря.

    Приложение № 5

    3 группа антропологов

    Алгоритм работы:

    1.Как окружающая среда влияет на внешний облик людей?

    2.Что такое раса?

    3.Какие расы существуют на Земле?

    Использовать текст учебника стр. 130  и интернет ресурсы.

    4. Какая часть населения Земли относится к европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной расам?

    Вывод: Расовые различия людей только по внешнему признаку.

    Записи в тетрадях

    Приложение №6

    4.Группа Экологов.

    Цель работы: экологическое состояние кабинета.

    Алгоритм работы 4 группы:

    1. Предварительная подготовка: анализ энциклопедической литературы, сбор статистических данных по теме «Фотосинтез и газообмен»
    2. Работа с цифровой лабораторией «Архимед»: определение количества кислорода в воздухе кабинета каждые 5 минут.
    3. Оформление данных в XL таблицу. Построение графика. Анализ. Выводы.
    4. Расчеты по потреблению кислорода присутствующими на уроке.
    5. Рекомендации по озеленению кабинета и вентиляции.

    Дополнительный материал:

    Содержание газов (%) во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

    Воздух

    Кислород

    Углекислый газ

    Азот

    Вдыхаемый

    Выдыхаемый

    20,94

    16,30

    0,03

    4,00

    79,03

    79,70

    Влияние концентрации углекислого газа в помещении на здоровье человека

    Уровень СО2 (ppm)

     

    Качество воздуха и его влияние на человека

    Атмосферный воздух

    300- 400 ppm

    Идеальный для здоровья человека

    400-600 ppm

    Нормальное качество воздуха

    До 600 ppm

    Уровень, рекомендованный для спален, детских садов и школ

    600-800 ppm

    Появляются единичные жалобы на  качество воздуха

    800-1000 ppm

    Более частые жалобы на качество воздуха.

    Выше 1000 ppm

    Общий дискомфорт, слабость, головная боль, проблемы с концентрацией внимания. Растет число ошибок в работе. Начинаются негативные изменения в ДНК.

     Выше  2000 ppm

    Может вызвать серьезные отклонения в здоровье людей. Количество ошибок в работе сильно возрастает. 70% сотрудников не могут сосредоточиться на работе

    По данным исследования  д.т.н., проф. директор НОЦ ТГТУ-ОАО  «Корпорация «Росхимзащита» в области новых химических технологий Дворецкого  Станислава  Ивановича

     Один человек в замкнутом пространстве при t =+200С, влажности воздуха 65% за 1 мин прокачивает 5 л воздуха, из этого объема усваивает 0,5 л кислорода. В 1 литре воздуха – 0,25 г кислорода. Значит в 5 литрах – 1,225 г кислорода.

    При каждом вдохе тело поглощает около 20 миллилитров кислорода. Поскольку в спокойном состоянии человек делает примерно 16 вдохов в минуту, значит, мы поглощаем в минуту около 0, 45 г ( 450 миллиграммов) кислорода. Один миллилитр кислорода весит 1,43 миллиграмма.

    Таким образом: человек за минуту потребляет 315 миллилитров  кислорода и выдыхает   1,38 г  углекислого газа.

    Практическая работа на уроке «Экологов»

    Группа делится на 2 подгруппы.

    1подгруппа: определяет объем воздуха в кабинете и делает теоретический расчет количества кислорода.

    Расчет в кабинете: V=a*b*c м3  объем воздуха в кабинете.

    V*1000= количество  литров воздуха в кабинете

    Вес воздуха:

    1 л воздуха – 0,001225 кг (1,225 г). В нем кислорода: 0,25 г.

    V*0,25= количество кислорода в помещении.

    2 подгруппа: при помощи цифровой лаборатории «Архимед» обучающиеся измеряют количество кислорода в воздухе кабинета с интервалом 5 минут. Вносят данные в таблицу XL и строят график.

    Подведение итогов работы подгрупп и общий вывод: скорость уменьшения кислорода зависит от количества присутствующих на уроке, интенсивности физической нагрузки присутствующих и качества вентиляции, озеленения кабинета

    Рекомендации по газообмену в кабинете:

    • Улучшение озеленения
    • Усовершенствование вентиляции

                                                                                                               Приложение №7

    Тест

    1 вариант

    1.Древние виды живых организмов, сумевших приспособиться к новым условиям обитания

    а) реликты б) эндемики в) бентос г) нектон

    2.Животные, которые активно плавают в водной толще

    а) бентос б) нектон в) планктон

    3.Кто из ученых определил великую роль зеленых растений в жизни биосферы

    а) В.И. Вернадский  б) К.А. Тимирязев в) В. В. Докучаев

    4.Где обнаружены самые древние останки человека

    а) в Евразии  б) в Африке  в) Северной Америке

    5.Где больше сосредоточено людей

    а) на побережье морей и океанов

    б) в  глубине континента

    в) в полярных широтах

    г) в экваториальном, тропических и умеренных поясах

    Тест

    2 вариант

    1.Живые организмы, встречающиеся только на  определенных территориях

    а) реликты б) эндемики в) планктон г) грибы

    2.Водные организмы, обитающие на дне моря

    а) планктон б) бентос в) нектон

    3.Установите соответствие:

    Организмы-потребители                                  растения

    Организмы-производители                   животные

    Организмы-разрушители                                микроорганизмы

    4.Группы людей, объединенных общностью происхождения и сходством внешних признаков, сложившихся под влиянием климата и других особенностей природы

    а) биосфера  б) раса  в) народ

    5.Сфера разума, сфера взаимодействия природы и общества

    а) биосфера  б) ноосфера  в) гидросфера


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

    Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

    Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

    Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

    1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

    Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

    Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...

    Технологическая карта по географии 7 класс. Мировой океан и его части.

    Тема урока: Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Цель урока: сформировать представление о мировом океане и его частях. Формирование системы географических знаний как компонента н...

    Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Союз как часть речи"

    Предложен конспект первого урока  в разделе "Союз" . В пояснительной записке приводится обоснование использования при изучениии раздела "Союз" приемов модульного обучения....

    Технологическая карта урока в 6 классе по теме « Наречие как часть речи»

    УМК В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Г.К. Лидман-Орлова, Е.И. НикитинаЦели урока: уметь определять наречие как самостоятельную часть речи, совершенствовать общеучебное умение работать с текстами, позна...