Технологическая карта урока географии в 6 классе по ФГОС по теме "Человек - часть биосферы"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Данная разработка урока демонстрирует возможности современных педагогических технологий и применения школьных цифровых лабораторий на уроках географии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_chelovek_-_chast_biosfery.docx68.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта мастер-класса

ФИО педагога

Роговая Валентина Александровна

Предмет

география

Класс

6  класс

Тип урока

«Открытия» нового знания

Вид (форма) урока

Исследовательская лаборатория

Тема урока

Человек – часть биосферы

Цель урока

Формирование УУД через практическое использование цифровых лабораторий

Задачи урока:

1)обучающие

2)развивающие

3)воспитательные

Задачи урока:

-обучающие

  • Формировать представление обучающихся о взаимодействии биосферы и человека, понятие о ноосферы;
  • формировать у обучающихся навыки ведения исследовательской работы;
  • продолжить формирование умения работать с текстом и данными электронного приложения, анализировать, делать выводы;
  • продолжить формирование навыков по использованию школьных цифровых лабораторий;
  • формирование  навыков индивидуальной и групповой работы.

-развивающие:

развивать у обучающихся:

  • навыки по поиску информации, ее обработке;
  • творческие способности обучающихся, их творческую инициативу;

-воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру;
  • самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации;
  • интерес к предмету

Формы организации образовательного пространства на уроке

Работа в группах, работа в малых группах, индивидуальная работа

Риски

Психологический дискомфорт при работе в группе из-за лидерских качеств обучающихся

Средства обучения

Школьная цифровая лаборатория «Архимед», карта плотности населения мира, климатическая, физическая карта мира.

Дидакти-ческая структура урока

Микроцель (задачи) этапов урока

Методы и приемы работы.

Форма деятель-ности

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Предметные УУД

Метапредмет-ные УУД:

-познаватель-ные

-коммуникативные

-регулятивные

Личностные УУД

1. Этап мотивации  к учебной деятельности

1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод проекта. Личностно-ориентированное обучение. Проектно-исследовательская технология, ИКТ.

Работа в малых группах; индивиду-альная работа

 Индивидуальное задание

Построение логической цепочки, раскрывающей причинно-следственные связи взаимодействии живых организмов и человека

Вывод: человек – часть биосферы

Уметь применять на практике полученные теоретические знания

Познавательные: использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование).

Коммуникативные:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Этап актуализа-ции и пробного учебного действия

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Метод анализа информации

Работа в малых группах; индивиду-альная работа

Вступительное слово

«Ребята, давайте вспомним царства живых организмов и изобразим это в виде круговой диаграммы. К какому царству отнесем человека? (Животным)

Вывод: человек – часть биосферы. Это тема нашего урока.

А теперь выявим зависимость человека от живых организмов и составим кластер.

«Итак, в процессе взаимодействия живых организмов с человеком мы пришли к выводу:

Человек не может оторваться от биосферы, так как является ее частью

Воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий: метод анализа информации

Составление логических схем (кластеров)

Приложение №1

Приложение №2

Регулятивные: организация своего рабочего места

3. Этап выявления места и причины затрудне-ния

Заинтересовать обучающихся

Личностно-ориентированное развивающее обучение, ИКТ

Фронтальная, работа в малых группах

Вступительное слово:

Когда появился человек на планете?

Почему люди разных континентов отличаются по внешности?

Обучающиеся делятся на группы и работают по алгоритмам:

Археологи, антропологи, демографы, экологи

Расширение информации-онного пространст-ва у учителя и обучаю-щихся.

Возмож-ность проверки теоретических утверждений  на практике.

Научиться выдвигать гипотезу  и доказывать ее.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

4.Этап построения проекта выхода из затрудне-ния

Сформировать у обучающихся умение ориентироваться в практических ситуациях, воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в нестандартной ситуации

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, метод проекта, метод «открытий». Технология коллективно-познаватель-ной деятельности, проектно-исследовательская технология.

Работа в группах

Ситуация 1:

Когда, по мнению ученых, появился человек разумный?

Ситуация 2.

Как шло расселение людей по планете?

Ситуация 3.

В каких районах размещается большая часть населения планеты?

Ситуация 4.

Как окружающая среда влияет на внешний облик людей?

Задание №1

археологам

определить

время появления человека разумного;

объяснить

почему именно в Африке появились первые люди

Задание №2 

для группы демографов: определить

особенности неравномерного размещения населения мира

Сравнить

Метод наложение карт физической, климатической, плотности населения.

Размещение населения по ГШ, рельефу, близости к океану

Выявить

Закономерности в размещении населения мира

Задание №3 для группы антропологов:

Сопоставить условия экваториального пояса, тропических и умеренных и их влиянием на изменение внешнего облика человека

Вывод: все расы людей отличаются только по внешним признакам

Задание  №4

Для экологов:

Каждые 5 мин определять количество кислорода в воздухе кабинета, обработать данные в тб XL

Выводы и рекомендации

Умение и навыки работы с книгой, картографический анализ

Работа по алгоритму приложение №3

Работа по алгоритму приложение №4

Работа по алгоритму приложение №5

Работа по алгоритму приложение №6

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Регулятивные:

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные:

Использовать для познания окружающего мира различные методы (наблюдение, измерение, моделирование).

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

5. Этап реализации построен-ного проекта

Воспитывать уверенность в себе; развивать умение самооценки

Диалог

Фронталь-ная

Что нового узнали?

Человек – часть биосферы. Кислород вырабатываемый растениями жизненно необходим человеку.

На земле выделяют 4 расы.

Отличие людей разных рас  только по внешнему признаку

Где и как можно применять полученные знания?

Что еще можно узнать, используя цифровые лаборатории?

В чем их преимущество?

 группа оценивает свою работу по трем направлениям: правильность выполнения практических заданий, активность в группе, психологический комфорт

Составление кластеров

Уметь анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными вначале, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе

6. Этап первично-го закрепле-ния с проговариванием во внешней речи

Оценивает деятельность групп.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Развивать творческие способности обучающихся, их творческую инициативу.

Метод индивидуальной поисковой деятельности, метод проекта.

Личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательская технология.

Индивидуаль-

ная

Создание минипроектов при помощи цифровых лабораторий по темам:      « Газообмен в кабинете»

Фиксируют п 51 домашнее задание.

Уметь применять на практике полученные теоретические знания

Личностные: мотивация к обучению и целенаправлен-ной познавательной деятельности.

Метапредмет-ные: способность использования сформирован-ных УУД в учебной, познавательной и социальной практике.

8.Этап включения в систему знаний и повторе-ния

Проверка эффективности работы на уроке уч-ся

Самостоятельная работа

Индивидуаль-

ная

Тест 5 заданий в системе moodle

Приложение №7

Развитие внимательности на уроке

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Самоанализ деятельности на уроке

Осмысление способов действия при изучении нового материала

Индивидуаль-

ная

Создание эмоциального настроя

Приложение №1

Царства живых организмов

        

Вывод: человек – часть природы.

Это и есть тема нашего урока.

Приложение №2

Человек и другие живые организмы

Животные

Микроорганизмы

Грибы

Воздействие

 живых

 организмов

 на человека

Пища, одежда

Пища

Участие в пищеварении

        Вывод: человек очень зависит от большинства живых организмов

Приложение №3

1 группа археологов

Алгоритм работы:

1.Когда, по мнению ученых, появился человек разумный? ______________

(текст учебника стр. 130)

2..Как шло расселение людей по планете?

Прародина человечества:________________________

Как заселялись остальные материки?________________________________________

(текст учебника стр. 130)

Составления логической схемы:

Вывод: 3 млн. лет назад человек разумный появляется в Африке и постепенно распространяется по Евразии, через Берингию в Америку и по островам в Австралию.

Записи в тетрадях.

Приложение №4

2 группа географы - демографы

Алгоритм работы:

1.В каких районах размещается большая часть населения планеты:

  • По широте местности и почему?
  • По высоте и почему?

(Метод наложения карт: физической, климатической и анализ карты плотности населения планеты, текст учебника стр. 130)

2.Какой материк не имеет коренного населения? Почему?

Составление логической схемы:

Вывод: основная часть населения планеты концентрируются в умеренных и тропических широтах, на равнинах и вблизи моря.

Приложение № 5

3 группа антропологов

Алгоритм работы:

1.Как окружающая среда влияет на внешний облик людей?

2.Что такое раса?

3.Какие расы существуют на Земле?

Использовать текст учебника стр. 130  и интернет ресурсы.

4. Какая часть населения Земли относится к европеоидной, монголоидной, негроидной и австралоидной расам?

Вывод: Расовые различия людей только по внешнему признаку.

Записи в тетрадях

Приложение №6

4.Группа Экологов.

Цель работы: экологическое состояние кабинета.

Алгоритм работы 4 группы:

  1. Предварительная подготовка: анализ энциклопедической литературы, сбор статистических данных по теме «Фотосинтез и газообмен»
  2. Работа с цифровой лабораторией «Архимед»: определение количества кислорода в воздухе кабинета каждые 5 минут.
  3. Оформление данных в XL таблицу. Построение графика. Анализ. Выводы.
  4. Расчеты по потреблению кислорода присутствующими на уроке.
  5. Рекомендации по озеленению кабинета и вентиляции.

Дополнительный материал:

Содержание газов (%) во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Воздух

Кислород

Углекислый газ

Азот

Вдыхаемый

Выдыхаемый

20,94

16,30

0,03

4,00

79,03

79,70

Влияние концентрации углекислого газа в помещении на здоровье человека

Уровень СО2 (ppm)

 

Качество воздуха и его влияние на человека

Атмосферный воздух

300- 400 ppm

Идеальный для здоровья человека

400-600 ppm

Нормальное качество воздуха

До 600 ppm

Уровень, рекомендованный для спален, детских садов и школ

600-800 ppm

Появляются единичные жалобы на  качество воздуха

800-1000 ppm

Более частые жалобы на качество воздуха.

Выше 1000 ppm

Общий дискомфорт, слабость, головная боль, проблемы с концентрацией внимания. Растет число ошибок в работе. Начинаются негативные изменения в ДНК.

 Выше  2000 ppm

Может вызвать серьезные отклонения в здоровье людей. Количество ошибок в работе сильно возрастает. 70% сотрудников не могут сосредоточиться на работе

По данным исследования  д.т.н., проф. директор НОЦ ТГТУ-ОАО  «Корпорация «Росхимзащита» в области новых химических технологий Дворецкого  Станислава  Ивановича

 Один человек в замкнутом пространстве при t =+200С, влажности воздуха 65% за 1 мин прокачивает 5 л воздуха, из этого объема усваивает 0,5 л кислорода. В 1 литре воздуха – 0,25 г кислорода. Значит в 5 литрах – 1,225 г кислорода.

При каждом вдохе тело поглощает около 20 миллилитров кислорода. Поскольку в спокойном состоянии человек делает примерно 16 вдохов в минуту, значит, мы поглощаем в минуту около 0, 45 г ( 450 миллиграммов) кислорода. Один миллилитр кислорода весит 1,43 миллиграмма.

Таким образом: человек за минуту потребляет 315 миллилитров  кислорода и выдыхает   1,38 г  углекислого газа.

Практическая работа на уроке «Экологов»

Группа делится на 2 подгруппы.

1подгруппа: определяет объем воздуха в кабинете и делает теоретический расчет количества кислорода.

Расчет в кабинете: V=a*b*c м3  объем воздуха в кабинете.

V*1000= количество  литров воздуха в кабинете

Вес воздуха:

1 л воздуха – 0,001225 кг (1,225 г). В нем кислорода: 0,25 г.

V*0,25= количество кислорода в помещении.

2 подгруппа: при помощи цифровой лаборатории «Архимед» обучающиеся измеряют количество кислорода в воздухе кабинета с интервалом 5 минут. Вносят данные в таблицу XL и строят график.

Подведение итогов работы подгрупп и общий вывод: скорость уменьшения кислорода зависит от количества присутствующих на уроке, интенсивности физической нагрузки присутствующих и качества вентиляции, озеленения кабинета

Рекомендации по газообмену в кабинете:

  • Улучшение озеленения
  • Усовершенствование вентиляции

                                                                                                           Приложение №7

Тест

1 вариант

1.Древние виды живых организмов, сумевших приспособиться к новым условиям обитания

а) реликты б) эндемики в) бентос г) нектон

2.Животные, которые активно плавают в водной толще

а) бентос б) нектон в) планктон

3.Кто из ученых определил великую роль зеленых растений в жизни биосферы

а) В.И. Вернадский  б) К.А. Тимирязев в) В. В. Докучаев

4.Где обнаружены самые древние останки человека

а) в Евразии  б) в Африке  в) Северной Америке

5.Где больше сосредоточено людей

а) на побережье морей и океанов

б) в  глубине континента

в) в полярных широтах

г) в экваториальном, тропических и умеренных поясах

Тест

2 вариант

1.Живые организмы, встречающиеся только на  определенных территориях

а) реликты б) эндемики в) планктон г) грибы

2.Водные организмы, обитающие на дне моря

а) планктон б) бентос в) нектон

3.Установите соответствие:

Организмы-потребители                                  растения

Организмы-производители                   животные

Организмы-разрушители                                микроорганизмы

4.Группы людей, объединенных общностью происхождения и сходством внешних признаков, сложившихся под влиянием климата и других особенностей природы

а) биосфера  б) раса  в) народ

5.Сфера разума, сфера взаимодействия природы и общества

а) биосфера  б) ноосфера  в) гидросфера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Моделирование технологической карты урока географии с учетом требований ФГОС основного общего образования"

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов о...

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...

Технологическая карта по географии 7 класс. Мировой океан и его части.

Тема урока: Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Цель урока: сформировать представление о мировом океане и его частях. Формирование системы географических знаний как компонента н...

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Союз как часть речи"

Предложен конспект первого урока  в разделе "Союз" . В пояснительной записке приводится обоснование использования при изучениии раздела "Союз" приемов модульного обучения....

Технологическая карта урока в 6 классе по теме « Наречие как часть речи»

УМК В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова, Г.К. Лидман-Орлова, Е.И. НикитинаЦели урока: уметь определять наречие как самостоятельную часть речи, совершенствовать общеучебное умение работать с текстами, позна...